Что такое Архиерейский собор в жизни Православной Церкви? Какие вопросы особенно актуальны для текущего Собора Русской Православной Церкви? Своими размышлениями делится митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.
Архиерейский собор — это высший орган иерархического управления нашей церковью. Именно иерархического. Истины веры, каноническое устроение определяет и формулирует Собор Поместный. А вот хранить веру в чистоте, толковать церковные каноны, управлять церковной жизнью, отвечать на вызовы современности — обязан собор архиереев. Хотите узнать об этом во всех подробностях — прочтите соборные документы последних пяти лет: кажется, нет ни одного существенного вопроса, который в них не был бы отражен и не нашел бы своего решения. Все очень своевременно, точно, предельно конкретно, исчерпывающе.
То же, или почти то же скажет вам любой владыка. Но у каждого, думаю, есть и свое, личное переживание собора. Есть оно и у меня. Каждый архиерей несет на себе благодать, полученную через святых апостолов от Самого Христа. Каждый возглавляет митрополию или епархию — малую поместную церковь и властью, данную ему от Бога руководит ею: направляет, поддерживает, укрепляет течение ее жизни. Потому, когда архиереи собираются на свой очередной Собор, чувствуется мощь, единство и соборность Церкви, сила присутствия ее в мире.
Несколько слов всего лишь об одном механизме соборности. По уставу архиерейский собор — высший орган управления жизнью Церкви, но, в обсуждении и принятии решений она участвует во всей полноте. По инициативе Святейшего Патриарха создано Межсоборное Присутствие. Оно состоит из ряда комиссий, а в них трудятся священники, архиереи, миряне, имеющие большой опыт и знания в той или иной области (социального служения, образования, миссии, богословия…). Здесь тщательно и подробно рассматриваются все насущные вопросы, составляются проекты документов. Это первый этап. На втором подключаются все православные христиане нашей Церкви: Межсоборное Присутствие размещает документы на официальном портале, рассылает в митрополии и епархии. Там они рассматриваются и обсуждаются на епархиальных собраниях. Все предложения, изменения, дополнения направляются обратно в комиссии, там подытоживаются, систематизируются и передаются в Священный синод. А далее — Архиерейский Собор, который и решает окончательно, принять документ или нет.
Повторю: жизнь Церкви определяется всей ее полнотой, каждый может внести в это свою лепту. Или динарий. Или талант.
И мы, хабаровчане-дальневосточники, тоже внесли: рассматривали и обсуждали все проекты, которые получили. И на собраниях священнослужителей, и в приходах. Особенно оживленно это происходило с двумя документами: «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»; и «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Были разные мнения, каждый защищал свое, но в итоге пришли к тому, что называется консенсусом, а предложения направили в комиссии.
Программа собора будет чрезвычайно насыщенной, все вопросы — важными. Потому предлагать что-либо сверх того не берусь. Но одну мысль стоит отметить. Ее высказал владыка Меркурий, руководитель синодального отдела церковного образования и катехизации на минувших Рождественских чтениях. Он сказал: «Нам необходима образовательная концепция Русской Православной Церкви». Я с этим согласен: образование — одно из самых главных направлений нашей деятельности — многопланово, сложно, трудоемко. Потому, действительно необходима такая концепция, подобная социальной, которая служит мощным инструментом выстраивания наших отношений с государством и обществом.
Размышления о социальном патронате: семья — малая Церковь.
Вопрос о ювенальной юстиции обсуждается в течении нескольких последних лет. У нее есть свои сторонники, есть противники, и позиция последних, на мой взгляд, гораздо более обоснована. Однако, для того, чтобы отстаивать ее в диалоге с государством и обществом, нужна четко выраженая позиция Церкви. Грядущий Архиерейский собор намерен рассмотреть документ «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Очень важно, чтобы он был рассмотрен и принят.
Социальный патронат – явление того же порядка. Разработчики подают его, как единственную возможность помочь неблагополучным семьям и согласно новому законопроекту, органы опеки должны взять на себя основную заботу о детях и родителях, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. Но с этим связана реальная опасность: под прикрытием такой опеки возможно будет отнимать детей у родителей безо всякого основания. Такого рода примеров более чем достаточно.
Очень важно решить, как помочь детям, которые находятся в действительно асоциальных семьях. Сейчас почти единственное «решение» — интернат или детский дом. И плоды… Многие дети вырастают совершенно неприспособленными к жизни: не могут сами себя обслуживать, обеспечить, у них полностью отсутствуют навыки и потребность заботы о ближних. Во взрослой жизни это часто эгоисты, потребители, настроенные потреблять, ничего не давая взамен. Разве может молодой человек или девушка, выросшие в таких условиях, стать хорошим, ответственным отцом, или матерью, способной жертвовать собой для ребенка? Хорошо, если Господь пробудит в их душах материнские и отцовские чувства. Но этого зачастую не происходит. Вот нам и цепочка: неподготовленные молодые люди вырастают и воспитывают своих неподготовленных детей, те – своих и так далее. Никакое государственно-общественное воспитание заменить семью не может.
Что делать? Всеми силами укреплять те традиционные духовные и нравственные устои, на которых веками создавались наши семьи. Это процесс длительный, но необходимый. Если не хотим исчезнуть в историческом небытии. А сейчас искать то, что может заменить ребенку его разлагающуюся или разрушенную семью. В нашей епархии, к примеру, завершается строительство интерната семейного типа: в нем будут обучаться и воспитываться дети из неблагополучных семей. Они будут объединяться в разновозрастные группы, каждая из которых живет в отдельной благоустроенной квартире. Для каждой — свои опытные воспитатели, мужчина и женщина. Такая вот семья, где старших учат заботиться о младших, младших уважать старших, учат уступать, понимать, любить деятельной любовью.
