Владыка Марк не любит давать интервью. Объясняет это так: «Чем меньше мы говорим о себе, тем больше успеем сделать». А если и соглашается на встречу с журналистами, то только если видит подлинную заинтересованность в беседе. Нам посчастливилось. Снежным ноябрьским днём Митрополит Вятский и Слободской Марк добродушно улыбался и с неизменным прищуром наблюдал за нами, отвечая на наши вопросы.
— Владыка, каким для вас был уходящий 2013 год? Чем порадовал или, может быть, огорчил? Что важное удалось сделать?
— Сразу и не ответишь на этот вопрос! Радует то, что епархия продолжает развиваться. Вновь и вновь хотелось бы отметить подвижнические труды нашего предшественника Владыки Хрисанфа, который более 30 лет подвизался на Вятской земле. Им сделано очень и очень многое. Давайте вспомним, что епархия была в своё время разорена, и вернуть в лоно Церкви храмы – это длительный и кропотливый труд. И не просто вернуть, но и заложить основу к возрождению духовной жизни на нашей с вами земле, земле древней, с глубокими и интересными традициями. Я всегда говорю о том, что Владыка Хрисанф за время своего служения встретился не только с гонением, но и с потеплением взаимоотношений и возрождением епархии. Это не каждому удаётся.
Если говорить о делах этого года, радует, что во вновь строящемся жилом районе «Чистые пруды» у нас с вами заложен храм. Радует, что храмы продолжают восстанавливаться и количество прихожан увеличивается. Радует продолжение доброго сотрудничества с высшими учебными заведениями, плодотворная работа со светской властью, силовыми структурами.
— Хотелось бы подробнее узнать о ходе восстановления Спасского собора.
— Полностью готова и оплачена проектная документация. В наступающем году необходимо пройти экспертизу, получить разрешение на проведение реставрационных работ и идти дальше. Уже частично восстановлены фасады. Далее очень важно восстановить купольную часть Спасского собора, чтобы можно было переходить к кровле и внутреннему убранству.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать попечительский совет при Спасском соборе для более активной работы. Реставрация – это, конечно, работа не одного года. Одними словами делу не поможешь. Надо прилагать усилия, труд, финансы.
— Кто войдёт в попечительский совет?
— Пока он формируется. Войдут туда не спонсоры, а именно благотворители, те, кто осознаёт, что, направляя свои средства на восстановление храма, закладывает серьёзную основу для будущего. Восстановленные храмы уже не являются нашим с вами достоянием. Они — достояние будущих поколений. А ведь очень важно, в какой среде человек воспитывается и формируется как личность. Приходя в благоустроенные храмы, люди будущих поколений по этому образу будут выстраивать и свою душу.
Кстати, именно в Спасском соборе сейчас пребывает святыня – икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской. Также сейчас путешествует по нашей епархии икона с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Это первая святая, которая увидела воскресшего Христа и об этом событии возвестила Его ученикам и апостолам.
— Какие ещё храмы и святыни планируете реставрировать в ближайшее время?
— Каждая епархия имеет свои особенности. И наша — не исключение. На Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, на Сахалине, Чукотке, где раньше я проходил своё служение, особенность в том, что храмов почти не осталось: они были уничтожены. Поэтому приходилось строить новые. А на нашей с вами вятской земле другая особенность: многие храмы сохранились, но использовались не по назначению. Какой храм, особенно старый, ни возьми – его нужно реставрировать! И в самой Вятке, и в Слободском, и в Орлове, и в Шестаково, и в других городах и весях… Везде стены есть, но их ещё надо благоукрасить.
— Вы неоднократно отмечали, что было бы хорошо построить в Кирове большой кафедральный собор. Эта тема остаётся пока на словах, или уже ведётся конкретная работа?
— Пока на словах. Мы прекрасно понимаем, что кафедральный собор нужен, что временное его размещение в стенах Трифонова монастыря не удовлетворяет нашим желаниям и потребностям. Я думаю, город должен иметь достойный кафедральный собор. Конечно, хотелось бы, чтобы он находился на историческом месте. Но мы прекрасно понимаем, что городу нужна и филармония. Я думаю, можно найти какой-то компромиссный вариант, но это вопрос времени. И если мы любим свой город и дорожим своей историей, я думаю, кафедральный собор должен быть построен.
