Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения
За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16).
Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)
Новый Завет нам приводит в пример совершенно других женщин. Мы вообще не встречаем примеров предательства или отречения, которые были бы связаны с женщинами. Предателем оказался один из ближайших учеников Христа. Еще один из учеников отрекся от Спасителя в тот момент, когда Он был осужден на смерть. А женщины, как рассказывается в Евангелии, следовали за Иисусом; когда ученики оставили Спасителя, страдающего на Кресте, у женщин, следовавших за Учителем, не было никаких сомнений, и именно они стояли при Кресте Иисуса.
И та женщина, которая возлила благоуханное миро на ноги Спасителя, меньше всего думала о человеческой славе, о том, что, по слову Господа, во всем мире, во всех странах, на всех языках, где будет проповедано Евангелие, будет сказано о ней и о том, что она сделала (см. Мф. 26. 13). Многие деяния людей − мужчин и женщин − совершенные в разные эпохи, преданы забвению, и мы никогда не узнаем, что делали эти люди, а поступок женщины, которая почувствовала, что Господь Иисус Христос − не простой человек, а Тот, Кто может даровать ей прощение грехов, остался зафиксированным в евангельском тексте и в памяти Церкви.
В течение всей истории Церкви было очень много таких женщин, скромных и незаметных, которые по-разному вели себя в жизни, но когда наступал критический момент, не отрекались от Бога, не отходили от Церкви. Они сохраняли веру. Мало было женщин, которые участвовали в революциях, в гонениях на Церковь − в основном все эти преступления совершались руками мужчин, а женщины – скромные, смиренные, незаметные – приходили в храмы даже во времена жестоких гонений, когда открытых церквей оставалось мало и на город с миллионным населением, может быть, действовали один или два храма. Эти женщины приходили, приносили своих детей или внуков для того, чтобы сподобить их святого крещения, и благодаря им сохранилась вера – они донесли ее до того времени, когда вновь стало возможным свободно и беспрепятственно исповедовать Христа. Этот, казалось бы, незаметный подвиг Господь всегда благословляет, и если об этих женщинах ничего не сказано ни в летописях, ни в житиях святых, то не станем сомневаться в том, что об их подвиге будет сказано в Книге Жизни, по которой Господь будет судить род человеческий. Все, что они сделали для того, чтобы сохранить веру и передать ее своим детям и внукам, сохранится и в памяти Божией, и в памяти Церкви.
Сегодня, в канун Великого Четверга, когда воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь наш Иисус Христос преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, мы совершили последнюю в этом посту Литургию Преждеосвященных Даров – особую вечернюю Литургию, которая совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Совершается она для того, чтобы мы, проходящие в Великом посту через подвиг покаяния и через дни, когда воспоминается последние дни и часы земной жизни Спасителя, духовно укреплялись и соединялись с Господом через Таинство Святой Евхаристии. Не случайно Церковь установила для совершения этой Литургии вечерние часы, и в последние годы по благословению Святейшего Патриарха в нашем стольном граде Москве и в других городах возродилась древняя церковная практика совершения вечерних Литургий для того, чтобы мы в течение всего дня себя подготовили – не только молитвенно, но и всеми своими поступками – к приобщению Святых Христовых Таин. И те люди, которые весь день проводят на работе, вечером могут прийти в храм, чтобы соединиться с Господом в Таинстве Святого Причащения.
С завтрашнего дня и до следующего Великого поста Литургии Преждеосвященных Даров совершаться уже не будут. Завтра будет отслужена полная Литургия святителя Василия Великого, на которой мы будем вспоминать, как Господь умыл ноги Своим ученикам и преподал им Свои Пречистое Тело и Честную Кровь – всем двенадцати, включая и Иуду, для которого это причастие оказалось не в жизнь вечную, а в суд и в осуждение, ибо он приступил к Таинству с раздвоенными чувствами, с лукавым сердцем, с намерением предать Спасителя.
Каждый раз, приступая к Святой Евхаристии, мы вспоминаем и об этом человеке. Его имя тоже не вычеркнуто из истории − оно стало нарицательным, означающим предательство и неверность. Мы просим Господа о том, чтобы нам не оказаться Его предателями, о том, чтобы, принимая внутрь себя Тело и Кровь Спасителя, мы принимали их не в суд и не в осуждение, как это произошло с Иудой, но в жизнь бесконечную и вечную.
Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. В эти дни каждый из нас призывается быть на всех службах, ведь каждое из этих богослужений говорит нам о важнейших событиях в истории нашего спасения: завтра утром мы станем участниками Тайной вечери, завтра вечером, когда будут читаться двенадцать евангельских отрывков о страданиях и смерти Господа Спасителя, мы будем вместе с женами-мироносицами предстоять пред Крестом Христовым; в Великую пятницу мы будем молиться у Живоносного Гроба Господня; утром в Великую субботу у Его Гроба мы восславим смерть и Воскресение Спасителя и переоблачимся из темных одеяний в белые, а в ночь Святой Пасхи прославим Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и даровавшего всем нам жизнь вечную. Аминь».