У нас в стране любят порассуждать о том, откуда появились крупные бизнесмены. Кто‑то считает, что они присвоили чужое, кто‑то – что все не так ужасно. Действительно, праведным трудом сложно заработать миллионы. Но мне кажется, что в разговорах о происхождении состояния миллионеров больше зависти, чем здравого смысла. Есть такое национальное животное – жаба. И она всех давит. «Как это: у одного миллионы, а у меня ничего?!»
Мы, христиане, верим, что ничего в жизни не происходит случайно. Если Господь управляет всем, то и состоятельные люди становятся такими по Его промыслу. Господь позволяет людям заработать, чтобы испытать их. Он как бы дает взаймы и ждет: а что человек будет делать с этими деньгами?
Деньги могут принести спасение, вечную радость, а могут – страдания. Все зависит от того, как их использовать.
Иногда предприниматели спрашивают: «У меня бизнес, денег достаточно, может, все бросить?» Я отвечаю: «А зачем бросать? Трудись. Но помни, что есть люди, которым ты можешь помочь». Если ты послужил ближнему, то послужил Самому Христу. Щедрому и отзывчивому человеку богатство не мешает войти в Царствие небесное.
Если человек хочет достичь успеха в бизнесе, то это вовсе не греховное желание. С одной оговоркой: в чем цель его деятельности? Стать лучше других, богаче всех? Или иметь средства для того, чтобы помогать людям? И конечно, очень многое зависит от того, какой ценой достигается этот успех. Если не жизнью или здоровьем других людей, а собственным умом и собственным трудом, то это можно только приветствовать.
Нас, священников, упрекают: вы, мол, отпускаете грехи богачам. Но, во‑первых, за деньги никто грехов не прощает. Пусть грешник даже вагон денег привезет. Во‑вторых, власть прощать грехи есть у каждого священника. И прощаются они, только если на исповеди человек искренне кается и желает исправиться.
Мне приходилось принимать исповеди у тех, кого считают криминальными авторитетами. Я задавал им наводящие вопросы. И о многих могу сказать: что‑то они на самом деле совершали, а что‑то им приписала молва.
Как нагрешил тот или иной преступник, знают – или думают, что знают – все. Но только Бог ведает, как он каялся. Осуждение – почти всегда следствие собственной распущенности.
Не люблю разговоров о «социальных проектах». Мне больше нравится слово «служение». В чем выражается служение богатых людей? Помогли ли они ближнему, поддержали ли сироту, накормили ли голодного? В Украине есть несколько примеров служения состоятельных людей. Епископ Лонгин (в миру Михаил Жар) построил в Черновицкой области приют, где сотни брошенных и больных детей находят поддержку, заботливый уход и хорошие бытовые условия. Во всем этом епископу помогали богатые люди, которые даже не считают нужным афишировать свое участие. При монастырях или приходах УПЦ есть дома престарелых, их спонсоры тоже не ищут славы.
В истории церкви много случаев, когда очень обеспеченные люди, миллионеры или миллиардеры, как назвали бы их сейчас, жертвовали серьезные суммы или даже постригались в монахи. А все свое имущество тратили на строительство храмов и помощь обездоленным. Один из самых ярких примеров – византийский святой, вошедший в святцы под именем Филарета Милостивого.
Тех, кто прошел испытание на щедрость, ждет новый экзамен – на скромность. Очень тяжело пожертвовать большие деньги и не поддаться тщеславию или честолюбию.
Иногда человек выделит на строительство или ремонт храма какую‑то сумму, а потом в этой церкви или монастыре считает себя чуть ли не хозяином. Истинные благотворители рассуждают следующим образом: «Я делаю лишь то, что должен делать, и благодарю Бога за дарованную мне возможность это совершить».
Мне приходилось встречать и других людей. Когда они рассказывали о том, почему поддерживают социальное служение или строят храмы, мое сердце радовалось.
В их мотивах не было желания получить похвалу или награду. Они хотели создать нечто такое, что напоминало бы людям о Божьем милосердии и Божьей любви ко всему человечеству.