Учение – свет
— В одном своём интервью вы сказали: «В каком состоянии пребывают святыни, в таком состоянии пребывают и наши души». Поясните, как возрождение святынь связано с преображением душ?
— Если человек не заботится о своём жилище, то со временем оно приходит в ветхость и запустение. Если же он постоянно его поддерживает, проявляет заботу, то это жилище пребывает в хорошем состоянии. Так же мы говорим и о душе. Если мы имеем попечение о своей душе, исповедуемся, причащаемся и внимательно относимся к нашей жизни, постоянно эту пыль, налёт с храмин своей души снимаем, то она пребывает в благочестии и чистоте. А внутреннее устроение, конечно же, имеет внешнюю форму выражения. И если человек не может обустроить свою душу, сможет ли он обустроить вокруг себя окружающий мир? Наверное, нет. Потому что окружающий мир мы устраиваем в соответствии со своим внутренним миром, своей душой и своим сердцем.
— Но для восстановления святынь нужны средства. А среди верующих много людей бедных, которые не могут себе позволить больших пожертвований…
— А дело не только в средствах. Дело в отношении. Понимаете, храм восстанавливается всем миром. И в его восстановление каждый вносит свою лепту. Кто-то свои знания, кто-то своё умение, кто-то свой труд, а кто-то средства. Каждый в состоянии внести свой вклад! Всё не замыкается на финансах и внешних средствах.
— Как продвигается работа по возвращению Вятской епархии бывших корпусов КВАТУ? Известно, что в этих зданиях планируется возродить духовную семинарию. Какие задачи будут перед ней поставлены?
— Приказ министра обороны о передаче зданий подписан год назад. Оформляются документы. Пока разговор идёт о шести зданиях.
Мы прекрасно понимаем, что если не будет воспитываться достойное духовенство, грамотное, образованное, то будущего у нас не будет. Поэтому восстановление семинарии — одна из первоочередных задач. Тем более, что семинария – это вообще первое высшее учебное заведение, которое было на Вятке.
В настоящее время на территории нашей митрополии около 230 приходов. Есть перспектива открытия новых, и мы понимаем, что нужен приток новых сил. Как минимум, пять-восемь новых священников в год нам необходимы. Давайте не будем забывать и о том, что рядом с нами есть епархии, где нет высших духовных учебных заведений. Взять Сыктывкар, Йошкар-Олу, Вологду… Духовная семинария будет очень и очень востребована. Наша задача — вывести образование в ней на серьёзный уровень.
— Кстати, об образовании. Сегодня в России всё активнее ставится вопрос об открытии кафедр теологии в учебных заведениях. Как вы думаете, чем продиктована такая инициатива? Говоря языком рынка, на это есть спрос? Или планируется создать предложение, которое должно породить этот самый спрос?
— Это направление востребовано. Если мы хотим сформировать целостную личность, то молодому человеку, который готовится к вступлению в большую жизнь, необходимо дать знания и начальный опыт не только о материальном мире, но и о духовном. Если его не формировать духовно, то он получается ограниченным человеком. А важно целостное мировосприятие.
— Выходит, те, кто активно выступает против, не понимают этого?
На этом вопросе Владыка становится задумчив. Он закрывает глаза и упирается пальцем в переносицу. После отвечает медленно, проговаривая каждое слово.
— Они не только не понимают, но и не заботятся о будущем, потому что на плечи подрастающего поколения ляжет ответственность и забота о нашем с вами государстве. Я думаю, что передавать эту ответственность следовало бы человеку не просто высококультурному, образованному, но и высоконравственному, способному переживать за землю, за государство и за народ.
Врачевание тел и душ
— Вятская епархия ведёт активную работу по открытию домовых церквей при больницах, интернатах для больных детей…
— Человек двухсоставен. У него есть душа и тело. Поэтому если мы хотим действительно восстановить человека, то нужно врачевать и тело, и душу. Я уверен, что хорошо, когда человек, находясь в медицинском учреждении, будучи ограниченным в перемещении, имеет возможность помолиться в домовом храме и получить не только физическую, но и духовную поддержку.
