Мнения священнослужителей: Сделаешь ли из скинхеда дружинника?
По последним официальным данным, в России около 10 млн человек нелегальных мигрантов. Только в Москве их около 2 млн, что официально признал мэр столицы Сергей Собянин. Получается, что согласно данным Федеральной службы миграции, почти все мигранты в России нелегальны. Так, в Москве трудовые контракты заключили 231 000 мигрантов. В свете представленных Собяниным цифр ясно, что право находиться в России имеют только 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.
В свою очередь статистика, опубликованная на днях ГУВД Москвы, свидетельствует, что в 2011 году доля преступлений нелегалов в общей массе составила 48%.
Очевидно, что подобная ситуация самым негативным образом сказывается на отношении коренного населения к приезжим. Причем основной вклад в дестабилизацию межнациональных и межконфессиональных отношений вносит не столько наличие нелегалов, сколько неспособность властей урегулировать данную проблему.
Оригинальное решение на днях предложил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Выступая на совещании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, он, в частности, предложил в качестве «стратегической профилактики конфликтов в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий» дать молодым людям «настоящее дело, в том числе связанное с противостоянием тем порокам и преступлениям, которые оскверняют жизнь нашего общества».
«Дать нелегальным мигрантам легальную работу и возможность приобщиться к российской культуре — значит, решить проблему с одной стороны. Дать скинхедам возможность легально противостоять преступности и безнравственности — значит, вывести этих молодых людей из поля деятельности экстремистских организаций, дать им настоящую путевку в жизнь и решить проблему с другой стороны», — заявил отец Всеволод.
«Как вы расцениваете это предложение? Можно ли направить энергию молодежных группировок в конструктивное русло? Как это могло бы выглядеть?» — с такими вопросами корреспондент REGIONS.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов не уверен в осуществимости предложенного о. Всеволодом.
«Это было бы, конечно, прекрасно, но с практической точки зрения, боюсь, неосуществимо. Власти на это никогда не пойдут. Молодежь наша реально брошена на произвол судьбы», — сказал он.
«Молодежь не любит, когда ею управляют «по разнарядке» сверху. А к чему приводит ее самоорганизация мы прекрасно видим: готы всякие, скинхеды, футбольные и попсовые фанаты — все делается по западным клише, своего ничего нет. А воспитанию на традиционных ценностях министерство образования чинит всяческие препятствия. Но именно это и нужно делать в школе. И чем раньше, тем лучше, потому что скинхедов уже не переделаешь», — считает отец Димитрий.
«О. Всеволод, конечно, прав: молодежь надо выводить из-под влияния экстремизма. Но для этого нужен определенный алгоритм, определенный механизм, чего, к сожалению, у нас нет», — заключил протоиерей.
Согласен с ним и протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине.
«Идея, конечно, замечательная. Но как ее осуществить? Боюсь, она так и останется невостребованной, как, впрочем, и множество других замечательных идей», — сказал он.
«Привлекать скинхедов к охране общественного порядка все-таки довольно рискованно. Вот если бы удалось привлечь патриотически настроенную молодежь к решению, скажем, экологических задач: к расчистке рек и озер, уборке мусора в лесах и парках… Здесь можно было бы помочь и транспортом, и техникой, и определенное вознаграждение назначить. И молодые люди имели бы возможность продемонстрировать и свою любовь к Родине, и заботу о нашей прекрасной природе. Потребуются, конечно, какие-то затраты, надо будет продумать организацию, но это вопросы решаемые», — размышляет о. Александр.
«А вот борьба с преступностью должна все-таки быть делом профессионалов», — заключил он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, согласился, что энергию молодежи нужно направлять в положительное русло.
«Идея интересная, но как она будет осуществлена в реальности? Без конкретных механизмов воплощения она превратится в очередную утопию», — сказал он.
«Если привлекать скинхедов к борьбе с преступностью, то им, видимо, должны быть предоставлены какие-то специальные права и полномочия. И как они будут восстанавливать справедливость — теми же кулаками?» — задал вопрос отец Александр.
«Кроме того, скинхеды сами себя считают не только борцами за справедливость, но и носителями определенной идеологии. Захотят ли они от нее оторваться?» — добавил он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, также не понимает, как можно было бы осуществить предложения прот. Всеволода Чаплина.
«Как именно скинхеды могут «легально противостоять преступности и безнравственности», мне не вполне понятно. О. Всеволоду следовало бы пояснить свою мысль», — сказал он.
«Среди скинхедов много людей, фанатично преданных различным экстремистским идеям. Этот фанатизм часто доходит до патологии. Наделять таких людей какими-то легальными, властными полномочиями? — я этого представить не могу. В этом случае, по-моему, случаи злоупотребления властью могут многократно участиться», — опасается священник.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, уверен, что культурное сотрудничество всегда приносит добрые плоды, тем более, если это связано с молодежными организациями.
«Молодежь всегда ищет свой путь выхода энергии, и этот путь может оказаться любым. Как показывает жизнь, чувство любви к нации, Родине трактуется по-разному. Человеческие страсти искажают истинные чувства. А если мы предложим молодежи реальную альтернативу, шансы направить негативную энергию в доброе русло очень велики», — считает отец Димитрий.
«Мы видим, что любовь к Родине может вырасти в нацизм и отрицание чужой культуры. Поэтому важно понять ближнего, почувствовать, что твоя культура – это часть мирового наследия. Но при этом надо уметь отделять зерна от плевел: если другие народы находятся в русском культурном пространстве, то они должны соотносить свои интересы с русскими. Равно, как русские люди, находясь в другой стране, должны уважать местные законы и традиции», — подытожил священник.
Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, считает, что перевоспитание молодых людей с радикальными взглядами вполне возможно. Примером тому он называет главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
«Кто бы мог подумать раньше, что Кадыров станет таким талантливым руководителем очень сложного региона? — Возможно, и среди скинхедов найдутся такие таланты. К тому же не стоит забывать, что есть разные типы и группировки среди радикальной молодежи», — напомнил Силантьев.
«Нынешняя ситуация в стране свидетельствует, что именно сотрудничество с молодежью является выходом из сложившейся ситуации в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Только путем сотрудничества и переговоров можно достичь настоящего результата. В истории предостаточно случаев, когда враги становятся союзниками или же вообще меняют свои взгляды на жизнь. Главное – активно работать над решением поставленных проблем», — заключил он.
Читайте также:
В Церкви готовы участвовать в предотвращении социальных конфликтов
В Церкви призывают не допустить усиления позиций националистов