Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх говорит языком сухих формулировок — но за каждой из них стоит сила мысли и жизненная энергия. За каждым его словом следует дело. В Священном Писании сказано, что зарплату работникам нужно платить вовремя — он не стесняется напомнить об этом властям и представителям бизнес-элиты. Слово владыки имеет силу: долги по заработной плате ликвидированы. Если это и симфония — то на условиях Церкви.
Откуда этот человек берет силы и уверенность, чтобы говорить не на языке компромиссов, а со властью? Что не дает ему сломаться и пойти на поводу многочисленных соблазнов мира сего? Как он научился побеждать? Об этом и многом другом — в интервью с митрополитом Кемеровским Аристархом.
— Вы воспитывались в религиозной семье, или пришли к вере в детстве или уже в сознательном возрасте? Что послужило причиной вашего обращения к вере? Какой вам запомнилась религиозная жизнь советского времени? Каковы самые памятные моменты?
— Я родился и вырос в православной семье. Огромное значение в моем религиозном воспитании принадлежит семье, родителям. Атеистическая модель развития в СССР потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, удалить сердце.
Поколение людей, воспитанное в годы атеизма, практически никогда не задумывалось о значении человеческой нравственности. Как вы помните, нам говорили, что базисом общественных отношений в любой социально-экономической формации является экономика. Но на самом деле экономика вторична, первична же человеческая личность. Экономика призвана обслуживать потребности человека и человеческого общества.
Можно утверждать, что счастье переживается особенно тогда, когда в жизни ты чувствуешь Бога, Его любовь и помощь. Такое состояние посещает нас во время совершения литургии, а также после таинства Покаяния и Причащения. Если говорить о знаменательных периодах в личной жизни, то, несомненно, это годы обучения в духовных школах и дни, когда совершилось исполнение сокровенной мечты — дни священнических хиротоний.
— Вы собирались стать горным инженером, а стали кандидатом богословия. Что послужило причиной такой перемены Вашей жизни?
— Со школьных лет мне хотелось стать именно священнослужителем. Большое влияние на выбор жизненного пути оказали мои родственники в лице дядей, которые являются священнослужителями. После окончания средней школы нужно было выбрать: или идти служить в армию, и поступить в ВУЗ с военной кафедрой, чтобы затем иметь возможность поступить в семинарию, куда принимали только с военным билетом.
После получения высшего светского образования, окончания ВУЗа, став горным инженером, я поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии сразу поступил и успешно закончил затем Московскую духовную Академию. После получения духовного образования стал священнослужителем Русской Православной Церкви.
— Расскажите о тех духовных людях, которые произвели на вас большое впечатление. Кто Ваши учителя? Что они Вам дали, и чем запомнилось общение с ними?
— Первое влияние на выбор жизненного пути оказали мои родственники в лице дядей-священнослужителей. Кроме того, за духовным наставничеством я обращался к духовникам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это были архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Иларион (Форкавец), игумен Виссарион. Добрыми учителями нашими в духовной семинарии и академии в период учебы стали архимандрит Матфей (Мормыль), Алексей Ильич Осипов, Константин Ефимович Скурат.
Они имели большой жизненный и духовный опыт, умели молиться, были добрыми и чуткими с окружающими, обладали прекрасным даром педагога и живым и интересным словом. Их украшала скромность и простота во общении. Самое главное — мы имели перед собой пример благочестивой жизни и сердечной человеческой доброты.
— Если вспоминать церковную жизнь 90-х и теперь — что изменилось за 22 года? Что к лучшему, что наоборот пока не удалось в церковной жизни сделать? Сегодня Церковь свободна — сбылись ли ожидания? А что не сбылось?
— В 90-е годы люди в большинстве повернулись лицом к Церкви. Было совершено много крещений, активно возрождалось храмостроительство, пастырское служение стало многогранным: кроме совершения богослужений и таинств, священник осуществлял свое служение и вне храма, в разных направлениях — молодежном, социальном, образовательном и других. Наши соотечественники, пережившие трудный период государственного атеизма, стали утолять духовный голод в монастырях и храмах.
В наше время христиане по всему миру сталкиваются с нетерпимостью к их убеждениям, а иногда и с насилием. Мы же в России столкнулись с актами вандализма и богохульства, от которых успели отвыкнуть за двадцать постсоветских лет. Много сделано в последние несколько лет внутри страны: в частности, продолжился процесс создания новых епархий, рукоположения новых епископов. На федеральном уровне в образовательный процесс российских школ включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
В последнее время в нашей Церкви открывается дискуссия по вопросам церковной жизни, которые копились на протяжение столетий. В прошлом были попытки их широкого обсуждения в церковной и церковно-общественной среде в ходе религиозно-философских собраний и в рамках Предсоборного присутствия, а затем и Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Без нормальной и уважительной по отношению к оппонентам дискуссии не может быть никакого движения вперед.
Разворачивается институт штатного военного духовенства. Постепенно продвигается систематизация церковного присутствия в местах заключения. Наши пастыри и активные миряне участвуют в общенациональной дискуссии по вопросам экономики, государственного устроения, культуры, общественной нравственности, воинской жизни, других областей народного бытия. Словом, Церковь возвращает себе то место в жизни России, которое ей всегда было свойственно и без которого России не будет, как тела без души, потому что Церковь — это душа нашего народа.
