Доклад митрополита Ювеналия на встрече с классными руководителями школ Домодедовского округа

«Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного человека»

Уважаемая Лидия Николаевна, Леонид Павлович, Дмитрий Игоревич, всечестные отцы, дорогие участники встречи!

Когда возникло предложение собраться, чтобы обсудить насущные вопросы современной воспитательной работы, мне захотелось провести эту встречу в Домодедово. Здесь особенно явственно видны плоды церковного возрождения. Благодаря активности благочинного протоиерея Александра Васильева и его помощников был, как говорится, всем миром построен грандиозный собор Всех святых, в земле Российской просиявших. Много внимания уделяется и просветительской деятельности. При скромном храме в честь преподобного Серафима Саровского была открыта православная гимназия. Теперь она переехала в прекрасное новое здание, возведенное на церковные средства. Там преподают лучшие педагоги, а выпускники показывают блестящие результаты при поступлении в высшие учебные заведения. Все вышесказанное показывает, насколько мощным является на Домодедовской земле православное благовестие. Потому-то здесь и проходит наше собеседование.

Сегодня я обращаюсь к вам, находясь под впечатлением фундаментального доклада Лидии Николаевны Антоновой на открытии наших Рождественских чтений в Дмитрове. Она подвела впечатляющий итог многолетней совместной деятельности Министерства образования и Московской епархии в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В нынешнем году, когда Рождественские чтения проходят в Подмосковье уже в седьмой раз, мы можем сказать, что нашей просветительской работой охвачено практически весь наш регион. И в связи с этим не могу не выразить особую благодарность губернатору Борису Всеволодовичу, который последовательно выступает за духовное и культурное возрождение Московской области и поддерживает наши начинания.

Радуясь тому, что достигнуто, мы продолжаем усердно трудиться над тем, чтобы наша работа была более результативной, чтобы предпринимаемые воспитательно-педагогические усилия приносили ощутимые плоды. Поэтому-то мы столько внимания уделяем развитию юной личности, взращиванию семян добра, заложенных в душе человека. Ведь при сотворении Адама Богом было сказано: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Значит, в людях заложено нечто, отличающее их от всего прочего мира. И это близость к Богу. Святые отцы говорят о том, что вследствие грехопадения сохранился лишь образ Божий в человеке, а подобие каждому надлежит сформировать в себе на протяжении жизненного пути.

Что же это означает? А то, что человек обладает разумом, совестью, свободой выбора и способностью к творчеству. Это уникальные его свойства, полученные от Творца. Но подверженность греху и смерти остается тяжелым бременем, которое каждому необходимо преодолевать, силой веры, любви, смирения и жертвенности.

Мы часто говорим, что вера — это дар Божий, а добрые качества души формируются в человеке в процессе воспитания. И то, и другое верно. Приведу вам в пример подвиг новомучеников и исповедников Российских XX века. В нашей стране в ту пору были организованы беспрецедентные гонения на Церковь, и подчас не только давлением, но и обещаниями мирского успеха старались побудить верующих отказаться от Христа. Однако обрелись в нашем Отечестве тысячи и тысячи людей, которые не польстились на посулы, не побоялись страданий, не отреклись от Спасителя даже под страхом смерти. Конечно, Бог их укреплял в этом подвиге. И в этом смысле вера — дар Всевышнего.

Однако нельзя забывать и о воспитании, о том, что уже в детские годы эти святые получили верное направление внутреннего развития. От родителей и педагогов здесь многое зависит. Тут речь идет об обстановке дома и в школе, и о той информации, которую получают дети с самого раннего возраста.

В раннем возрасте я впервые прочитал в Евангелии о страдании и распятии Христа. До слез был потрясен этим повествованием. И скажу вам, что до сих пор не могу без слез читать евангельское повествование о Страстях Господних в Великий Четверг на Страстной седмице. Так почти вся жизнь прошла с любовью ко Христу и в стремлении следовать за Ним. Но надо вам сказать, что у меня была верующая мать, а потом в школе — замечательная учительница русского языка, тоже православный человек. Они влияли на формирование моей личности.

Современному ребенку труднее. Во-первых, в очень многих семьях вообще ничего не знают о Православии. Во-вторых, детей окружает агрессивная информационная среда, насыщенная в огромной своей части отрицательным духовным содержанием. И вот, перед нами школьник, который смотрит фильмы наполненные ужасами и насилием, а подчас и безнравственным содержанием, привыкший к равнодушию взрослых к проблемам внутренней жизни человека и все свободное время проводящий или на улице, или перед компьютером. А мы хотим ему предложить уроки «Основ Православной культуры» или «Духовного краеведения Подмосковья».

