— Русская Земля просияла множеством угодников Божиих; почему именно его образ столь благоговейно почитается народной памятью? Что означает личность Преподобного для истории русской святости, для православной аскетической традиции?
— Преподобный Сергий Радонежский всегда широко почитался на Руси. Его духовные подвиги становились образцом для многих поколений наших соотечественников. В своем послании всей полноте Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх отметил: «Будучи образцом незлобия и скромности, преподобный Радонежский игумен, который не искал славы человеческой, был возвеличен самим Богом… Ему, смиренному труженику на ниве Господней, всегда избегавшему почестей и знаков власти, как светской, так и церковной, а также и его монастырю Промыслом Вседержителя было уготовано стать центром важнейших событий эпохи — событий, на века определивших судьбу нашего народа и всей нашей земли».
Преподобный сыграл огромную роль в становлении единого Русского государства: он был миротворцем в княжеских междоусобицах, от которых Русь страдала не меньше, чем от татарского владычества, он же преподал благословение Дмитрию Донскому на сражение в Куликовской битве. Известный русский историк В.О.Ключевский отмечал, что при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.
— Весьма парадоксальной является глубокая укоренённость почитания святого Сергия в русской культуре – книжности, изобразительном искусстве, общественной мысли. В силу каких причин монах, не увлекавшийся написанием духовных сочинений или созданием икон, оставил столь глубокий след в культуре (в том числе и светской)?
— Действительно, Преподобный не оставил будущим поколениям писаний и поучений, (возможно, они просто не дошли до нас). Но таким поучением стала вся его жизнь, явившаяся евангельским свидетельством миру, величие которого вдохновляло как современников Сергия Радонежского, так и его потомков. Этот Евангельский свет, исходящий от Игумена Земли Русской, видели в самых дальних уголках Древней Руси. Он виден и нам, живущим многие сотни лет спустя, вдохновляя и просвещая каждого, кто открывает к нему свой взор.
Не стоит забывать заслуг Преподобного в основании новых монастырей, один из которых Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Также и его воспитанники и последователи разлетелись как птицы, создавая новые обители. В чем важность и нужность монастырей? Дело в том, что монастыри на Руси всегда были центрами образования и просвещения. При них создавались библиотеки, школы. Впоследствии из стен этих обителей выходили выдающиеся богословы, в них создавались шедевры мирового искусства. И сейчас при Троице-Сергиевой Лавре действует мощнейшая богословская школа — Духовная семинария и Академия.
— Кем является Сергий Радонежский для Русской Церкви сегодня? В чём актуальное значение подвига святого Сергия? Нет ли у Вас ощущения, что общественная и государственная деятельность Преподобного в сознании наших современников несколько закрывают его образ как монаха-молитвенника и тайнозрителя?
— Для Церкви Сергий Радонежский всегда был и остается угодником Божиим. Это значит, что своей жизнью он достиг евангельского совершенства. То есть «угодил» Богу своей благочестивой жизнью. В советское время образ Преподобного освещался лишь с одной стороны – как государственного деятеля, миротворца. Это, безусловно, неполноценное понимание личности святого. Он, прежде всего, подвижник, пример истинной монашеской жизни. Чем важен Сергий Радонежский для наших современников? Знаете, порой мне кажется, что мы, так же, как и наши предки, находимся под игом орды… Но только сейчас орда – навязываемые нам ложные ценности мира потребительства. А подвиги Преподобного показывают нам истинный вектор – жизнь по евангельским заповедям.
— Можно ли говорить о том, что в духовном наследии Радонежского чудотворца есть моменты, важные и насущные не только для православных христиан, но и для всех россиян (тогда и нынешний юбилей приобретает общегосударственное звучание)?
— Безусловно, Сергий Радонежский почитается православным миром за свои святые подвиги, но многие его деяния носят светский, общегосударственный характер. Благодаря дипломатическим способностям ему удалось не просто найти компромисс между князьями, но и сплотить политическую элиту того времени. Ему это удалось в тяжелое время раздробленности и открытой вражды. Преподобный понимал, что подобная ситуация не сможет избавить государство от многолетней зависимости от Золотой Орды.
