Митрополит Молдавский Владимир: «Каждый верующий в Молдове знает своего архиерея» (ВИДЕО)
Молдова — одна из немногих стран на постсоветском пространстве, в которой не прерывалась традиция церковной жизни. Поэтому опыт Молдавской Церкви особенно полезен и интересен для россиян, которым в конце XX века пришлось учить азы веры заново.
Во время визита в Москву Митрополит Кишиневский и Молдавский Владимир согласился ответить на вопросы корреспондента портала «Правмир» о жизни Церкви в Молдове и Европе, о политической подоплеке раскола и соборности «по-молдавски».
[flowplayer url=’https://media.pravmir.ru/video/blogs/vladimir_kish/vladimir_kish.flv’ urlmp4=’https://media.pravmir.ru/video/blogs/vladimir_kish/vladimir_kish.mp4′ img=» width=» height=» ]Митрополит Молдавский Владимир[/flowplayer]
Епископов в Молдове выбирают в том числе и миряне
Владыка, мы живем в больших городах, одна епархия может распространяться на много сотен километров. Как сохранить соборность и единство Церкви, в условиях, когда миряне почти не знают своего архиерея?
Для меня этот вопрос звучит несколько странно. Даже при избрании епископов у нас в Молдове в какой-то степени участвуют и миряне. Не в прямом смысле слова участвуют, но подсказывают. Соборность существовала всегда: начиная с эпохи раннего христианства, духовенство – и старшее, и младшее, – всегда советовалось друг с другом. Существовали Вселенские и Поместные Соборы для того, чтобы правильно вести церковный корабль. Мне не известны случаи, чтобы верующий в Молдове не знал своего архиерея.
Я являюсь архиереем, то есть не просто соборным священнослужителем, но я также стараюсь на протяжении года совершать богослужения вне кафедрального собора. Когда я пришел на служение молодым епископом, то совершал до восьмидесяти богослужений – в районных центрах, селах. Все верующие знают меня лично.
Чем лично для Вас является архиерейское служение?
Это желание и обязанность служить Богу и людям, и не просто служить, но еще и управлять: как священник я служу в соборе, совершаю богослужения и все семь церковных Таинств; как администратор я управляю епархией или митрополией. Поэтому мне приходиться сочетать административное управление с духовным.
Церковь у нас многонациональная, живая, в нее входят разные по характеру люди, и порой приходится выслушивать и правых, и левых. В Церковь приходят как простые люди, так и достаточно натренированные в научных кругах, и наша задача – быть понятными для всех, стать для каждого из прихожан духовным наставником.
Православие и диаспора
Недавно Вы были с визитом в Португалии. Расскажите о церковной жизни наших португальских единоверцев.
В связи с мировым экономическим кризисом, который не обошел и Молдову, возникли своеобразные трудности. Люди, которые любят свою родину, вынуждены были уезжать в Европу на временные заработки, чтобы прокормить свою семью. Сначала человек ехал на несколько месяцев, потом на полгода, потом на год, а потом это стало нормой. В последнее время из Молдовы очень многие уехали на постоянное жительство за рубеж.
Конечно, как православные христиане, они не забывают и Церковь. Раньше наши бывшие соотечественники по воскресным дням собирались где-то в парке, разговаривали, читали молитвы.
В последнее время по благословению Святейшего Патриарха мы направляем в эти страны священнослужителя. В молдавскую диаспору направляем священника из Молдовы, в украинскую – священника из Украины и т.д. Вот и мне пришлось встретиться с православными христианами в Португалии, где я служил в городе Фарро (на юге). Там были и молдаване, и выходцы из Украины, и жители Московской и Калининградской областей. Эти люди рады, что имеют возможность встретиться в воскресные и праздничные дни за богослужением в православных храмах, которые они часто арендуют у католиков. Или же братья-католики передают храмы безвозмездно, их оборудуют под православный храм и там молятся.
Конечно, радостно, что они там находят Церковь, но в то же время немного горестно, что они покидают нашу родину и уезжают за рубеж.
