Главная Человек Спорт

Митрополит Иларион: «Человек должен понимать относительность всякого успеха и всякого поражения в спорте»

Насколько профессиональный спорт совместим с верой? Как Церковь может благословлять Олимпийские Игры, если это языческая традиция? Можно ли, чтобы православные спортсмены стали обращаться к своим почитателям с нравственными религиозными проповедями?

В эфире передачи «Церковь и мир с митрополитом Иларионом» митрополит Иларион (Алфеев) и Иван Семенов обсуждают  прошедшую Олимпиаду в Ванкувере и проблемы профессионального спорта.

Скачать

— Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире передача «Церковь и мир». Вести ее мне помогает обозреватель Иван Семенов.

— Здравствуйте! Свои вопросы митрополиту Илариону, председателю отдела Внешних Церковных Связей Московского патриархата задавайте на сайте нашей передачи Церковь и мир с митрополитом Иларионом. Закончились Олимпийские Игры и мы решили эту передачу посвятить теме спорта, тем более, что от телезрителей на эту тему поступило очень много вопросов.. Владыка, мой первый вопрос к Вам такой. Насколько профессиональный спорт совместим с верой, с христианской жизнью, с добродетелями?

— Я думаю, что профессиональный спорт совместим и с верой, и с добродетелями. Другое дело, что в профессиональном спорте есть очень большие риски. Прежде всего, риск связан с тем, что в профессиональном спорте зачастую совершается насилие над человеческим организмом. Для того, чтобы достичь победы, спортсмен должен выжать из своего тела такие силы, которых, может быть, в нем и нет. И происходит это в ущерб здоровью и жизни человека. Очень часто спортсмены умирают молодыми, очень часто происходят такие травмы в спорте, которые практически не поддаются лечению, очень мало спортсменов достигли больших высот в профессиональном спорте и при этом прожили бы долгую и здоровую жизнь.

— Владыка, хочу предложить Вам вспомнить, по нашим видениям, как начиналась Олимпиада, и как провожали наших олимпийцев туда, в Канаду.

Сюжет: Проводы олимпийцев.

Так олимпийцев провожали впервые. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии XXI Зимних Олимпийских Игр в Ванкувере отслужил в Храме Христа Спасителя молебен для олимпийской сборной России. На молебен пришло более 250 спортсменов, в том числе члены олимпийской сборной и тренеры.

Перед началом молебна Патриарх Кирилл, обращаясь к гостям, сказал, что спортивная честь страны, которую они будут защищать во время Игр, имеет «очень большое значение для нашего национального самопонимания и достоинства, особенно когда страна проходит через непростые жизненные обстоятельства». «Людям нужна сама по себе победа как важный психологический фактор, помогающий осознать достоинство великой страны и великого народа», — подчеркнул глава РПЦ.

Он отметил, что как «Патриарх не только Российской Федерации, но и других стран, которые некогда, исторически, объединяла Россия, благословляет на победу, в том числе не только россиян, но и спортсменов из стран ближнего зарубежья».

Патриарх Кирилл пожелал спортсменам сохранять «внутреннюю силу», важную в самый ответственный момент соревнований, но также сопровождать свое стремление к победе молитвой и верой в божью помощь. «Будьте внутренне сильными, сконцентрируйтесь и «через не могу» сделайте то, чего ждет от вас народ», — с такими словами обратился Патриарх к олимпийской сборной.

Также он призвал спортсменов к тому, чтобы борьба, в которой они будут участвовать, «была бы честной и не сопровождалась злобой, а возможный неуспех не приводил бы к психологическим срывам».

Каждому спортсмену Патриарх Кирилл передал икону Спасителя со своим личным благословением, посоветовав им молиться перед этим образом во время соревнований в особо трудные моменты. Он напомнил, что спортсмены всегда смогут помолиться в специальном храме, который будет сооружен в олимпийской деревне для россиян в Ванкувере, где, в частности, будет находиться икона Георгия Победоносца. Также российских спортсменов в поездке будет сопровождать священник.

— Я абсолютно солидарен со Святейшим Патриархом, когда он провожает нашу олимпийскую команду, когда напутствует ее, осеняя крестным знамением. Все это для нас важно, Церковь должна поддерживать профессиональный спорт – так же, как она должна поддерживать прочие профессии и их представителей, когда они стремятся к достижению каких-то профессиональных высот.

— Владыка, один из наших зрителей, увидев на нашем канале, как Святейший Патриарх провожает нашу сборную, прислал такой вопрос: как же Церковь может благословлять Олимпийские Игры, если это языческая традиция? Церкви не стоило бы их поддерживать.

