Гарькавый И. В.: Дорогой Владыка, мы с Вами сейчас находимся в паломническом путешествии. И это уже далеко не первый раз, когда Вы возглавляете такие группы из Русского Зарубежья. В течение многих лет уже эти группы собираются, и Вы путешествуете вместе с паломниками, какое это имеет значение для Вас и вообще в жизни Русской Зарубежной церкви?
Владыка Иларион: Да, я довольно часто принимал участие в таких паломничествах на Русской Земле. Как и все православные христиане, я испытываю духовную потребность посетить те места, где подвязались Святые угодники, о которых мы читаем всегда в монастыре во время трапезы уставное чтение. Для православных людей, которые живут вне России, в разных странах по всему миру это особенно важно. Важно, чтобы они тоже приобщились к той благодати, которая существует на Святой Русской Земле. Можно сказать, что эти путешествия для чад Русской Зарубежной церкви важны, как способ узнать Россию и воссоединиться с русским миром. Мы желаем, чтобы они также участвовали в духовной жизни России, знакомились не только издалека, но своим присутствием увидели и познали прошлое и настоящее России, научаясь примерами тех подвижников, которые здесь подвизались.
Гарькавый И.В.: Владыка, я вижу, что в таких поездках принимают люди , которые осознают себя русскими и православными, но прежде никогда в России не бывали. Видимо, они неизбежно начинают сравнивать тот образ России, который существовал у них прежде, который родился из книг, из рассказов их предков и ту реальность, которую они могут здесь встретить.
Владыка Иларион: Я думаю, что у всех, кто никогда не бывал в России, свое представление о ней, о реальностях жизни в России и особенно о церковной жизни. Когда мы приезжаем и знакомимся и главное участвуем, тогда создается совершено другое впечатление и более глубокое познание нашей духовной традиции. Оно гораздо лучше идеальных образов, более живое и действительное. Потому, что часто мы представляем что-то не реальное. Конечно, мы все и всегда называли и называем нашу духовную родину Святой Русью. Но при этом мы понимаем, что речь идет не столько о самой стране, сколько о тех подвижниках, которые ищут спасение и находят его в Боге. Почему Россия называлась и называется Святой Русь. Не все достигали этой святости, но и поиски и искания эти создали особый уклад жизни. И это искание, эта жажда Бога как Истины, Крастоты и Жизни — это главное в русской культуре.
Гарькавый И.В.: Вы встретили эту Святую Русь во время поездки?
Владыка Иларион: Конечно. Мы видели эту Святую Русь, которая даже и сейчас среди нас существует. Народ, который приходит в церковь, люди, паломники, которые сами приезжают на моление в Святых местах. Старушки, бабушки на приходах в каждой церкви. Мы видели искреннее благоговение прихожан во время богослужения. Это всё очень впечатляет нас. Также как и высокого уровня иконопись, архитектура монастырей и многочисленное монашество. Это русских людей из-за границы очень впечатляет.
Гарькавый И.В.: Владыка, Русская Зарубежная Церковь хранила традиции Русской духовной культуры в изгнании. Поскольку она не была в пленении советской власти и существовала относительно свободно, будучи сама в изгнании она хранила память о тех, кто пострадал за Веру, память о Новомучениках и Исповедниках. Мне кажется очень символичным, то, что Вы будете совершать литургию на Бутовском Полигоне — самом крупном и самом известном месте массовых расстрелов и захоронений Московского региона и всей России.
Владыка Иларион: Русская Зарубежная Церковь всегда хранила память о тех людях, которые пострадали за веру на Родине. Самые первые эмигранты после революции очень это чувствовали. Будучи сами в изгнании, они свято хранили память о тех исповедниках, которые пострадали за Христа в России. В Христовой Церкви всегда была традиция чтить своих мучеников. Как писал древний церковный писатель Тертуллиан, мученическая кровь — это семя веры. И вот вся история Церкви показывает, что сколько бы ни гнали нас, сколько бы не убивали христиан, невозможно уничтожить Церковь. Она только расширяет свою деятельность. Свидетельство мучеников открывает язычникам и сомневающимся то, что нельзя узнать из книг и учебников. Силу веры, силу вечной Жизни, которая больше и сильнее страха. Поэтому, когда из-за преследования Веры на нашей Родине, многие оказались за границей, они всюду, где поселялись, строили храмы. И начиналась новая церковная жизнь в этих местах. Так была распространена Православная Вера по всему миру.
Гарькавый И.В.: Мы знаем, что в каждом русском храме заграницей обязательно есть икона Новомучеников и Царственных страстотерпцев. Как вы оцениваете положение дел в самой России? Вы проехали много епархий, видели много храмов, встречались с архиереями. Как вам кажется, можно ли сказать, что в Русской Церкви уже полностью прославлены Новомученики?
Владыка Иларион: Вся Русская земля освящена мученической кровью. Русская Церковь здесь ведет очень серьезную работу, изучают жизнь и подвиги Новомучеников, стараясь получать документы из архивов, чтобы установить обстоятельства их подвига. Уже очень много прославлено. Более 1700! Святых новомучеников прославила еще раньше Зарубежная Русская Церковь в 1983 году. Но она делала это исключительно по тем письменным и устным свидетельствам, которые доходили до нас. Многие из них были собраны в книге протоиерея Михаила Польского. Но здесь после падения коммунизма, возможно, было по архивам НКВД или КГБ узнать много нового о каждом Новомученике. Но мы должны понимать, что часто эти документы были составлены врагами Церкви, иногда с прямой целью ее дискредитировать.
