21 декабря 2011 года на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел доклад на тему: «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции». Текст выступления публикуется сайтом ОВЦС:
«Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции»
Уважаемый Сергей Вадимович, дамы и господа, братья и сестры!
В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы – коррупции. Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему.
Коррупция подразумевает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и ресурсов в корыстных целях. Уже в самом термине заключена нравственная оценка этого феномена – слово «коррупция» происходит от латинского corrumpere – «растлевать».
В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава. С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад.
Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. И тема коррупции ― тоже тема обмана. Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества».
Анализируя различные проявления коррупции можно сделать вывод, что её возникновение связано с формированием человеческого общества и, особенно, с образованием государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.
Буквально на днях в средствах массовой информации были опубликованы результаты ежегодного исследования под названием «The World speaks» («Говорит мир»), в ходе которого специалисты канадского агентства Globescan опросили жителей 23 стран о наиболее насущных проблемах и их опасениях. Большинство из опрошенных (25%) назвали коррупцию самой острой темой уходящего года[i], которая потеснила с первого места безработицу, бедность, глобальное потепление. Это неудивительно, поскольку вышеупомянутые явления зачастую являются следствием или производными от других системных проблем, в том числе и коррупции.
Для российских граждан тема коррупции имеет не менее тревожное звучание. О коррупции говорят по телевидению и пишут в газетах, с её проявлениями в жизни люди сталкиваются чуть ли не повсеместно и ежедневно: нарушил правила дорожного движения – не беда, можно решить проблему на месте при помощи определенной суммы денег; хочешь, чтобы твой ребенок поступил в хорошую школу или ВУЗ – надо найти нужный контакт с директором школы или деканом факультета; стоишь в очереди на улучшение жилищных условий – правильные действия по «мотивации» местного чиновника позволят ускорить процесс получение социального жилья. Примеров так называемой бытовой коррупции «несть числа», но это только вершина айсберга. Ведь не стоит забывать и про деловую коррупцию (коммерческий подкуп – так называемые «откаты», участие в схемах по «нецелевому» расходованию бюджетных средств и т.д.), и коррупцию политических кругов, силовых структур и судебной системы, совокупный негативный эффект от которых исчисляется огромными для российской экономики суммами – миллиардами и триллионами рублей.
Согласно докладу Общественной палаты Российской Федерации, опубликованному 3 ноября 2011 года, коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь[ii].
Какие чувства и настроения будут царить в обществе, если опыт соприкосновения с коррупцией формирует у граждан комплекс беспомощности и беззащитности, убежденности, что за все нужно платить и все можно решить с помощью денег? Это в корне подрывает основы государства, дезинтегрирует общество, вызывает всеобщую социальную апатию, правовой нигилизм, недоверие любому представителю власти. В результате этого нарастает социальная напряженность, особенно среди молодежи и так называемого «среднего класса» – экономически наиболее активной части российского общества.
Поскольку коррупционные преступления имеют латентный характер, официальная статистика и оценки экспертов, касающиеся этой теневой стороны экономики, сильно разнятся. Это понятно, поскольку в данных коррупционных отношениях заинтересованы обе стороны – тот, кто дает взятку, и тот, кто ее получает. В обществе наступает некий краткосрочный, тактический баланс интересов, когда всех – обычных граждан, представителей бизнеса и государственной власти устраивает status quo, когда «так удобнее и быстрее решать дела». Но баланс этот весьма хрупок, поскольку зло, каким является коррупция, поражает ткань общества подобно раковой клетке, пуская свои злокачественные метастазы по всем органам гражданского общества и государственного аппарата. Финал болезни известен – деградация, распад и гибель государства. Величайшие империи, казавшиеся непоколебимыми столпами стабильности и прогресса своей эпохи, разъедаемые червоточиной коррупции, рассыпались в прах и оставляли под своими обломками и праведных, и неправедных, и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции. Так случалось, когда частные интересы превалировали над государственными, личное обогащение шло в ущерб стабильности и благосостоянию общества, подрывалась безопасность империй.
Важность борьбы с коррупцией признана на самом высоком международном уровне – в 2003 году Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, который проводится ежегодно 9 декабря. Целью учреждения этой памятной даты, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, стало углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.[iii] В послании Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в 2011 году прозвучали слова о том, что коррупция затрагивает все страны, подавляя развитие обществ и порождая неравенство и несправедливость, а также призыв к формированию такой социальной культуры, которая бы ценила этическое поведение и осуждала коррупционные действия[iv].
Действительно, никакие репрессивные меры не могут обеспечить полной победы над этим злом. В качестве примера можно привести Китай, который захлестнула волна коррупции в последние десятилетия его бурного экономического роста. Провинившихся чиновников и бизнесменов там, как известно, приговаривают к смертной казни, транслируя исполнение приговора по телевидению. С 2000 по 2009 год в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата.[v] Цифры поражают даже с учетом численности населения Китая. Однако преломить тенденцию, похоже, не удается. По официальным данным КНР, в 2008 году в стране произошло в 10 раз больше акций протеста, чем в 1993 году, большая часть из которых вызвана коррупционным произволом местных властей.[vi]
На приведенном примере можем увидеть, с одной стороны, к чему приводит вседозволенность чиновников, порождённая атеистическим воспитанием, а с другой – тщетность упования исключительно на репрессивный аппарат в борьбе с нравственным злом.