— Но вот такой пример: 23 ноября в Санкт-Петербурге произошло ДТП, в котором пострадал младенец. И родители повезли его вместо больницы в церковь. Малыш умер. Как вы полагаете, такое действие родителей, скорее, истинная вера или всё-таки суеверие?
— Наверное, там просто была совершена ошибка. Хотел бы привести другой пример: как-то великий русский писатель Гоголь отказался принимать лекарства. Тогда его духовные отцы в Оптиной пустыни обратили его внимание на то, что тело лечится одними средствами, а душа врачуется в храме Божьем. Поэтому для врачевания тела необходимо обращаться в соответствующие заведения. В случае с аварией родителям необходимо было, наверное, везти ребёнка в больницу, а самим молиться о его врачевании.
— Вообще, по вашему мнению, как правильнее: обращать ребёнка в церковь с самого рождения или дать ему возможность вырасти и самому осознанно прийти (или не прийти) к Богу?
— Давайте сами честно ответим себе на такой вопрос: до совершеннолетия ребёнка вы с врагом рода человеческого, с дьяволом, договоритесь, чтобы он не трогал его бессмертную душу? Конечно, нет. Поэтому полезно и очень хорошо, чтобы человек со своего рождения воспитывался в лоне Церкви, под благодатным её молитвенным покровом, под её защитой. Важно не просто научить человека видеть, что такое хорошо и что такое плохо, но и научить делать правильный выбор в сторону добра. А это не с 16-ти или с 14-ти лет закладывается, а с самого рождения всем обществом — и государственными структурами, и церковью, и родителями. Это большой труд!
Власть и религия
— Неоднозначную реакцию жителей города вызывает процесс переименования улиц. Как вы к нему относитесь?
— Я думаю, негодования были и тогда, когда переименовывали эти исторические названия. Но давайте задумаемся: тот же Урицкий. Кем он был? Ну неужели улицы нашего с вами города должны носить имена палачей народа? Если уж есть такое желание, чтобы эти имена были на наших улицах – то строятся новые районы, давайте там эти имена!
Наша с вами история многолика, есть и светлые, и трагические моменты. Но её нужно знать, а не производить подмены понятий и ценностей. Я думаю, возвращение исторических названий – это правильное направление.
— Противники обратных переименований говорят, что советские названия — это тоже история.
— Вы ведь, наверное, на могилах своих предков другие памятники не ставите? А ставите их в другом месте, если хотите. Я считаю, не надо ругаться и попирать свою историю.
— Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал, что речи о клерикализации государства или огосударствлении церкви нет. И, тем не менее, как вы думаете, может ли в нашей стране церковь стать некой действительно объединяющей силой?
— Церковь всегда являлась объединяющей силой. Да, каждый должен заниматься своим делом, но у нас и у государства есть точки соприкосновения для соработничества. Церковь занимается душепопечением. Государство должно заботиться о целостности наших границ, благополучии нашего народа, многонационального, многоконфессионального… Я думаю, в заботе о государстве у нас есть точки соприкосновения. Вспомните, кто являлся вдохновителем объединения многокняжеского государства вокруг Москвы? Митрополит московский Алексей, который эту идею вкладывал в своё духовное чадо, которым являлся Дмитрий Донской. Продолжателем этого стал преподобный Сергий Радонежский.
— И в завершение хотелось бы услышать от вас рождественское пожелание жителям Вятки.
— Давайте вспомним, какие молитвы и какие слова мы слышим в храме в дни Святок, в дни Рождества Христова: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». Поэтому я желаю всем нам, чтобы наша с вами вятская земля преображалась, благоукрашалась, чтобы наши с вами национальные святыни не только были восстановлены, но и приумножены.
P.S.
Владыка ответил не на все наши вопросы. Например, он не стал говорить о проблемах радикальных течений исламского толка, отметив, что не хочет «наступать на их больную мозоль». Дескать, и у нас при желании таких больных точек можно найти немало. Он сравнил это с океаном: на его поверхности много грязи, а внутри – мир и спокойствие. И тут сложно не согласиться! Порой слишком много внимания мы придаём внешнему, напускному, формальному. Не разбираемся в настоящем и важном. И не замечаем действительно хорошее.
Беседовала Вера Елькина
Фото: Александра Лисина