Митрополит Иларион: «Человек должен понимать относительность всякого успеха и всякого поражения в спорте»
В эфире передачи «Церковь и мир с митрополитом Иларионом» митрополит Иларион (Алфеев) и Иван Семенов обсуждают прошедшую Олимпиаду в Ванкувере и проблемы профессионального спорта.
— Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире передача «Церковь и мир». Вести ее мне помогает обозреватель Иван Семенов.
— Здравствуйте! Свои вопросы митрополиту Илариону, председателю отдела Внешних Церковных Связей Московского патриархата задавайте на сайте нашей передачи Церковь и мир с митрополитом Иларионом. Закончились Олимпийские Игры и мы решили эту передачу посвятить теме спорта, тем более, что от телезрителей на эту тему поступило очень много вопросов.. Владыка, мой первый вопрос к Вам такой. Насколько профессиональный спорт совместим с верой, с христианской жизнью, с добродетелями?
— Я думаю, что профессиональный спорт совместим и с верой, и с добродетелями. Другое дело, что в профессиональном спорте есть очень большие риски. Прежде всего, риск связан с тем, что в профессиональном спорте зачастую совершается насилие над человеческим организмом. Для того, чтобы достичь победы, спортсмен должен выжать из своего тела такие силы, которых, может быть, в нем и нет. И происходит это в ущерб здоровью и жизни человека. Очень часто спортсмены умирают молодыми, очень часто происходят такие травмы в спорте, которые практически не поддаются лечению, очень мало спортсменов достигли больших высот в профессиональном спорте и при этом прожили бы долгую и здоровую жизнь.
— Владыка, хочу предложить Вам вспомнить, по нашим видениям, как начиналась Олимпиада, и как провожали наших олимпийцев туда, в Канаду.
Сюжет: Проводы олимпийцев.
Так олимпийцев провожали впервые. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии XXI Зимних Олимпийских Игр в Ванкувере отслужил в Храме Христа Спасителя молебен для олимпийской сборной России. На молебен пришло более 250 спортсменов, в том числе члены олимпийской сборной и тренеры.
Перед началом молебна Патриарх Кирилл, обращаясь к гостям, сказал, что спортивная честь страны, которую они будут защищать во время Игр, имеет «очень большое значение для нашего национального самопонимания и достоинства, особенно когда страна проходит через непростые жизненные обстоятельства». «Людям нужна сама по себе победа как важный психологический фактор, помогающий осознать достоинство великой страны и великого народа», — подчеркнул глава РПЦ.
Он отметил, что как «Патриарх не только Российской Федерации, но и других стран, которые некогда, исторически, объединяла Россия, благословляет на победу, в том числе не только россиян, но и спортсменов из стран ближнего зарубежья».
Патриарх Кирилл пожелал спортсменам сохранять «внутреннюю силу», важную в самый ответственный момент соревнований, но также сопровождать свое стремление к победе молитвой и верой в божью помощь. «Будьте внутренне сильными, сконцентрируйтесь и «через не могу» сделайте то, чего ждет от вас народ», — с такими словами обратился Патриарх к олимпийской сборной.
Также он призвал спортсменов к тому, чтобы борьба, в которой они будут участвовать, «была бы честной и не сопровождалась злобой, а возможный неуспех не приводил бы к психологическим срывам».
Каждому спортсмену Патриарх Кирилл передал икону Спасителя со своим личным благословением, посоветовав им молиться перед этим образом во время соревнований в особо трудные моменты. Он напомнил, что спортсмены всегда смогут помолиться в специальном храме, который будет сооружен в олимпийской деревне для россиян в Ванкувере, где, в частности, будет находиться икона Георгия Победоносца. Также российских спортсменов в поездке будет сопровождать священник.
— Я абсолютно солидарен со Святейшим Патриархом, когда он провожает нашу олимпийскую команду, когда напутствует ее, осеняя крестным знамением. Все это для нас важно, Церковь должна поддерживать профессиональный спорт – так же, как она должна поддерживать прочие профессии и их представителей, когда они стремятся к достижению каких-то профессиональных высот.
— Владыка, один из наших зрителей, увидев на нашем канале, как Святейший Патриарх провожает нашу сборную, прислал такой вопрос: как же Церковь может благословлять Олимпийские Игры, если это языческая традиция? Церкви не стоило бы их поддерживать.