За этот 22-хлетний период Церковь, в том числе наша православная общественность, научилась очень многому. Люди поняли, что нельзя и неправильно молчать. Нужно не просто достойно реагировать на антицерковные кампании, но вновь и вновь говорить людям о правде Божией, даже если им неприятно о ней слышать, даже если они бунтуют против нее, в глубине души понимая, что у них есть два выхода: либо измениться, либо погубить свою душу.
Мы научились говорить не общими, причесанными текстами, которые сейчас просто никто не слышит, а яркими фразами, а главное — свидетельствовать поступками, которые ценятся и замечаются сегодня в десятки раз больше, чем любые, даже самые умные слова. Мы перестали бояться говорить перед лицом самых богатых и властных людей, тех, кто еще недавно пытался нам сказать: вы никто в обществе, оно принадлежит нам.
Мы научились побеждать. Нас пытались испугать и предложить ложный путь компромисса: откажитесь от неудобных для обывательского, потребительского мира слов Христа, откажитесь от церковной традиции, изменитесь согласно нашим правилам — и мы и снова будем вам улыбаться. Православные христиане поняли, что можно отстаивать истину Христову во всей ее полноте и целостности, не боясь никого и делая так, чтобы большинство народа нас услышало. Общая тенденция укрепления позиций Церкви, умножения численности ее членов сохраняется.
— Какой момент в вашей жизни стал поворотным, когда вы решили, что ваша стезя — иноческая?
— Таким моментом в моей жизни стали годы обучения в духовной академии. Мне тогда дали ответственное церковное послушание — иподиакона у Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Пимена. Несколько лет мне довелось быть рядом с Главой Церкви, много услышать, участвовать в церковных мероприятиях, посетить много святых храмов и мест. Это служение стало окончательным и решающим в выборе жизненного пути. Формирование же личного выбора проходило в течение всех лет обучения в Московских духовных школах.
— Были ли трудности с принятием пострига и сана? Как реагировал ваш близкий круг, родители? Ведь часто для родителей иноческий путь детей — большое испытание…
— Прошение о пострижении в монашество мною было подано Ректору Московской духовной академии и семинарии владыке Евгению, архиепископу Верейскому, в начале Великого поста 1997 года. Владыка Ректор принял мое прошение и спросил о том, хорошо ли я все взвесил и твердо ли обдумал свое решение. Я дал ему положительный ответ. Ровно через год, в конце Великого поста 1998 года, владыка Евгений совершил монашеский постриг — мой и еще пятерых студентов духовных школ. Через неделю состоялась моя хиротония во иеродиакона, а через три месяца с небольшим владыка Евгений рукоположил меня во иерея. Каких-то внешних трудностей я не увидел.
Родители положительно отнеслись к сделанному выбору жизненного пути и всячески затем поддерживали такое намерение. Особенно радовалась и горячо молилась обо мне мама.
— Расскажите о периоде Вашей жизни, связанном с МДА. О ком из людей, встреченных Вами тогда, Вы с любовью вспоминаете теперь?
— Благодарю Владыку Ректора Московских духовных школ, Высокопреосвященного Евгения, архиепископа Верейского, совершившего мой иноческий постриг, который и положил начало монашеской жизни. С любовью вспоминаю архимандрита Илариона (Форкавец), своего духовника в период преподавательской деятельности в семинарии, а также коллег-педагогов в лице Константина Ефимовича Скурата, Ивана Александровича Глухова, Алексея Ильича Осипова.
— С 2001 по 2002 год Вы были насельником Троице-Сергиевой Лавры. Какие радости и какие трудности были тогда в Вашей жизни?
— Я особенно благодарен Преосвященному Феогносту, архиепископу Сергиево-Посадскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, содействовавшему моему восхождению и духовно-нравственному становлению. Всем своим существом я благодарен Богу за то, что Господь судил мне быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которая вскормила, воспитала и сформировала меня. Неожиданным для меня было назначение на очень, на мой взгляд, сложное послушание — келаря объединенного хозяйства Лавры и Московских духовных школ. Были переживания и сомнения: справлюсь или нет, было даже по-человечески боязно.
Особенно радостными днями в период несения послушания в обители для меня были посещения Лавры Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Господь сподобил мне неоднократно сослужить Его Святейшеству и разделять праздничную трапезу за одним столом.
— Вы помните тот день, когда узнали, что будете епископом? Как это было?
— Известие о назначении быть епископом я получил после заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 19 июля 2006 года. В этот день меня пригласили в здание Священного Синода в Москве, в Чистом переулке, на очередное заседание. Одним из вопросов рабочей повестки Синода было назначение новых архиереев. Когда обсуждался кадровый вопрос и рассматривались кандидатуры, меня вызывали в зал, где шло заседание Синода, и задавали вопросы. Вопросы касались личной жизни и биографии.