С чего начать, как пробудить интерес к предмету, не вызвать у юной аудитории отторжения или враждебной реакции? И думаю, об этом следует позаботиться в начале занятий. И здесь представляется методологически верным подход, предложенный Людмилой Леонидовной Шевченко. Она начинает свой курс Православной культуры с обсуждения красоты Божьего мира. Ребенку надо помочь утвердиться в уверенности, что окружающий нас мир, несмотря на несовершенство людей и кажущуюся непобедимость зла, прекрасен и создан Богом для добра и счастья. И это совсем не примитивный, а реалистический подход. Надо преодолеть накопившиеся негативные впечатления и внутреннее сопротивление тому, что исходит от учителя, от представителей старшего поколения, создать отношения доверительности, сердечной близости, — и затем двигаться вперед.

Обращу ваше внимание на то, что предметы духовно-нравственного содержания не просто ориентированы на то, чтобы дать учащимся определенный набор знаний, но призваны помочь им воспринять истины веры и этические ценности как объективно ценный и значимый жизненный выбор. Это возлагает на учителя серьезную ответственность. Если педагог рассказывает о евангельских событиях, о заповедях Христовых, о том, что есть святость и благочестие, — а в реальной жизни сам ни на йоту этому не соответствует, реакция слушателей может быть сугубо негативной. Кроме того, повествование должно быть неравнодушным, уважительным, недопустимы необоснованные измышления. Учителю подобает владеть соответствующей терминологией, чтобы не путаться в ударениях и смысле слов.

Вышесказанное призвано создать атмосферу искренности и доверия на уроке. Ведь говорить придется о вещах, которые, с традиционной точки зрения, являются сами собой разумеющимися, а современной молодежью воспринимаются неоднозначно. Я имею в виду заповеди Христовы о любви и милосердии, о необходимости напоить жаждущего, накормить голодного, одеть нагого, приютить странника, утешить больного, посетить заключенного в тюрьме (см. Мф. 25:35–36). Исполнение всех перечисленных дел предполагает любовь к ближнему, сопереживание боли и страдания другого, готовность пожертвовать, отнять от себя и дать кому-то. Одним перечислением добродетелей человека не изменишь. Чтобы быть услышанными, надо предпринять особые усилия.

В наши дни, к сожалению, популярны совсем иные идеи. В прошлом году один журналист снял документальный фильм «Девственность», в нем рассказывается о провинциальной молодежи, рвущейся в Москву, чтобы заработать деньги и прославиться на телевидении. И этих молодых парней и девушек спрашивают, на что они готовы ради богатства. А те в ответ, желая «понравиться», стремятся проявить особую изобретательность, перечисляя подлости и низости, которые способны совершить. Я глубоко уверен, что и до этих несчастных можно достучаться, преодолев созданные ими многочисленные психологические защиты. Ведь в глубине души, каждый из них мечтает, что, на время окунувшись в грязь, когда-нибудь потом, «разбогатев», начнет строить чистую и счастливую жизнь. Это горькое заблуждение, само по себе, содержит зерно уверенности в существовании позитивных ценностей, правда, соседствующее с моральной неустойчивостью или даже падением. Те, о ком я только что рассказал, когда-то были маленькими и возрастали под воздействием определенных внешних влияний. Перечислять негативные факторы современной социальной среды, думаю, нет нужды. Лучше поговорим о том, что следует сделать, чтобы помочь детям нравственно окрепнуть. Постепенно, на убедительных жизненных примерах можно показать, как важно исполнять заповеди Божий. Знакомство с Декалогом (десятью заповедями, полученными пророком Моисеем на горе Синай) и Заповедями блаженства, изложенными Спасителем в Нагорной проповеди (об этом повествует Евангелие от Матфея) открывает перед ребенком жизненный путь, благословенный Богом. Здесь к нам на помощь приходит двухтысячелетний опыт Церкви и её святых.

Святитель Димитрий Ростовский, трехсотлетие кончины которого отмечалось в этом году, составил двенадцать томов «Житий святых». Это бесценный кладезь свидетельств о том, как через духовный подвиг обретается истинное счастье.

Есть в описании подвига святых очень многое, что перекликается с современностью. Например, святитель Тихон Задонский в XVIII веке много усилий направил на то, чтобы прекратить народное пьянство и победить неверие, сочетавшееся с остатками язычества. Не так ли и ныне мы стремимся оживотворить души соотечественников верой православной и одолеть пагубное влияние алкоголя на наше общество?

