В новом 2012-2013 учебном году преподавание «Основ религиозных культур и светской этики», прошедшее двухгодичную апробацию в 21-м регионе, становится обязательным для всех российских школ. За прошедшее время эта практика пережила все оттенки отношения со стороны общества: были сомнения, разногласия, была и полная изначальная поддержка. Казалось бы, все вопросы давно получили ответы, однако они возникают вновь и вновь. На наиболее частые из них отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Материал для журнала «Православное образование» (осень 2012) подготовили Герман Демидов и Светлана Павленко.
– Владыка, апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого преподаются «Основы православной культуры», в 21-м субъекте Российской Федерации завершена. Каким он выходит на общефедеральный уровень?
– Курс ОРКСЭ состоит из нескольких предметов-модулей: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры», «Основ буддийской культуры», «Основ мировых религиозных культур» и «Основ светской этики». Ни один из конфессиональных предметов-модулей не ставит перед собой задачу сделать человека верующим. Я думаю, что эта задача скорее религиозного сообщества, семьи, в конце концов. Но светская, государственно-общественная школа должна и может научить человека ценить и знать свою традиционную религиозную культуру, воспитывая ребенка в соответствии с мировоззренческим, в том числе религиозным выбором, идентичностью его семьи.
– На изучение нового курса отведено 34 часа в четвертом классе. Как Вы считаете, достаточно ли этого времени, чтобы вложить что-то существенное в голову и сердце младшего школьника?
– Уточню, что из 34 часов шесть уроков – общие для всех вводные и заключительные. Конечно, за 28 часов «Основам православной культуры», как и любой другой, думаю, научить детей невозможно. Об этом я говорил в Кремле на совещании под председательством руководителя администрации президента России Сергея Иванова. Преподавание «Основ православной культуры» по выбору необходимо развивать по всем ступеням и годам обучения. Поэтому мы изначально выступаем за последовательное развитие преподавания, начиная с 1 класса и даже дошкольного периода.
Отправной точкой для нас является поручение Президента России от 8 августа 2009 года о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других. Опорой такой стратегии служит как полученный в ходе апробации курса ОРКСЭ опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе, одобренная Министерством образования и Русской Православной Церковью в 2007 году на совместной конференции Министерства и Церкви в Калуге (20-21 декабря 2007 г).
Расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе организуется разработка материалов по предметной области духовно-нравственного содержания, которую можно условно назвать «Религия и этика» для начальной школы, рассчитанная на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей. Целесообразно использовать систему конкурса, по итогам которого отобрать 2-3 лучших комплекта учебников для начальной школы по каждому предмету. Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) – педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма.
На втором этапе с участием конфессий готовятся примерные программы, учебники и учителя, в том числе со специализацией по каждому из предметов по религиозной культуре для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5 классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования.
Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания религиозных культур в школе.
– Как обстоит дело со свободой выбора изучения «Основ православной культуры» родителями школьников? Есть сведения, что сейчас в ряде регионов повторяется ситуация 2009 года, когда чиновники и администрация решают за родителей, что изучать их ребенку.
– Меня очень беспокоит то, что руководители школ и даже департаментов образования зачастую чрезмерно корректируют указания Президента и Правительства. Иногда в опросных листах, предлагающих выбрать тот или иной модуль курса, содержатся только два варианта – мировые религии и светская этика, т.е. выбора не дается. Что касается возможности взаимодействия с Церковью, то для этого предоставлены рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации. Возможности такого взаимодействия открыты: дети и родители могут прийти в храм, поговорить со священником, который расскажет о церковной жизни, ответит на волнующие вопросы. Священника могут пригласить в школу как для общения с родителями на собрании по выбору предметов изучения, так и в класс для общения с детьми.
– Владыка, какой он – педагог, преподающий «Основы православной культуры»?
– Мне как служителю Церкви и Председателю Отдела религиозного образования и катехизации важно, чтобы учителя, которые будут преподавать «Основы православной культуры», были не столько «профессиональными» верующими, сколько профессиональными педагогами. У них не должно быть желания как можно больше нагрузить детей нашим «православным сознанием», и при этом пренебречь российским законодательством, возрастными психологическими особенностями детей и элементарными педагогическими принципами. Как правило, эти ошибки встречаются у тех людей, которые в Церкви не так давно, иными словами – у неофитов. Поэтому для нас важно, чтобы педагог по «ОПК» подбирался не только по религиозному принципу, по принадлежности к Русской Православной Церкви, но и по профессиональным качествам: он должен быть убедителен для детей, авторитетен в школе и, конечно, должен знать и любить тот предмет, о котором говорит детям.
Конечно. Преподаватели будут общаться со священнослужителями. Задача последних – не стремиться в школьные классы, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями. Подготовка учителей по «ОПК» совместно с церковными специалистами идет во многих регионах, и только такая подготовка может дать хорошего учителя по «ОПК». Соответствующие положения о совместной подготовке учителей и разработке программ их подготовки включены в письма Министерства образования и науки РФ об ОРКСЭ и должны выполняться в регионах. На такое взаимодействие мы ориентируем и все епархиальные отделы образования.
