Митрополит Южного Ливана и Западного Бекаа (Тира и Сидона) Православной Церкви Антиохийского патриархата Elias Kfuri в интервью обозревателю RT Надежде Кеворковой рассказал, почему христиане Востока не считают сирийскую войну ни гражданской, ни религиозной, и о том, как и кому удалось развязать конфликт в сирийском обществе, который не знал религиозных противоречий.
Интервью наше проходило в библейском Сидоне, в храме, который выстроен в том доме, где последний раз встретились апостол Петр и апостол Павел в 58 году после рождества Христова.
Резиденция митрополита располагается в самом сердце старого города, найти ее нелегко, но каждый встречный мусульманин показывал, как пройти к митрополиту Илии. Часть его приходов находится в районе, который населен шиитами и контролируется движением Хизбалла, другая часть — там, где проживают сунниты и где располагаются лагеря палестинских беженцев. Сейчас там располагается и один из самых больших лагерей сирийских беженцев.
В его епархии находится пещера, где Мария ждала Иисуса, и пещера, где совершался евангельский брак в Кане. 22 года часть его прихожан жили под израильской оккупацией. Дважды — в 2000 и 2006 году — церкви подвергались израильским бомбардировкам и разрушениям. В православных церквях во время всех кампаний находили приют, пропитание и укрытие все люди, независимо от вероисповедания — сунниты, шииты, друзы и католики. Так что понимание нынешней ситуации, которая на протяжении двух лет разворачивается в Сирии и готова охватить Ливан, у митрополита Илии вполне экспертное — он ходит по этой земле и общается с этими людьми круглосуточно.
— Ваше Высокопреосвященство, в апреле 2013 года на сирийско-турецкой границе были похищены православный митрополит Алеппский Павел и митрополит сиро-яковитской Церкви Григорий. Летом говорили, что они убиты, потом СМИ опровергли эти слухи. Есть какая-то информация, где они и что с ними?
— Вся наша информация только со слов людей. Никакой официальной информации нет — ни о том, кто похитил митрополитов, ни о том, где они содержатся.
В середине сентября прошла весть, что некие люди видели их обоих в добром здравии: как будто видели, что они совершали прогулку и занимались спортом, говорили, что их нормально кормят. Никаких доказательств этого нет. Нет никаких реальных свидетельств о наших митрополитах.
Обидно и больно, что похищения совершают те иностранцы, кто вошел в Сирию. Якобы, они мусульмане. Но то, что они совершают, они делают против установлений Ислама. Эти люди — не настоящие мусульмане. Они похитили верующих людей, которые несут любовь и мир. Это же не военные! Эти люди похищают и простых граждан, христиан и мусульман, паломников.
Все это напоминает времена в начале христианства, когда язычники убивали верующих.
— В западном мире каждое похищение или убийство христиан в Сирии, как прежде в Ираке, считают доказательством того, что Ислам воюет против Христианства.
— Мусульмане и христиане — братья. Об этом можно много говорить, в Коране написаны хорошие слова о христианах, и мусульмане знают об этом. Но эти мусульмане-иностранцы не знают Ислама. Коран говорит о христианах самыми лучшими словами. Пророк Мохаммад отправил своих людей к королю Эфиопии Хабаши, чтобы сказать ему, что его люди — верующие, что они не будут вас убивать, не причинят вам вреда. А этих иностранцев посылают воевать и убивать, и обеспечивают оружием. Они сжигают церкви, они отдают крест на поругание.
Мы должны задать вопросы правителям мусульманских стран — почему вы это делаете?
Нам больно, что эти иностранцы от имени Ислама совершают свои дела. Зачем они зашли в Маалюлю (в этом сирийском селении в 30 км от Дамаска находятся христианские святыни мирового значения, в сентябре 2013 года селение захватили отряды повстанцев, держат в блокаде православный монастырь, разрушили католический монастырь Сергия и Бахуса 4 века — RT)? Там живут одни мирные христиане, там не было никаких вооруженных отрядов, не было армии.
Пусть именно арабские страны отвечают на эти вопросы — кого они посылают в Сирию, кого они вооружают.
— Каковы масштабы разрушения церквей и злодеяний в отношении христиан?
— Десятки церквей уничтожены — по всей стране, где появляются повстанцы. В патриархии есть все данные. В Хомсе, в Алеппо, в Ракка, в Дамаске. В одной из церквей в Арбине в 10 км от Дамаска, на которую они напали, пламя все уничтожило — я молился там, на пепелище.
Двоих митрополитов и трех православных священников похитили. Двое священников погибли. Одного священника они ослепили — православного священника в Алеппо Фади Хаддад. Другой священник, Василий Нассар, с товарищем в Хаме пошли спасать раненного, и снайпер застрелил священника.
— Считаете ли вы, что эта особая жестокость совершается избирательно в отношении православных христиан? Католиков ведь они тоже убили.
— Трудный вопрос. Мы не знаем, что они думают на этот счет. Не все сопротивление так себя ведет. Есть и нормальные повстанцы, которые выступают от имени сирийского народа, доброго народа. Но те, которые совершают такие злодеяния, это просто террористы, которые не признают никакой религии. Они даже самих мусульман не признают. Мы не знаем, что является их целью. Но мы видим, что для существования христиан на Востоке есть опасность.