Как показала практика последних лет, учебные занятия хорошо сочетать с разного рода практикой. Это в частности поездки для ознакомления с нашими святынями, древними монастырями и храмами. Юные паломники увидят, что наши предки не мыслили свою жизнь вне Церкви, вне молитвы и богообщения. Храмовые здания всегда были эстетическими центрами местности, будь то город или деревня, потому, что Богу отдавалось все самое прекрасное. Так постигается духовное содержание красоты.

С особенной силой призыв Церкви к спасению явлен в древнерусской иконописи, называемой «богословием в красках». Знакомство с этой стороной православного наследия раскрывает для школьников совершенно новую перспективу видения мира, позволяет соприкоснуться с тем, что невидимо, но реально.

Особая тема — это музыкальное развитие детей. В одном из интервью руководитель Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин сказал: «В дореволюционной России никакая ячейка общества не обходилась без хора. Это была глубокая потребность духа, потому как форма жизни была коллективная — и тем силен был русский человек. И тогда становится понятно, откуда взялся Шаляпин. Он — вершина пирамиды, а в основании её поющая нация». К сожалению, мы перестали быть поющей нацией. Ныне наблюдаются лишь робкие попытки вернуть хоровое пение в жизнь людей. И происходит это, прежде всего, через привлечение мирян всех возрастов, в том числе и школьников, к церковному пению. Если мы обратимся к Псалтири, то много раз встретим упоминания о том, что молящиеся «воспевают» Господу. Пение издревле считалось высшим средством выражения сокровенных движений души, обращающейся к Богу. Знакомство подрастающего поколения с музыкальным наследием Православия — важный шаг на пути духовного возрождения и отдельных людей, и народа в целом.

Сейчас получили распространение детские и молодежные православные лагеря. Мне представляется интересным их опыт. Здесь люди оказываются объединенными многими общими делами, для многих это впервые. Например, ежедневно совершаются утренние и вечерние молитвы, проходят регулярные собеседования со священниками на самые различные темы. Часто рядом находится разрушенный храм или монастырь. Таких у нас в Подмосковье ещё немало. И дети участвуют в том или ином этапе реставрационных работ.

Все это не означает, что лагерь имеет своей целью обязательно «обратить» всех своих участников. Там бывают и дети из неверующих семей. Но каждому предоставляется возможность получить опыт духовной жизни, испытать себя на хозяйственных послушаниях в трудах на благо товарищей, внести вклад в возрождение святыни, оскверненной в минувшем столетии предыдущими поколениями. Обобщенно я назвал бы это опытом созидания добра.

Но не только летом на каникулах возможно доброделание. В Московской епархии ведется разнообразная благотворительная деятельность, в частности осенью совместно с Министерством социальной защиты населения ежегодно проводится акция «Согреем детские сердца». Её цель — проявить заботу о сиротах и детях-инвалидах. Считаю нашим достижением то, что в многочисленных мероприятиях в этой акции принимают участие ребята, как из воскресных школ, так и те, кто изучает «Основы Православной культуры» или «Духовное краеведение». Дети должны видеть боль и страдание, но не для развлечения и щекотания нервов, а для того, чтобы сопереживать и протянуть руку помощи нуждающемуся.

С самого раннего возраста приобщаясь к основам Православия и его культурному наследию, ребенок приобретает крепкую внутреннюю точку опоры для взаимодействия с внешним миром, в том числе для освоения таких предметов как русский язык, история и литература.

Не могу не остановиться на больном для многих из нас вопросе языка. Признаюсь, что с недоумением и огорчением воспринял приказ № 195 Министерства образования и науки, вступивший в силу 1 сентября нынешнего года. Мы и так являемся свидетелями непрекращающейся деградации родной речи, которая в исполнении современной молодежи становится совершенно непонятной. Множественность сленгов или жаргоны, с одной стороны, разделяет общество на изолированные группы, которые со временем могут вообще перестать понимать друг друга. С другой стороны, усиливается отчуждение от литературного языка. Тем самым прерывается связь новых поколений с культурным наследием.

Составитель непревзойденного толкового словаря русского языка Владимир Иванович Даль писал: «Язык — это Божий дар народу». Это христианский взгляд на вопрос. Из всех творений Господа только человек обладает даром речи, и на протяжении истории слово было не только инструментом общения, созидания культуры, но и, что крайне важно, средством богопознания и благодарения Всевышнего. В книге Премудрости Иисуса сына Сирахова можно прочесть: «В награду мне Бог дал язык, и им я буду хвалить Его» (Сир. 51:30).