После окончания работы Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II пригласил меня в свой рабочий кабинет и вручил указ с решением Синода и назначением на Кемеровскую и Новокузнецкую епархию. Святейший также сказал на этой встрече, когда он совершит мою архиерейскую хиротонию и поставление в сан архимандрита. Получив указ от Первосвятителя о назначении, я стал готовиться к предстоящей архиерейской хиротонии.
— Вы родились и выросли в этих краях, как помогает Ваш жизненный опыт в общении с местными жителями и управлении большой и сложной епархией?
— Я родился в городе Кемерово. Там я провел все детские годы, окончил среднюю школу и получил высшее светское образование, окончив в 1981 году Кузбасский Политехнический институт, горный факультет. После успешной защиты дипломной работы мне присвоили специальность «горный инженер». В период обучения в ВУЗе я неоднократно проходил практику на угольных разрезах и шахтах как в Кузбассе, так и в Донбассе, поэтому специальность и условия труда шахтеров знаю из личного опыта.
Несомненно, такое опытное и живое знакомство с нелегким шахтерским трудом, связанным с постоянной опасностью даже для жизни, очень пригодилось, особенно в общении с соотечественниками, чей труд связан с горнодобывающей отраслью. Мне понятна терминология и язык шахтеров, известны основные технологии разработки угольных месторождений и парк современной техники, которую используют на разрезах и местах добычи полезных ископаемых. Когда люди одной специальности встречаются и знакомятся, то им намного проще входить в контакт со своими коллегами по труду. Все это, конечно, сближает людей друг с другом, их общение становится проще и переходит на уровень братских, дружественных взаимоотношений.
— Как строится ваш обычный день? Работаете ли вы утром или, наоборот, по вечерам? Есть у вас свое правило планирования времени? Есть ли книги, которые Вы перечитываете?
— Если говорить о рабочем дне в здании Епархиального управления, то график следующий. Подъем обычно в будние дни в 6.30, ежедневное монашеское молитвенное правило, легкий завтрак или чашка кофе, подготовка к предстоящему рабочему периоду — утверждаю свой личный план на грядущий день. В 9.30 начинаю работать в кабинете с просмотра поступивших документов, писем и деловых бумаг. Обязательно и всегда в рабочие дни встречаюсь с главным бухгалтером епархиального управления и секретарем.
В рабочем плане могут быть встречи с клириками митрополии, часто работаю с представителями областной и городской администрации, встречаюсь с руководителями различных организаций. Бывают и выездные мероприятия: с участием в губернаторских приемах, торжественных актах. Также встречаюсь со студентами кузбасских ВУЗов, губернаторских образовательных учреждений.
Я считаю важным исполнить все намеченные мероприятия и встретиться со всеми, кто пришел в епархиальное управление в указанный день. Планирование рабочего дня очень помогает работать именно системно и целенаправленно. Конечно, бывает, что жизнь вносит неожиданные коррективы в мои планы, однако это случается нечасто.
Книги, которые я ежедневно беру в руки и регулярно перечитываю — это Священное Писание и Псалтирь. Стараюсь ежедневно прочитать по одной главе из Евангелия, из Апостольских Посланий и по одной кафизме из Псалтири. К книгам, которые я регулярно перечитываю, относятся также святоотеческие творения и богослужебная литература.
— В 2009 году Вы призвали руководителей кузбасских предприятий погасить работникам долги по зарплате. Это довольно необычный поступок для архиерея, почему Вы решились на этот шаг?
— Служение власти, общества и Церкви во имя народного блага полезно всегда, но оно становится особенно востребованным тогда, когда возникает сугубая необходимость в консолидации народных сил. Сложные переходные периоды, отмеченные кризисными явлениями, как те, что переживает сегодня и Россия, как раз и относятся к таким временам. Очевидно, что созидание гармоничного мира не может быть достигнуто без ясного осознания людьми необходимости устроения и осуществления любой деятельности, включая экономическую, производственную, хозяйственную, на прочной нравственной основе.
Долг Церкви, администрации городов и общественных организаций состоит в том, чтобы призвать тех, в чьих руках находятся рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом, Отечеством и людьми. Предприниматели и руководители предприятий должны не только честно оплачивать труд своих сотрудников, но и проявлять реальную заботу об улучшении условий труда и жизни работников, об их медицинском обслуживании и образовании, о том, чтобы повседневное существование каждого было достойным человека, имело ясную социальную перспективу.
Слово Божие наставляет и предостерегает работодателя: «Не обижай наемника, бедного и нищего, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24, 14–15).
В связи с вышесказанным важно помнить, что единая задача Церкви, власти и общества состоит в том, чтобы не допускать разрушительных социальных потрясений, соблюсти баланс сил и интересов. Для этого необходимо поддерживать многосторонний диалог, развивать идеи социального партнерства во имя обеспечения поступательного и мирного развития региона.
— Было ли так, что Ваша жизнь была в опасности? Если да, то как изменил Вас этот момент?
— Каждому из нас в различном возрасте и состоянии, во всякое время дня и ночи угрожает великое множество непредвиденных, подчас непредотвратимых опасностей. Человеческому телу на каждом шагу грозит потеря здоровья от разных болезней и увечья. Как часто мы находимся в нескольких шагах от смерти! Вспомним, сколько раз нам приходилось быть свидетелями несчастных случаев, часто поражающих нас своим трагизмом!