Церковь не будет иметь морального права говорить о том, что в школе что-то не так, если представители школы и Церкви – священнослужители и православные педагоги, имеющие высшее педагогическое образование, не будут между собой взаимодействовать. Не надо учить педагога делать свое дело. Он это знает как профессионал. Но вот помочь ему напитать его предмет духовным содержанием, дать ему православную культурную и религиозную базу – это наша святая задача. Мы можем это делать во всех формах, которые доступны и нормативно закреплены в соответствующих законодательных актах. Нам нужно просто уйти с позиций официозности и, включившись в процесс взаимодействия, научиться слушать друг друга и корректно доносить то, что нам близко.
– Какие учебники и пособия одобрены для преподавания нового курса?
– Это учебники, прошедшие серьезную научную экспертизу и получившие соответствующие грифы и рекомендации к использованию. Отмечу, что, начиная их разработку, представители Церкви и ученые, педагоги, психологи и другие специалисты сошлись в едином мнении, что разрабатывать учебно-методические комплексы необходимо внутри каждой религиозной конфессии, а затем обсуждать их на Межведомственном координационном совете, чтобы доработать то, что необходимо. Но и это не все. Чтобы прийти к положительному результату, мало было составить учебники, нужно было провести психологическую и возрастную экспертизу. Ведь необходимо соответствовать возрасту ребенка, его психологии, скоординировать преподавание с другими предметами, которые он изучает в школе. Учебники должны были содержать качественный во всех смыслах материал. Слава Богу, эта задача была решена. Надеюсь, что все заказанные школами учебники пришли к маленьким ученикам к 1 сентября.
Если говорить конкретнее, то пока на церковном уровне был одобрен только учебник по «ОПК», подготовленный под руководством протодиакона Андрея Кураева. Но в этом году конфессиональную экспертизу в Экспертном совете при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви прошел и учебник по «ОПК» издательства «Дрофа», так что его новое переиздание с учетом наших замечаний и предложений будет иметь церковный гриф. Он был включен в Федеральные перечни учебников, но церковной рекомендации ранее не имел.
Наша принципиальная позиция состоит в том, чтобы все материалы по «ОПК» для школы имели церковный гриф, прежде всего – основные учебники. И перед Министерством образования мы ставим вопрос о закреплении конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам. Тем более что положения о привлечении Церкви к учебно-методическому обеспечению по курсу «ОПК» включены в проект нового закона об образовании, который уже внесен в Государственную Думу РФ. Все основные учебники по «ОПК» должны проходить конфессиональную экспертизу в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и педагогическую экспертизу в институтах Российской академии образования.
– Будут ли ставить оценки по новому предмету?
– Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, дети получают знания не ради отметки.
– Владыка, почему итоги апробации курса «ОРКСЭ» можно считать положительными?
– В современном обществе, к сожалению, очень мало места остается для проявления человеческих качеств. Большинство живет одним днем, думая только о материальных благах, совершенно забыв о духовности, о душе. С малых лет дети усваивают «правила игры» взрослых. Так вот, апробация нового курса показала, что не все так плохо, как многие уверяют. Приведу следующие примеры.
Высказывались предположения, что курс послужит поводом для раздоров внутри классов, внесет противоречия в школьную среду, что дети будут между собой разделяться, потому что изучают различные модули. Однако апробационный период показал, что все подобные опасения напрасны. Наоборот, мы увидели, что, изучая различные религиозные культуры, дети обсуждали эти вопросы в классе и приходили к выводу, что можно быть представителями разных религий, но жить в одной стране, в одном обществе, ценить и любить свою религиозную культуру и при этом уважительно относиться к своим согражданам других религиозных убеждений. А это и была та самая задача, которую ставил Президент перед этим курсом.
Кроме того, в рамках преподавания ОРКСЭ мы стали свидетелями одного важного положительного феномена – качественного развития взаимодействия школы и семьи. Дети приходят с занятий домой и обсуждают со своими родителями, бабушками и дедушками то, что они услышали на уроке. Они задают вопросы о своей семейной традиции, истории, вере, предках. Порою такие вопросы заставляют задуматься самих родителей. И начинается общесемейный процесс, поиск своих корней. Родители приходили со своими детьми в школу на занятия, чтобы вместе с ними послушать этот курс, а потом дома обсудить услышанное. Таким образом, в курсе ОРКСЭ начинает реализовываться то, о чем, может быть, мечтали наши школы еще в советское время, – соработничество школы и семьи.
Еще одним важным моментом преподавания этого курса является возможность взаимодействия школы и религиозного сообщества. Законодательная и нормативная база построена таким образом, что преподаватель может отвести православных детей в церковь, мусульман – в мечеть, иудеев – в синагогу, буддистов – в дацан, где они могут познакомиться с традициями соответствующей религии. За прошедшие годы громадный импульс получило развитие отношений школ, управлений образования с церковными организациями в епархиях – в подготовке учителей, совместных мероприятиях. Эти качественные изменения имеют принципиальное значение для возвращения православной культуры, традиции в русскую школу, без чего не может быть полноценного общего образования в нашей стране.