Своя Церковь каждому государству?
Владыка, расскажите об одной из неразрешенных пока проблем Молдавской Церкви — о неканонично образованной на территории Молдавии Бессарабской Митрополии Румынской Церкви.
Подобные вопросы стали возникать после распада Советского Союза, с образованием независимых государств. В 90-е годы у политиков возникло желание в каждом государстве иметь свою независимую Церковь. Они, ничего не зная ни о соборности, ни о каноническом праве, как и о том, что Церковь не имеет границ, пожелали, чтобы в каждом государстве была своя Церковь. Во время развала Советского Союза Молдова стала независимым государством, и встал вопрос о создании национальной Церкви. Конечно, мы, верующие люди, понимаем, что такое возможно, но не в нынешнее время.
Видя наше нежелание примкнуть к какой-то другой Церкви, депутаты парламента обратились к Патриарху Румынскому Феоктисту с просьбой возродить действие Бессарабской митрополии на территории республики Молдова, которая просуществовала в свое время всего лишь 16 лет. Патриарх Румынский соблюдал каноническое право, но там тоже нашлись некоторые депутаты парламента, которые подписали обращение в Патриархию. В 1992 году была возрождена Бессарабская митрополия на канонической территории Русской Православной Церкви в Молдове. И с того момента начался спор. Один из моих викарных епископов, нынешний «митрополит» Петр (Пэдурару), перешел в Румынский патриархат.
Мы в данном случае смотрим на то, была ли нарушена церковная традиция, каноны. Когда епископ или священник переходит из одной Церкви в другую, он должен обратиться к священноначалию, получить отпустительную грамоту и только после этого он может перейти. В случае с Петром (Пэдурару) этого не произошло, но Румынский патриархат, а также весь Синод с подсказки парламента принял его и назначил епископом возрожденной Бессарабской митрополии.
Спор по этому вопросу длится до сих пор. Однако я думаю, что при помощи Святейшего Патриарха Кирилла и при помощи Патриарха Даниила этот вопрос можно решить на высшем церковном уровне, было бы только желание соблюсти церковное каноническое право.
Этот раскол – это административная или духовная проблема?
Это больше политическая проблема, даже не административная.
Если ближний теряет веру…
Что мы должны делать, если наш ближний испытывает кризис веры, теряет веру и страдает от этого?
Мы должны подать такому человеку руку помощи и спасти его. Как говорится в евангельской притче, когда пастух потерял одну овцу, он оставил целое стадо из девяноста девяти овец и пошел ее искать. И если он приобретает ее, находит, значит, он радуется больше (см. Лк. 15, 4–7).
Если человек воспринимает то, что ты говоришь, ты его приобретаешь, а если человек не принимает тебя, то ты должен расположить его к себе, к беседе. Если мы найдем общий язык, то, конечно, сможем спасти такого человека.
Особенно горько наблюдать кризис веры, разочарование в церковной жизни у молодых. Как помочь уходящей из Церкви молодежи?
Должна проводиться большая работа. В последнее время нам это удается при помощи Святейшего Патриарха Кирилла, который советует заниматься молодежью. Мы стараемся при каждом храме иметь воскресную школу, преподавать основы религиозной культуры в светских школах. Если это нам удается, то мы этого человека приобретаем, и наше церковное стадо увеличивается.
В России расстояния огромны, поэтому в отдаленных селениях нет храмов. В Молдове подобных проблем не существует, потому что у нас в каждом селе есть и церковь, и священнослужитель.
Бог приветствует не только воздержание, но и намерение
Сейчас идет Великий пост, и Церковь предлагает нам прекрасные великопостные службы, так много дающие для души. Как быть работающему человеку, который не может посещать все великопостные богослужения?
Во-первых, пост – это воздержание. Воздержание в пище, воздержание телесное, воздержание в разговоре, во всем. Верующий человек, имеющий возможность бывать в храме, принимает участие в богослужении, слушает церковное чтение, которое настраивает его на молитву.