Обратимся к отечественной истории и увидим, как высоко в средневековье ценились ученость и книжность. «Древнеславянский литературный язык-посредник способствовал обогащению славянских литературных языков, передав им достижения речевой культуры, добытые не только греко-римской античностью, но и народами классического Востока» (H. А. Мещерский. Древнеславянский — общий литературно-письменный язык на раннем этапе культурно-исторического развития всех славянских народов. (Избранные статьи. — СПб., 1995. С. 21–32)). Таким образом, язык, созданный святыми просветителями Кириллом и Мефодием, не только послужил евангельской проповеди на просторах Восточной Европы, но и приобщил славянские народы к мировой культуре.

В XIX веке, когда русская литература дала миру целую плеяду великих имен, Николай Васильевич Гоголь особенно много потрудился ради того, чтобы раскрыть читателю все богатство, всю красоту родного языка. Огорчаясь отчуждением аристократии от своих корней, он писал: «посреди чужеземной жизни нашего общества, так мало свойственной духу земли и народа, извращается прямое, истинное значенье коренных русских слов». Великий писатель утверждал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». А вот ещё его слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Как видите, и в гоголевские времена стоял вопрос о сохранении языка. Однако были общественные и культурные силы, которые боролись за русское слово. Кстати, проблема необоснованного засорения иностранными словами, имеющими русские аналоги, тогда тоже имела место. Виссариону Григорьевичу Белинскому принадлежат слова: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

Сегодня мы говорим о духовно-нравственном воспитании детей и юношества, которым исторически принадлежит великое наследие и которые во множестве об этом даже не подозревают, изъясняясь на птичьем языке и ограничивая свой кругозор суррогатами массовой культуры. Думаю, что освоение языка и приобретение навыка правильной и литературной речи должно стать престижным. Над реализацией этой задачи следует потрудиться взрослым. Любовь к родному языку, кстати, имеет и прямое отношение к патриотизму, к преданности Родине и её истории, а пренебрежительное отношение отчасти свидетельствует и об отказе от этих ценностей.

В прошлом веке было принято говорить, что «литература — школа жизни». И в этих словах есть правда. Прочитав книгу или стихотворение, ребенок имеет не только эстетические, но и нравственные впечатления. Опираясь на свой внутренний опыт, ученик дает оценку поступкам героев, либо ассоциирует себя с ними, либо их отрицает. Многие жизненные ситуации проигрываются таким образом. И как важно для молодого человека иметь возможность посмотреть на вещи с духовной точки зрения. Уроки «Основ Православной культуры» призваны помочь в этом деле. Ведь если пустить все на самотек, то очень скоро окажется, что самый положительный с точки зрения современности герой это Чичиков! Он и изобретательный предприниматель, и владеет искусством завоевывать расположение людей, просто обстоятельства сложились не в его пользу, а так, чудо что за молодец! С точки зрения современной рекламы, просто идеал! Но нам такой идеал не кажется привлекательным.

Сейчас много беспокойства высказывается об упадке чтения. Действительно, книги заменил компьютер. Обстоятельства жизни современного человека, который теряет огромное количество времени на перемещение в пространстве, привело к невиданно широкому распространению аудиокниг. В конце концов, не столь важно, что является носителем текста, бумага, экран или проигрыватель, важно, чтобы он был прочитан (или прослушан). Наша задача, как мне кажется, состоит в том, чтобы посредством воспитания обеспечить в молодежной среде формирование прослойки любителей книги (уже теперь как культурного явления подчас не имеющего материальной оболочки). Этому могут, в частности, способствовать разного рода олимпиады и конкурсы на знание русского языка, истории и литературы. Весьма полезно то, что начались с прошлого года всероссийские олимпиады по «Основам Православной культуры». В этом году такое соревнование состоится и в Московской области.

Это повод для радостных размышлений. Ведь если бы не было кому соревноваться, то и олимпиаду нельзя было бы провести. Мы в данном случае являемся свидетелями того, как церковно-школьное просветительское взаимодействие в Подмосковье приносит свои плоды. Множество детей уже получили в школах знания о Православии, и я уверен, что это не осталось без последствий и для их внутренней жизни, а значит и для будущего России.

В заключение, поделившись отдельными мыслями по поводу современного воспитательного процесса, хочу сердечно поблагодарить вас за участие в нашей встрече, пожелать успехов в вашем исключительно важном и жертвенном служении. Поздравляю вас с наступающими праздниками Новолетия и Рождества Христова.

Да благословит вас Господь!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.