Митрополит Иларион: Великий пост – время, когда мы пересматриваем всю свою жизнь
По окончании богослужения, за которым иерарху сослужили клирики прихода, владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! В течение Великого поста Церковь предлагает нам чтение из книг Ветхого Завета для того, чтобы мы, добровольно взяв на себя подвиг покаяния, погрузились в атмосферу, в которой жили ветхозаветные люди, ожидавшие пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
В течение всего года Церковь радуется о Воскресении Христовом, предлагает нам чтение из Нового Завета, повествующее о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел на эту землю, что Он говорил, какие чудеса совершал.
Но в преддверии Страстной седмицы, когда мы день за днем и час за часом будем вспоминать последние дни и часы земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Церковь как бы уводит нас из этой новозаветной реальности и перспективы ежедневного предстояния Господу и Спасителю. В Святую Четыредесятницу Церковь ставит нас в положение людей кающихся, ожидающих пришествия Спасителя, которые, перечитывая страницы Библии, на примере ветхозаветных героев – праведников и грешников – стараются узнать, что такое праведность и что такое грех, какова перед Господом наша ответственность за поступки и в чем заключается подвиг покаяния.
На великопостных вечернях читаются паремии из книги Бытия и из книги Притчей Соломоновых, – обе эти книги прочитываются целиком в течение поста. Паремии читаются подряд, и, казалось бы, между выбираемыми на каждый день чтениями нет специальных совпадений, тем не менее, сегодня, слушая чтение в храме, я обратил внимание на одно удивительное совпадение: в отрывке из книги Притчей Соломоновых, который сегодня читался, мы слышали такие слова: «Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорный в бесчестии» (Притч. 13. 1). И сегодня же, чуть раньше, из книги Бытия было прочитано повествование о Ное и его трех сыновьях. Один из них, увидев, что отец, упившись вином, пребывает в неприглядном состоянии, насмеялся над ним и привел своих братьев для того, чтобы показать наготу их отца (см. Быт 9. 20-22). Но на самом деле грех Ноя был грехом человеческой немощи, а не злой воли, ибо Ной только научился возделывать виноград и, как явствует из Библии, никто еще не знал, какое действие оказывает алкоголь на поведение и умственные способности человека. Ной впервые выжал сок из плодов виноградной лозы и впервые употребил вино, которое оказало на него опьяняющее действие.
Книга Бытия повествует и о внутреннем нравственном чувстве, что явили два других брата по отношению к своему отцу: братья Хама пришли, и, не оборачиваясь на наготу своего отца, прикрыли его, чтобы не увидеть в обнажении и сраме (см. Быт. 9. 23) − покрыли своей любовью, дабы не осудить его немощь или согрешение.
Когда Ной проснулся, придя в трезвое состояние, и узнал, что совершили его сыновья, то проклял не Хама, а его сына Ханаана. Он сказал тогда, что потомство одного и другого сына будет благословенно, а Ханаан, сын Хама, будет рабом у сыновей Сима и Иафета (см. Быт. 9. 25-27). Почему такое странное проклятье? Почему оно адресовано не Хаму, который совершил грех, а его потомству? По-человечески можно понять, что обиженный отец, быть может, не хотел даже слышать имени своего сына, не желал произносить его. В то же время мы знаем, что благословение Божие, как и проклятье, передается из поколения в поколение, но слова праведника могут быть предсказанием, а не проклятьем, и поэтому Ной своему предсказанию дает вид проклятья, предрекая будущее и устрашая следующие поколения, чтобы не согрешали против родителей.
Из Ветхого Завета мы знаем, что часто дети, внуки, правнуки и их потомки страдают за грехи своих отцов и своих предков. Нам, конечно, не ведомо, по какому закону из поколения в поколение распространяется это проклятие, но знаем, что каждый человек несет ответственность за свои поступки не только перед собой, своими родителями, сродниками и близкими, но также и перед собственным потомством, поскольку жизнью и поступками своими он закладывает тот духовно-нравственный код, который затем перейдет к его детям, внукам и правнукам.
Почитание отца восходит к Богопочитанию, и ветхозаветные повествования, которые мы сегодня слышали, говорят нам о том, что следует быть послушными сыновьями нашего Небесного Отца. Мы также должны быть всегда снисходительными по отношению к своим ближним и любовью покрывать их грехи. Если видим, что наш брат, отец или кто-либо еще из наших ближних согрешает, мы не должны выставлять этот грех напоказ, смеяться и превозноситься над согрешившим; нужно всякий раз помнить о том, что у каждого из нас есть грехи − если не те же самые, что у наших ближних, то другие. Если мы поступим по отношению к нашим ближним так, как Хам поступил со своим отцом, то сами окажемся в таком же уязвимом положении, ибо его поступок навлек проклятье на его род.
В дни Великого поста, когда Господь призывает нас к покаянию, мы должны думать о нашей жизни, вспоминать поступки, в том числе те, что совершаем по отношению к нашим ближним: не довелось ли нам когда-либо в жизни поступить так, как поступил Хам? И если да, то мы должны принести покаяние с мыслью о том, чтобы никогда больше не повторять эти поступки. Церковь призывает нас видеть свои грехи и снисходительно относиться к грехам ближних. Сам Господь говорит нам: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7. 3-5). Простые слова, но как трудно бывает их исполнить…
Великий пост – время, когда мы не только воздерживаемся от той или иной пищи, но, прежде всего, пересматриваем всю свою жизнь. Мы стараемся приходить в храм не только по воскресным и праздничным дням, но и по будням, чтобы услышать покаянные молитвы, песнопения, молитву святого Ефрема Сирина, чтобы по средам и пятницам, когда Церковь предлагает нам утешение в Литургии Преждеосвященных Даров, причаститься Святых Христовых Таин и получить напутствие на дальнейшее шествие к Страстной седмице и Светлой Христовой Пасхе».