— 2-5 июня в Минске проходил IV Европейский православно-католический форум. В своем выступлении на форуме Вы подвергли достаточно жесткой критике действия Украинской греко-католической церкви в ходе последних событий на Украине. В чем, по Вашему мнению, заключается неприемлемость этих действий?
— Если говорить кратко, в слишком сильной политической ангажированности УГКЦ, а также в националистических выступлениях ее духовенства и верующих.
УГКЦ не только с самого начала поддержала протесты Евромайдана, но в лице своих верующих и даже клириков приняла самое непосредственное участие в них. Ни для кого не секрет, что основной движущей силой событий в Киеве стали выходцы из западных областей Украины, где проживает основная масса греко-католиков. Еще в декабре 2013 года в интервью радостанции «Свобода» греко-католический епископ для Франции и стран Бенилюкса Борис Гудзяк прямо заявил, что «ежедневно до половины людей на Майдане — члены нашей Церкви».
В условиях социальной напряженности духовенство УГКЦ вместо того, чтобы призывать к примирению и политическому диалогу, побуждало протестующих к радикальным действиям. Так, в декабре прошлого года клирик Коломийско-Черновицкой епархии УГКЦ священник Михаил Арсенич и капеллан ВО «Трезуб» имени Степана Бандеры священник Петр Бурака выступали с призывом брать в руки оружие и расправляться с «врагами» Украины.
После январских событий руководство Украинской греко-католической церкви стало открыто обвинять российское государство во всех бедах, происходящих на Украине. При этом Россия в выступлениях некоторых греко-католических иерархов представала в по-настоящему демоническом образе. В начале апреля архиепископ Перемышльско-Варшавский Иван Мартиняк опубликовал видеообращение к пастве, в котором, в частности, заявил: «Мы испытываем нашествие зла, ненависти, лжи на наш народ со стороны империи, которая хочет расколоть и уничтожить наше государство».
Иерархи УГКЦ отрыто призывают западные страны к жестким действиям против нашей страны. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук совершил с этой целью ряд зарубежных поездок, выступая на разных международных площадках не как христианский пастырь, а скорее как политический деятель. В начале февраля этого года в Вашингтоне вместе с раскольником Филаретом Денисенко глава УГКЦ призвал президента США вмешаться в украинский кризис и помочь Украине в сохранении территориальной целостности. В начале марта архиепископ Святослав Шевчук обратился к католическим иерархам всего мира, а также к председателям Еврокомиссии, Европейского Совета и Европарламента с просьбой проявить солидарность с украинским народом «в это трудное время, когда различные военные силы Российской Федерации, нарушив все договоренности, вторглись на территорию суверенной Украины». Встречаясь в мае с руководством Канады, архиепископ высказал мнение, что введенные против России санкции являются «недостаточно адекватными».
Антироссийские высказывания главы УГКЦ зачастую сопровождаются выпадами против Русской православной церкви. В одном из своих интервью архиепископ, раскритиковав «агрессивные шаги Русского мира», упрекнул Московский патриархат в зависимости от государственной власти и пожелал Русской церкви «вдохнуть полной грудью во всей экклезиологической полноте», то есть присоединиться к унии и подчиниться папе Римскому.
Упреки эти представляются совершенно необоснованными. Сейчас Русская церковь свободна как никогда, и ее отношения с российским государством, как и с другими государствами, которые входят в сферу ее канонической ответственности, складываются по принципу взаимополезного сотрудничества. Именно исходя из сознания своей пастырской ответственности, священноначалие Русской церкви воздерживалось от однозначных политических оценок происходящего на Украине, а уж тем более от прямого участия в самих событиях, призывая враждующие стороны к диалогу и миру.
— Архиепископ Святослав Шевчук неоднократно заявлял о своем желании выстраивать диалог с Московским патриархатом. Какова позиция Русской церкви по данному вопросу?
— Сразу после избрания архиепископа Святослава Шевчука главой Украинской греко-католической церкви нами были сделаны определенные шаги в сторону установления прямых контактов с руководством этой Церкви. Мною было направлено личное поздравление с избранием новому верховному архиепископу, состоялся обмен письмами.
