Митрополит Волоколамский Иларион

Митрополит Волоколамский Иларион

Доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (30 ноября 2011 г.)

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Москве для обсуждения чрезвычайно актуальной для наших дней темы – дискриминации и преследования христиан. Для каждого из нас проблема преследований по религиозному признаку не является предметом кабинетных размышлений и переживаний, но настоящей болью, которая побуждает нас бороться с этим злом. Все мы, участники этой конференции, призваны в эти дни выразить поддержку гонимым братьям и сестрам. Помня слова первоверховного апостола Петра: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 13), мы единодушно желаем, чтобы Всемилостивый Господь подал скорбящим и притесняемым отраду и утешение, чтобы они, чувствуя помощь и сострадание своих далеких географически, но близких по вере братьев и сестер, благодатью Божией нашли в себе силы и далее идти по пути стояния в вере на родной для них земле.

Эпоха беспрецедентных по масштабам гонений. Исторический аспект

В настоящее время мы переживаем новую эпоху гонения на христиан, которую некоторые эксперты сравнивают со временами римских императоров первых трёх веков. Простые жители благополучных стран ничего не знают или не хотят знать об этом и принадлежат пока к «молчаливому большинству». Между тем каждые пять минут в мире за веру умирает христианин, каждый год 105 тыс. христиан умирают насильственной смертью в результате межрелигиозных конфликтов[1]. Это число составляют только христиане, убитые за веру. Если мы попытаемся сосчитать количество жертв гражданских столкновений и войн из числа убитых по религиозному признаку, то получим поистине ужасающие цифры.

Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан[2]. Комиссия епископских конференций Европейского Союза[3] в октябре прошлого года сделала вывод: «По крайней мере, 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам».

Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. Церковь – организм богочеловеческий; она одновременно присуща миру горнему и миру дольнему. С её неотмирной сущностью не может смириться враг рода человеческого. Господь Иисус Христос не раз говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Господь предсказал гонения на христиан в мире: «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21,12).

Языческие писатели и христианские апологеты единогласно свидетельствуют, что появление и распространение христианства было встречено со стороны населения Римской империи единодушной ненавистью — со стороны как низших слоев общества, так и образованного класса. Ненависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время общественных бедствий. Толпе нужен враг, на котором можно сорвать злобу; инаковость христиан вызывала и вызывает ненависть «мира сего».

В первые века бытия Церкви христиан преследовали потому, что христианство оказалось в противоречии с основными законами Рима, касающимися религиозной жизни его граждан. Правовой порядок империи предъявлял к исповедникам такие требования, которые последние не могли выполнить, оставаясь христианами. Такие же неприемлемые для христиан требования сегодня выдвигаются в некоторых странах, где приняты законы «о богохульстве». Конечно, святыни традиционных религий не должны подвергаться поруганию. Однако это не имеет ничего общего с ситуацией, когда исповедание Христа Богом объявляется богохульством, а христиане оказываются перед выбором: остаться христианами и пострадать, может быть даже до смерти, или отречься от своей веры.

Я надеюсь, что наша конференция станет одним из первых международных форумов, на котором, наконец, будут названы истинные причины и цели нарастающих гонений на христиан, сделаны оценки происходящего. В современном мире события в каком-нибудь дальнем уголке неминуемо сказываются на ходе общемировых процессов. Поэтому недальновидно и даже преступно игнорировать или не замечать преследования христиан, принимающие все более угрожающие формы и размах. Ведь тогда человечеству угрожает опасность скатиться в первобытную злобу и ненависть, в бесконечный поиск и уничтожение действительных и мнимых врагов, что, в конечном итоге, способно обернуться самоуничтожением. В последнее время часто оперируют термином «христианофобия», который сторонним наблюдателем воспринимается скорее чисто психологически как некая «фобия», навязчивое состояние. Исходя из этого, гонения на христиан в современном мире начинают считать лишь проявлением бытовой ксенофобии, по непонятным причинам принявшим столь массовый характер.

Для того, чтобы с максимальной полнотой представлять себе ситуацию, в которой христиане живут в ряде государств, обратимся к статистике и постараемся проследить и проанализировать происходящее в сфере защиты прав верующих.

Положение христианского меньшинства в регионах мира

Северная Африка

 

Так называемая «арабская весна» – серия революций в ряде арабских стран – серьезно сказалась на положении местных христиан. Наибольшую известность в СМИ в текущем году получили события в Египте. По данным на 2007 г. в Египте проживало 107 млн. человек, большинство из них арабы – 91, 9%, почти все они (90% населения страны) исповедуют ислам. Христиане проживают в основном в Каире, Александрии и других крупных городах, они составляют около 10% населения[4]. По данным Коптской Церкви до событий января 2011 г. коптов в стране насчитывалось 15-18 %. Впрочем, эти цифры, свидетельствующие о сокращении христианского населения Египта, не означают, что отток христиан из страны был вызван исключительно общественно-политическими трансформациями последнего времени. Политика притеснений и выдавливания из Египта христиан-коптов осуществлялась и при прежней власти в этой стране.

Приведу несколько примеров. 5 января 2004 года пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Другой пример. Несколько лет назад уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 года. В результате погрома погиб 21 человек.

Дискриминация по отношению к коптам много десятилетий окружает их повседневную жизнь. Христиане никогда не становятся губернаторами, начальниками полиции и даже директорами школ. Целый район Каира населен коптами, его называют Мусорной деревней. Из 60 тысяч человек здесь работают только 20 тысяч. Все они занимаются ручной сортировкой мусора.

После событий января-февраля 2011 г. в Египте проявилась отчетливая тенденция сделать шариат единственной правовой системой в стране. Указанные события ознаменовались насилием в результате взрыва 1 января в одном из коптских храмов. 7 мая более четырех тысяч радикальных сторонников так называемого «чистого ислама»  осадили и затем подожгли коптскую церковь св. Девы Марии в каирском районе Ибаба. Число жертв межконфессиональных столкновений в столице Египта составило девять человек, 144 получили ранения. Погромы христианских кварталов заставили коптов выйти на улицы, чтобы заявить свой протест властям. Радикально настроенные группы исламистов использовали это для нападения на христиан.

Другой случай. В столице Египта в ночь на 15 мая 2011 г. в результате произошедшего столкновения между мусульманами и христианами-коптами госпитализированы с ранениями 65 человек. В ходе конфликта экстремисты подожгли христианский храм, забросав его бутылками с зажигательной смесью.

В Египте были случаи, когда полиция и военные предпочитали не вмешиваться в массовые избиения коптов, а прокуратура отказывалась возбуждать уголовные дела в отношении мусульманских экстремистов, квалифицируя кровопролитие как «межрелигиозные столкновения», в котором-де виноваты обе стороны. Ушедшее недавно в отставку правительство Египта и правящий в стране Верховный совет вооруженных сил предприняли ряд мер против лиц, виновных в убийствах христиан, были вынесены даже смертные приговоры. Однако, эти меры недостаточно эффективны. Кроме того, ситуация в Египте постоянно меняется, многие аналитики считают, что формировать следующее правительство будет движение «Братья-мусульмане», которые имеют все шансы победить на предстоящих парламентских выборах. Это движение, как известно, выступило за введение в стране исключительно шариатских правовых норм.

