23-26 июня 2012 года в Веймаре (Германия) проходит международная конференция «Афон — уникальное духовное и культурное достояние современного мира», сообщает сайт ОВЦС.
Участие в форуме принимают насельники афонских монастырей, представители духовенства, научного сообщества, общественности из Австрии, Болгарии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, России, Румынии, Сербии и Украины.
С посланием к участникам конференции обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион:
«Сердечно приветствую организаторов и участников второй конференции, посвященной уникальному духовному и культурному мировому центру, Святой Афонской горе. Проведение ежегодной международной афонской конференции, собирающей знатоков и почитателей Афона со всего мира, несомненно, способствует поддержанию внимания мировой общественности к значению Святой горы в жизни современного человечества.
Нынешний форум рассматривает афонскую тематику с точки зрения богатейшего духовного и культурного наследия Святой горы. Особенность этого наследия состоит не только в том, что на сравнительно небольшом по площади Афонском полуострове сконцентрированы сокровища христианской духовности и культуры десяти столетий, но и в том, что уникальный святогорский монашеский уклад, ставший источником этих сокровищ, сохраняется в неизменном виде до сего дня, питая весь мир плодами своей духовной деятельности.
Богословской, исторической и церковно-художественной стороне афонского наследия посвящено множество исследований и научных трудов. Ученые и искусствоведы изучают рукописи и памятники христианского искусства, бережно сохраняемые святогорскими монахами. Достаточно сказать, что христианский рукописный фонд Афона является одним из самых крупных и значимых во всем мире.
Не меньшего внимания заслуживает и живая монашеская традиция Святой горы, представляющая весь спектр восточно-христианской аскетической практики: киновию, скитское житие и отшельничество. Общежительный уклад предполагает полнейшее отречение от своей воли, от своего имущества, от своего эгоизма и более всего подходит для начинающих монахов как дисциплинирующий жизнь и дающий богатое развитие душевных качеств, необходимых для монаха: незлобия, братолюбия, смирения, послушания, нестяжательности, труда, совмещенного с молитвой. Для стяжавших монашеские навыки самоотречения и молитвы существует скитское житие, когда монахи собираются вокруг старцев, возглавляющих келлии, расположенные неподалеку друг от друга. Особые избранники Божии подвизаются в безвестных уединенных местах, достигая исключительных высот духа, но даже в этой максимальной удаленности от мира продолжая обнимать своей молитвой весь мир.
Особняком стоит традиция гостеприимства, оказываемого по святогорскому обычаю каждому паломнику ради братолюбия. И это несмотря на то, что порой монастырям приходится предпринимать дополнительные усилия для содержания своих собственных монахов.
Необходимо подчеркнуть и уникальный характер Афона в плане национального состава. То, что обыкновенно разделяет людей по природе, преодолевается по благодати Божией и в согласии с Евангелием Христовым как несущественное для нашего общего спасения в Боге. Афон являет собой образец мирного сосуществования православных монахов любой национальности без всякого ущерба для общего дела. В этом смысле Святая гора служит живым примером межнационального мира.
Наконец, нельзя не упомянуть о возрожденной трудами подвижников второй половины ХХ века древней исихастской практике непрестанной молитвы. Первым и самым ярким плодом возрождения исихазма стал новый расцвет многих афонских обителей, а также образование святогорцами по всему миру «филиалов» Афона, позволяющее прикоснуться к его духовной сокровищнице тем, кто в силу различных обстоятельств никогда не попадет на Святую гору.
Обеспечить преемственность этой живой монашеской традиции, питающей своими живительными соками всю вселенную, может только сохранение уникального статуса Афона как самоуправляемого многонационального монашеского «государства». Посильная помощь всех заинтересованных государственных и общественных сил в этом деле должна являться решающим фактором в сохранении за Афоном исключительного положения, содержащего в себе также запрет на посещение его женщинами».