Лично мне, слава Богу, не доводилось как-то внешним образом встретиться лицом к лицу с опасностью или смотреть в глаза смерти. Однако мы всегда обязаны помнить о неизбежности и внезапности смертельной опасности, потому что это полезно для человека. По слову Священного Писания, «помни последняя своя и вовек не согрешишь».
— Как Вам кажется, архиерей сегодня далек от паствы, от духовенства? Или что-то меняется? Бывает так, что вы исповедуете, например? Вообще — должен архиерей общаться с народом? Ведь на нем лежит множество других послушаний!
— В центре Архиерейского служения — крест. В силу того высокого духовного положения, которое Архиерей исторически, благодатно и канонически имеет, он является неким средоточием, воспринимающим все обращения или сигналы, исходящие от народа, от Церкви, от людей известных и неизвестных, от власть имущих и безвластных. А поскольку время, которое мы сегодня переживаем, есть время тревожное, то все эти сигналы исполнены боли, тревоги, скорби и все они концентрируются в сердце архипастыря. Наверное, ни один врач не сможет понять, как сердце может выдерживать такое, не нарушая своего физического ритма. И ответ простой, для всех нас ясный, но непонятный большинству людей, далеких от веры: все это совершается силой благодати Божией.
Есть две способности реагировать на все эти воздыхания, скорби, иногда очень тревожные, исполненные драматизма, а иногда радостные, но также исполненные огромной энергии. Есть два способа защитить себя от этих сигналов, от этого движения человеческой энергии — и доброй, и злой. Можно защитить себя безразличием, стенами резиденции, упорядоченным образом жизни, лечением и всем тем, что, наверное, даже было бы понято людьми. Защитить себя и внутренним безразличием ко всему этому. Но тогда не будет архиерейского служения, и архипастыря не будет — будет лишь внешний образ, пустоту которого люди очень скоро почувствуют.
Другая модель поведения — это открывать себя, открывать свое сердце всем этим радостным и скорбным, тревожным, сокрушающим душу энергетическим потокам. Тогда никакого сердца, конечно, не хватит — не хватит, если рядом не будет стоять Господь.
Епископу невозможно одному совершать свое служение, его обязательно должна поддерживать паства, молясь о нем и помогая ему. Самое главное дело пастыря — это молиться. Пройдя крестным путем 6-летнего служения, сегодня со всей ответственностью я утверждаю: главное дело священнослужителя — молиться и в своей молитве, аккумулируя все эти скорби и воздыхания, всю эту отрицательную и положительную энергию, которая обрушивается, передавать ее Богу, поверять и себя, и Церковь, и народ свой Его водительству, Его мудрости, Его силе.
И тогда происходит чудо — Господь вдруг дает успокоение, ясность мысли, трезвость оценки, вразумляет к тому, что, когда и как сказать. Поэтому архиерейское служение есть, в первую очередь, служение предстоятеля Церкви и народа пред Богом. Архиерей должен не только служить литургию или совершать другие богослужения, но и совершать таинства, в том числе и исповедовать.
Всегда должна быть обратная связь с людьми. Ты молишься, размышляешь, работаешь, пишешь, обращаешься к людям — и вот в какой-то момент необходимо услышать обратный сигнал. Есть ли люди, которым это небезразлично, кто с тобой согласен? Есть ли те, кто готов тебя поддержать?
В послании к Ефесянам есть ответ на все то, что было сказано в мой адрес: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Мы предназначены совершить те добрые дела, которые Бог от нас ждет. Сильное слово «предназначил» не оставляет никакого выбора. Всякая альтернатива есть грех, уклонение от воли Божией, Его замысла о каждом из нас. Поэтому то, что совершает архиерей, что совершает каждый священнослужитель, есть ответ на предназначение Божие, которое имеет отношение к каждому человеку.
Самое главное — необходимо помнить, что нас по жизни ведет Сам Бог, и мы должны быть открытыми и честными пред Ним. Следует воспитывать в сердце любовь и быть снисходительным к греховным слабостям других людей, помня о собственных грехах. Это поможет нам быть более справедливыми и к ближним, и к дальним.
Сегодня количество приходов катастрофически отстает от потребностей людей. А там, где нет приходов, сразу появляются сектантские группы. Поэтому и создаются сейчас новые епархии. Синод считает, что таким образом можно придать новое дыхание жизни нашей Церкви. Поэтому он стремится к тому, чтобы активизировать работу архиереев, приблизив их к реальной жизни Церкви — к деятельности приходов, к пониманию жизни священников, к тому, чтобы они знали священнослужителей не только в лицо, но и по имени, знали о том, в чем священник нуждается, какие у него проблемы, в чем должна заключаться помощь со стороны архиерея. Вот тогда, я думаю, у нас будет больше солидарности в тех трудах, которые мы совершаем.
— Как за прошедшие годы церковного расцвета изменилась паства? Какие проблемы ушли, а какие проблемы, наоборот, стали более острыми?
— Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни районов, входящих в каноническое пространство Кузбасской митрополии.
Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.
К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.
Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества.
Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вместе с утратой базисных нравственных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.
Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью.
Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви.
Именно поэтому устроение правильной и полнокровной общинной жизни является сегодня одной из главных задач. Христианская община исторически формировалась как сообщество не только единоверцев и единомышленников, но и соработников в общем делании во славу Божию и во спасение человека. Это школа духовной солидарности, общения и взаимодействия христиан через молитвенную жизнь. Если современный человек в храме научится слушать и слышать, видеть и сострадать, он сможет изменить свою модель поведения и в семье, и на работе, и в обществе.
Вот почему столь важны для здоровья церковной общины социальные, молодёжные, образовательные и миссионерские приходские программы, а также внебогослужебные собрания и другие инициативы подобного рода.
Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благое существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви.
— На фестивале православной журналистики «Вера и слово» неоднократно отмечалось, что общество обсуждает надуманные проблемы. Патриарх подчеркнул, что два основных мифа — богатство священников и клерикализация — не поменялись с советских времен. При этом говорилось, что о насущных, реальных церковных проблемах практически никто не говорит, а проблемы стоят остро. Хотелось бы услышать Ваше мнение. Какие проблемы современной церковной жизни Вы считаете наиболее значимыми? Можете ли рассказать о них подробно? Какими Вы видите пути решения этих проблем?
— Я совершенно согласен с тем, на что обратил внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а именно: в обществе постоянно обсуждаются надуманные проблемы, к которым относятся и упомянутые вами мифы — богатство священников и клерикализация. Приведу простой пример. Казалось бы: на Ближнем Востоке убивают и изгоняют из своих домов тысячи христиан, льется кровь — и никому по большому счету до этого дела нет. А вот что участницам богохульной выходки не дадут отпраздновать в тюрьме Новый год, потому что у них отбой в девять вечера — это тема, достойная обсуждения в СМИ.
Теперь о некоторых проблемах церковной жизни, которые, как мне видится, наиболее актуальны и заслуживают постоянного внимания. Сегодня Церковь в лице своих клириков довольно широко представлена в общенациональных средствах массовой информации. Наши священники ведут авторские программы на влиятельных радиостанциях, регулярно выступают с комментариями и изложением экспертного мнения в телепередачах, в печатных СМИ, в новостных блоках информационных агентств. Вместе с тем пастырское слово наших собратьев далеко не всегда звучит для светского зрителя, слушателя, читателя весомо и доказательно.
Отдельный вопрос — наше присутствие в Интернете. Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в фэйсбуке, твиттере, «живом журнале» и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве.
Приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода. Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний. Это позволит и самим прихожанам лучше узнать друг друга и поможет тем, кто нередко посещает сайты наших храмов в поисках необходимой информации.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в современном мире Церковь обязана активно использовать информационное пространство как средство для проповеди Евангелия.
Сегодня именно молодежь оказывается самой беззащитной перед современным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Зачастую она становится разменной монетой в политических и коммерческих играх. Юношество в буквальном смысле слова дезориентировано, оно не знает, кому верить и как принимать решения.
Сложна церковная работа с молодежью потому, что молодые люди «заряжены на другие интересы. И ежедневно происходит мощная подзарядка молодежи в СМИ на успех, на лидерство, на карьеру, на деньги, на развлечения, на удовольствия, на „драйв“ и „адреналин“». Они не готовы воспринять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что все в мире — похоть очес, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15–16). Именно мирского они и ищут, именно к мирским радостям их подталкивает возраст и окружающая действительность, а нам надо убеждать их в приоритете иной, небесной реальности.
Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь — будущее нашей Церкви и страны.
Особая проблема — это проблема коммуникации с молодежью, её закрытость и скептицизм в отношении к людям Церкви. Некоторые решают этот вопрос тем, что начинают говорить с молодым поколением его языком и принимать его правила поведения. Думается, что это опасный путь, который может сформировать у молодежи ложное представление о Церкви. Не только содержание, но и формат нашей беседы с юношеством должен указывать ему на иной стиль мышления и поведения православных. Этот стиль отличен от того, к которому приучает их мир — он возвышает человека. Надо привлекать глубиной евангельских идей и призывов.
К сожалению, массовая культура и даже система современного образования значительно упростили картину мира, сведя мотивацию человеческих и общественных поступков до инстинктов и соображений удовольствия и выгоды.
Обеднению культуры и содержания современной жизни храмы и монастыри, как сотни лет тому назад, должны противопоставить ученость и просвещение. Если современный мир заявляет, что главная цель формирования человека — сделать его пользователем и потребителем, то мы предлагаем молодым людям стать творцами и мыслителями. А для этого необходимо устраивать критические обсуждения литературных произведений, фильмов, ключевых текстов нашей культуры вместе с детьми и их родителями.
Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью. Полезно обсуждать с подростками реальные проблемы современной жизни, рекомендовать им обращаться к добротной литературе и интернет-ресурсам. Хочется отметить, например, очень живые, яркие дискуссии, которые ведутся молодыми людьми на страницах сайта «Православие и мир». Заглядывая туда для получения ответов на интересующие их вопросы, люди потом оказываются вовлеченными в диалог о важных проблемах семьи и общества.