Несомненно, государственная власть в этой стране желает стабилизации обстановки на ее собственной территории, некоторые участники нападений на коптов уже понесли справедливое наказание, однако мы должны признать: предпринимаемых мер явно недостаточна для того, чтобы защитить христианское население Египта от посягательств экстремистов. Ведущие мировые СМИ, в том числе и российские, зачастую описывают события в Египте как межрелигиозные столкновения, которые разжигают радикально настроенные экстремисты с обеих сторон. В результате у неискушённого зрителя создается впечатление, что египетские христиане-копты сами виноваты в том, что с ними происходит.

К сожалению, намеренное замалчивание масштабов преследования христиан в ряде стран арабского мира стало неотъемлемой частью политики западных держав в указанном регионе. Информация, которую мы получаем из СМИ, умышленно подается ими в превратном ключе, чтобы не дать людям шанса помешать политике сильных мира сего, для которых экономические интересы всегда оказываются важнее человеческих, включая область прав человека.

После того как произошли майские погромы, на некоторое время волна насилия спала, однако к концу июня появились новые признаки нарастания агрессии в отношении христиан. Вновь приведу несколько примеров: 23 июня сотни радикалов, именующих себя салафитами, напали на коптский храм св. Георгия в деревне Бани Ахмед (Верхний Египет) и пытались убить священника Георгия Табета[5]. Экстремисты подошли к зданию храма, вооружившись прутьями, и потребовали, чтобы верующие выдали для расправы священника, который совершал богослужение. Армия вмешалась только после пятичасовой осады.

25 июня 2011 г. толпа из почти 200 радикалов разгромила и сожгла 8 домов христиан в деревне Авлад Халаф в Верхнем Египте. Нападение было совершено после того, как среди мусульман, проживающих в деревне, распространился слух о том, что один из строящихся домов якобы будет превращен христианами в храм. Два христианина и один мусульманин были ранены в ходе происшедших столкновений. Полиция прибыла к месту происшествия только спустя три часа, когда грабежи и пожары в деревне уже закончились.

30 сентября было осуществлено нападение на храм св. Георгия в городе Эдфу (100 км от Луксора), в результате чего он был полностью сожжен и частично разрушен. 3 октября в деревне Элмадар (Верхний Египет, провинция Сохаг), где проживало 15000 христиан, радикально настроенные мусульмане попытались разрушить коптский храм св. Девы Марии. Они окружили храм и скандировали «Нет церкви!»[6]. Демонстранты в конце концов были оттеснены полицией, прибывшей на помощь христианам. Однако никто из нападавших не был арестован.

Положение христиан в Египте осложняется ещё и тем, что угроза их безопасности исходит не только от религиозных экстремистов, но и от властей страны. Так, 9 октября в столице Египта копты организовали мирную демонстрацию, однако вооруженные силы, находившиеся в подчинении Военного совета Египта, разогнали демонстрацию, в результате чего были убиты более 20 христиан и более 200 ранено. Христиан буквально давили военной техникой. Шейх университета Аль-Азхар ат-Тайиб решительно осудил эти убийства. В начале июня этого года я посетил Египет и встречался с шейхом ат-Тайибом, преподавателями и студентами Аль-Азхара. В ходе диалога я убедился, что в этом авторитетнейшем исламском университете озабочены необходимостью защиты христианского меньшинства. Надеюсь, что голос шейха ат-Тайиба будет услышан теми, кто развязал войну с христианами Египта. Идеология ненависти, которую развивают экстремисты, не имеет ничего общего с традиционным исламом. Эта разрушительная стихия, расправившись с христианами, примется уничтожать авторитетных мусульманских лидеров, уничтожать традиционный ислам, как это уже происходит во многих регионах мира.

Копты осознают свое отчаянное положение, однако многим из них некуда и не на что бежать из страны. Те же христиане, которые имеют хотя бы малейшую возможность выехать за пределы Египта, делают это. Уже сейчас многие копты покидают страну. В Верхнем Египте, в Каире и в Александрии появилось множество пустующих храмов[7]. После свержения в марте правительства Хосни Мубарака, Египет уже покинули свыше 100 тысяч коптов-христиан[8]. По оценкам «Египетского союза за права человека» это число может возрасти до конца года до 250 тысяч человек. Покидает страну в основном коптская молодежь, которая наиболее остро ощущает свою незащищенность и отсутствие перспектив безопасной жизни на своей родине.

Нужно сказать, что обвинения против коптов беспочвенны. Копты в Египте с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою Родину. Как и мусульмане, они хотят видеть свою страну независимой и сильной. Глава Коптской Церкви Патриарх Шенуда III недавно призвал коптов прекратить мирные демонстрации протеста против притеснений христиан из опасений, что это может вызвать новый всплеск межрелигиозных конфликтов.

Некоторые специалисты делают вывод, что волна насилия в отношении коптов возникла не случайно, а была тщательно спланирована силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране. Полагаю, что эти люди должны задуматься о своей душе, если жажда политических или экономических дивидендов пересиливает элементарные человеческие чувства сострадания, становится выше человеческой жизни.

Обратим свой взор на положение христиан в Ливии. После свержения режима Муаммара Каддафи и прихода к власти Переходного национального совета Ливия стала местом, откуда активно вытесняются христиане. До начала иностранного вмешательства в эту страну христиане (копты, православные, католики, англикане, представители других протестантских деноминаций) составляли здесь 3% населения. По информации правозащитной организации «Open Doors», 75 % христиан Ливии, которые в большинстве своем были иностранными рабочими, покинули страну в ходе вооруженного конфликта.

В более чем 10-миллионном Тунисе насчитывается около 20 тысяч христиан различных конфессий. В первой стране «арабской весны» на состоявшихся 24 октября этого года выборах победу одержала партия, запрещенная при прежнем режиме за религиозный экстремизм. Как и в Ливии и Египте, новый тунисский парламент планирует разработать новую конституцию страны. Тунис был одной из немногих исламских стран, где практически отсутствовал антисемитизм, а еврейская община, также как и христиане, пользовалась значительными правами. До революции Тунис был известен тем, что правительство пропагандировало принципы веротерпимости. Сразу после революции в январе этого года и падения прежнего режима религиозные меньшинства подверглись нападениям, начался процесс захвата христианских храмов с целью обращения их в мечети. В сентябре в тунисском городе Эль-Кеф салафиты захватили христианский храм с целью обратить его в мечеть. Недавно полиция задержала более 20 человек, ворвавшихся в римско-католический храм.

В Алжире власти в последние пять лет не дают разрешений на открытие христианских храмов. С недавних пор здесь стал применяться «закон о богохульстве», аналогичный пакистанскому, о котором я скажу чуть позже. По официальным данным, в 36-миллионном Алжире проживает 11 тысяч христиан, большинство из которых – католики. По неофициальным данным количество тайных христиан в разы превосходит это число. Закон, принятый в 2006 г., запрещает миссию среди мусульман. 25 мая этого года Сиагх Кримо, алжирский христианин, приговорен к пяти годам тюремного заключения за то, что рассказал о христианстве своему соседу. Недавно власти алжирской провинции Беджая объявили о закрытии 7 христианских храмов[9]. Предыдущие правительственные указы, касающиеся закрытия храмов, датированы 2008 г. Тогда были закрыты 26 храмовых зданий. В течение последних месяцев в Алжире все чаще отмечаются случаи религиозной нетерпимости по отношению к христианам.

Ближний Восток

В Ираке до 2003 г. проживало более полутора миллионов христиан. В настоящее время почти девять десятых из них бежали или были убиты, а те, кто остались, – ежедневно опасаются за свою жизнь. Среди иракских христиан есть ассирийцы-халдеи, армяне, сирийцы-католики и православные. В Ираке еще десять лет назад христиане могли себя чувствовать относительно спокойно. С иностранной военной интервенцией исламские боевики начали террор не только против зарубежных вооружённых сил, но и против христиан. Последние оказались самой беззащитной прослойкой населения.

