6 декабря 2011 года в Вене (Австрия) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамскоий Иларион выступил на первом секционном заседании межрелигиозной конференции «Семья в кризисе» по теме: «Семья и религиозная община» . Текст доклада публикует сайт ОВЦС.
Мы живем в обществе, в основе которого лежит концепция «устойчивого развития» (англ. — sustainable development, фр. — développement durable, нем. — nachhaltige Entwicklung). Эта концепция появилась в результате объединения трех основных составляющих эволюции человеческой цивилизации: экономической, социальной и экологической, и направлена, как отмечают ее теоретики, в том числе на сохранение стабильности социальных систем, сбережении культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах. Однако основным методом для достижения поставленных целей является плюрализм, который ставит целью предоставление человеку максимального количества вариантов выбора и видит именно в этом главную ценность. В результате в современном обществе предпринимаются попытки внести изменения в те сферы жизни, которые до сих пор считались неизменными — вера, культура, мораль, патриотические чувства и т.п. Такие понятия, как «добро» или «зло», из абсолютных превратились сегодня в относительные.
Строители современного общества ставят во главу угла свободу человеческого выбора, забывая о нравственности. Однако, не считаясь с нравственностью, они перестают считаться и со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора человека, ограничивающего себя ради блага и пользы отдельной личности или всего общества. Именно абсолютные нравственные нормы обеспечивают жизнеспособность и развитие общества, его единство. Их разрушение, принятие нравственного релятивизма подрывает мировосприятие человека, общества, этноса, государства, что в конечном итоге приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории. Таким образом, нравственность — это синоним выживания. Без нее человеческая цивилизация обречена на исчезновение.
С точки зрения традиционной религиозной нравственности, человек призван Богом к самоотдаче, самоограничению. И более того: любой христианин должен быть аскетом, но не в смысле жизни в пустыне, самоистязания и непрестанного поста. Под аскезой надо понимать борьбу человека с похотью, страстями и инстинктами. Это борьба, но не «против плоти и крови» (см. Еф. 6:12), а против идеализации того уклада жизни, который предлагает нам так называемая современная секулярная «цивилизация потребления». Умение регулировать свои чувства, в том числе и свое потребление, и есть аскеза. Проповедуя воздержание, умеренность и самоограничение, христианство тормозит безудержный рост потребления, на котором основано современное общество. И поэтому людей, которые хотели бы устранить этот «тормоз» человеческой цивилизации, оказывается немало. Однако подлинная самореализация личности, ее истинное бытие в христианском смысле и заключается именно в самоограничении, самопожертвовании, т.е. проявлении любви. Основной нравственный базис христианства, по словам апостола Павла, «в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14).
Сегодня мы становимся свидетелями расширения прав и свобод личности за счет отказа от религиозных нравственных норм поведения человека в обществе. Человека пытаются убедить в том, что представления об абсолютном нравственном начале устарели, как устарела и евангельская заповедь о любви к ближнему. Сторонники «устойчивого развития» современной «цивилизации потребления» стараются исключить влияние христианской этики из любой сферы жизни общества, вытеснить ее из сферы общественного контроля над соблюдением норм нравственного поведения, лишить традиционные религии права выражать свое представление о нравственных истинах в публичном пространстве. Несмотря на декларируемые плюрализм и толерантность, повсюду встречается проявление нетерпимости к религиозной нравственности. Пропагандируя этическую всеядность и индифферентизм, представители секулярного мировоззрения делают все, чтобы дискредитировать религию, стереть имя Божие из памяти людей, нивелировать принципы нравственности и культуры, сформированной религиозным мировоззрением.
Наблюдаются попытки подорвать авторитет религии, лишить ее возможности проповедовать и интерпретировать этические принципы поведения человека в обществе. Ведь в современных секулярных государствах ни парламент, ни правительство, ни академии наук подобным правом и авторитетом не обладают. В конечном итоге, куда может прийти общество, оторванное от нравственных ориентиров, в котором понятия «хорошо» и «плохо» каждый определяет для себя сам?
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть» (эвтаназию). Эксплуатация человеческой сексуальности и распространение половых извращений не являются пережитками Средневековья, в наше время они вписываются в инфраструктуру «цивилизации потребления» и имеют могущественное и влиятельное лобби в парламентских и правительственных структурах многих государств мира. В большинстве стран уже сняты законодательные запреты на то, что до недавнего времени признавалось сексуальным извращением. Конечно, какие-то запреты еще остаются, но в любой момент какая-нибудь новоявленная политическая партия или общественное движение может потребовать снять законодательные запреты, например, на распространение порнографии, вовлечение несовершеннолетних в половые связи или сексуальную эксплуатацию.
Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом. Идет необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей. И некоторые христианские общины уже проиграли эту войну, встав на путь ревизии евангельской нравственности, размывания христианского нравственного учения: пересматриваются основополагающие библейские нормы, касающиеся брака, семьи, человеческой сексуальности и т.д.
Но «цивилизация потребления» никогда не сможет стать движущей силой человеческого развития. Заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь» не может осуществляться по законам рынка, использующего самые низменные человеческие инстинкты. Народы размножаются до тех пор, пока в них сохраняются крепкие нравственные устои, пока сохраняются такие основополагающие институты, как брак, семья, рождение и воспитание детей. В наши дни эти институты подвергаются массированной атаке секулярной идеологии, базирующейся на рыночном принципе: «Бери от жизни все».
Известный русский религиозный и политический мыслитель ХХ века Иван Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?
Разрушение семьи ― это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Созданная на основе брака семья есть твердый фундамент любого государства. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Только основанная на браке семья есть та среда, в которой человек может быть достойно зачат, достойно рожден, воспитан и всесторонне развит. Однако сегодня эта важнейшая миссия семьи в значительной мере затруднена из-за ложного понятия свободы. Особенно сильно устои семьи расшатывают попытки уравнять институт семьи, основанный на браке, с иными «союзами» и формами сожительства. Под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, активно инициируется практика абортов, создание избыточных эмбрионов, использование «донорских» половых клеток, эвтаназия и т.д.
Либерализация законодательства в сексуальной сфере уже привела к тяжелейшим демографическим последствиям. Население европейских стран уменьшается, что напрямую связано с кризисом института семьи. Многие люди сегодня ставят на первое место не семейное счастье, не рождение и воспитание детей, а материальное благополучие, успех, карьеру и жизнь, нацеленную на получение максимума удовольствий при минимуме затрат. Нездоровый индивидуализм стал отличительной чертой нашей эпохи. Безответственное и эгоистическое отношение к жизни приводит к тому, что для людей семья оказывается далеко не на первом месте. Следствием такого отношения является беспрецедентное количество разводов, абортов — множество загубленных жизней и разрушенных семей.
Сегодня традиционная семья как союз мужчины и женщины, имеющий целью рождение и воспитание детей, не воспринимается как норма. Мы уже не дискутируем по отдельным вопросам семейных отношений, а вынуждены заниматься апологией онтологических основ института семьи перед сторонниками духовно-нравственного релятивизма.
Вот те вызовы современности, на которые мы должны быть готовы ответить. Наивно было бы надеяться на то, что эти вызовы сами собой исчезнут: слишком уж большие средства инвестированы в проект по вытеснению религии из жизни общества и ее дальнейшей маргинализации. Мы можем проиграть в этой войне с агрессивным секуляризмом, если не объединимся вокруг общего абсолютного представления о добре и зле. Это необходимо для выживания наших народов. Мы не должны потворствовать либеральным тенденциям в области традиционной человеческой нравственности. Наоборот, именно сегодня, как никогда, необходима ее защита, включая традиционное понимание брака и семьи.
Религия является одним из очень значимых способов поддержания нравственного начала в человеке. Большое количество проблем как на уровне семьи, общества, государства, так и на уровне международных отношений решается только при наличии нравственного измерения. Вот почему Церковь настаивает на том, чтобы нравственность сопрягалась с политикой, экономикой, с деятельностью средств массовой информации. Роль Церкви особая: она является хранительницей совести народа, она призвана выражать нравственные ценности жизни людей. Есть такое религиозное понятие как целомудрие — это некая программа обеспечения целостности человеческой личности. А сильная и целостная человеческая личность — это сильная семья, сильное общество и сильное государство.
Для верующих Европы настало время, когда нужно общим фронтом, едиными усилиями противостоять пагубным тенденциям секуляризма и совместно говорить о семье, составлявшей на протяжении веков основополагающую ценность для человечества и способствовавшей воспроизводству населения. Именно идеалы семьи могут сделать традиционные религии союзниками в противодействии моральному релятивизму современного общества. Мы готовы протянуть руку всем кто чувствует такую же тревогу за сохранение человеческой жизни, семьи и всего мира.