— Сейчас это уже не языческая традиция. Это спортивные состязания. На Олимпийские Игры едут команды разных стран. И в каком-то смысле Олимпийские Игры превратились в состязания стран между собой. В этих состязаниях каждая страна стремится доказать, что она имеет прекрасных людей, что она способна на высоком уровне организовать подготовку этих людей. И в этом смысле справедливы слова о том, что, допустим, олимпийская сборная России защищает честь своей страны. В этом смысле сравнение между спортсменами и воинами является оправданным. Потому что люди едут на эти состязания не только для того, чтобы продемонстрировать свои физические способности и достижения, но и для того, чтобы засвидетельствовать могущество и силу своей страны.

— И это вполне по-христиански оправданно, да?

— Это вписывается в наше представление о патриотизме. Именно из любви к своей родине человек готов предпринимать какие-то физические усилия, упражняться, отдавать много часов жизни своему физическому совершенствованию. Все это делается для того, чтобы потом защитить свою родину на Олимпийских Играх или других спортивных состязаниях.

— Ну, смотрите, владыка, когда солдат защищает свою страну, он исполняет приказ, противостоит некоторому материализованному злу в виде противника, который хочет захватить, убить – в общем, сделать что-то дурное. Спортсмен противостоит сопернику, который ему ничего плохого не хочет . Такой уж спортивный закон. Тем не менее, он ему должен желать поражения… В этом все-таки содержится какая-то страсть. Или нет?

— Я думаю, что человек должен желать не столько другому поражения, сколько себе победы. В этом состоит нравственный парадокс любого состязания. В конце концов, у нас же есть Олимпиады школьников по Закону Божьему. Так вот, каждый из школьников должен максимально хорошо выучить свой предмет. Но означает ли это, что, участвуя в Олимпиаде, он обязан желать поражения другому школьнику?

— Но, владыка, согласитесь, спортивные соревнования в большом спорте все-таки существенно отличаются от Олимпиады школьников по Закону Божьему. Я хочу напомнить один очень неприятный момент, который был несколько лет назад в Москве, когда наша команда проиграла в футбол сборной Японии. Болельщики прошли по улице Тверской, громя все вокруг себя, поджигая автомобили. И все это делалось под знаком того, что они так переживают за поражение, за проигрыш своей команды. Это был какой-то массовый психоз, и он был вызван большим спортом. Как Вы можете это прокомментировать?

— Мне один раз пришлось лететь в самолете из Шотландии в Лондон. И оказалось, что в самолете собрались болельщики какой-то футбольной команды. Мне казалось, что они разнесут этот самолет в щепки. Я не помню, чтобы я когда-либо испытывал испуг – я ведь очень много летаю на самолетах. Но эти люди были похожи на бесноватых. И, к сожалению, поведение болельщиков очень часто сопровождается подобным беснованием – когда они ликуют при победе тех, за кого они болеют, и когда они готовы все вокруг себя сокрушить при поражении тех, за кого они болеют. Это еще связано с тем, что болельщики, в отличие от самих спортсменов, вместо того, чтобы подражать им и следить за своим здоровьем, превращают участие, скажем, в футбольных матчах и присутствие на них в пьянку.

— Мы видим страстное зрелище, по крайней мере.

— Страстное зрелище, спиртные напитки. На эти побочные последствия профессионального спорта нельзя не обращать внимание.

— Важно не только то, что, как Вы говорите, спортсмены рано часто уходят из жизни. А профессиональный спортсмен, получивший, например, травму, как недавно было с одной нашей спортсменкой-бобслеисткой, оказывается выкинут из жизни. Потому что ничего другого делать не умеет и ему непонятно, что делать дальше.

— Есть такие профессии, — это не только относится к профессиональному спорту — которыми человек может заниматься только в молодости. А когда он достигает не то, чтобы старости, а даже просто зрелого возраста, оказывается не удел. И для многих это трагедия. Вот, певица, например. Она поет 10 лет, 15 лет, а потом что-то происходит с ее голосом. И она оказывается невостребованной. И у нее начинается глубочайшая депрессия. Так было с великой певицей Марией Калласс, которая покорила весь мир своим пением, а потом что-то случилось с ее голосом. Потом на это наложились какие-то личные трудности и трагедии, и она просто умерла от депрессии. Она прожила короткую и очень яркую жизнь. Но ее смерть была очень трагической. И вот такой же трагической бывает смерть очень многих спортсменов. Мы же об этом, как правило, не слышим. Потому что мы слышим только о спортивных достижениях тех или иных людей. А как только они сходят с арены, о них часто забывают. И они умирают в безвестности.

— Как этого избежать тем же спортсменам?