1 августа 2004 г. у шести христианских храмов в Багдаде и Мосуле в одно и то же время взорвались заминированные автомобили, в результате чего погибли и были ранены несколько десятков человек. Это произошло в то время, когда верующие выходили после службы. Если до упомянутых терактов страну покидали 2-3 тыс. христиан в месяц, то после нападений за две недели из Ирака выехали 40 тыс. христиан. К 2006 г. Ирак покинула половина христианского населения. И сегодня любыми способами последователи христианства пытаются покинуть Ирак. Сотни христианских семей бежали в северные курдские области Ирака или в соседние страны. В настоящее время число христиан в Ираке приближается к 150 тысячам[10].

Сообщения о взрывах храмов и убийствах христиан в текущем году приходят из Ирака с пугающей регулярностью. Так, 24 апреля 2011 г. дорожная мина взорвалась около заднего входа в католический храм в Багдаде после пасхального богослужения. Радикалы пытаются запугать христиан, расправляясь с ними самыми чудовищными способами. В сентябре 2011 г. полиция северного иракского города Киркук обнаружила тело обезглавленного 29-летнего христианина. Вскоре после этого был убит еще один православный христианин – 62-летний бизнесмен и отец 4-х детей[11]. Он был расстрелян в Мосуле. Ранее он успешно избежал двух попыток похищения.

Отсутствие безопасности и какого-либо видимого улучшения ситуации привело к тому, что иракские христиане все чаще говорят о том, что у них нет будущего в этой стране.

Мы видим также, что радикалы ведут войну не только с христианами – объектами их атак становятся мирные граждане разных вероисповеданий, включая самих мусульман, а также представители власти и армии.

В Сирии политическая ситуация продолжает оставаться очень сложной.  Есть все основания полагать, что в случае политической дестабилизации и гражданской войны крайней опасности будут подвергнуты именно религиозные меньшинства, включая христиан. Международное сообщество не может не учитывать эти факты в своей политике. В этой сложной ситуации в ноябре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сирию и Ливан в том числе для того, чтобы оказать поддержку нашим братьям и сестрам по вере.

Не может не вызывать нашей обеспокоенности и уменьшение количества христиан среди арабов-палестинцев. Об этом подробно говорилось на Международной конференции, посвящённой проблемам христиан в Святой Земле, которая прошла в Лондоне 18-19 июля 2011 г.

Средняя Азия

Пакистан являет собой пример полного бесправия христианского населения. Из приблизительно 162 млн. пакистанцев христиане, половина из которых католики, составляют лишь 2,45% населения. Их положение сегодня можно назвать катастрофическим; оно еще более ухудшилось после убийства в Пакистане террориста Усамы бен Ладена.

В 1986 г. в Пакистане был принят закон о богохульстве, который стал орудием преследования религиозных меньшинств. Всемирный Совет Церквей при участии Русской Православной Церкви в сентябре 2009 г. принял заявление о «Злоупотреблениях в связи с законом о богохульстве и о безопасности религиозных меньшинств в Пакистане». В этом документе отмечается, что в силу того, что понятие «богохульство» определено в законе не четко, для обвинения достаточно свидетельства одного человека, а в качестве наказания определяется тюремное заключение и даже смертная казнь. Кроме того, закон о богохульстве часто используется для сведения личных счетов и как средство захвата чужой собственности. К сожалению, упомянутый закон стал орудием жестоких преследований религиозных меньшинств и, в первую очередь, христиан в Пакистане. Всемирный Совет Церквей призвал правительство Пакистана «гарантировать права религиозных меньшинств в своей стране» и пересмотреть статью уголовного кодекса Пакистана, согласно которой к виновным в богохульстве применяется наказание в виде смертной казни.

Бесправность христиан в свете упомянутого закона заключается в том, что мусульманин может объявить об оскорблении ислама, не предоставляя свидетелей и доказательств. Закон о «богохульстве» требует немедленного осуждения обвиняемого. Пакистанские правозащитники не раз заявляли о том, что закон о «богохульстве» часто предвзято используется по отношению к религиозным меньшинствам, в частности, к христианам, которых в стране насчитывается около трех миллионов. Недавно был подтвержден смертный приговор христианке Ассии Биби, которая на вопрос о ее вере ответила, что она христианка и была обвинена в «богохульстве». «Национальная комиссия по положению женщин» также утверждает наличие нарушений в деле Асии Биби. После встречи с Биби в тюрьме члены комиссии опубликовали заявление, в котором говорится: «Только через 8 дней после инцидента, в ходе которого Асия якобы произнесла богохульные слова, местный мусульманский религиозный деятель Кари Мухаммад Салим, найдя трёх женщин в качестве свидетелей, сумел подать первую жалобу. На основе этого заявления Асия Биби была арестована».

В пакистанской тюрьме умер 30-летний христианин Аслам Масих, арестованный также по обвинению в «богохульстве». В течение нескольких месяцев ему отказывали в медицинской помощи «по соображениям безопасности»[12]. Недавно еще два христианина пострадали от ложных обвинений: протестантский епископ Джозеф Первез и пастор Джорж Бабер вынуждены были бежать за границу после предъявленных им обвинений в «богохульстве» и угроз со стороны экстремистов. Оба христианина планировали создать организацию для защиты христианской общины в Пакистане.

Радикально настроенные мусульмане не останавливаются даже перед насилием в отношении детей. Недавно они совершили нападение на школу в пакистанском Пешаваре. Два человека убиты и 14 получили ранения, в том числе 7 детей[13].

Многие девочки-христианки в Пакистане насильно выдаются замуж за мусульман и принуждаются к смене веры. В докладе Азиатской комиссии по правам человека сообщается, что около 700 пакистанских девушек-христианок каждый год вынужденно принимают ислам в связи с давлением или нежеланной беременностью. Сообщалось также о том, что 13-летняя христианка была изнасилована, когда возвращалась домой с канала после стирки белья. Затем насильники заставили девушку идти обнаженной до дома[14]. Подобные преступления чаще всего остаются безнаказанными.

В настоящее время в Пакистане ежегодно фиксируется более 700 случаев принудительного обращения в ислам[15]. Недавно опубликованный доклад комиссии «Справедливость и мир» Конференции католических епископов Пакистана отмечает, что в стране ухудшается ситуация с религиозным экстремизмом. Доклад под названием «Мониторинг прав человека 2011 г.» фиксирует многочисленные случаи нарушения прав и дискриминации в отношении христиан и представителей других религиозных меньшинств в Пакистане.

8 сентября этого года в Кветте – главном городе западной провинции Пакистана Балохистан – совершены две террористические атаки. В результате нападений повреждена резиденция епископа Виктора Гнанапрагасама, офисы благотворительной организации Caritas и три католические школы[16].

Побуждаемые страхом или прельщенные лучшими экономическими перспективами, по крайней мере, 20 пакистанских христиан переходят в ислам каждую неделю[17].

Те немногие государственные деятели, которые пытались говорить о правах христиан в этой стране, были убиты или запуганы. Весь мир знает об убийстве пакистанского министра по делам меньшинств Шахбаза Бхатти. Еще ранее был убит губернатор провинции Пенджаб Салман Тазир, выступавший за соблюдение прав христиан.