Но люди, которые по тем или иным причинам не могут во время Великого поста ежедневно бывать в церкви, по мере своей возможности должны воздерживаться в общении. Например, не рассказывать анекдоты, не веселиться, просто вести себя сдержанно, в том числе и по отношению к своему собеседнику. И, конечно же, пост предписывает воздержание от пищи.
В некоторых учреждениях есть возможность удержаться от скоромной еды. Допустим, в правительстве Молдовы даже министр воздерживается от скоромной еды, составляет специальное великопостное меню.
Нужно помнить, что Бог приветствует не только воздержание, но и намерение человека. Если человек стремится к благочестию, но у него не всегда получается, то уже само его желание принято как добродетель.
Как мы примем кающегося?
Великим постом многие стремятся очистить свою душу исповедью. Что бы Вы посоветовали человеку, впервые приступающему к исповеди?
Во-первых, человек, впервые приходящий в храм, должен чувствовать, что Церковь для него – это мать, это отец, который заботится о своем чаде, о своем духовном сыне или дочери. И в большинстве случаев все зависит от нас. Как мы примем этого молодого человека, приходящего в Церковь? Если он видит в нас человека, который расположен к беседе, который заботится о нем, старается помочь, то, конечно, и он будет стараться войти в контакт, будет больше интересоваться Церковью. Все зависит от нас, от священнослужителей.
Как научиться каяться?
Во-первых, человек должен иметь желание покаяться, он должен осознать, что сотворил какой-то грех, нарушил закон, будь то закон Божественный или государственный, потому что они в какой-то мере идут параллельно. И если у человека возникает желание прийти покаяться, то Церковь это приветствует и старается помочь ему. Для этого существует молитва, существуют церковные предписания, которые помогают человеку обрести себя, помогают ему осознать, что он сделал нечто плохое. И когда он это осознает и хочет исправиться, то мы, конечно, стараемся ему помочь. Помогая ему, мы помогаем себе, потому что приобретаем этого человека.
Какие грехи сейчас особенно поражают общество
Во-первых, гордость. Человек старается быть превыше своего собрата. Это и есть гордость, это и есть смертельный грех. Конечно, если у человека возникает гордыня, то он уже никого не видит возле себя. Он превозносится над всеми. Мы знаем из Священного Писания, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Поэтому мы должны быть смиренны, мы должны молиться, каяться, исполнять законы Божьи, чтобы Господь нас помиловал в тех прегрешениях, которые мы творим.
Молитва — встреча со святыми
Сам Господь наш Иисус Христос учит нас, как надо молиться, читать молитву «Отче наш». Это самая легкая молитва, мы произносим ее каждый Божий день. Но для того, чтобы молиться, мы должны осознать, что являемся творением Божьим, что Бог – это наш Отец, а Церковь – это духовная мать. Если мы приходим к своим земным родителям и просим что-то, то, конечно, мы это получаем. Получаем один раз, получаем второй. Если же мы лицемерим, то родители нас прощают один раз, второй раз, но могут не простить в третий.
Так и наша Церковь. Если мы искренне приходим, молимся, причащаемся, творим добрые дела, то Господь прощает наши грехи. Если мы этого не делаем, то тогда, конечно, вместо того, чтобы получить прощение, мы можем получить и осуждение, чего нашему православному миру я не желаю.
Владыка, а в Вашей жизни бывали встречи со святыми?
Я всегда чувствую их присутствие. Всякий верующий, православный христианин, молясь тому или иному святому, получает то, чего просит в своей духовной жизни. У меня была встреча с человеком, которого в Украинской Православной Церкви причислили к лику святых. Это старец из Почаевской Лавры, архимандрит Амфилохий. Я родился в Черновицкой области на Украине, и ближайшим монастырем была Почаевская Лавра. Я часто туда приезжал и встречался с ним, с таким вот живым святым, брал благословение…
Беседовала Мария Сеньчукова, фото Юлии Маковейчук, видео — Петр Каминский