Гарькавый И.В.: Да, это проблема, которая действительно сейчас очень активно обсуждается. Можно ли во всём доверять тем документам, которые были составлены сотрудниками НКВД? Так называемым «следственным делам»?
Владыка Иларион: По-моему, невозможно полностью полагаться на эти документы. Надо понимать положение арестованных и желание самих преследователей скомпрометировать церковь. Нужно изучать не только официальные документы, но и учитывать народное почитание и устные свидетельства.
Гарькавый И.В.: Владыка, можно ли сказать, что тема прославления Новомучеников стала одной из самых важных в диалоге Московского Патриархата и РПЦЗ перед воссоединением?
Владыка Иларион: Именно так. Отношение к Новомученикам, которое мы увидели в Русской Церкви Московского Патриархата стало одним из главных оснований для воссоединения наших церквей в 2007 году. В зарубежье мы всегда считали, что воссоединение произойдет, когда произойдет Возрождение Церкви на Руси по молитвам и ради подвигов Новомучеников и Исповедников Земли Русской. И действительно так оно и произошло. Молитвы этого великого сонма Новомучеников и Исповедников изменили ход истории. Их подвиг привел к сдвигу всей системы. Приведшие к падению безбожной власти и установления свободы для Православной Церкви в России. Мы видим, какая большая перемена произошла. Освободились узы сдерживавшие развитие церковной жизни.
Гарькавый И.В.: Владыка, всё-таки можно ли вот сейчас нам сказать, что сделано всё, что нужно? Потому, что с одной стороны Новомучеников прославлено много с другой стороны мы видим, что их очень мало знают люди. Но мы видим везде, что обычный среднестатистический православный человек знает Святителя Николая и еще ряд древних святых, но он не знает Новомучеников, иногда служивших в его приходе. Поэтому и не обращается к ним с молитвой. Что можно сделать на Ваш для решения этой проблемы?
Владыка Иларион: Обязательно надо продолжать изучать документы, потому что в каждой области, в каждой епархии есть свои Новомученики. Процесс канонизации Новомучеников должен идти дальше. Нужно писать новые художественные книги о них, высокого литературного качества. Снимать художественные и документальные фильмы. Очень многие исповедники веры ожидают своего прославления. Слишком медленно идет сам процесс в последнее время. Важно чтобы люди, живущие в той или иной местности, знали своих местных мучеников за Христа. И они должны воодушевлять их и вдохновлять в Вере и Благочестии. Потому, что взирая на подвиг мучеников, мы сами получаем сильное укрепление в своем жизненном подвиге.
Гарькавый И.В.: Владыка, в последнее время мы видим, как предпринимаются попытки оправдать советскую систему. Нам предлагают считать, что все жертвы политических репрессий были случайными ошибками. Лес рубят -Щепки летят. И в связи с этим, конечно, вновь и вновь возвращается образ Сталина. Вот как вы лично относитесь к идее переименования Волгограда в Сталинград? И к тому, что некоторые наши околоцерковные журналисты и даже некоторые священнослужители РПЦ, высказываются либо за это переименование, либо нейтрально так, что это вроде бы не имеет отношения к церковной жизни?
Владыка Иларион: В Русской Зарубежной Церкви к этому желанию переименовать Волгоград относятся очень негативно. С ужасом. Не понимают, почему есть желание возвращаться к тому, что принесло нашему народу столько зла. Можно ценить то, что было доброе, но нельзя забывать, что безбожная власть хотела заменить православную веру, своей новой ложной «верой». Они создавали свою религию и поэтому стали преследовать Церковь. Это был опыт откровенного богоборчества. Вообще надо сказать, тем, которые пытаются оправдать Сталина и тех, кто вместе с ним тогда уничтожал наш народ, нашу Церковь, они должны знать, что разделяют моральную ответственность за преступления большевиков и лично Сталина против Церкви и разделят их печальную участь.
И вот сегодня тоже в городе Рязань, недалеко от собора мы видели памятник Ленину, и в других местах это часто встречается. Думаю, что наличие этих памятников тормозит развитие России, как в духовном, так и в культурном, и, вообще, в чисто человеческом смысле. Как и наличие останков Ленина на Красной площади является тормозом к более глубокому восстановлению Российской Государственности. Конечно, мы понимаем боязнь реакции многих сторонников тех мертвых вождей. Но мы понимаем, что и сама эта реакция результат отсутствия просветительской работы. Если народу ничего не объяснять, тогда конечно эти оппозиционные настроения будут усиливаться.
Гарькавый И.В.: Владыка, последний вопрос. Вы совершаете литургию на Бутовском Полигоне. Вы нашли в Вашем напряженном графике время для того, чтобы приехать сюда. Какое значение имеет это место для Вас?
Владыка Иларион: Бутово — это святое место. Это Русская Голгофа. Это место, где приняли мученическую кончину за Христа тысячи людей. В храмах Русского Зарубежья это место хорошо знают. Знают еще и потому, что этот храм, где мы будем совершать литургию, десять лет тому назад был заложен патриархом Алексием и митрополитом Лавром еще до официального воссоединения церквей. А потом в 2007 году ими же торжественно освящен. И мы вспоминаем часто этот замечательный день, когда Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр участвовали в освящении Бутовского храма.
Гарькавый И.В.: Вы ведь тоже участвовали тогда в освящении? Чем вам запомнился тот день?
Владыка Иларион: Я помню, с каким трепетом мы совершали освящение каменного храма, с каким торжеством. Новомученики были так близко к нам, что мы чувствовали их незримое присутствие в храме на службе. Их молитвами удалось сделать то, что многие годы казалось невероятным.
Гарькавый И.В.: Радостный день был, действительно. Благодарю Вас, владыка, за интервью.