По данным организации помощи преследуемым христианам «Open Doors», из 28,4 миллионов жителей Афганистана примерно 10 тысяч исповедуют христианство. Современное законодательство Афганистана формально является светским и признает равенство всех религий, однако содержит ряд исключений, подрывающих этот принцип, что ведёт к дискриминации христиан.

Пять лет назад большой резонанс получило дело афганского христианина Абдула Рахмана. В своё время он покинул Афганистан, жил и работал в гуманитарной миссии в Пешаваре. Там он познакомился с христианским учением, уверовал и был крещен. После падения режима талибов он вернулся в Кабул, но столкнулся с множеством проблем. Родители Абдула, узнав о его новой вере, не пускали его на порог. Дело кончилось тем, что родные донесли в полицию о том, что Рахман хранит Библию, и он оказался в тюрьме. Обвиняемый отказался отречься от веры. Речь прокурора, да и сама антихристианская сущность «дела Рахмана» вызвали протесты на Западе, что, в конце концов, заставило правительство Афганистана максимально быстро прекратить дело и выслать Абдула Рахмана в Италию.

В 2010 г. состоялся суд над афганским христианином Саидом Муссой, отцом большого семейства, работником медицинского центра Красного Креста в Кабуле, арестованным за участие в христианских обрядах. Суд над Саидом Муссой – не первый за последние годы публичный процесс над христианином. Следствию удалось добиться от него публичного отречения от веры, которое было показано по афганскому телевидению, но недавно в руки правозащитников попало его письмо, из которого следует, что он все еще находится под арестом в одной из кабульских тюрем, подвергаясь побоям и сексуальному насилию со стороны сокамерников. В своем письме Саид заявляет, что глубоко сожалеет о своем отречении от Христа.

Большинство современных христиан в стране – городские жители, крестившиеся в довоенный период, или молодежь, познакомившаяся с христианским вероучением во время поездок за рубеж и контактов с иностранцами-христианами в Афганистане. Они вынуждены скрывать свои убеждения, не имеют легальной возможности открывать храмы, а церковные службы проводят на территории частных домов. Большинство христиан-афганцев – католики и протестанты. Переход из ислама рассматривается как тяжкое преступление, и христиане часто подвергаются преследованиям экстремистов.  В этом году во всемирной сети было опубликовано видео, запечатлевшее казнь четырьмя боевиками афганца Абдулы Латифа. Боевики говорят в камеру, что они принадлежат к движению «Талибан». На официальном сайте движения «Талибан» 18 октября сообщается о планах разрушить все христианские центры. Сотни афганских христиан вынуждены скрываться из-за угроз расправы, талибы преследуют их даже за границами Афганистана.

Центральная и Южная Африка

В Северном Судане, который летом этого года отделился от Южного, постоянно происходят акты насилия в отношении христиан. Новые власти страны заявляют, что теперь в Судане «шариат и ислам станут основой новой конституции, ислам будет официальной религией, а арабский – официальным языком». Из Судана приходят сообщения о многочисленных целенаправленных нападениях на христиан, которые вынуждены бежать в Южный Судан.

Власти не предпринимают мер для защиты христиан. Почти год назад в Северном Судане исламскими экстремистами была похищена 15-летняя девочка христианка. Мать девочки рассказала, что не один раз обращалась в полицию с просьбой завести дело и начать поиски её дочери, однако в ответ получала лишь требования принять сначала ислам, а потом обращаться за помощью к исламским полицейским. 8 июня этого года суданские военные арестовали и расстреляли учащегося Главной семинарии Святого Павла. Молодой человек был убит в присутствии множества свидетелей[18]. В тот же день вооруженные экстремисты обстреляли католический храм во время мессы.

Радикалы стоят за преследованиями христиан и в другой африканской стране – Нигерии. Наиболее густонаселенная страна Африки, 150-миллионная Нигерия переживает очередной кровавый кризис. Страна практически разделена на две половины – мусульманский север и христианский юг.

С момента введения в одностороннем порядке в 2000 году в 12-ти северных штатах законов шариата в результате многочисленных столкновений в последние годы уже погибли тысячи человек. В прошлом году, во время очередной резни, «Аль-Каида» предложила помощь мусульманам Нигерии в борьбе с христианами. В заявлении «Аль-Каиды» подчеркивалась готовность немедленно предоставить единоверцам в Нигерии возможность проводить подготовку боевиков и снабжать их оружием.

Боевики местных экстремистских организаций регулярно совершают нападения на поселения христиан. Вооруженные акции исламистов в северной Нигерии стали реакцией на недавние президентские выборы в стране, в ходе которых победу одержал Гудлак Джонатан, политик-христианин. Летом этого года радикалы сожгли дотла христианские храмы и дома, ограбили хозяйства христиан. В августе 24 христианина были убиты в результате нападений вооруженных исламистов на христианские деревни в центральной части страны.  В начале ноября более 150 человек погибли в результате терактов в городах Майдугури и Даматуру. Из этих районов вынуждены были бежать почти все христиане. Святейший Патриарх Кирилл направил на имя президента Нигерии соболезнования родственникам погибших.[19]

Продолжая обзор ситуации с положением христиан на африканском континенте, нужно сказать об Эритрее. Сегодня в стране 30% населения – христиане, принадлежащие к Эритрейской Церкви, еще 3% жителей – католики, остальные – мусульмане. В 1998 г. правительство Эритреи национализировало католические школы и медицинские клиники; в 2008 г. власти конфисковали всю церковную собственность. Правительство обязало Церковь перечислять ему все деньги, которые она получает от верующих. Власти также предписали сократить количество священников. В тюремном заключении томятся около 3 000 христиан, «где они сталкиваются с плохим обращением, лишены нормальной еды и лечения, подвергаются принуждению к отказу от своей веры»[20]. Много беженцев из Эритреи направляются в Египет, где их бесправное положение часто используется злонамеренными людьми. Беженцев, пересекших египетскую границу, тут же арестовывают, причем единственным поводом для ареста является исповедуемая ими вера. Британская организация, занимающаяся помощью христианам в мусульманских странах «Barnabas Fund», сообщает о 600 эритрейцах, сидящих в египетских тюрьмах. Еще 200 человек попало в руки занимающихся торговлей людьми бедуинов.

В Сомали христиане, по некоторым данным, составляют лишь 1% от общего населения (примерно 5 тыс. человек). Радикальная группировка Аль-Шабаб, которая контролирует значительную часть территории страны, открыто заявила о своих намерениях полностью уничтожить христианство в Сомали. За прошлый год было убито немало христиан. Международная организация International Christian Concern (ICC), которая занимается мониторингом положения христианских меньшинств, сообщает о разрушениях домов христиан, уничтожении Библии и христианской литературы.

В Сомали жила одна из мучениц наших дней Мурта Фарах. Эта 17-летняя девушка в конце ноября 2010 г. была застрелена за переход в христианство всего в 200 метрах от дома, где она проживала у родственников. Ранее Мурта убежала из дома после того, как ее родители, узнав о том, что она приняла христианство, жестоко били и пытали ее, заставляя вернуться в ислам. Родители Мурты, пытаясь заставить ее отречься от Христа, днем привязывали молодую девушку к дереву, а по ночам сажали в тесное темное помещение. Но их усилия были тщетны. Тогда родители Мурты решили, что она сошла с ума, и пытались «лечить» ее специальными медикаментами, но в мае этого года ей удалось от них убежать. По мнению очевидцев, к убийству девушки вполне могут быть причастны ее родители, поскольку так называемые «убийства чести», совершаемые родственниками по отношению к членам семьи, перешедшим в другую религию, распространены в Сомали.

