Уже четверть века в России вновь слышны молчавшие более 70 лет колокольные звоны. Крещения, венчания и крёстные ходы теперь не экзотика, а повседневность, церковные темы часто на острие общественных дискуссий. Последние 25 лет принято считать временем духовного возрождения страны, обращения народа к своим истокам, к православию. В день Крещения Руси, отмечаемый 28 июля, мы говорили с митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном об истинной свободе и судьбе Родины.
— Владыка, больше тысячи лет назад Русь отвернулась от язычества, выбрала христианство. Затем богатая история державы складывалась по-разному. Сегодня многие считают, что в 1988 году произошло второе крещение страны. Вы с этим согласны?
— Я бы не стал так смело оценивать и уравнивать эти два события. Тысячу лет и четверть века назад, благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, который крестил Русь, наши предки узнали об истинном Боге и Спасителе мира Иисусе Христе, обрели дорогу к вечной жизни. Вера принесла на Русь письменность и культуру, сделала разобщённые племена сильным влиятельным государством, этот факт сегодня признают практически все историки.
Но согласиться с утверждением, что после распада СССР наша страна получила второе крещение — значит умалить подвиг христиан советских времён. А ведь в те годы, когда за веру ссылали, сажали в лагеря и тюрьмы, когда службы велись в единичных храмах, также происходили крещения. Церковь тогда была незаметной для общества, но она была живой и действующей. Уцелевшие батюшки крестили детей и взрослых, простых людей и представителей власти, партийных руководителей. Стать христианином в те времена совсем не означало отдать дань моде, это был рискованный поступок.
В 1988 году же, на мой взгляд, произошло не второе крещение, а покаяние страны, её духовное просвещение. Да, тогда произошло колоссальное движение народа к вере. Мы крестили в воскресный день от 600 до 1 500 человек, это было очень радостно, хотя и трудно.
Но главное ведь совсем не в количестве тех, кто принял христианство, а в качестве жизни. Стали крещёные вести православную жизнь, стремиться к праведности? К сожалению, далеко не все. Многие разочаровались, ушли из Церкви.
— Почему так произошло? У людей были какие-то ложные ожидания?
— Скорее всего были. Но выбирая путь веры, каждому надо чётко понимать, что христианство — это не манна небесная, а большая работа над собой, борьба со своими страстями и грехами.
Действительно, за последние 25 лет церковь сделала многое. Мы отстроили и восстановили храмы и монастыри, создали систему образования — от воскресных школ до семинарий. Церковь активно участвует в жизни общества, противостоит вызовам современности. Сегодня мы благодарны Господу, что от времени крещении Руси нам удалось сохранить церковь, что мы не исчезли как народ. Хотя угроза такая пока остаётся.
— Владыка, вроде бы и в храмы сегодня народ ходит, и в церквях людей учат хорошему. Но сегодня большинство россиян нельзя назвать благочестивыми и праведными…
— Соглашусь. Пока страна ещё лежит в нравственном мраке. Но изменения не происходят быстро, пара десятков лет — это очень и очень мало. Можно сказать, что за 25 лет мы только взбороздили и засеяли духовное поле нашей Родины, но чтобы появились плоды, нужно ещё пахать и пахать.
К тому же вера не избавляет от пороков автоматически, она даёт возможности преодолевать их. Когда человек приближается к Богу, в нём умножаются все начатки хорошего, он становится сострадательным, милосердным, прощающим, ищет знаний. Если отдаляемся от Него, в нас просыпается языческая кровь, проявляется мстительность, буйство, гневливость.
— Действительно, прощение и милосердие — подлинно христианские качества. На фоне этого, как Вы считаете, нужно ли в России ужесточать наказания за некоторые преступления? Например, нетрезвым водителям, по вине которых произошла авария?
— Отвечая на Ваш вопрос, приведу интересную историческую аналогию. Когда князь Владимир после принятия христианства начал вести мягкую политику по отношению к преступникам, его приближённые напомнили ему слова Писания о том, что Господь принёс на землю не только мир, но и меч. Да, христианство — это прощение. Но прощение не означает потворства безответственному поведению. Государству не нужно проявлять мягкость по отношению к преступникам. В Белоруссии, например, у женщины, которая управляла автомобилем и при этом говорила по телефону, машину конфисковали в пользу государства. И правильно сделали, это будет уроком другим водителям.
Я уверен, что наказание нужно ужесточать так, чтобы ответственность была адекватной проступку. Устроил ДТП, разбил машину человеку — лишить навсегда прав. Повредил здоровье, отнял жизнь — нужно направить на работу и деньги за неё перечислять тому, кого покалечил или родным погибшего.