Советская система, несмотря на свою атеистическую сущность, пыталась привить своим гражданам определенный «моральный кодекс», основные постулаты которого были заимствованы из христианского нравственного учения. Среди граждан Советского Союза было немало тех, кто старался быть совестливым и честным, стремился к «героическим» профессиям и свершениям на благо страны, воспитывал в патриотическом духе своих детей. Слабость этой конструкции заключалась не столько в транслируемых государством ценностях, сколько в том, что этика личного, семейного, общественного поведения была оторвана от своих религиозных корней.
90-е годы прошлого века, качнув общественную мораль своими экономическими и социальными потрясениями, легко разрушили её хрупкий фундамент, подобно евангельскому примеру с домом, построенном на песке: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). Ценностный нигилизм и релятивизм, борьба за выживание в новых условиях, пропаганда насилия, разврата и потребительства, обрушившаяся на нас в эти годы, расшатала нравственные основы общества, дезориентировала людей в их жизни.
Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор.16,19). «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22,1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 9-11).
5 ноября 2011 года Президент России Д. А. Медведев встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, представителями епископата и духовенства Русской Православной Церкви и церковной общественности в Москве на открытии выставки-форума «Русь Православная». В своем приветственном слове Его Святейшество затронул тему нравственного состояния современного российского общества, что является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции в нашей стране: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность».[vii]
28 ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Межрелигиозного совета стран Содружества Независимых Государств. По итогам заседания был принят документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о связи нравственности и политики: «Многие привыкли считать, что политика и духовность — это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность»[viii].
Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи. Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходиться искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «мне государство недоплачивает за мой труд», «я не в состоянии жить на эти деньги», «я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «я же никого не убиваю и не граблю». Рано или поздно эти внутренние установки превращаются в твердую позицию, и сам человек уже не сомневается в своей правоте. Очень сложно остановиться и переосмыслить свое поведение, когда рядом течет такой соблазнительный финансовый поток, от которого можно получить свою выгоду. Со временем все возможные и невозможные потребности человека уже удовлетворены, а жажду неправедного обогащения никак нельзя утолить.
«Не таков корыстолюбец: чем более он пресыщен, тем большего желает»[ix], – говорит святитель Василий Великий. Его современник, святитель Иоанн Златоуст, выражает сходную мысль: «Летать, скажешь, невозможно. Но еще более невозможно положить предел страсти любостяжания; легче для людей летать, нежели умножением богатства прекратить страсть к нему»[x]. Но ничто не вечно в этой жизни, любые могущественные связи и прочные позиции в обществе оказываются ненадежными, непоколебимая стабильность оказывается обманом. Судьба таких людей незавидна – они либо избавляются от иллюзий на скамье подсудимых, либо бегут заграницу, спасая себя и свои капиталы, либо всю жизнь «решают вопросы» собственной безопасности и сохранности активов. Примеров в современной истории предостаточно. Воистину сбываются слова, сказанные Христом Спасителем: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15)
Говоря о важности религиозного фактора в борьбе с коррупцией, я хотел бы обратить внимание на негативные тенденции, которые превалируют в современном западноевропейском обществе, а отчасти имеют место и в России. Сегодня в Европейском Союзе явно прослеживается установка на изгнание религиозного измерения из общественной жизни, сведение его исключительно к частной сфере жизни человека. Принцип секулярного устроения общества, который якобы гарантирует права и свободы всех граждан вне зависимости от их конфессиональных убеждений и гарантирует «нейтральное общественное пространство»[xi], активно и жестко насаждается его апологетами, подавляя любое общественное деяние, мотивированное нравственными установками гражданина. Нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно-инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, её место занимают анти-ценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями.
В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» – документе, принятом на Архиерейском соборе в 2008 году, Церковь выделяет среди приоритетных областей своей правозащитной деятельности «противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности»[xii]. Хочется верить, что печальный исторический опыт России ХХ века позволит избежать соблазна загнать религию в общественное гетто, поскольку только нравственное возрождение нации способно преломить разрушительные тенденции, порождаемые коррупцией, выработать нетерпимость граждан к её проявлениям и твердую позицию не быть её соучастником. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 10-11).
В своей деятельности, направленной на борьбу против этого социального зла, Церковь стремится взаимодействовать с государственными структурами и общественными объединениями, воспоминая слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40). Русская Православная Церковь руководствуется тем же принципом при сотрудничестве с международными организациями и с верующими других традиционных конфессий, поскольку коррупция, как я уже отмечал, присуща в той или иной степени любому обществу вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Убежден, что совместные усилия государства, общественности, религиозных лидеров, способны вызвать синергию в борьбе с коррупцией и серьезно сократить её масштабы в нашей стране.
[i]http://www.vesti.ru/doc.html?id=658615&cid=520
[ii] http://www.gazeta.ru/politics/2011/11/03_a_3822770.shtml
[iii] http://www.un.org/en/events/anticorruptionday/
[iv] http://www.un.org/en/events/anticorruptionday/sgmessages.shtml
[v] http://www.rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html
[vi] http://www.rtkorr.com/news/2010/01/19/87698.new
[vii] http://www.patriarchia.ru/db/text/1668526.html
[viii] http://www.patriarchia.ru/db/text/1787369.html
[ix] Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (12:18): разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, – М, Паломник, ч. IV 1993. Репринт 1846 г.
[x] Беседа 63. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т.7, кн. 2. Толкование на святого Матфея Евангелиста.
[xi] http://humanistfederation.eu/humanism-secularism/secularism/
[xii] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Раздел V.2.