— Ну, конечно, для многих спортсменов есть возможность после ухода из профессионального спорта становиться тренером. Но если говорить о религиозной составляющей спорта для верующего человека, то, прежде всего, человек должен понимать относительность всякого успеха и всякого поражения в спорте. Потому что спорт – это все-таки игра, по большому счету. Это не настоящая жизнь. Настоящая жизнь для человека происходит в его сердце, в его семейных отношениях, в его отношениях с людьми. И даже для спортсмена высшего класса, мне кажется, должно оставаться понимание того, что да, это его профессия, но по большому счету – это игра. А жизнь происходит в значительной степени помимо этой игры, в которой он участвует.

А сейчас, дорогие братья и сестры, давайте посмотрим новостные сюжеты, подготовленные нашей редакцией.

Скандал из-за социальной рекламы.

Компания СBS которая транслирует Супер Боул – финальную игру Национальной футбольной лиги – оказалась в центре скандала из-за социальной рекламы. В ролике консервативной христианской организации «Внимание к семье», направленном против абортов, звезда американского футбола Тим Тьюбоу рассказал историю своего рождения – в 87м его мать Пэм вопреки рекомендациям врачей сохранила беременность.

Тим Тьюбоу, футболист: «Это та причина, по которой я здесь. Моя мать очень смелая женщина, в той ситуации она не сказала «нет», и поэтому я здесь. Я очень благодарен за это и я буду использовать любую возможность, чтобы помочь другим».

Организации, которые отстаивают право на аборт, отреагировали немедленно – в сети появился ролик с участием победителя олимпийских игр Эла Джойнера и бывшего футболиста Шона Джеймса – они призывают уважать выбор женщин. При этом активисты подчеркивают, что имеют претензии только к заказчику рекламы и к компании CBS.

Руководство СBS протесты не огорчают – по их мнению, общественный интерес к проблеме имеет не меньшую ценность, чем плата за рекламное время. Тем более что, все рекламные блоки в трансляции Супер Боула проданы.

Ольга Глущенко. Вести.

ilarisem1Ну, вот владыка, тут спортсмен, христианин, сделал свои спортивные выступления предметом проповеди определенных христианских ценностей. Сразу возник скандал. Как вы думаете, можно ли, чтобы, например, в России православные спортсмены в определенный момент стали обращаться к своим почитателям с какими-то нравственными религиозными проповедями?

— Я думаю, что можно и нужно. Дело в том, что ни одного из этих спортсменов не было бы, если бы их матери когда-то сделали аборт. Мы даже не представляем себе масштаб тех потерь, которые несет человечество от абортов. Речь идет не только о человеческих жизнях. Подумайте о том, сколько было бы Пушкиных, Достоевских, Шостаковичей, сколько было бы Марадонн и каких-либо еще спортсменов и великих людей, если бы женщины не делали аборты. Мы, по сути дела, живем в ситуации, когда повсеместно узаконено убийство. Убийство считается преступлением, а аборт не считается. Хотя с точки зрения Церкви аборт – это то же самое убийство. Мы говорили в одной из передач о том, что есть разница между понятиями греха и преступления. Вот аборт является грехом, но согласно законодательству многих стран, он не является преступлением. Я думаю, что любое противодействие аборту, в любых формах, если только они не вульгарные и не непристойные, допустимо и может приветствоваться. Если человек, подобный тому спортсмену, о котором шла речь в этом репортаже, готов рассказать о том, что произошло, и о том, благодаря чему он сегодня вообще живет и участвует в профессиональном спорте, — я думаю, что это благое и очень полезное дело.

— Владыка, еще один вопрос Вам задам на тему спорта и веры. Спрашивает наша зрительница Ольга: «Мусульманки не принимают участия в спортивных соревнованиях и вообще спортом не занимаются из-за неприличной, с их точки зрения, формы, которую спортсмены носят на себе. Сейчас в художественной гимнастике разрешили использовать вместо купальников закрытые комбинезоны, но все равно верующие мусульманки не идут заниматься этим видом спорта. Получается, что православные менее приличные, чем мусульмане?» — спрашивает наша зрительница.

— Я не думаю, что православные менее приличные, чем мусульмане. Просто в Православии меньше внимания уделяется внешнему виду человека. У нас ведь до сих пор существуют разные взгляды на форму одежды, например, для женщин в храме. Мы не ставим внешний вид во главу угла. Мы считаем, что самое главное то, что у человека в душе.

Дорогие братья и сестры, на этом мы заканчиваем нашу программу, посвященную теме спорта. Я хотел бы в заключении напомнить вам слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на стадионе бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венка тленного, а мы – нетленного». Всего вам доброго. Храни вас всех Господь!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.