Ни одного репетитора
— В твоей школе всегда высокие результаты ЕГЭ, она считается одной из самых сильных в Москве. Как и когда ты сюда попала?
— Меня отправили родители после 4-го класса. Здесь училась моя мама, учились все тети. Я просто сдала экзамены, не особо понимая, куда меня ведут (в московскую школу № 67. — Прим. ред.). А до этого была школа около дома, с английским уклоном. Родители хотели, чтобы я знала английский. Его я не знаю до сих пор, но попытка засчитана (смех).
После 7-го класса нас распределили на профили, я пошла в физический класс. Примерно через год влюбилась в Физтех, начала писать его олимпиады, в 10-м стала призером. Но это все на любительском уровне, без подготовки. Мне казалось, что на олимпиадах большую роль играет везение, особенно когда сократили количество дипломов.
Школа дала мне хорошую базу. Когда я пришла в 11-й, пробник по математике написала на 80 баллов, по русскому — на 93, оставалось нагнать всего ничего. А вот по информатике получила 34, это моя гордость (смеется). Но информатики у нас и было два урока в неделю. Наш класс абсолютно не на программирование нацелен.
— У тебя был какой-то план, что с этим делать?
— Не особо. До 11-го класса я не воспринимала ЕГЭ как что-то близкое и вообще им не занималась. Хотя все лето папа повторял: «Начинай готовиться, Алена».
— А папа кто?
— Физик, в МИФИ преподает. Я ему говорила, что у меня последнее спокойное лето и надо отдыхать.
Активно взялась за ЕГЭ только в начале 11-го класса, для меня это был квест.
Репетитора решила не брать, потому что слабо представляю себе общение наедине. Мне нужен не индивидуальный подход, а просто структурированные знания. Репетитор не всегда работает системно, как мне кажется, да и найти хорошего репетитора не так просто.
— То есть ты с репетиторами не занималась в принципе.
— Никогда, ни с одним. Возможно, если бы на примете кто-то был, я бы попробовала. А так сначала собралась вообще готовиться сама, но потом все-таки записалась в онлайн-школу. Просто забила в интернете «онлайн-школы для подготовки к ЕГЭ по информатике» и открыла первую ссылку.
В октябре до кучи взяла еще курсы по физике и математике. Это был не самый удачный выбор, потому что в какой-то момент мне уже не хватало информации, я добывала ее извне, искала дополнительные курсы.
«Многие учителя во мне разочаровались»
— Зачем тебе физика, если ты собиралась на программиста?
— Не знаю. Везде, куда я хотела поступить, была нужна информатика. Но я отдавала дань тому, что училась в физическом классе, мне нравилось решать задачи, да и ЕГЭ по физике казался не таким уж сложным. В итоге по нему меньше всего баллов.
— Да, 95, ужас-ужас.
— Я не могла угнаться за всем подряд. Сначала надо сходить в школу (иногда я пропускала ее, конечно). Возвращалась домой часа в 4. Обедала. Иногда днем спала, но редко. Потом сразу садилась за курсы — и уже до ночи.
В течение этого года я занималась ЕГЭ абсолютно каждый день, кроме дней, когда болела.
К весне просело здоровье, более-менее я восстановилась только сейчас.
Подготовка не то что была для меня большой нагрузкой — сложно совмещать ее со школой. У нас очень сильные учителя, не всегда они были готовы понять, почему ты пропускаешь очередной день. Их возмущение справедливо. Но и я не просто прогуливала, чтобы валяться на диване, я готовилась к ЕГЭ. В какой-то момент уже была на грани срыва.
— Как это выглядело?
— На свое здоровье я не жаловалась никогда, но в этом году начала очень часто болеть. Нервы, слезы — я не выдерживала психологической нагрузки. И я благодарна тем учителям, которые понимали, что их предмет для меня не профильный.
На уроках все равно что-то делала к ЕГЭ… На химии, например. Учительница во мне разочаровалась. Вообще многие учителя во мне разочаровались (смех). И это грустно, потому что все три года я вкладывала душу в каждый предмет и правда много занималась, получая удовольствие.