Преподобный повлиял не только на формирование Русской государственности, но и формирование самого русского народа, Православие для которого стало по-сути нациообразующим фактором. По мнению русского философа и богослова отца Павла Флоренского: «…в лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда сознав себя, — получил историческое право на самостоятельность».
Именно поэтому, юбилей Сергия Радонежского организуется не только на церковном, но и государственном уровне.
— Каковы основные аспекты деятельности возглавляемого Вами юбилейного Комитета? Какие церковные, общественные, культурные события и мероприятия прошли и ещё планируются?
— В рамках Организационного комитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проводится множество мероприятий: конкурсов, выставок, конференций. Одним из самых важных из них стали XXII Международные Рождественские образовательные чтения. Это крупнейший международный церковно-общественный форум, в котором принимают участие представители Русской Православной и других Поместных Церквей, руководители общественных организаций и государственных органов. Чтения проводятся в несколько этапов: на региональном уровне и международном — в Москве. Международный этап проводился в январе этого года, открывшись в Государственном Кремлевском дворце и Храме Христа Спасителя с участием первых лиц государства, а всего в его работе приняло участие более 15 000 человек.
Кроме Рождественских чтений, Оргкомитетомведется работа по подготовке к проведению общероссийского крестного хода. Также по стране пронесут специально написанную к юбилейным торжествам и освященную в Храме Христа Спасителя икону с образом и частицей мощей Преподобного. В честь юбилея были освящены и хоругви, которые уже направлены во все епархии Русской Православной Церкви. Запланировано открытие памятников преподобному Сергию в Москве и за рубежом, учреждение премии имени преподобного Сергия Радонежского «За вклад в возрождение духовности России», подготовка и публикация новых материалов об Игумене Земли Русской, создание специального информационного сайта, создание документального фильма, издание почтовой марки и чеканка памятной монеты…
И это далеко не все мероприятия, посвященные этому славному событию. Подробнее о мероприятиях юбилейного года в каждом из регионов вы сможете узнать, посетив специальную интерактивную карту на портале «Приходы».
— Преподобного Сергия именуют Аввой, наставником монашества. С Вашей точки зрения, какие заветы преподобного Сергия важны и значимы для современного русского монашества и допустимо ли считать современных православных иноков в каком-то смысле учениками Игумена Земли Русской?
— Мне кажется, что деление монашества на монашество прошлых веков, древнее и современное, не совсем верный подход. Монашество – это состояние духа. Это аскеза, отрешенность. Эти качества жизни были основными для монаха во все времена. Может быть так, что по тем или иным обстоятельствам монах вовлечен в самую гущу событий этого мира. И при этом, руководствуясь примером Преподобного, духовно он не принадлежит этому миру. Если человек монах, то не имеет значения, в какой среде и в какое время он живет.
Человек, вступивший на путь монашеского делания, не может не знать ничего о жизни и подвигах преподобного Сергия. Его жизнь, как я уже сказал, в определенном роде, сама по себе наставление. Поэтому мы и называем Преподобного Аввой, что значит «отец». Ведь отец не просто поучает детей словесно, а наставляет своей жизнью. Это, в свою очередь, и есть подлинная отеческая забота.
— А вы чувствуете это отеческое попечение о себе?
— Да. Начиная с самого пострига. Когда я пришел к раке с мощами преподобного просить благословения, когда это благословение получил, когда мои монашеские одежды мне были пошиты в Троице-Сергиевой лавре. Архиерейское мое служение и избрание в епископы тоже связано с особым благословением святого.
— Можете сказать, когда произошло ваше «личное знакомство» с Преподобным? Когда вы почувствовали его «прикосновение» в вам?