— Недавно митрополит Варсонофий призвал священников быть скромнее и обличил стремление к роскоши. Как вы решаете эту проблему в епархии? Есть ли она?
— Наверно, неслучайно говорит Господь: трудно богатому войти в Царствие Небесное. Не потому что само по себе богатство является злом, а потому что богатство и власть застилают глаза человеку и мешают ему видеть Бога, мешают ему опираться на силу Божию. Не потому что деньги сами по себе зло, а потому что деньги создают иллюзию полного довольства и независимости от Бога. И эта иллюзия встает как стена на пути человека к Богу.
Бог требует от человека отдачи всего себя. В наибольшей степени это касается пастырского служения, как самого ответственного. Если священник будет обладать огромным личным состоянием, большой недвижимостью, то это обязательно нанесет ущербность его пастырской деятельности, потому что попечение о своем стяжании отнимает много времени и человеческих сил. Ничто в мире не должно связывать человека. Любовь к богатству, материальному изобилию или финансовой независимости отнимает у него свободу.
Любое богатство надмевает человека, заставляет его считать, что он достоин этого, забывая, что всякое материальное благополучие есть дар Божий. Поэтому вручить себя вместе со своим достатком Богу — это не заслуга, а всего лишь справедливость. Разумеется, что священник, как и всякий христианин должен заботиться о своей семье, ее материальном благополучии.
Что касается Кемеровской епархии, то к нам не поступало жалоб ни от прихожан, ни от представителей властей, ни от клириков о роскошной жизни отдельных священнослужителей.
— Много споров сегодня идет о катехизации. Как быть с теми людьми, кто пока не готов к церковной жизни, но крестит детей?
— В настоящее время Русская Православная Церковь после десятилетий богоборческого плена продолжает проходить период становления, возрождая лучшие духовные традиции русского народа. Поэтому взрослые, осознанно приступающие к Таинству Крещения, должны проходить катехизаторскую подготовку для получения базовых знаний о христианской вере.
В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу Крещения. Для успешной и конструктивной огласительной деятельности священнослужители должны задействовать приходской ресурс: организовать процесс так, чтобы компетентные прихожане имели возможность на первичном этапе оказать вопрошающим людям необходимую помощь, объясняя желающим приступить к Таинству крещения важность и необходимость этого священного действия.
Для того, чтобы каждый желающий имел возможность присутствовать на огласительных беседах, необходимо создать оптимальные условия для их посещения, а именно для большинства готовящихся организовать подобные беседы в воскресные дни, для остальных предоставить возможность проходить катехизацию в течение недели. В период оглашения готовящимся к Крещению рекомендуется дополнительно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Оптимальным режимом встреч с оглашаемыми можно признать одну беседу в неделю.
Количество огласительных бесед должно определяться священником и учитывать степень подготовленности катехумена к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов.
Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие человека. Задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему крестится человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.
На епархиальном и общецерковном уровнях необходимо наладить систему подготовки и образования катехизаторов, церковных психологов и организаторов социальной работы приходов, позволяющих людям получить профессию и связать свою жизнь со служением Церкви. При организации дела катехизации на приходе следует создавать детско-юношескую, молодежную и семейную среду.
— Сегодня часто задают вопрос — как так — у нас в стране 80% православных, строится множество храмов — и при этом самые высокие показатели табакокурения, наркомании, разводов. Почему так?
— Совершенно очевидно, что мы с вами живем в эпоху, когда перед человеком, особенно молодым, лежит целое поле соблазнов, искушений — заминированное поле. Наша современная цивилизация рисует перед человеком эту заманчивую картину. Возьмите фильмы, рекламу, глянцевые журналы — это же какой-то сказочный мир благополучия! А ведь огромное количество людей верит в это как в нечто вполне реальное, и это не просто реклама — это еще и приглашение к тому, чтобы соучаствовать в построении этого мира.
А как соучаствовать? Больше зарабатывать, больше тратить, больше наслаждаться, больше радоваться жизни. Одни наши телевизионные передачи чего стоят! Каждый день телевидение смешит людей, а ведь все эти развлекательные программы уже никому не интересны, большинство зрителей выключают эти передачи — а нас все развлекают, смешат.
Так происходит некая подмена человеческого счастья — радость, внутренняя радость человека, которая и есть синоним счастья, подменяется весельем, а веселье быстро проходит, особенно после похмелья. Вот и натыкаются люди на эти мины — верят в то, что им показывают, а на самом деле все это не так. Потому мы и видим сейчас колоссальный рост алкоголизма, наркомании, количества самоубийств, разводов, абортов — а ведь счастливый человек всего этого делать не будет.
В 90-е годы был большой интерес к вере, к Церкви. Люди отказывались от прошлого, они не хотели жить так, как жили раньше, и поэтому Церковь рассматривалась как альтернатива, в том числе марксистской идеологии. Но Церковь не может быть альтернативой идеологии — Церковь сама по себе, Церковь предлагает свое послание миру. Вот этот первоначальный интерес к религии как к некой альтернативе у кого-то полностью исчез — такие люди, даже будучи крещеными, живут как безбожники.