— Кому выгодно вытеснять христиан с Востока?
— Эти группы — это террористы. Они выступают от имени аль Каеды. Они как грибы растут — есть Джабхат ан Нусра, появилась Дааш («Исламское государство в Ираке и Леванте» — RT) и другие, эти группы состоят из очень радикально настроенных боевиков. Они никого другого, кроме себя, не признают — мусульман в том числе. Они хотят уничтожить всех, кто не думает, как они, и в первую очередь христиан. Возникают все новые такие группы.
— Но зачем им это? В чем причина такого радикализма и неприятия общин, которые здесь сосуществуют веками?
— Они понимают Ислам совсем по-другому. Они — не сирийцы. Те, кто похитил наших митрополитов и священников — не сирийцы.
Мы знаем сирийский народ. Я жил 20 лет в Сирии. Сирийский народ не различает людей по религии. Заходишь в дом к мусульманам, они тебя всего расцелуют. Они очень добрые и любящие люди, они уважают и любят людей. К сожалению, бывают неграмотные люди. В нескольких населенных пунктах я встречался с такими людьми. Но и они не являются противниками христиан или ненавистниками Церкви. Они хоть и неграмотные, но добрые — сирийцы таковы.
Мне непонятно, откуда все это взялось в Сирии. Это неожиданно и необъяснимо, исходя из сирийской жизни. Эти люди пришли в Сирию из Ливии, из Саудовской Аравии, с Кавказа, из Афганистана, Пакистана, Туниса — они отовсюду.
Мы уверены, что сирийский народ — это самый добрый народ на Востоке, они не могут такого придумать и такое совершать. Мы хорошо знаем сирийских народ.
Монастырь в Саеднае (знаменитая христианская святыня Сирии — RT) посещают мусульмане. Это доказательство того, что сирийцы не способны делать зла христианам. В Сайде я хожу по домам мусульман, навещаю их, провожу с ними вечера. Это очень дружественные люди.
— Западный ум старается искать в прошлом объяснения сегодняшнего. Вы можете найти в истории что то, что дало бы ключ к пониманию этих событий? Это религиозная война? Гражданская война? По-прежнему ли существует опасность распространения сирийских событий на Ливан?
— В нашей истории были различные конфликты, которые происходили между христианами и мусульманами, и внутри мусульманского сообщества, и между друзами и христианами. В истории все было. Католики и православные тоже имели расхождения, обвиняли друг друга и воевали друг с другом. Но мы предпочитали словесную войну.
Но то, что сегодня происходит, больше всего похоже на политическую задачу развязать войну с помощью религии. К сожалению, эту ситуацию готовят, готовят почву.
Недавно в Баальбеке (долина в Ливане, преимущественно населенная шиитами — RT) произошло столкновение между несколькими шиитами и суннитами. О том, что между шиитами и суннитами есть напряжение, все время говорят. Затем происходит некая стычка — как бы в подтверждение того, о чем столько времени говорили. Это нас пугает. Это одна из частей какого-то плана по разделению Сирии и Ливана, для уничтожения Сирии и Ливана.
Ради этих целей сюда, к нам, отправлены эти отряды Джабхат ан Нусра и другие. Здесь у нас в Тире в палестинском лагере тоже есть их представители.
В плаще религии к нам пришли те, кто несет разрушение нашего народа.
— Предотвращение американских бомбардировок Сирии, решение ООН по уничтожению химического оружия — все эти усилия не ослабили накал ситуации?
— Мы видим, что предстоит еще очень длинный путь. Слишком велики разрушения. Слишком велико непонимание между разными группами людей. Есть множество неграмотных людей, необразованных, кто ничего не знает о религии — такие люди есть среди мусульман — суннитов и шиитов, среди христиан, друзов, алавитов. Когда к таким людям приходят и говорят, что мусульманин или христианин — твой враг, который связан с Западом, называют христиан крестоносцами, то неграмотные люди воспринимают это сообщение как руководство к действию. И они начинают на основании этого строить свое враждебное отношение к христианам.
Мы говорим, что человек невежественный — враг самому себе. Когда он называет меня крестоносцем, я предлагаю ему познакомиться, узнать меня поближе, узнать, кто я такой, на что я способен. Сначала познакомься со мной, а потом суди и принимай решение — против меня или за меня.
— Спасибо, Ваше Высокопреосвященство.
— Я бы хотел сказать, что мы в истории связаны — наша Церковь и российская Церковь, наш народ и российский народ. Хочу выразить свою благодарность Русской Церкви и Российскому государству за роль в сохранении мира и помощи бедным людям в наших странах.
Большое спасибо. Наш народ очень любит российский народ. Некоторые наши люди поставили портреты Владимира Путина в своих домах. Патриарх Кирилл в наших сердцах. Мы их любим, потому что мы чувствуем, что они очень близки нашим людям. Они защищают нас не в своих интересах. Мы чувствуем, что они это делают от души и защищают нас потому, что они считают, что так нужно делать, и поступают по-человечески.
Надежда Кеворкова, RT, Сидон