— Первый раз, наверное, когда еще был мальчиком, я прочитал рассказ, который был опубликован в одном из зарубежных журналов. В нем говорилось о том, что некий юноша, которого звали Сережа, окрыленный идеями большивизма и коммунизма, решил перестроить этот мир. Для этого он встал в ряды красноармейцев и наряду с поручениями, которые ему давались, он должен был участвовать в закрытии лавры и вскрытии мощей. Когда вскрывали раку, Сережа задумался о том, кто же в ней лежит? Тотчас перед ними предстал образ невысокого человека средних лет, худенького с седенькой бородкой, который сказал: «Вот, здесь лежит преподобный Сергий, может быть, не такой великий, каким тебе его представляли». В одном из походов, встретившись с противостоянием, Сережа спасался бегством от преследовавших его людей. Он бросил коня и бежал через болото, в котором вскоре просто-напросто стал тонуть. В этот самый момент, как говорят, он вспомнил все свое детство, как он ходил на паломничество в лавру, юность, когда он опрометчиво отказавшись от веры своих отцов, вскрывал раку преподобного Сергия, закрывал монастырь, и пред ним предстал образ Преподобного… «Где же ты, преподобный Сергий?», — воззвал он. И в последние минуты своего пребывания в этой земной юдоли, погрязая в болото, видит, как какой-то седой старичок, согбенный, подает ему руку и говорит: «Я тебе сейчас помогу», — и вытаскивает его оттуда. Встав на ноги, изможденный, практически побывавший на грани смерти, он просит сказать, как зовут его спасителя. Старичок ничего ему не ответил, но юноша Сережа узнал в нем знакомый ему образ преподобного Сергия.
Это рассказ сильно впечатлил меня. Старец, который силен не физически, но духовно; который способен извлечь человека не только из болота, но и из трясины житейских волнений. Вот таким запал в мою душу преподобный Сергий. Житие же его я прочитал намного позже.
— В каких жизненных ситуациях Вы к нему обращаетесь?
— Получив благословение на монашество от мощей Преподобного, я всегда чувствую его молитвенное присутствие и всегда прошу Преподобного, чтобы он помогал. Он поистине воевода взбранный русского монашества.
— В Троице-Сергиевой лавре, в коллекции, хранятся реликвии, связанные с жизнью Сергия Радонежского. Как удалось сохранить эти святыни и как они воздействуют на людей и на Вас лично?
— Удалось сохранить благодаря той любви, которую имели ученики Преподобного и все, что связано с ним, хранилось как освященное подвигами и молитвами Преподобного. Конечно, мы не обожествляем те предметы, но все, с чем он соприкасался, несет на себе отпечаток его подвигов, трудов, образа его жизни и мыслей. Как и всё в этом мире, вещи говорят о людях, к которым они имели отношение. Церковь через эти предметы напоминает себе о подвигах и трудах Радонежского игумена, сохраняет неразрывную с ним связь. Думаю, что так происходило, происходит, и будет происходить в Церкви.
— С Вашей точки зрения, какие произведения культуры, живописи, скульптуры, литературы, наиболее удачно раскрывают образ Игумена Земли Русской?
— Это, конечно, иконография и гимнография. Потому что служба преподобному Сергию, особенно исполняемая лаврскими распевами, — уникальное явление музыкальной культуры и Церкви. Текст службы и музыка написаны таким образом, что невозможно не сопереживать. Ты невольно становишься участником земного прославления Сергия Радонежского. Слова гимнов, посвященных Преподобному, дышат любовью к угоднику Божию.
— Как Вы можете оценить современные трактовки представления образа преподобного Сергия?
— Многие пытаются по-своему понять Преподобного, но чем дальше от него и чем меньше опыт духовной жизни соответствует образу жизни Преподобного, тем более неточным становится образ святого. Не страдавший, не сможет понять страдающего. Не любивший, не знает, что такое любовь. Тот, кто далек от подвига преподобного Сергия и не встал на этот путь, не может полностью понять тех трудов, которые он нес. Чем больше граней соприкосновения с жизнью Преподобного, тем шире его образ открывается человеку.
— Благодарю Вас, владыка, зато, что Вы нашли возможность побеседовать с нами и ответить на наши вопросы.