«Однажды в пятницу святому было возвещено, что на другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвечал святой: «конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет», и, пав на колени, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, когда все собрались на место, где обычно происходили состязания, и когда состязания начались, внезапно сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все от страха разбежались со зрелища.»
Святитель Димитрий Ростовский
Житие святого Иоанна постника, патриарха Константинопольского
Не играй с огнем!
В десятом веке в Византии Поместный Собор обсуждал, что можно считать христианским браком: к тому времени Церковная история накопила уже немало неоднозначных жизненных коллизий. В результате Собор безусловно благословил 1-й и 2-й (для вдовых) брак.
Четвертые бракосочетания были однозначно запрещены.
А вот в третий раз Собор создавать семью православным не посоветовал. Потому что надо думать о душе и не противиться воле Божией, проявившейся в ранней смерти двух жен. Но, снисходя к слабости человеческой, совсем третьи браки запрещать все-таки не стали.
Троебрачных решили допускать к причастию после епитимьи, причем в зависимости от возраста. К примеру, если бездетному человеку за 40 хочется жениться в третий раз, он должен 5 лет каяться, а остаток жизни причащаться только на Пасху.
К чему это я?
Есть такие явления в нашей жизни, которые Церковь не благословляет, но и не запрещает. Относится снисходительно.
К таким явлениям относится современный большой спорт. В древности-то ведь и вопроса не возникало! Собственно, античные Олимпиады и были запрещены святым императором Феодосием Великим в конце IV века, как нечестивые языческие игрища.
В наше время Основы социальной концепции Русской Православной Церкви признают пользу обычных спортивных занятий для здоровья людей. При этом отмечается граница допустимой снисходительности к азарту: «В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».
Пышный букет всего упомянутого мы наблюдаем в современных спортивных состязаниях мирового уровня. На завершившейся Олимпиаде в Ванкувере русскую лыжницу поймали на допинге, состоятельные болельщики требовали вернуть деньги за билеты на хоккейный финал, а многие люди почувствовали, что им наплевали в душу, только из-за того что российский фигурист получил чуть меньшую оценку, чем иностранный.
Задумываясь о причинах поражения российской сборной, многие вспоминали молебен, прошедший в храме Христа Спасителя накануне отлета в Ванкувер. И сетовали: «Не помогли молитвы!» Конечно, если подходить к вопросу так, как глава Олимпийского комитета РФ Леонид Тягачев, заявивший в одном из интервью: «Должно сойтись все: и мастерство спортсмена, и подготовка лыж, и духовность», — молитвы не помогли. Если считать их невидимым патентованным компонентом лыжной мази…
Если же вдуматься в смысл того, о чем помолились бедные незадачливые участники нашей сборной перед отлетом, все становится на свои места.
Например, пропели они молитву Господню, «Отче наш». О чем же теперь сетовать? Ведь все попрошенное исполнилось!
«Да будет воля Твоя», попросили спортсмены. И Господь исполнил Свою волю, а не нашу.
«Хлеб наш насущный даждь», попросили спортсмены. И им было дано необходимое для жизни: все спокойно возвращаются домой.
«Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», попросили спортсмены. То есть поступи с нами, как мы поступаем с другими. Так оно и совершилось! Мы ведь не хотели уступать победу? Ну вот по этому прошению мы ее и лишились.
«Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», помолились спортсмены. И Господь избавил тех, кто принимал допинг, от участия в соревнованиях, а многих других — от искушения гордостью победы над соперником…
…В одном из апокрифических Евангелий есть фраза Христа, вошедшая в устное предание Церкви: « Кто близ Меня, тот близ огня». И очевидно, приближение к неземному Огню в молитве — это совсем не то же самое, что успешная игра около чаши с огнем, зажженным на древней земле языческой Олимпии.
И что же, спортсменам теперь Богу что ли не молиться? Да нет, конечно, молиться! Только не об играх, потому что христианская молитва, что стало особенно ясно по итогам Олимпиады, — это совсем не игра.
Читайте также:
В эфире передачи «Церковь и мир с митрополитом Иларионом» митрополит Иларион (Алфеев) и Иван Семенов обсуждают прошедшую Олимпиаду в Ванкувере и проблемы профессионального спорта: «Человек должен понимать относительность всякого успеха и всякого поражения в спорте»