«Однажды в пятницу святому было возвещено, что на другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвечал святой: «конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет», и, пав на колени, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, когда все собрались на место, где обычно происходили состязания, и когда состязания начались, внезапно сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все от страха разбежались со зрелища.»

Святитель Димитрий Ростовский

Житие святого Иоанна постника, патриарха Константинопольского

Не играй с огнем!

В десятом веке в Византии Поместный Собор обсуждал, что можно считать христианским браком: к тому времени Церковная история накопила уже немало неоднозначных жизненных коллизий. В результате Собор безусловно благословил 1-й и 2-й (для вдовых) брак.

Четвертые бракосочетания были однозначно запрещены.

А вот в третий раз Собор создавать семью православным не посоветовал. Потому что надо думать о душе и не противиться воле Божией, проявившейся в ранней смерти двух жен. Но, снисходя к слабости человеческой, совсем третьи браки запрещать все-таки не стали.

Троебрачных решили допускать к причастию после епитимьи, причем в зависимости от возраста. К примеру, если бездетному человеку за 40 хочется жениться в третий раз, он должен 5 лет каяться, а остаток жизни причащаться только на Пасху.

К чему это я?

Есть такие явления в нашей жизни, которые Церковь не благословляет, но и не запрещает. Относится снисходительно.

Зажжение факела в Олимпии

Зажжение факела в Олимпии

К таким явлениям относится современный большой спорт. В древности-то ведь и вопроса не возникало! Собственно, античные Олимпиады и были запрещены святым императором Феодосием Великим в конце IV века, как нечестивые языческие игрища.

В наше время Основы социальной концепции Русской Православной Церкви признают пользу обычных спортивных занятий для здоровья людей. При этом отмечается граница допустимой снисходительности к азарту: «В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

Ogon_ne_igrushka_Пышный букет всего упомянутого мы наблюдаем в современных спортивных состязаниях мирового уровня. На завершившейся Олимпиаде в Ванкувере русскую лыжницу поймали на допинге, состоятельные болельщики требовали вернуть деньги за билеты на хоккейный финал, а многие люди почувствовали, что им наплевали в душу, только из-за того  что российский фигурист получил чуть меньшую оценку, чем иностранный.

Задумываясь о причинах поражения российской сборной, многие вспоминали молебен, прошедший в храме Христа Спасителя накануне отлета в Ванкувер. И сетовали: «Не помогли молитвы!» Конечно, если подходить к вопросу так, как глава Олимпийского комитета РФ Леонид Тягачев, заявивший в одном из интервью: «Должно сойтись все: и мастерство спортсмена, и подготовка лыж, и духовность», — молитвы не помогли. Если считать их невидимым патентованным компонентом лыжной мази…

Если же вдуматься в смысл того, о чем помолились бедные незадачливые участники нашей сборной перед отлетом, все становится на свои места.

Например, пропели они молитву Господню, «Отче наш». О чем же теперь сетовать? Ведь все попрошенное исполнилось!

«Да будет воля Твоя», попросили спортсмены. И Господь исполнил Свою волю, а не нашу.

«Хлеб наш насущный даждь», попросили спортсмены. И им было дано необходимое для жизни: все спокойно возвращаются домой.

«Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», попросили спортсмены. То есть поступи с нами, как мы поступаем с другими. Так оно и совершилось! Мы ведь не хотели уступать победу? Ну вот по этому прошению мы ее и лишились.

Г.Доре. Жертвоприношение Каина и Авеля

Г.Доре. Жертвоприношение Каина и Авеля

«Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», помолились спортсмены. И Господь избавил тех, кто принимал допинг, от участия в соревнованиях, а многих других — от искушения гордостью победы над соперником…

…В одном из апокрифических Евангелий есть фраза Христа, вошедшая в устное предание Церкви: « Кто близ Меня, тот близ огня». И очевидно, приближение к неземному Огню в молитве — это совсем не то же самое, что успешная игра около чаши с огнем, зажженным на древней земле языческой Олимпии.

И что же, спортсменам теперь Богу что ли не молиться? Да нет, конечно, молиться! Только не об играх, потому что христианская молитва, что стало особенно ясно по итогам Олимпиады, — это совсем не игра.


Читайте также:

В эфире передачи «Церковь и мир с митрополитом Иларионом» митрополит Иларион (Алфеев) и Иван Семенов обсуждают  прошедшую Олимпиаду в Ванкувере и проблемы профессионального спорта: «Человек должен понимать относительность всякого успеха и всякого поражения в спорте»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.