Подход к вере как к альтернативе сегодня уже не работает, потому что молодежь родилась после крушения Советского Союза. Аргумент «мы жили плохо, потому что мы жили без Бога» уже не работает, потому что повзрослевшие дети не знают, что это такое. Аргумент «как плохо, что были у нас разрушены храмы, монастыри, осквернено все, а значит, мы должны изменить свою жизнь» тоже не работает, потому что дети не помнят разрушенных храмов.
И вот эти дети и молодежь, которые никоим образом не определяют свою религиозность в качестве альтернативы старому и безбожному мировоззрению, сегодня подвергаются мощнейшему воздействию извне, которое навязывает антихристианский, безбожный образ жизни. Никто не спорит, есть Бог или нет, однако навязывается безбожная картина мира.
В среднем наши люди проводят от четырех до семи часов в сутки перед телевизором или компьютером. А сколько времени они проводят в Церкви? В лучшем случае два часа в неделю — это если они ходят каждую неделю. Разве можно сравнить по силе воздействия на человеческое сознание все то, что мы с вами делаем, наши воскресные школы, наши сайты, наши епархиальные отделы, наши приходы — со светскими СМИ? Это несоизмеримые величины.
Кроме того, Церковь никогда не будет использовать многие из существующих способов воздействия на сознание человека. Церковь никогда не будет апеллировать к инстинкту; а безбожный мир апеллирует именно к нему, потому что идет не по пути Божиему, а по пути диавольскому. А когда инстинкт человека раздражается рекламой, фильмами, литературой, то эта стихия, включаясь, затмевает глаза, и мы знаем, что в результате происходит с человеком.
Для Церкви никогда не было легких времен. Она прошла две тысячи лет, храня неповрежденной апостольскую веру и передавая эту веру каждому последующему поколению людей. Все это совершается, несмотря на человеческую слабость, силой благодати Божией.
Но и от нас требуется нечто, чтобы благодать не покидала нас. От нас требуется верность апостольской вере. От нас требуется поддержание единства, какими бы соблазнами ни были раздираемы люди по своей слабости. Облеченные иерархической властью, священническим достоинством, мы должны хранить единство Церкви как священную заповедь, данную нам Самим Господом, как условие спасения каждого последующего поколения людей.
— Строя церковную жизнь сегодня, с какими основными проблемами Вы сталкиваетесь? Чему учите священников? Чего стараетесь не допустить?
— Наблюдается сокращение числа абитуриентов по сравнению с прошлыми годами. С одной стороны, это объясняется демографическим кризисом, с другой, — снижением интереса молодежи к пастырскому служению, в чем есть и наша вина: неблагочестивая жизнь, неревностное отношение к службе, к церковному послушанию, — священник подчас не дает доброго примера для молодежи.
Необходимо нам самим готовить абитуриентов в Кузбасскую православную духовную семинарию. За нас это не сделает никто! Абитуриентами должен заниматься каждый священник, особенно настоятель храма, и каноническая ответственность возлагается на благочинных. Нужно выбирать из молодежи кандидатов в абитуриенты КПДС, из избранных создавать при воскресной школе спецкласс и вести эту группу по особой программе подготовки к поступлению в семинарию.
Епархиальному отделу по делам молодежи следует шире использовать с миссионерской целью в молодежной среде церковно-общественные даты, в частности, День семьи, любви и верности — память преподобных Петра и Февронии Муромских. День славянской письменности и культуры уже прочно вошел в молодежный год и в округах, и на приходах. День святых Жен-Мироносиц, Всемирный день православной молодежи — Сретение Господне необходимо шире использовать при планировании мероприятий.
К сожалению, на местах мало уделяется внимания работе со спортивными школами и секциями. Есть своя специфика духовной работы в этой области, но тренерский корпус разных видов спорта в подавляющем большинстве открыт к сотрудничеству. Дело за реальной пастырской работой в этой сфере.
Прежде всего, священник должен много молиться — тогда он не будет делать ошибок, тогда ему Господь подскажет, как себя вести, как строить отношения с людьми, что говорить и чего не говорить.
Пастырь несет ответственность не только за свою паству, но и за весь народ, за всю страну. Священник в любое время должен подражать Христу. Священник должен постоянно сознавать свою ответственность за то, что он говорит и делает. Нужно быть доступным, идти навстречу к пастве, нельзя создавать искусственное средостение между собой и народом. Но при этом священник должен постоянно контролировать свои слова и даже свои мысли.
Человеческие способности, которые Бог дает, у одного больше, у другого меньше. Но Бог способен ограничить наши способности и таланты, если они служат греху, и, напротив, восполнить недостающее, оскудевающее Своей благодатью. Божественная сила всегда восполняет человеческую слабость. Благодать Божия несоизмеримо больше присутствует в исторической жизни Церкви, исцеляя наши недуги, наши слабости, прощая наши грехи и даруя нам силы свидетельствовать о Христе во все времена, начиная от Рождества Спасителя.
— Какие задачи Вы сейчас считаете для епархии главными, что предстоит сделать в первую очередь?