К сожалению, последующие действия руководства УГКЦ не способствовали росту взаимопонимания и доверия между нашими Церквами. Украинская греко-католическая церковь продолжает добиваться от Рима официального признания за собой статуса патриархата, который она самостоятельно провозгласила в 2002 году. Причем это не просто желание повысить свой статус в рамках Католической церкви. За этим стремлением стоит претензия изначально региональной Церкви, большинство верующих которой проживает в Западной Украине, на общенациональное положение и распространение своей миссии на те регионы Украины, где никогда не было греко-католиков. УГКЦ активно развивает свои епархиальные структуры на востоке и юге Украины. Есть сведения о том, что в этих регионах клирики УГКЦ занимаются откровенным прозелитизмом.
Руководство УГКЦ поддерживает тесные контакты с раскольническим «Киевским патриархатом». Было несколько случаев, когда греко-католические и раскольнические иерархи участвовали в совместных богослужениях (молебнах, панихидах и т.п.). В феврале этого года архиепископ Святослав Шевчук и глава УПЦ КП совместно посетили Вашингтон, где приняли участие в традиционном молитвенном завтраке, устроенном президентом США. И подобных примеров довольно много.
Диалог между Церквами возможен лишь в том случае, когда стороны уважают канонический порядок и традиции друг друга. Наша Церковь, например, принципиально не вступает в контакт с общинами, отколовшимися от Католической церкви, потому что ценит развитие православно-католических отношений. Руководство же УГКЦ, на словах заявляя о своей заинтересованности в выстраивании диалога с Московским патриархатом, на деле поддерживает раскольников, не только отпавших от канонической Украинской православной церкви, но и занимающих откровенно враждебную по отношению к нашей Церкви позицию.
Все это, надо признаться, не содействует установлению прямых контактов с Украинской греко-католической церковью. А последние события на Украине, в ходе которых греко-католические иерархи позволяли себе антироссийскую риторику и выпады против Русской церкви, сделали возможность таких контактов еще более проблематичной.
— Повлияет ли обострение отношений между православными и греко-католиками на Украине на развитие православно-католического диалога в целом?
— Уния всегда была одним из самых серьезных препятствий в отношениях между Православной и Римско-Католической церквами. Исходя из своей экклезиологической модели и соответствующего представления о путях восстановления христианского единства, Римская церковь на протяжении веков прилагала усилия по обращению православных в католичество. В результате целенаправленной политики прозелитизма среди православного населения таких стран Европы, как Польша и Австро-Венгрия, в XVI-XVII веках возникла так называемая уния, то есть присоединение части православных к Католической церкви на условиях принятия ими католического вероучения, но с сохранением византийского обряда в богослужении. Так появилась и Украинская греко-католическая церковь. Причем ее появление сопровождалось насилием по отношению к тем православным, которые не хотели принимать унию. Униональная политика Рима не только не привела к единству между Церквами, но наоборот, еще больше отдалила Православную церковь от Рима, посеяла недоверие и вражду.
Что-то стало меняться только после II Ватиканского собора (1962-1965), который впервые признал спасительность таинств и духовной жизни в Православной церкви и тем самым дал возможность начать православно-католический богословский диалог. Возрождение структур УГКЦ в конце 1980-х годов, сопровождавшееся насильственным захватом храмов греко-католиками в западных областях Украины и даже кровопролитием, вновь со всей остротой поставило проблему унии.
В 1993 году в Баламанде (Ливан) Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами приняла очень важный документ под названием «Униатизм как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем», в котором представители Православной церкви и, что еще более важно, Римско-католической церкви согласились, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, поскольку в течение истории способствовала только еще большему разделению между Церквами. Документ признавал право Восточных Католических церквей на существование, но предлагал целый ряд рекомендаций, нацеленных на урегулирование конфликта между православными и греко-католиками. К сожалению, эти рекомендации так и не были реализованы на деле. До сих пор верующие Московского патриархата во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях не имеют достаточно храмов и встречаются с большими сложностями при строительстве новых. При этом, как я уже сказал, сама УГКЦ стремится расширить свою миссию и свои епархиальные структуры на территорию всей Украины.
Мы не раз выражали нашу озабоченность сложившейся ситуацией священноначалию Римско-Католической церкви, однако никаких реальных сдвигов в разрешении проблемы мы не наблюдаем. Несмотря на обострение ситуации с греко-католиками в связи с событиями на Украине, мы будем и дальше развивать наши отношения с Римско-католической церковью на самых разных уровнях. Мы ценим позицию папы Франциска, а также государственного секретаря Святого Престола кардинала Пьетро Паролина, которые в условиях украинского кризиса воздержались от однозначных политических оценок и, как и Русская церковь, не раз обращались с призывом к миру на украинской земле.