Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Религиозная тема сегодня все чаще эксплуатируется в целях политических
Источник: mospat.ru
15 ноября 2007 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дал интервью информационному каналу «Вести». Ниже публикуются ответы Владыки Кирилла на вопросы корреспондента телеканала.
– Владыка, здравствуйте! Мы благодарим за то, что Вы нашли время нас принять. Первое, с чего хотелось начать, это история, которую сейчас наблюдает вся Россия, – то, что происходит под Пензой. Что это такое, как к этому относиться? Это духоборчество напомнило о себе или, может быть, до такой степени сегодня в России распространены секты, что каждый человек может объявить себя Христом и повести за собой народ?
– Это, конечно, умопомрачение. Сегодня в религиозной жизни России происходит очень опасное явление: религиозная тема, ставшая близкой многим людям, все чаще эксплуатируется в целях политических, кто-то использует ее для своих личных целей, для реализации в этом контексте своих болезненных фобий. События в Пензе – наглядный пример того, что может быть в стране, если общество лишено религиозного образования. Мы бьемся над тем, чтобы «Основы православной культуры» преподавались в школах, чтобы у людей был хотя бы минимум религиозных знаний – тогда манипулировать религиозным сознанием людей было бы не так просто.
К сожалению, пока это не удается. В эти дни Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации уже приняла во втором чтении закон, отменяющий региональный компонент образования, и есть некоторая опасность, что преподавание «Основ православной культуры» будет вовсе исключено. Однако мы надеемся, что этого все-таки не произойдет.
Есть удивительная синхронность в событиях: Государственная Дума Российской Федерации принимает закон, который ставит под сомнение возможность преподавания «Основ православной культуры», а в это время вся страна видит, какие чудовищные последствия может повлечь отсутствие религиозных знаний.
– То, о чем эти люди говорят, чем они привлекают людей и ведут их за собой, – неважно, о конкретном пророке идет речь или о целой когорте таких людей вообще – они говорят о конце света. Эти отсылки звучат не только со стороны сект, не только со стороны религиозных деятелей. Об этом говорят и политики. Недавно на встрече со студентами Вы говорили – цитирую приблизительно – о том, что мир может погибнуть, если в нем одержит победу либеральная концепция прав человека. Откуда такое ощущение близости и возможности конца?
– Я говорил несколько иначе. Речь шла о философии постмодернизма. Мы живем в эпоху постмодерна, который характеризуется отсутствием понятия истины. Нам пытаются навязать мнение, что объективной истины нет, а есть плюрализм мнений. Однако в таком случае стирается граница между правдой и ложью, между добром и злом. Пятнадцать лет назад разве можно было серьезно говорить о легализации гомосексуальных браков? Кому бы это пришло в голову? Было ясно: гомосексуализм – это грех. А сегодня все чаще можно услышать, будто это не грех, это просто выбор, который нужно уважать, причем на уровне законодательства.
– Это не русская философия. Это западная философия.
– Да, но она через существующую систему предлагается всему миру, и законодательство основывается уже на этом мировосприятии. Возьмем законы, которые недавно появились в Западной Европе, – они утверждают законодательно гомосексуальные отношения. Сегодня Церковь провозглашает очень ясную позицию, она призывает не терять нравственные измерения нашей жизни, иначе свобода, которой обладает человек по праву и которая сегодня по праву защищается законом, может привести к раскрепощению человеческого инстинкта, к раскрепощению зла. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости сочетать человеческие права и свободы с нравственной ответственностью за самого себя и за наше общество.
– Мы так много сегодня говорим , правда, это не касается духовной жизни, о том, чтобы защититься от попыток Запада установить над Россией экономический, политический или какой-либо другой контроль. Но то, что Вы сейчас сказали, по сути, означает, что контроль над культурой и над состоянием умов и даже чьих-то сердец уже установлен. То есть мы защищаемся от Америки снаружи, а она уже здесь?
– Я бы никого не хотел демонизировать. Опасности могут исходить с любой стороны, и даже от нас самих. Советский Союз рухнул без единого выстрела и без единой пущенной ракеты – мы его разрушили. Мы разобрали свой собственный дом. Если бы мы не остановились вовремя, то же случилось бы с Россией. И это произошло дважды за столетие: в 1917-м году мы тоже уничтожили свой собственный дом. Поэтому, конечно, так важна тема национального, духовного, культурного самосознания нашего народа как условие мирного существования нашего государства. Вот почему Русская Церковь выступает за критическое восприятие тех интеллектуальных, культурных и духовных сигналов, которые сегодня извне воспринимаются нашим обществом.
– Другая тема: то, что происходит в Косове. Мы знаем, что в начале декабря может решиться судьба этого края. Мы знаем, какие планы в отношении Косова у Запада. Когда – не хотелось бы сравнивать – например, совершаются какие-то странные вещи в отношении исламской религии и появляется карикатура на пророка Мухаммеда, исламский мир реагирует очень яростно. Мы все помним, как это было. В случае с Косовым наносится оскорбление, дается пощечина всему православному сознанию, всей мировой православной общине. Тем не менее, такое ощущение, будто бы все это проходит бесследно, встречается равнодушно.
– Равнодушия нет. Русская Православная Церковь стоит на защите Сербии в отношении Косова, и мы будем продолжать настаивать на том, что Косово непременно должно быть органической частью Сербии. Косово – это начало духовной и культурной истории страны. Если отделить Косово от Сербии, она превратится в страну с очень небольшой культурой и короткой историей. Все корни Сербии – в Косово. Это все равно, что взять Рим, изолировать его от Италии и сказать, что Рим должен быть другим государством, не имеющим отношения к Италии. Подобные действия оторвали бы Италию от всей ее истории, потому что Рим – ее сосредоточие. С Косовским краем получается аналогичная ситуация: он есть средоточие всей культурной, духовной истории сербского народа, и отделение этого региона станет катастрофой для цивилизации. Удивляюсь, что этого не понимают западные страны. Здесь, конечно, работает некая политическая логика, срабатывающая против самобытности и самопонимания сербского народа. И это очень опасно.