Митрополит Иларион: Какое отношение смерть Господа на Кресте имеет к смертям наших близких
Всякий раз, когда в нашей жизни происходит горе, когда на наших глазах умирают близкие люди, или те, кого мы не знаем, уходят из жизни преждевременно, мы не можем не спросить себя: почему? За что? Как так произошло? Почему не уберегли? Священнослужителям очень часто приходится слышать: «А где же был Бог? Куда же ваш Бог смотрел?»
В каждой смерти есть две составляющие: человеческий фактор и Божественный промысел. И когда люди умирают смертью преждевременной или насильственной, то очень часто на виду оказывается, прежде всего, человеческий фактор. Мы говорим о том, что к трагическим последствиям привели те или иные обстоятельства, те или иные ошибки, или причиной смерти одних людей становится злая воля других.
Но есть еще и Божественный промысел, который заключается в том, что Бог даже ошибки и злые дела человеческие направляет к добрым последствиям. И мы, православные христиане, не сомневаемся в том, что Бог заботится обо всех, что Он находится рядом со всяким человеком, в том числе с тем, который страдает, умирает. И когда человек переходит в мир иной, то Бог Сам его там встречает и размещает в той обители, которую человек своей жизнью заслужил.
В истории, которую мы сегодня услышим, тоже имеется две составляющих: есть человеческий фактор, а есть Божественный промысл. Человеческий фактор заключался в том, что когда Иисус Христос пришел на землю, когда Он начал Свое служение, проповедовал людям, делал добро и совершал чудеса, одних людей это вдохновляло, укрепляло в них веру, а вот другие все больше и больше озлоблялись и в конце концов сговорились для того, чтобы предать Его смерти. В этом сговоре участвовали и первосвященники, и книжники, и старейшины народа израильского. Оказался втянутым в сговор и римский прокуратор Понтий Пилат. Одним из участников драмы был Иуда предатель.
Каждый из этих людей мог не поступить так, как он поступил. Но каждый в силу своего свободного выбора не встал на сторону Христа, Бога и добра, а встал на сторону зла. И Христа осудили на смерть.
Но виден во всей этой истории и Божественный промысл, потому что Христос был не простым человеком, а воплотившимся Богом. Он пришел в этот мир не для того, чтобы жить, но для того, чтобы умереть, отдать Свою душу во искупление людей. Именно поэтому Иисус не оправдывался на суде. Именно поэтому Он не остановил предателя. Именно поэтому Спаситель принял смерть. Его смерть явилась исполнением воли Бога Отца, и в то же время она была добровольной.
Жизнь, страдания и смерть Иисуса Христа – это ответ Бога на самые главные вопросы человека, в том числе на те, которые мы ставим всякий раз, когда происходит трагедия, когда погибают невинные люди. Но мы можем спросить: а какое отношение смерть Господа на Кресте имеет к тем смертям? Самое прямое, потому что Христос не только умер, но и воскрес. Своим воскресением Он открыл для нас путь к воскресению из мертвых. И нам, христианам, смерть уже не страшна, потому что мы знаем: смерть – это переход в вечную жизнь, и каким бы ни был человеческий фактор, приводящий к смерти того или иного человека, за порогом смерти его ждет Сам Бог. И как Бог встречает душу того, кто веровал в Него, душу погибшего по чьей-то злой воле невинного человека, ребенка или младенца, преждевременно умершего, так Бог встречает и души людей, которые в этой жизни делали добро, исполняли Его заповеди и проявляли себя согласно с тем, что Господь ждет от каждого человека.
Давайте сейчас послушаем историю Страстей Христовых и подумаем о том, как она проецируется на нашу собственную жизнь. Поразмышляем над тем, как Бог отвечает на наши вопросы, потому что, в конечном итоге, у всех нас к Богу имеются свои вопросы, а у Бога для каждого есть ответы. Давайте постараемся ощутить этот голос Божий в своем сердце и услышать то, что Бог ответит каждому из нас на наши вопросы через историю страданий, смерти и воскресения Своего Сына.
Источник — Отдел внешних церковных связей