Там же они будут обучаться профессиям, содержать в порядке свой дом, планировать семейный бюджет… Учредители — правительство края, мэрия Хабаровска и наша епархия.
Еще одна возможность — воспитание таких детей в крепких православных семьях, тех, которые являются подлинными «малыми церквями». Верующая семья может помочь ребенку обрести необходимые духовные и нравственные качества. Но здесь также есть трудности: мы неоднократно обращались к прихожанам с просьбой взять на воспитание детей из детских домов и интернатов. Далеко не все к этому готовы.
Готовы делиться опытом
Церковь точно определяет, как должно совершаться наше социальное служение в нынешних условиях. Синодальным отделом разработаны подробные рекомендации, владыка Пантелеимон не оставляет епархиальных архиереев своим вниманием. Но и епархии осуществляют свои многочисленные важные и интересные проекты. Такая синергия весьма на пользу людям не только церковным, но и далеким от Церкви.
В Хабаровской епархии отдел социального служения и благотворительности создан полтора года назад. За этот небольшой промежуток сделано невероятно много: недели не проходит, чтобы на нашем портале не появилось сообщение от отдела. Первыми проявили готовность к сотрудничеству служители медицины; они и организовали общество православных врачей. Возглавил его гл. врач кардиохирургического центра, доктор мед.наук В.Ю.Бондарь. Он и его сподвижники взяли на себя медицинское направление, а это:
— консультативная медицинская помощь, духовная и социальная поддержка инвалидов и тяжелобольных (преимущественно с онкологическими заболеваниями) на дому, дела благотворительности и милосердия;
— миссионерская деятельность и катехизация;
— религиозное образование участников общества, в том числе при Хабаровской духовной семинарии;
— работа по профориентации школьников и детей-сирот;
— привлечение пожертвований и гуманитарной помощи для целей общества.
При отделе создано сестричество прпмч. вел.кн. Елизаветы. Цель — оказание паллиативной (патронажной) помощи неизлечимым раковым больным и членам их семей, независимо от их вероисповедания. Сестричество имеет в своем составе более 30 человек, в том числе практикующих врачей, медицинских сестер (4 из них — выпускницы Марфо-Мариинской Обители) и молодежь.
В этом же отделе — сектор поддержки семьи, материнства и детства. Цель — всесторонняя помощь малообеспеченным семьям, одиноким матерям, женщинам с детьми и беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации. С октября прошлого года при клинике Медицинского Хабаровского университета открыт кабинет предабортного консультирования. Туда уже обратились около 70-ти женщин, примерно четыре из десяти отказываются от аборта. Там трудятся священнослужитель из нашего социального отдела, психологи, врачи из университетской поликлиники. То, что аборт – страшный грех, теперь, благодаря усилиям церкви, понимают почти все. Но далеко не все согласны отказаться от преимуществ, материальных выгод которое этот род убийства предоставляет. Мне было очень радостно, что инициативу создания такого кабинета врачи этой клиники поддержали сразу и безусловно.
Ну а идея его создания принадлежит человеку, который много лет проработал в структуре социального обеспечения краевой администрации, Вере Ивановне Дегтярёвой. Эта уже немолодая женщина пришла к Богу и весь свой хороший опыт светской деятельности принесла в Церковь. Она собрала команду единомышленников, и помимо прочего, они идут к школьникам и студентам, проводят беседы о необходимости крепкой семьи, страшных грехах детоубийства, пьянства, наркомании. В этом участвует и наше молодежное движение.
Девушки и юноши должны знать, как строить свою будущую семейную жизнь, как воспитывать детей, что дети – это дар Божий, что этот дар нужно взращивать, что этот дар, в конце концов, и тебя сформирует, как человека. Что женщина не может стать женщиной в полную меру, пока не станет матерью…
Нашим опытом мы готовы делиться.
Несколько лет у нас действует благотворительный центр «Надежда». Там помогают людям бездомным, освободившимся из мест заключения, желающим преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость. Совсем недавно в епархии началась очень активная деятельность в помощь алкоголикам и наркоманам.
Очень важно, чтобы люди, которые пришли в Церковь, могли вполне использовать опыт своей светской деятельности, не закапывая талантов землю, не угашая тот огонь, который Господь в них зажег. Думаю, что способствовать этому — одна из главных моих задач.
Ну а собор — это ещё и возможность пообщаться. Ведь нас, находящихся в молитвенном и церковном единении, все же разделяют большие расстояния. Так что встречаться приходится редко. Интересно и полезно узнать, что происходит в других епархиях и митрополиях, поделиться своим опытом, свериться с опытом собратьев. Это помогает определить, насколько правильно и точно ты действуешь.
И, наверное, последнее. По завершении Божественной литургии, в день интронизации Святейшего Патриарха весь наш епископат был приглашен на традиционную встречу президентом России. В Кремль, в Андреевский зал. После этого мы перешли в зал Александровский, для памятной фотографии, тоже традиционной. И когда, чуть задержавшись, я почти последним вошел в этот зал, увидел потрясающую картину: плотной стеной на трехъярусном подиуме во всю ширину кремлевского зала расположившееся архиерейское братство — единое, мощное, деятельное. А наше братство — это более 280 архиереев (правящих и викарных) из 247 епархий Русской Православной Церкви России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, в которых имеются наши епархии.