Просто в 11-м классе пришлось расставить приоритеты.
Я думала, что буду работать на репутацию, а потом репутация будет работать на меня, но нет.
По химии, по истории разочаровались во мне. Короче, по всем предметам, даже по физике.
Но в школе устраивали то песенный фестиваль, то театральную неделю, то последний звонок — все это требовало репетиций, и они меня разгружали. Я рада, что не перешла на домашнее обучение, иначе потеряла бы коллектив.
Горящие глаза и кол по физике
— Что у тебя в аттестате?
— В сильной школе ты либо идешь на красный аттестат, либо занимаешься ЕГЭ. На красный я так и не вышла, у меня четверка по физике. Вернее, две четверки: за практикум и за саму физику. По ней у меня не было ни одной тройки в четвертях, и ни одной пятерки тоже не было. Всегда четыре. Но есть оправдание: наш преподаватель очень строгий.
У него своя, особая система, он и кол может поставить, то есть две двойки. Истории с физиком заслуживают какой-то отдельной главы. Например, в 9-м классе, когда мы перешли на дистанционку, надо было расписывать задания и отправлять ему на почту. Как-то письмо попало в спам, и он поставил мне кол. Я пишу: «Так и так, письмо в спаме, вы можете это проверить». — «Да, я ценю, что ты отвоевываешь свою честь, но кол останется».
Один раз в этом году я плакала в школе — тоже из-за него. Но зато у меня правда отличная база по физике. К экзамену я готовилась за три дня. В общем, если учишься у него на четыре — это, считай, пять. Но у нас есть люди, которые вытащили на пять.
— Они, наверное, жили физикой.
— Преподаватель должен был видеть, что глаза горят. Эти люди брали какие-то сумасшедшие проекты, например, по квантовой физике, ночами сидели и разбирались, не спали. Потом рассказывали всему классу, класс ничего не понимал. Преподаватель не специалист в квантовой физике и сам это говорил, но такое старание его восхищало.
А у меня мало того что глаза не горели, так я еще и не очень активно выступала на уроках, а потом и совсем отказалась от проектной работы. У нас в физическом классе есть правило: во втором полугодии надо сделать большой проект по физике, провести какое-то исследование.
Но во втором полугодии я с головой ушла в ЕГЭ. Сделала половину проекта, потом не выдержала и решилась на крайнюю меру: отказалась от работы, перешла на базовый уровень (у нас там свое деление), получила прозвище «базовик» — и расслабилась.
— Насколько для тебя были важны оценки? Не хотелось, чтобы и по физике стояла пять?
— Очень долго я была перфекционистом, но 11-й класс — время перелома.
Мне стало проще жить, когда я поняла, что оценки не особо важны.
До конца первого полугодия у меня еще был шанс получить по физике пять. Но когда все-таки получила четыре, отпустила эту историю. Во втором полугодии почти ничего не делала из домашки, только ходила в школу.
Кстати, в аттестате у меня стоит еще одна четверка за дополнительные главы математического анализа. Предмет был только в 10-м классе, я этого не знала — поэтому здесь мне обидно. А так по математике в этом году у меня даже промежуточной четверки нет.
— Как физик относился к тому, что ты идешь сдавать ЕГЭ?
— Мне кажется, он должен был радоваться. Последний пробник, который он сам создавал, написали на 99 баллов я и еще одна девочка, у остальных с нами большой разрыв. Но никаких открытых признаний не было (улыбается).
А перед экзаменом я отравилась. Чтобы отравление прошло, надо было ничего не есть и пить кучу таблеток. За день до физики мое питание состояло из таблеток, и я пришла на экзамен немного голодная. В какой-то момент у меня остро заболел живот, я думала, что ничего не напишу. Но потом все прошло, и я сосредоточилась на задачах.
Задача длинная, как сказка
— Как ты с 34 баллов по информатике к концу года поднялась до 100?
