400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов.
Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия — таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека.
Венчание на царство — византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства — православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал.
Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного — но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 — 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя — но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан!
Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего — по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.
Возможно, государь, осознав неполноценность чина 1547 года, принял помазание тайно — при его мистическом складе ума, при его отношении к литургической роли царя это кажется вероятным. В любом случае, даже враги — такие, как Курбский — называли его «помазанцем Божиим», не упоминая неполноценность обряда 1547 года.
Наиболее торжественным и совершенным было венчание на царство благочестивого государя Феодора Иоанновича, который на долгие годы стал символом Руси Православной, олицетворяя образ истинно законного государя. В его биографии мы находим немало чудесного: он добивался многого, не прибегая к демонстративному усердию, к явной активности. Молитва и точный выбор помощников — такова была его стратегия. И в смутное время воины, отвергая соблазны самозванства, шли в бой с изображениями царя Фёдора.
Бориса Годунова, Димитрия Самозванца и Василия Шуйского вспоминали как тяжкий сон. Репутации законных и счастливых государей они не заработали. В 1613-м году мало кто поминал их добрым словом. Хотя многие герои, преодолевшие смуту, каждому из них (Димитрию — в меньшей степени) служили верой и правдой.
И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Не мог прибыть в Москву и митрополит Новгородский Исидор: Русь православная ещё не освободилась от угрозы интервенции, шведы оккупировали древний город, а владыка руководил обороной. Не будем забывать об этом: времена венчания на царство царя Михаила не были идиллическими. Он принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания.
Торжественная церемония подробно описана в рукописной книге XVII века, которую преподнесли сыну первого царственного Романова, Алексею Михайловичу.
Перед венчанием случился знаменательный спор, в котором отразились противоречия смутного времени. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой подписной палате, и тут сказано было боярство двоим стольникам: родственнику царскому, князю Ивану Борисовичу Черкасскому, и вождю-освободителю, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому; у сказки последнему назначен был стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали.
Государь указал для своего царского венца во всяких чинах быть без мест и велел этот свой указ при всех боярах в разряд записать. Выступил дьяк Петр Третьяков и объявил, что боярин князь Мстиславский будет осыпать государя золотыми, боярин Иван Никитич Романов будет держать шапку Мономахову, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой — скипетр, новый боярин князь Пожарский — яблоко [державу], и опять послышалось обычное челобитье: Трубецкой бил челом на Романова, что ему меньше его быть невместно.
Государь сказал Трубецкому: «Известно твое отечество перед Иваном, можно ему быть тебя меньше, но теперь быть тебе меньше его потому, что мне Иван Никитич по родству дядя; быть вам без мест», — повествует С. М. Соловьёв.
Как видим, до венчания юный избранный царь не пользовался непререкаемым авторитетом в среде недавних кандидатов на престол. И это неудивительно. Сказывался возраст Михаила Фёдоровича и многолетняя привычка к самоуправству, укрепившаяся после смерти Бориса Годунова. И всё-таки спор завершило веское царское слово: бояре (в том числе и новоявленный боярин князь Пожарский) сыграли в церемонии именно те роли, которые им отвели Романовы…
Тут, конечно, важнейшую роль сыграла инокиня Марфа (в миру — Ксения) — мать государя. В те годы, в отсутствие главы семьи — Филарета, она полновластно управляла юным Михаилом.
Впервые Русь получила царя, у которого жив отец и столь энергична и политически активна мать. Итак, наиболее почётную роль в церемонии играл родовитый князь Мстиславский, фактический глава правительства в недавние годы и реальный кандидат в государи. Стоит отметить роль князя Пожарского — достаточно скромную, но всё-таки значительную.
Картина двойственная: прояви себя Пожарский жёстче после освобождения Москвы — он мог бы стать едва ли не диктатором. Но он уклонился от борьбы за власть, проявил смирение, не стал взрывать ситуацию. В такой ситуации его взлёт в узкий круг влиятельных бояр воспринимался как царская милость. При этом Романовы не могли не помнить, что ещё три месяца назад Пожарский не был сторонником Михаила Романова…
Венчание состоялось 11 июля — разумеется, по старому стилю, в канун именин Михаила Фёдоровича.