— Пастырь в наше время обязан научить и словом, и собственным примером других людей самому важному — религиозной жизни. Повседневность нас захватывает, и происходит отделение сознания от религиозного опыта, переключение внимания на текущие проблемы, и многим часто начинает казаться, что все можно решить и без Бога. Глубочайшее заблуждение. Мы должны призывать Бога в помощь и при решении наших профессиональных задач.
Важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. В каждом из приходов есть талантливые люди, имеющие силы и время участвовать в информационной деятельности Церкви. Задача — найти этих людей и предложить им внести свою лепту в общее дело евангельского свидетельства. Такое взаимодействие должно сильнее сплотить прихожан, выстроить живую связь паствы с духовенством. Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом.
Задача в том, чтобы зажечь в их умах и сердцах живой огонь благочестивой веры, который бы они проявляли в своей повседневной жизни и который им был бы желателен, дорог, который они бы не променяли ни на какие мнимые жизненные блага и удовольствия.
— С чем к вам сегодня обращаются люди?
— Вопросы, с которыми обращаются люди в епархиальное управление, самые различные: от простых и до сложных. Иногда, спрашивают, как окрестить или отпеть, бывают просьбы о строительстве новых храмов или часовен. Сильно волнует наших соотечественников проблема воспитания своих детей: родители желают, чтобы их дети получили воспитание, основанное на традиционных нравственных христианских ценностях, просят, чтобы в Кузбассе открывали православные детские сады, школы и гимназии.
Нередко к нам поступают жалобы на бездействие или отсутствие внимания к нуждам людей со стороны представителей муниципальной власти или отдельных чиновников. Вопросы последнего вида мы всегда стараемся разрешать с участием областной Администрации, которая активно сотрудничает в таком взаимодействии и оказывает самую действенную помощь.
— По итогам трудного 2012 года — какие выводы? Есть ли проблема диалога с обществом у Церкви? Или это только так в Москве кажется? Затронули ли Вашу епархию все эти антиклерикальные московские новости? Что думаете по итогам?
— У Церкви нет никакого конфликта ни с обществом, ни с какой-либо его частью. Но у Церкви всегда были и будут враги. Это те люди, которым она мешает в их попытках разрушения традиционных нравственных устоев. Земная Церковь ведет непрестанную брань против «духов злобы поднебесных», а эти духи посредством некоторых людей ведут брань против Церкви. Событие в Храме Христа Спасителя, получившее непропорциональное своей значимости освещение в прессе, является лишь одним примером.
Думаю, что была и целенаправленная атака на Россию и на Русскую Церковь со стороны некоторых сил на Западе, которые воспользовались скандалом вокруг женщин-богохульниц. Их беспокоит тот факт, что руководство страны стремится к восстановлению статуса России как влиятельной державы. Церковь же веками служила укреплению моральных устоев и сплочению русского народа. Вот и заговорили о «слиянии» церкви с государством. Почему никого не беспокоит «слияние» государства и церкви в Англии, где избрание архиепископа Кентерберийского утверждается решением королевы с подачи премьер-министра и где епископы заседают в Палате лордов? А в России, где Церковь не вмешивается в государственные дела, а государство в церковные, пытаются усмотреть «слияние».
Христиане по всему миру сталкиваются с нетерпимостью к их убеждениям, а иногда и с насилием. Мы же в России столкнулись с актами вандализма и богохульства, от которых успели отвыкнуть за двадцать постсоветских лет. Радует, что здоровые силы в Европе и мире поддержали Русскую Церковь в это непростое для нее время. Позитива в жизни Церкви было гораздо больше, чем негатива.
Так, в минувшем году была открыта новая страница истории Православной Церкви на земле Кузнецкой. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года из Кемеровской епархии были выделены две новых самостоятельных епархии, а в пределах Кемеровской области образована Кузбасская митрополия, в которую вошли 3 вновь образованных епархии: Кемеровская, Мариинская и Новокузнецкая. Это было сделано для развития епархиальной и приходской пастырской деятельности, для активизации миссионерской, катехизической, социальной, молодежной и просветительской работы в нашем регионе.
В прошедшем году Господь посетил наш родной Кузбасс Своей милостью и любовью: Знаменский кафедральный собор получил частицу мощей святого Алексия, человека Божия. Кроме того, в Сибирский край приносился ковчег с частицей святыех мощей блаженной Матроны Московской.
В 2012 году нами было освящено 14 храмов и часовен в Кузбассе. Эти храмы стали новыми святынями в шахтерском регионе и украсили нашу землю. Завершилось при активной поддержки губернатора и Администрации Кемеровской области возведение в Новокузнецке церкви Рождества Спасителя как храма-памятника шахтерской славы при духовной семинарии.
На федеральном и областном уровне в образовательный процесс российских школ включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Общая тенденция укрепления позиций Церкви, умножения численности ее членов сохраняется. И это не может не радовать.
Редакция портала Правмир сердечно благодарит информационно-просветительский отдел Кемеровской и Прокопьевской епархии в лице иерея Сергия Веремеева за помощь в подготовке материала.
Читайте также:
Епископ Канский и Богучанский Филарет: Мне тяжело понять, что такое отдых
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон: Мой номер телефона известен всем
Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Главная сила — только в вере