Согласно подсчетам христианской организации «Open Doors», Сомали входит в шестерку стран, в которых христиане подвергаются наиболее сильным гонениям. Ненависть к христианам воспитывается здесь с детства. Местная радиостанция, контролируемая группировкой «Аш-Шабаб», недавно провела детский конкурс на знание Корана. Детям-победителям конкурса вручали не только денежные призы, но и автоматы, а также ручные гранаты. «Ребенок должен одной рукой тянуться к знаниям, а другой – к оружию, чтобы защищать ислам», – заявил на церемонии награждения представитель группировки «Аш-Шабаб».

На полуавтономном острове Танзании Занзибаре христиане живут под постоянным давлением со стороны исламской общины[21]. Множество христиан насильно обращают в ислам, им отказывают в устройстве на работу.

В странах Аравийского полуострова христианство повсеместно под запретом. В Саудовской Аравии исповедание христианства запрещено, а христианам закрыт доступ в те места, где еще сохранились остатки кладбищ их единоверцев, появившиеся на территории Аравийского полуострова задолго до возникновения ислама. Христиане, которыми являются иностранные рабочие, часто подвергаются преследованиям. В октября 2011 г. в Саудовской Аравии рабочий-христианин из Филиппин арестован по обвинению в «богохульстве». Жалоба была подана вскоре после того, как филиппинец вступил в спор со своим начальником на работе.

Страны Юго-Восточной Азии

Религиозная свобода остаётся табуированной на Мальдивах. Суннитская форма ислама была объявлена официальной государственной религией Мальдивских островов конституцией 1997 г. Это положение было также подтверждено конституцией 2008 г. Пункт 9 конституции гласит: «Немусульманин не может стать гражданином Мадьдив». Иностранцы имеют право исповедовать свою религию лишь в частном порядке, не выставляя это на показ и не используя религиозные символы. Запрещена проповедь иных религий, кроме ислама. За хранение Библии можно получить тюремный срок.

С одной стороны, островное государство позиционирует себя как центр мирового туризма и старается привлечь туристов со всего мира, а с другой проводит политику нетерпимости и религиозной дискриминации, арестовывая невиновных людей.

Большие опасения вызывает ситуация в Бангладеш, где происходит захват земель и имущества христиан в горном районе Рангамати и в районе Гулишахали. Согласно информации Fides, чаще всего подобные преступные действия со стороны мусульман, которые численно преобладают в стране, никак не наказываются – ни полиция, ни гражданские власти не гарантируют защиту прав этнических и религиозных меньшинств.

В Малайзии христиан около 9%. В основном это этнические китайцы и индийцы. В 2010 г. радикалы напали на семь христианских храмов в различных районах страны.

Активизировались антихристианские силы и в Индонезии. Эта страна в настоящее время является самой густонаселенной мусульманской страной. Двести христианских храмов подверглись нападению в Индонезии начиная с 2006 г.[22] 14 храмов подверглись нападению только за первые пять месяцев 2011 г. Из 228.5 миллионов человек, населяющих сегодня Индонезию, 86 % являются мусульманами, 6 % — приверженцы различных направлений протестантизма, 3 % — исповедуют католицизм. Имеется несколько десятков православных приходов. 24 февраля этого года православный храм святой Екатерины в Божолали на о. Ява подвергся нападению экстремистов. Священник этого храма, индонезиец по происхождению, в прошлом уже несколько раз подвергался нападению со стороны фанатиков, которые угрожали ему, а затем подвергли избиению. 17 апреля в столице Индонезии состоялся митинг христиан и мусульман, потребовавших от властей религиозной свободы. Демонстранты требовали, чтобы конституция гарантировала свободу вероисповедания, а президент страны принял меры против боевиков экстремистских организаций.

 

Филиппины – страна с большинством населения, исповедующим католицизм. Однако в 1990-е годы на островах Джоло и Минданао, где проживают мусульмане, появилось движение «Абу Сайяф» («Меч Господа»), установившее связи с «Аль-Каидой». За последние 10 лет на Минданао в результате деятельности террористических групп 120 тысяч человек погибли, а 500 тысяч стали беженцами.

В Мьянме, согласно сообщениям, около 3 тысяч сельских жителей народности карен, большинство из которых христиане, были вынуждены покинуть свои горные поселения в результате столкновений с военными.[23]

Около 70% жителей Лаоса исповедуют буддизм, чуть меньше – 30%, являются язычниками, 1,5% – христиане. Христиане лишены прав занимать в стране государственные посты, а также имеют мало шансов для поступления в высшие учебные заведения. В 2009 году руководитель провинции Салаван собрал всех деревенских жителей и объявил им «о запрете христианства». Он также заявил, что единственно приемлемым для них культом является «культ духов». По его же распоряжению у местных христиан был конфискован скот. Репрессии продолжаются и в настоящее время.

Индия

 

В одной из самых густонаселенных стран мира Индии христиане страдают от радикально настроенных индуистских организаций. Общее население Индии составляет более 1,1 миллиарда человек. Более 2% жителей являются христианами. Всего в Индии 23-24 миллиона христиан разных направлений. Католиков в их числе большинство – около 16 миллионов. 70% христиан Индии являются выходцами из касты неприкасаемых. В штате Орисса, где проживает большой процент неприкасаемых, в последнее десятилетие наблюдался значительный рост обращений в христианство. В некоторых областях штата доля христиан за это время увеличилась в два раза. В 2008 г. в штате Орисса произошли массовые убийства христиан, погромы храмов и домов христиан, которые продолжались два месяца.

Летом 2008 г. 59 человек были убиты, более 50 тысяч стали бездомными и беженцами. Молодую индуску, которая работала в христианском сиротском приюте, сожгли заживо. В другом случае монахиню подвергли групповому изнасилованию. Радикалы поливают христиан бензином, а потом предлагают обратиться в индуизм, угрожая в случае отказа сжечь их. Как сообщают индийские правительственные источники, всего во время погромов в Индии в 2008 г. были убиты 500 христиан. Оппозиционная Индуистская националистическая партия «The Baratiya Janata Party» (BJP), которая фактически руководит несколькими штатами, активно борется с христианством. В начале этого года в индийском городе Батала, в штате Пенджаб, 20-21 февраля прокатилась волна столкновений между индуистскими экстремистами и христианским меньшинством. Беспорядки вызвала публикация богохульных изображений Христа. Протестующие христиане потребовали закрыть магазины, распространяющие богохульные изображения. В результате беспорядков 10 человек были ранены.

Представители христианских общин в Индии по-прежнему подвергаются нападениям со стороны организованных групп радикальных индусов. В апреле 2010 г. в центрально-индийском регионе Мадхья-Прадеш индусы-экстремисты несколько раз нападали на христиан во время массовых мероприятий. Особенно часты такие нападения в деревнях. При нападении в районе Бетуль был убит молодой студент теологического института и несколько человек ранены.

Архиепископ Бомбея кардинал Освальд Грасиас сообщил прессе, что нападения на христиан в Индии происходят почти каждый день. В 2011 г. Папа Бенедикт XVI принимал в Апостольском дворце своей летней резиденции в Кастель-Гандольфо группу католических епископов Индии. Речь на встрече шла о бедственном положении индийских христиан. С начала 2011 г. зарегистрировано уже более 55 случаев нападения на христиан. 35 случаев произошли в провинции Карнатака и 20 – в провинции Орисса. Там зарегистрированы сотни случаев запугивания, насилия и угроз, а также повреждения зданий и молитвенных домов, где происходят встречи и богослужения христиан. Глава Папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Торан в ноябре 2011 г. посетил Индию. Он потребовал полной свободы совести для индийских христиан, отметив, что провозглашение своей веры не является прозелитизмом.