— Сейчас это уже не языческая традиция. Это спортивные состязания. На Олимпийские Игры едут команды разных стран. И в каком-то смысле Олимпийские Игры превратились в состязания стран между собой. В этих состязаниях каждая страна стремится доказать, что она имеет прекрасных людей, что она способна на высоком уровне организовать подготовку этих людей. И в этом смысле справедливы слова о том, что, допустим, олимпийская сборная России защищает честь своей страны. В этом смысле сравнение между спортсменами и воинами является оправданным. Потому что люди едут на эти состязания не только для того, чтобы продемонстрировать свои физические способности и достижения, но и для того, чтобы засвидетельствовать могущество и силу своей страны.
— И это вполне по-христиански оправданно, да?
— Это вписывается в наше представление о патриотизме. Именно из любви к своей родине человек готов предпринимать какие-то физические усилия, упражняться, отдавать много часов жизни своему физическому совершенствованию. Все это делается для того, чтобы потом защитить свою родину на Олимпийских Играх или других спортивных состязаниях.
— Ну, смотрите, владыка, когда солдат защищает свою страну, он исполняет приказ, противостоит некоторому материализованному злу в виде противника, который хочет захватить, убить – в общем, сделать что-то дурное. Спортсмен противостоит сопернику, который ему ничего плохого не хочет . Такой уж спортивный закон. Тем не менее, он ему должен желать поражения… В этом все-таки содержится какая-то страсть. Или нет?
— Я думаю, что человек должен желать не столько другому поражения, сколько себе победы. В этом состоит нравственный парадокс любого состязания. В конце концов, у нас же есть Олимпиады школьников по Закону Божьему. Так вот, каждый из школьников должен максимально хорошо выучить свой предмет. Но означает ли это, что, участвуя в Олимпиаде, он обязан желать поражения другому школьнику?
— Но, владыка, согласитесь, спортивные соревнования в большом спорте все-таки существенно отличаются от Олимпиады школьников по Закону Божьему. Я хочу напомнить один очень неприятный момент, который был несколько лет назад в Москве, когда наша команда проиграла в футбол сборной Японии. Болельщики прошли по улице Тверской, громя все вокруг себя, поджигая автомобили. И все это делалось под знаком того, что они так переживают за поражение, за проигрыш своей команды. Это был какой-то массовый психоз, и он был вызван большим спортом. Как Вы можете это прокомментировать?
— Мне один раз пришлось лететь в самолете из Шотландии в Лондон. И оказалось, что в самолете собрались болельщики какой-то футбольной команды. Мне казалось, что они разнесут этот самолет в щепки. Я не помню, чтобы я когда-либо испытывал испуг – я ведь очень много летаю на самолетах. Но эти люди были похожи на бесноватых. И, к сожалению, поведение болельщиков очень часто сопровождается подобным беснованием – когда они ликуют при победе тех, за кого они болеют, и когда они готовы все вокруг себя сокрушить при поражении тех, за кого они болеют. Это еще связано с тем, что болельщики, в отличие от самих спортсменов, вместо того, чтобы подражать им и следить за своим здоровьем, превращают участие, скажем, в футбольных матчах и присутствие на них в пьянку.
— Мы видим страстное зрелище, по крайней мере.
— Страстное зрелище, спиртные напитки. На эти побочные последствия профессионального спорта нельзя не обращать внимание.
— Важно не только то, что, как Вы говорите, спортсмены рано часто уходят из жизни. А профессиональный спортсмен, получивший, например, травму, как недавно было с одной нашей спортсменкой-бобслеисткой, оказывается выкинут из жизни. Потому что ничего другого делать не умеет и ему непонятно, что делать дальше.
— Есть такие профессии, — это не только относится к профессиональному спорту — которыми человек может заниматься только в молодости. А когда он достигает не то, чтобы старости, а даже просто зрелого возраста, оказывается не удел. И для многих это трагедия. Вот, певица, например. Она поет 10 лет, 15 лет, а потом что-то происходит с ее голосом. И она оказывается невостребованной. И у нее начинается глубочайшая депрессия. Так было с великой певицей Марией Калласс, которая покорила весь мир своим пением, а потом что-то случилось с ее голосом. Потом на это наложились какие-то личные трудности и трагедии, и она просто умерла от депрессии. Она прожила короткую и очень яркую жизнь. Но ее смерть была очень трагической. И вот такой же трагической бывает смерть очень многих спортсменов. Мы же об этом, как правило, не слышим. Потому что мы слышим только о спортивных достижениях тех или иных людей. А как только они сходят с арены, о них часто забывают. И они умирают в безвестности.
— Как этого избежать тем же спортсменам?
