Члены Ученого совета Филологического факультета МГУ выступили с резкой критикой государственной политики в области гуманитарного образования в стране. Во вторник 27 ноября они опубликовали заявление «О реформе образования, ее итогах и перспективах», подписанное видными учеными-филологами, сотрудниками факультета.
Доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Горбаневский комментирует этот документ.
Сейчас нельзя, невозможно и непростительно оставаться равнодушным к тому, что происходит в Отечестве. Наш нынешний строй наблюдательный российский публицист Виктор Лошак ещё в январе 2001 года (т.е. более десяти лет назад!) метко назвал «подмороженной демократией», подчеркнув, что мы имеем демократию с ленинским мавзолеем, сталинским гимном, с аморфной массой завхозов в парламенте и военными в гражданской администрации. База этой демократии — не малый бизнес и свободный предприниматель, но чиновник, столоначальник, очень часто ещё и в погонах, не регулирующий рыночные отношения, а участвующий в них!
Авторитарный, непрофессиональный и бездумный государственный патернализм, «заточенный», как мне представляется, в основном на благополучие высшего и среднего звена чиновников, а всё чаще – на элементарный «распил финансовых потоков», это – печальная особенность деятельности органов представительной власти и исполнительной власти в России последнего десятилетия. И система образования в этом, – увы, далеко не исключение…
Характерно, что особых «успехов» в фактическом развале нашего образования добились те кадры, которые в своё время успешно сформировались в советских исполкомах и капээсэсовских парткомах, райкомах и обкомах. Правда, теперь в своих кабинетах они сидят под другими портретами. Русский поэт Максимилиан Волошин поставил сей болезни точный диагноз в поэме «Россия» (1924 года), о которой школьникам на уроках словесности, разумеется, не рассказывают (впрочем, уверен, что её не читало и подавляющее большинство учителей):
Все имена сменились на Руси.
(Политика — расклейка этикеток,
Назначенных, чтоб утаить состав),
Но логика и выводы всё те же… .
Появление заявления Учёного совета филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова равносильно крику великого писателя: «Не могу молчать!». Коллеги абсолютно правы в том, что ситуация в гуманитарном секторе образования школ и вузов равнозначна национальной катастрофе, чревата сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции. Я полностью разделяю основные тезисы этого взвешенного и конструктивного документа, озабоченность и боль, которыми пронизаны его строки.
«Гласность в настоящее время составляет ту милую болячку сердца, о которой все говорят дрожащим от волнения голосом, но вместе с тем заметно перекосивши рыло в сторону…» Эти слова написаны не сегодня, и не вчера, они вышли из-под пера М.Е.Салтыкова-Щедрина. Именно сейчас, когда гласность в России ежедневно и ежечасно уменьшается как шагреневая кожа, проблеме российского образования, пронизанного как метастазами сталинско-брежневского наследия, так и злокачественными новыми опухолями «низкопоклонства перед глобализмом», сам президент страны (а не смешноватый премьер) должен, по моему мнению, наконец, услышать этот крик учёных-филологов и уделить системе образования действительно самое пристальное, ПЕРВОСТЕПЕННОЕ внимание. Почему? Еще и потому, что опасность реванша в России тёмных сил становится, как мне это видится, всё более и более реальной. И президент начал понимать, что выстроенная им вертикаль власти не просто не эффективна, но и во многом вредна и для Отечества, да и для него самого.
Мы недавно попрощались с талантливым русским писателем и провидцем Борисом Стругацким. Я настоятельно рекомендую Владимиру Владимировичу Путину перечитать роман братьев А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом». Ведь там есть и такие мудрые строки: «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные».
P.S. Понимаю, что у президента времени – маловато. И рекомендовать ему почитать еще Константина Паустовского было бы чрезмерной обузой для Гаранта Конституции. Поэтому в дополнение к сказанному просто напомню важную цитату.
Константин Паустовский, который был, как мы знаем, не только прекрасным русским писателем, но и энергичным защитником родной русской речи, написал в своей статье “Поэзия прозы” очень справедливые и честные строки: “По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа”.
По теме:
- Профессор Дмитрий Ивинский: У власти нет национальных приоритетов для развития системы образования
- Профессор Александр Волков: Лишение возможности обращаться к культуре — самая опасная форма вандализма
- Доцент Анна Архангельская: Средняя температура по вузу
- Ст. преп. Татьяна Краснова: О педагогах невысокого уровня
- Член-корр Российской академии образования Александр Абрамов: Школа стала институтом натаскивания на ЕГЭ
- Публицист Ирина Лукьянова: Школьное образование утратило связь с реальностью
- Филолог, переводчик Марина Журинская: Все модификации школьного образования направлены на оглупление народа