Есть много людей, которых нужно удерживать от преступлений страхом наказания. Глубокие же изменения в народной ментальности произойдут только при условии, если Россия продолжит держаться православия. Тогда через время наши следующие поколения будут лучше.
Если же мы отречёмся от веры, от Бога, страна быстро перестанет существовать. Мы видим по всему миру, как нации, отказавшись от традиций, от своей веры, превращаются в скотоподобные, не побоюсь этого слова. Если наша Церковь сдаст свои позиции, перестанет обличать грех, который сегодня многие толерантно называют «нетрадиционными отношениями, альтернативами», к нам придут те же ложные свободы и ценности, что завоёвывают западный мир — однополые браки, педофилия, детоубийство, эвтаназия. По сути же такие свободы — суть рабство греха, порабощение души и тела.
— Но и в России пока что тоже делаются аборты, совершается много преступлений, в том числе и против детей.
— С сожалением соглашусь с этим. Да, в нашей стране сегодня много позорных явлений. Вылечить Россию от всех бед может покаяние и приход к вере. И понимание того, что мы великая нация, которой вместе с осознанием своих исторических ошибок есть и чем гордиться. Когда мы увидим, что православие — это не мракобесие националистическое, а глубокий колодец, способный исцелить и утолить духовную жажду, страна поменяется. Без понимания того, что хорошо, а что плохо, люди разводятся, бросают детей, сдают стариков в дома престарелых, живут вместе вне брака, изменяют друг другу. Алкоголизм, наркомания, леность, безграмотность, разобщённость — всё это есть и у россиян. Тем не менее большинство соотечественников — приверженцы традиционных ценностей.
И наша Церковь не молчит, открыто эти ценности защищает, обличает грехи, выступает против абортов, за сохранение семей. В ответ получает поток ненависти и клеветы. Но это вполне закономерно. Нападки на Церковь будут всегда. Есть силы добра и силы зла, и невозможно быть и на той, и на другой стороне баррикады. Если Церковь со всех сторон хвалят — значит, она утратила духовный огонь, стала холодной.
— Владыка, честно говоря, бывает так, что ищущим повода дают повод нападать на РПЦ сами её служители. Есть диаконы на дорогих автомобилях, сбивающие прохожих, встречаются и другие недостатки в церковной жизни.
— Да, приходится признавать, что у нас в храмах встречается хамство, грубость и равнодушие. Эти явления нас самих огорчают, с ними приходится бороться. От Церкви сегодня многие требуют святости, но мало кто сознаёт, что Церковь — не собрание белых ангелов, а лечебница, где грехи исправляют. В храм идут не праведники, а люди с духовными язвами, нуждающиеся в исцелении. А болезни души, согласитесь, редко выглядят приятно. Но через таинства, с Божьей помощью и с великим трудом, люди исправляются. Однако такой труд выполнять хотят не все. Поэтому и среди священников, и среди мирян встречаются неправедные люди. Бывает, молодой человек из состоятельной семьи принимает сан, но жизнь свою не меняет. Неверующим его назвать уже нельзя, но и посвящённым Богу тоже. У него остались привычки к дорогим вещам, потребительству. В соборе такой батюшка отслужил — как на сцене сыграл. Вышел за двери храма — прыг в дорогой автомобиль, понёсся, попал в аварию, людей погубил. И этот бедный и несчастный человек, который Бога вроде бы принял, а не жил с Богом. Но не Церковь в том виновата, а он сам, так как желал совместить веру и алчность, что невозможно. Теперь жизнь его превратилась в ад, он сам себя наказал, его удел в вечности может быть очень печальным, если только Господь не помилует.
Также не могу не заметить и того, что лучше всего знают, как надо жить мирянам и священникам те, кто к вере никакого отношения не имеет, и такие люди, чьи поступки нормальными не назовёшь.
— Как считаете, почему так мало позитивного сегодня пишут СМИ об РПЦ?
— Я думаю, что продуманная кампания против православия всё-таки ведётся. Ведь сегодня можно рассказать много хорошего о делах христиан. Православные творят много добра, о котором никто нигде не трубит. Есть батюшки и миряне, которые открывают детские дома. Я лично знаю верующих, помогающих больным, жертвующих большие суммы на лечение, поддерживающих сирот и пожилых. Многие христиане усыновляют детей, есть и такие, кто покупает бездомным жильё. Даже те семейные пары, которые венчаются и просто хранят верность в браках, можно считать героями в современном мире, полном искушений и соблазнов.