*****************

Следует отметить, что гонениям на почве религиозной ненависти подвергаются не только христиане, но и представители других религиозных меньшинств. Так, в Ираке представители езидской общины жалуются на неприязнь и обиды со стороны мусульманского большинства, отсутствие перспектив в своей стране и выражают желание эмигрировать в Европу, Америку или Австралию. В Пакистане активным нападениям подвергаются, кроме христиан, индуисты. В Индии и Бангладеш тоже достаточно много случаев взаимной неприязни между мусульманами и индуистами, нередко приводящих к массовым столкновениям.

Завершая обзор положения христианских меньшинств в мире, важно отметить, что правительства ряда стран принимают меры для выстраивания гармоничных межрелигиозных отношений. Так, в Турции впервые за полвека христианин стал членом Парламента, стали выдаваться разрешения на совершение православных богослужений в местах христианского почитания и т.д. Впрочем, деятельность православной богословской школы на о. Халки пока не возобновлена, несмотря на обещания властей. Эмир Дубая, входящего в Объединенные Арабские Эмираты, разрешил строительство православного храма, который был освящен в честь св. ап. Филиппа. В Катаре несколько лет назад христиане различных конфессий получили здания для молитвы. Община Иерусалимского Патриархата, насчитывающая 3000 человек, здесь имеет свой храм. Заботу о положении православных христиан проявляют правительства Иордании, Марокко и других стран. Активизировали усилия в этом направлении правительства Индонезии и еще ряда других государств.

Причины усиления гонений на христиан

 

По оценкам специалистов, рост притеснений христиан происходит в последние тридцать лет, но особенно угрожающим это явление стало в последнее десятилетие. Это объясняется целым рядом причин.

Во-первых, нельзя обойти проблему, которая наличествует в ряде мусульманских стран – экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией. Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами, как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Идеологи «Аль-Каиды», которая усиливает свое влияние в ряде стран Ближнего Востока, призывают к тотальному истреблению всех христиан. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди развязали против исламских муфтиев на Северном Кавказе.

Экспорт салафизма – одного из направлений радикального ислама, начался в 1970-е гг. из Аравийского полуострова в соседние регионы, а впоследствии и в более отдаленные страны. К 2000 году его приверженцы распространились по всему миру, и салафизм играет важную роль в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре, Судане и Афганистане.

Сегодня идеология радикального ислама стремительно распространяется с помощью современных информационных технологий: социальных сетей и т.д.

Наиболее уязвимыми перед ваххабизмом – другим радикальным исламским направлением, оказались исламские сообщества с низким уровнем религиозной образованности.

В ситуации ослабления центральной власти в ряде стран  Ближнего Востока и Северной Африки религиозные экстремисты стремятся к доминированию в обществе. Происходит радикализация сознания мусульман: все большее число из них выступают против присутствия христиан в общественной жизни, участвуют в погромах храмов и домов христиан.

Трагедия состоит в том, что нетерпимое отношение к христианам в последнее время усиленно распространяется среди исламской молодежи, которая в силу экономических и социальных причин не имеет возможности для приложения своих сил. Пока исламское сообщество не выработало эффективного способа противостояния этому явлению.

Однако неправильно было бы возлагать ответственность за происходящее только лишь на темных, невежественных фанатиков-экстремистов, действующих стихийно, неорганизованно, чуть ли не в одиночку. Часто за спинами погромщиков стоят силы, основной целью которых является получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи. Успех таких людей оплачен кровью.

Во-вторых, нельзя не сказать о том, что одной из причин обострения отношений между христианами и мусульманами в ряде стран, прежде всего африканских, стала практика агрессивного миссионерства, применяемая евангелическими церквами, проповедники который активно работают с местным мусульманским населением с целью обращения его в христианство. Если же в проповеди допускается уничижение ислама, это еще больше подливает масла в огонь. Кроме того, иностранные миссионеры, как мы знаем по опыту нашей страны, могут преследовать и политические цели.

В-третьих, существует также целый комплекс политических и экономических причин, которые обуславливают заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды в странах, где христиане составляют меньшинство.

Очевидно, что мы также должны учитывать различные побудительные мотивы, которыми руководствуются гонители христиан в каждой из стран. Например, если в Египте на христиан нападают, убивают, поджигают их храмы и дома, то в Ираке их чаще всего похищают, требуют выкуп или берут в заложники, хотя о взрывах христианских храмов в этой стране также нередко приходится слышать. По словам иракских христиан, там еще не изжит менталитет взимания с немусульман «диммы» (thimma) – специального религиозного налога. Сегодня их принуждают платить его в иной форме: жертвовать деньги на покупку оружия для борьбы с американскими интервентами.

В-четвёртых, одной из причин начала массовых гонений на христиан является отказ Европы от своей христианской идентичности. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев перестали соотносить свою жизнь с Евангелием, стали жить по светским стандартам «общества потребления». В глазах же традиционных обществ, как, например, народов исламских стран, такая «постхристианская» цивилизация теряет какую-либо значимость и ценность. Мусульмане стали переносить на всех христиан обвинения, которые к христианству не имеют отношения, а связаны с политикой США в странах Ближнего Востока или пагубным влиянием «общества потребления». Речь идет об усиленном навязывании носителям традиционных культур секулярных стандартов и норм жизни. Протест против этого понуждения иногда выливается в антихристианские выступления.

В-пятых, ещё одной причиной антихристианских настроений является то, что на Западе у части протестантов, особенно харизматического направления, произошло глубокое искажение христианства. К сожалению, часто мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить «пиара». Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунственные действия в отношении Корана. Это ведёт к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращённом виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Об этой проблеме я говорил 3 июня нынешнего года в Египте, когда выступал перед преподавателями и студентами крупнейшего в мире исламского университета «Аль-Азхар». Я призвал мусульман не отождествлять таких псевдохристиан с христианами восточной традиции – православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляют его.

Историческая роль европейских стран и России в деле защиты христианских меньшинств

В прошлом правительства европейских стран всегда оказывали поддержку христианам в страдающих регионах, старались защитить их от преследований, облегчить их положение. Франция в течение столетий помогала христианам в Ливане, и их потомки до сих пор дают своим детям французские имена, независимо от того, к какому этносу они принадлежат. Великобритания до середины прошлого века активно защищала христиан на Ближнем Востоке.

Школы Императорского Православного Палестинского Общества, основанного в 1882 г., бесплатно обучали арабских детей. Общество содержало к 1914 г. более 100 школ и учительских семинарий в Палестине, Сирии и Ливане. В этих школах неизменно уделялось большое внимание изучению арабского языка и арабской культуры. Несколькопоколений арабской интеллигенции этих стран прошли через русские школы и сохранили о них самые благодарные воспоминания. На деньги российского государства и благотворителей из России на Ближнем Востоке устраивались медицинские и благотворительные учреждения для местных жителей-арабов. Православные общины на Ближнем Востоке с XVI века получали финансовую помощь от России и Русской Церкви, потому что у нас хорошо понимали, как трудно живется нашим братьям христианам в этом регионе. Во время активизации гонений на христиан в прошлые века Россия оказывала политическую поддержку гонимым, в том числе в форме дипломатического давления на страны, где происходили гонения. Одним словом, Россия и Русская Церковь исторически являлись и являются защитниками гонимых христиан.