— Ну, конечно, для многих спортсменов есть возможность после ухода из профессионального спорта становиться тренером. Но если говорить о религиозной составляющей спорта для верующего человека, то, прежде всего, человек должен понимать относительность всякого успеха и всякого поражения в спорте. Потому что спорт – это все-таки игра, по большому счету. Это не настоящая жизнь. Настоящая жизнь для человека происходит в его сердце, в его семейных отношениях, в его отношениях с людьми. И даже для спортсмена высшего класса, мне кажется, должно оставаться понимание того, что да, это его профессия, но по большому счету – это игра. А жизнь происходит в значительной степени помимо этой игры, в которой он участвует.
А сейчас, дорогие братья и сестры, давайте посмотрим новостные сюжеты, подготовленные нашей редакцией.
Скандал из-за социальной рекламы.
Компания СBS которая транслирует Супер Боул – финальную игру Национальной футбольной лиги – оказалась в центре скандала из-за социальной рекламы. В ролике консервативной христианской организации «Внимание к семье», направленном против абортов, звезда американского футбола Тим Тьюбоу рассказал историю своего рождения – в 87м его мать Пэм вопреки рекомендациям врачей сохранила беременность.
Тим Тьюбоу, футболист: «Это та причина, по которой я здесь. Моя мать очень смелая женщина, в той ситуации она не сказала «нет», и поэтому я здесь. Я очень благодарен за это и я буду использовать любую возможность, чтобы помочь другим».
Организации, которые отстаивают право на аборт, отреагировали немедленно – в сети появился ролик с участием победителя олимпийских игр Эла Джойнера и бывшего футболиста Шона Джеймса – они призывают уважать выбор женщин. При этом активисты подчеркивают, что имеют претензии только к заказчику рекламы и к компании CBS.
Руководство СBS протесты не огорчают – по их мнению, общественный интерес к проблеме имеет не меньшую ценность, чем плата за рекламное время. Тем более что, все рекламные блоки в трансляции Супер Боула проданы.
Ольга Глущенко. Вести.
— Ну, вот владыка, тут спортсмен, христианин, сделал свои спортивные выступления предметом проповеди определенных христианских ценностей. Сразу возник скандал. Как вы думаете, можно ли, чтобы, например, в России православные спортсмены в определенный момент стали обращаться к своим почитателям с какими-то нравственными религиозными проповедями?
— Я думаю, что можно и нужно. Дело в том, что ни одного из этих спортсменов не было бы, если бы их матери когда-то сделали аборт. Мы даже не представляем себе масштаб тех потерь, которые несет человечество от абортов. Речь идет не только о человеческих жизнях. Подумайте о том, сколько было бы Пушкиных, Достоевских, Шостаковичей, сколько было бы Марадонн и каких-либо еще спортсменов и великих людей, если бы женщины не делали аборты. Мы, по сути дела, живем в ситуации, когда повсеместно узаконено убийство. Убийство считается преступлением, а аборт не считается. Хотя с точки зрения Церкви аборт – это то же самое убийство. Мы говорили в одной из передач о том, что есть разница между понятиями греха и преступления. Вот аборт является грехом, но согласно законодательству многих стран, он не является преступлением. Я думаю, что любое противодействие аборту, в любых формах, если только они не вульгарные и не непристойные, допустимо и может приветствоваться. Если человек, подобный тому спортсмену, о котором шла речь в этом репортаже, готов рассказать о том, что произошло, и о том, благодаря чему он сегодня вообще живет и участвует в профессиональном спорте, — я думаю, что это благое и очень полезное дело.
— Владыка, еще один вопрос Вам задам на тему спорта и веры. Спрашивает наша зрительница Ольга: «Мусульманки не принимают участия в спортивных соревнованиях и вообще спортом не занимаются из-за неприличной, с их точки зрения, формы, которую спортсмены носят на себе. Сейчас в художественной гимнастике разрешили использовать вместо купальников закрытые комбинезоны, но все равно верующие мусульманки не идут заниматься этим видом спорта. Получается, что православные менее приличные, чем мусульмане?» — спрашивает наша зрительница.
— Я не думаю, что православные менее приличные, чем мусульмане. Просто в Православии меньше внимания уделяется внешнему виду человека. У нас ведь до сих пор существуют разные взгляды на форму одежды, например, для женщин в храме. Мы не ставим внешний вид во главу угла. Мы считаем, что самое главное то, что у человека в душе.
Дорогие братья и сестры, на этом мы заканчиваем нашу программу, посвященную теме спорта. Я хотел бы в заключении напомнить вам слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на стадионе бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венка тленного, а мы – нетленного». Всего вам доброго. Храни вас всех Господь!