— Такого рода высказывания — не новы, они звучат с самого начала преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Позиция Церкви по данному вопросу неоднократно выражалась Святейшим Патриархом. И эта позиция не корректируется. Обсуждать это просто не имеет смысла. Процесс обсуждения целесообразности курса уже давно пройден.
Сегодня перед нами стоят вопросы не осмысления курса, а качества преподавания этого предмета. Если уровень преподавания курса будет низким, то родители его просто не выберут для своих детей. Это будет никому не интересно, и ничего из задуманного не реализуется. Поэтому главная задача сейчас сделать курс интересным, наполнить его содержанием, которое соответствует возрасту ребенка, методике преподавания. Курс должен быть актуальным: не просто рассказывать об истории религии, но и быть важным с точки зрения повседневной жизни. Люди, которые заинтересованы по-настоящему в духовно-нравственном воспитании детей, сегодня обсуждают именно эти проблемы. Нужно готовить учителей, нужно создавать новые учебники – вот что актуально сегодня.
— Ваше Высокопреосвященство, оппоненты преподавания курса ОРКСЭ утверждают, что его изучение приведет к разделению общества, спровоцирует конфликты. Чтобы этого не произошло, с их точки зрения, все должны изучать некую общую дисциплину «о религии»…
— Эти утверждения голословны, не выдерживают никакой критики. Сейчас, через три года изучения ОРКСЭ по выбору, это стало совершенно очевидно.
Одна из главных задача преподавания ОРКСЭ как раз — формировать в ребенке, ученике доброжелательное отношение к другим, опираясь при этом на свою собственную аргументацию, свой опыт познания, понимания, освоения культуры. И вот, если эта аргументация имеет тесную связь с религиозными взглядами человека, с его культурной традицией, она становится убедительной и сильной. Имеет прочную духовную основу, не зиждется только на формальных требованиях закона, тем более на требованиях внешней политкорректности или абстрактной толерантности, которую недавно Президент Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию выразительно назвал «бесполой и бесплодной» для воспитания нравственной культуры молодежи.
Выступая на церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», Святейший Патриарх особенно подчеркнул, что убедить православного человека хорошо относиться к носителю другой религии или представителю нации можно только через обращение к его собственным убеждениям: «Нельзя на основе отвлеченного религиоведческого предмета, который не имеет никакого отношения к воспитанию, убедить людей, что нужно жить дружно».
Наш путь другой – многообразие традиционных религий народов России изучать в светской, государственно-общественной школе, считаясь с потребностями людей, граждан, общества. И в этом процессе сотрудничая с государством, школой, другими конфессиями, формировать у детей уважение к культурным особенностям, традициям, правам сограждан, отличающихся от них по культуре, образу жизни. Опыт преподавания ОРКСЭ показал, что это и возможно, и полезно для нашей школы и общества.
— Но ведь школьник должен знать и о других религиях тоже?
— Да, должен. Но, во-первых, при условии, что он будет иметь возможность (подчеркну) систематически изучать, свою духовную культуру, свои истоки. Нельзя ожидать, что дерево даст плоды, если у него нет корневой системы. Нельзя учить ребенка иностранным языкам, если он не знает, не освоил, родной язык. И так же странно пытаться преподавать детям разные духовные культуры, если они не имеют представления о своей, близкой к их семье. Человек, не знающий своих культурных корней, никогда не сможет уважительно относиться к чужой культуре – он просто не будет понимать, в чем ее важность и ценность. Это касается и религии.
И, во-вторых, есть учебный предмет «Обществознание» почти по всем годам обучения, в рамках которого школьники знакомятся с религиями, религиозными организациями в России. Есть курс истории, в рамках которого изучаются мировые религии. Сейчас ведется активная дискуссия о необходимости его обновления, о новых учебниках и программах, где были бы преодолены старые подходы к преподаванию, полноценно представлена духовная культура народов России, в том числе и православная.
А у предметной области по религиозным культурам – своя задача – духовно-нравственное воспитание детей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи, реализация воспитательного потенциала традиционных религий в школе.
Еще раз хочу подчеркнуть, какие бы идеи нововведений или изменений не возникали, процесс преподавания религиозных культур по выбору максимально продуктивен, и его необходимо развивать и совершенствовать.
Нужно развивать, накапливать положительный опыт церковно-государственного и межконфессионального сотрудничества в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.