Реакция международного сообщества на преследования христиан

Проблема преследования христиан много лет практически замалчивалась в Европе. Европейские политики, движимые духом политкорректности, много говорили о недопустимости антисемитизма, исламофобии, других проявлений религиозной или этнической нетерпимости, но почему-то обходили молчанием тему дискриминации христиан.

Ситуация начала меняться лишь в последние годы. Так, в ноябре 2007 года Европарламент выразил обеспокоенность преследованиями христиан в Ираке, Пакистане, секторе Газа, Египте, Филиппинах, Судане, Китае и Вьетнаме. Своей резолюцией Европарламент сурово осудил все акты насилия против христиан. Депутаты отвергли любые формы дискриминации или нетолерантного отношения на основании религиозных взглядов. Кроме того, Европарламент призвал правительства стран, где происходят акты насилия против общин христиан, улучшить безопасность христианского населения.

В апреле 2009 г. участники прошедшей в Женеве конференции ООН по борьбе с расизмом и ксенофобией осудили дискриминацию христиан. В итоговом документе форума содержится озабоченность «ростом расовой и религиозной нетерпимости, включая исламофобию, антисемитизм, христианофобию и антиарабизм». С тех пор слово «христианофобия» вошло в официальный политический лексикон и появилось на страницах документов ООН и ОБСЕ.

В декабре 2010 г. специально к форуму «Встреча по свободе вероисповедования», проведенному в Вене по инициативе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), был подготовлен 40-страничный документ. Он содержит подробное описание событий и ситуаций, в результате которых за последние 5 лет христиане становились жертвами дискриминации и нетерпимости в различных европейских странах.

В январе Италия выразила готовность вместе с Египтом объявить войну нетерпимости и терроризму. Тогда же была принята резолюция Европарламента, в которой впервые были перечислены факты гонений на христиан в различных странах мира и предложен механизм осуществления помощи им.

Вечером 19 января 2011 года в память о жертвах недавних террористических атак против христиан члены Европарламента зажгли свечи, а 20 января была принята резолюция «О положении христиан в свете защиты свободы религии», осуждающая убийства или дискриминацию христиан в разных странах, в частности, в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах. Резолюция, адресованная правительствам и парламентам этих стран, была принята большинством голосов. За нее проголосовали представители всех политических партий, присутствующих в Европейском парламенте. Депутаты решили учредить постоянно действующий орган при Европейской службе внешних действий, который будет следить за развитием ситуации с религиозной свободой в мире и ежегодно информировать органы ЕС и широкую общественность о случаях ущемления свободы совести властями или общественными силами разных стран.

Резолюция Европарламента является важной в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, европейские политики в полный голос высказались по проблеме, которая до сих пор получала лишь периферийное звучание. Таким образом, существование гонений на христиан в мире было признано одним из основных политических органов Европейского союза. Во-вторых, впервые было обращено пристальное внимание на работу лиц, которые занимаются сбором объективных сведений о гонениях на христиан в мире. В-третьих, в своей резолюции Европарламент предложил конкретные способы воздействия на ситуацию. Их принцип прост: деньги и бизнес в обмен на соблюдение прав человека. Экономические соглашения между странами Евросоюза и государствами, имеющими зафиксированные нарушения религиозной свободы христиан и других религиозных меньшинств, должны заключаться только при условии улучшения положения ущемленных в правах религиозных групп. В-четвёртых, в принятой резолюции много внимания уделяется необходимости соблюдения религиозной свободы, которая закреплена основополагающими международными и европейскими документами, а также содержится предложение по созданию механизмов ее мониторинга. Вместе с тем эти важные и своевременные призывы приведут к искомым результатам лишь в том случае, если за ними последует создание эффективного и регулярного механизма диалога религиозных общин с национальными и международными структурами.

16 марта 2011 г. в Брюсселе на площадке Европарламента состоялся семинар, обсудивший проблему христианофобии. В нем приняли участие парламентарии и ученые из различных стран Европы. На семинаре был заслушан доклад директора Комитета по наблюдению за нетерпимостью и дискриминацией против христиан Гудрун Куглер из Австрии. В документе официально подчеркнуто, что за последние 5 лет в Европе значительно возросла христианофобия.

22 сентября нынешнего года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал противостоять дискриминации в отношении христиан, подчеркнув, что предубеждения в отношении тех или иных лиц, основанные на религиозной идентичности, недопустимы.

Комитет по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), собравшийся 15 ноября 2011 года в Париже, принял заявление в связи с актами насилия против христиан в Египте. Поводом для заявления послужили события 9 октября 2011 г. в Каире: «Это насилие, которое было осуждено председателем Ассамблеи, абсолютно недопустимо, и первые заявления египетских властей и их последующее бездействие не в состоянии убедить, что они действительно способны эффективно справиться с нарастающей межрелигиозной рознью».

Мы убеждены, что на базе имеющихся международных механизмов защиты религиозных меньшинств необходимо создать постоянно действующие эффективные центры сбора и изучения информации о преследованиях на религиозной почве, в задачу которых будет входить не только мониторинг ситуации в этой области, но и подготовка соответствующих решений для исполнительных органов международных структур. ООН может и обязана добиться от правительств ряда государств – ее членов, соблюдения общепризнанных норм религиозной свободы. Это должно распространяться не только на христиан, но и на верующих любой другой религии, чья свобода совести и вероисповедания нуждается в законодательном обеспечении и защите от посягательств экстремистов.

Деятельность Русской Православной Церкви по защите гонимых христиан

 

Наша Церковь говорит о преследованиях христиан в мире не первый год. В частности, выступая на международном форуме «Постхристианская Европа и возрождающийся ислам», который проходил в мае 2008 г., я назвал наиболее проблемные в этом отношении страны: Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, а также Пакистан, Индонезию и Филиппины.

В мае 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ, в котором наша Церковь не только осудила гонения на христиан, но и призвала мировую общественность обратить пристальное внимание на эту проблему и сообща выработать меры по борьбе с дискриминацией христиан.

Русская Православная Церковь выступала и продолжает решительно выступать против любых форм ксенофобии, религиозной нетерпимости и экстремизма. Мы с пониманием относились к негодованию мусульман в связи с этой публикацией в одном из скандинавских журналов карикатур на Мухаммеда. Мы поддерживали их после принятия во Франции закона, запрещающего ношение женщинами-мусульманками хиджаба в государственных учреждениях. Мы с искренним интересом готовы обсуждать с мусульманскими братьями вопросы общественной нравственности, сотрудничать с ними по наиболее актуальным направлениям, словом, развивать открытый и честный диалог.

В России, как известно, никогда не было религиозных войн, хотя ее населяли миллионы последователей различных религий. Но мы не можем оставаться равнодушными к притеснениям наших братьев в исламских странах, и надеемся, что наши соотечественники-мусульмане окажут нам поддержку. Мы также надеемся, что их единоверцы в других странах разделяют боль о страдающих христианах и будут добиваться прекращения их преследований и дискриминации.

Необходимость объединения усилий христианских Церквей

Я думаю, что тема преследований наших братьев и сестёр обязательно должна рассматриваться в контексте межхристианского сотрудничества. Совместно с христианами других конфессий мы должны защищать христианские меньшинства в тех странах, где они подвергаются гонениям.

Многое делает сегодня Католическая Церковь. Существуют христианские организации, которые занимаются мониторингом ситуации и собирают благотворительную помощь для страждущих христиан. Наша Церковь также участвует в этой работе. Думаю, полезными будут совместные конференции, обмен информацией и опытом между христианскими правозащитными организациями, занимающимися этой проблемой.