И вот мы в Успенском соборе летом 1613-го. Венчал Михаила на царство во главе Освященного Собора святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский, седьмой год пребывавший в этом высоком сане. Его избрали местоблюстителем патриаршего престола. Он первым из высших духовных лиц подписал грамоту об избрании Михаила Федоровича.
Имя святителя Ефрема не забыто, но и не столь известно, хотя он заслуживает благодарной памяти.
А современники знали, что владыка Ефрем спас Казань от бунта. «Митрополит оказался во всём северо-восточном крае России и единственною гражданскою властью, хотя и сильною только своею нравственною силою; тогда митрополит Ефрем управлял всею землёю Царства Казанского», — пишет историк. Это воспринималось как подвиг, что вполне резонно.
Особенно подчёркивается строгая оценка жителей Свияжска, присягнувших Лжедмитрию Второму (Тушинскому вору). Митрополит Ефрем за вероломство принудил свияжцев к покаянию. И никто в то беспутное время не сумел ему помешать… Неудивительно, что именно его считали наиболее последовательным соратником патриарха Гермогена.
В те дни в Москве не было более уважаемого человека. На митрополита Ефрема с почтением смотрели непримиримые недруги, политические конкуренты, испрашивая благословения. И вот — день венчания, коронация.
Это была сложнейшая церемония, полноценное венчание на царство, к которому даже недруги не сумели придраться. В этом событии можно прочитать не только клятву русского народа на верность государю, но и клятву государя, который выслушал поучения митрополита Ефрема — почитать чин духовный и любить народ. Беречь Церковь и Русь.
Всё свершилось по словам преподобного Феодора Студита: «Бог даровал христианам два высших дара — священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». Без впечатляющего указания на божественные корни власти не быть на Руси покою.
Молодой царь подарил митрополиту Ефрему, который помазал его на царство, напрестольное Евангелие. Недолго оставалось служить на земле славному пастырю: в декабре того же 1613-го он ушёл из жизни. Воистину тяжёлая утрата! Слово владыки Ефрема, его твёрдость и верность именно тогда были особенно необходимы. Ещё несколько лет набожный царь Михаил проживёт в разлуке с отцом и без патриарха. Впрочем, он успел выполнить главное: совершил помазание государя.
Нужно ли пояснять, что этот обряд был куда более важным событием, чем весеннее избрание царя? Избранного государя можно оттеснить, переизбрать, наконец, захватить в плен. Помазанник Божий — это уже не первый среди равных, не политик, а отец Руси православной. Михаил Фёдорович, вдохновлённый инокиней Марфой, внутренне чётко ощущал эту свою роль: быть символом возрождения Руси.
Страна обрела самодержца, отца. Отныне ему достаточно было представительствовать и молиться, чтобы политики его именем восстанавливали в стране покой и благоденствие. Это был путь, полный ошибок и отступлений — и всё-таки чудо свершилось, ослабленная Русь устояла и возродилась. Тогда-то и прошёл проверку принцип триединства: православие, самодержавие, народность.
Его запоздало провозгласит граф Уваров много лет спустя, в 1840-е годы. Провозгласит на закате самодержавия. А во времена первых Романовых этот принцип возвышал державу, зажатую между враждебными государствами, без выхода к морям, без золота, без многочисленной армии…
Как объяснить это чудо? Без триединства не получится. Церковное и государственное в царстве первого Романова переплеталось тесно и прочно, да ещё и почти бесконфликтно — и судьба патрираха Филарета тому самое убедительное подтверждение. Отныне в Москве воцарился государь, избранный «не человеческим хотением, а Божиим изволением», помазанный и венчанный Самим Господом на царство.
И потому именно рубеж венчания оказался самым широким шагом к восстановлению высшей законности. Православные после многих лет неурядиц и бунтарского хмеля получили законного царя. Не забудем этой исторической даты. Она заслуживает почтительной памяти и через четыреста лет.