Мы должны предпринимать конкретные активные действия. Прежде всего, необходимо создать информационные структуры, которые будут заниматься мониторингом преступлений, совершенных на почве религиозной ненависти. Каждый случай насилия и преследований христиан должен стать предметом для судебного разбирательства как в национальных, так и международных судебных органах.

Христианские Церкви уже немало делают для защиты христиан. Приведу несколько примеров.

Организаторы Всемирного дня католической молодежи в Мадриде в августе текущего года провели выставку «О современных гонениях на христиан». В экспозиции были представлены фотографии, документы, видео из Нигерии, Судана, Ирака и других стран. На выставке можно было встретить биографии христианских мучеников, пострадавших в течение последних 50 лет. Такие акции очень полезны.

27 января 2010 г. Евангелическая Церковь Германии объявила о проведении первого общенационального «Дня угнетенных и преследуемых христиан». Католическая Церковь Германии уже несколько лет отмечает «День памяти преследуемых христиан во всем мире», который проводится 26 декабря во второй день празднования Рождества Христова по западному календарю, в день памяти святого Стефана – первого христианского мученика.

13-15 ноября 2011 года в Аммане прошла конференция «Христианские общины на Ближнем Востоке: присутствие, права, опасения и надежды», организованная Межпарламентской ассамблеей Православия (МАП) совместно с Парламентом Иорданского Хашимитского Королевства.

Некоторое время назад положение христиан Ближнего Востока обсудили в Каире участники торжеств, посвященных 40-летию интронизации главы Коптской Церкви Патриарха Шенуды III. Решено в ближайшее время провести конференцию Ближневосточного совета Церквей, в ходе которой будут обсуждены все насущные вопросы, связанные с преследованием христиан.

Нам нужно подумать и о том, чтобы готовящийся Святой и Великий Собор Православных Церквей высказался по проблеме положения христиан в ряде регионов мира.

Одним из способов борьбы с дискриминацией христиан является активизация межрелигиозного и межкультурного диалога. Ему принадлежит важная роль в создании необходимых условий нормализации межрелигиозных отношений в проблемных регионах мира.

В России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий, являющихся для нашей страны традиционными. И это несомненное богатство может быть полезно и для других стран и народов.

Ведя диалог с последователями других религий, мы трудимся ради преодоления межнациональных, политических и межрелигиозных конфликтов. Такой диалог позволяет лучше понять друг друга, преодолеть ложные стереотипы, которые зачастую порождают ненависть и агрессию в отношении представителей иной религии.

В завершение хотел бы сказать, что мы собрались в эти дни в российской столице не для того, чтобы только обсудить масштабы и статистику гонений на христиан в ряде стран мира. Наша задача заключается в том, чтобы протянуть руку помощи страдающим за веру Христову, засвидетельствовать им нашу поддержку, а также всем вместе подумать, что можем и должны сделать мы, дабы помочь нашим братьям и сестрам.

Что можем сделать мы сегодня, как можем мы противостать ужасу бесчеловечного уничтожения невинных людей? В первую очередь, мы должны сплотиться, несмотря на наши богословские различия, выразив солидарность с гонимыми собратьями. Нам также нужно искать единства и согласия с теми силами в исламской умме, кто сегодняшнее кровопролитие воспринимает как трагедию и катастрофу. Без наших совместных усилий будут бесплодными любые документы международных организаций, потому что мы, верующие, смотрим на события под качественно иным углом: мы устремляем свой религиозный взор в вечность, к славе Небесного Отца, от Которого исходит «всякий дар совершенный» (Иак. 1, 17).

Препятствовать проявлениям экстремизма на религиозной почве, который, в частности, порождает конфронтацию и конфликты между приверженцами различных религий, можно только сообща. Нельзя не принимать в расчет тот факт, что преследования на религиозной почве происходят не только в отношении христиан, но и носителей других традиционных религий – мусульман и иудеев. Защищая одних, мы не должны забывать и о других, где бы те или иные верующие не нуждались в такой защите.

Сегодня часто приходится слышать, что христианам, подвергающимся преследованиям, нужно создать условия для свободной эмиграции в третьи страны. Убежден, что такие усилия будут на руку тем, кто их преследует. Их цель как раз и состоит в том, чтобы выдавить христианское население, вынудить его к эмиграции. Напротив, все те, кто считает себя людьми доброй воли и мира, должны оказывать содействие тому, чтобы христиане чувствовали себя в безопасности, живя на земле своих предков, и вносили свой посильный вклад в дело процветания своей родины. Они не должны ощущать себя гражданами второго сорта или «пятой колонной» Запада. Христианской молодежи в этих странах нужно дать понять, что ее будущее целиком и полностью связано с родной землей, что они живут на ней не как нежеланные гости, существование которых большинство просто терпит, но как полноправные сыновья и дочери.

Нужно отметить, что предпринятые совместные действия Церквей, международных и общественных организаций, направленные на улучшение положения христиан в странах, где они составляют меньшинство, уже приносят свои плоды.

Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям.

Русская Церковь также искренне надеется, что правительства европейских стран, чья культура и традиции сформировались на основе христианских ценностей, будут требовать от властей государств, где христиане подвергаются гонениям, соблюдения международных принципов религиозной свободы и ее должного обеспечения. Так же как и  в  европейских странах, права религиозных меньшинств должны неизменно находиться под защитой закона.

Мы имеем дело с целым комплексом проблем, разрешить который мы можем только лишь общими усилиями.

Создание глобального и эффективного механизма защиты прав христиан и представителей других религий – непростая задача, но, надеюсь, сотрудничество с международным сообществом, мирный и взаимоуважительный диалог традиционных религиозных общин – хорошая почва для её решения.


[1]По данным представителя организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Массимо Интровинье.

[2] По данным международной благотворительной правозащитной христианской организации «Open Doors», которая с 1978 года занимается мониторингом ситуации, связанной с положением христиан в мире. По данным этой организации,

[3] Commission of the Bishops’ Conferences of the European Community, COMECE.

[4] По последним официальным данным – 6%, однако эта цифра считается заниженной.

[5] Сообщение агентства «AsiaNews.it».

[6] Сообщение Ассирийского агентства новостей.

[7] Эти данные приводит католическое агентство «AsiaNews.it», ссылаясь на свои источники в Египте.

[8] По данным опубликованного 27 сентября 2011 г. доклада «Египетского союза за права человека» (Egyptian Union for Human Rights).

[9] По информации портала kipa-apic, предоставленной международной организацией «Open Doors».

[10] По данным архиепископ Халдейской Католической Церкви Башара Варды, приведенным католическим агентством zenith.

[11] Сообщает Christian World News.

[12] Сообщение kipa/apic.

[13] Сообщение радио «Ватиакан» со ссылкой на AsiaNews.

[14] Сообщение портала HazteOir.org со ссылкой на пакистанский онлайн-журнал The Express Tribune.

[15] согласно статистике Fides.

[16] сообщение Christian World News.

[17] Сообщает Christian World News.

[18] Сообщение Compass Direct.

[19] http://www.mospat.ru/ru/2011/11/16/news52467/

[20] Сообщает Christian World News со ссылкой на данные «Christian Solidarity Worldwide».

[21] Сообщение сайта Compass Direct.

[22] Согласно данным организации  «Церковь в беде» («Church in Need»).

[23] По данным Barnabas Fund.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.