— Я даже эти 34 балла наскребла на логике. Немного знала программирование, но на ЕГЭ оно специфическое, отчасти даже олимпиадное — особенно две последние задачи. И там нельзя, как в математике, что-то не решить и получить 100.
Первые полгода мне было очень сложно из-за большого объема информации по каждому заданию. По физике я, например, решаю задачу интуитивно и не задумываюсь, какой нужен алгоритм. А в информатике сидишь и соображаешь: «Вот для этой задачи какой алгоритм подойдет?»
Благодаря информатике у меня очень хорошо стало с внимательностью.
Свою работу ты никак не проверишь. На этом ЕГЭ вообще нет развернутых ответов, там везде надо их просто вбить — поэтому даже апелляцию не подашь. Желательно знать несколько способов решения, чтобы помочь себе хоть как-то.
Но я видела свой прогресс: в середине осени уже писала пробник примерно на 60 баллов, к Новому году — уже на 80… В онлайн-школе был еще один минус: в какой-то момент ты уже выучил всю базу. Много вариантов я решала на 100 баллов, но этим 100 не доверяла.
— Почему?
— Фишка последних двух заданий в том, что их нет ни в какой базе, они создаются специально для этого года. Ты знаешь, скажем, что одно задание будет на сортировку. Это максимум. Условно, тебе дадут в файле какой-то массив данных, и задача может быть закрученной, как сказка: ты читаешь — и уже теряешься. На досрочном ЕГЭ сделали сложной предпоследнюю задачу, все стали готовиться к такому типу, но в итоге на ЕГЭ дали другой.
Я искала курсы по отдельным задачам, но там уже больше нужна была самоорганизация: решаешь задачу, смотришь разбор. Потом вышла на других преподавателей, брала интенсив перед ЕГЭ на две недели. У них есть сайт-симулятор для ЕГЭ и открытый, бесплатный курс по всему экзамену. Но интенсив я брала платный, мне надо было все повторить.
«Составитель ЕГЭ решил всех завалить»
— Многие жаловались, что ЕГЭ по математике в этом году был жестким.
— Дали интересную экономическую задачу, и почему-то многим она не понравилась. Они считают, что составитель вариантов вот так решил всех завалить. Но если ты не зазубрил алгоритм и понимаешь, как это работает, решить ее довольно просто.
— Про что задача?
— Про дифференцированный платеж. До половины была одна выплата, а потом — вторая, и ни то ни другое не известно. Такие задачи обычно решаются через арифметическую прогрессию: ты просто складываешь все выплаты и составляешь уравнение. А тут пришлось сделать две прогрессии. Кому-то показалось, что слишком много неизвестных.
В Москве еще сделали интересной 14-ю задачу, на неравенство. Это одна из задач джентльменского набора — те, кто учится в физмате, умеют решать его к началу 11-го класса. И этот джентльменский набор максимально усложнили, чтобы не было высокобалльников, которые просто заучили решение.
— И каково тебе было, когда ты открыла вариант?
— На нервах я очень быстро прорешала всю первую часть, минут за 10. Быстро решила 12-ю. Потом перехожу к 14-й, смотрю на нее и понимаю, что никогда такого не видела. В итоге очень криво, но сделала.
А в самой последней задаче я решила только два пункта из трех. Взялась за нее с ходу, минут за пять до конца: «Ладно, что-нибудь сейчас придумаю».
Там есть элемент везения: поймаешь ты мысль или нет. Мозг настроился на режим «сейчас или никогда».
Смотреть в бланк боюсь до сих пор, потому что места оставалось мало, я дописывала уже просто столбиками и закончила на словах «положили ручки» — если будешь писать после того, как это сказали, экзамен могут аннулировать.
Литература и сочинение на шесть часов
— Русский у тебя вела Екатерина Львовна Демиденко, эксперт ЕГЭ.
— Да, с 8-го класса. Я много читала, у меня была хорошая база, и Екатерина Львовна эту грамотность поддерживала. Но я делала много речевых ошибок. Потом поняла, что на ЕГЭ писать надо простым языком, как в 5-м классе, без длинных оборотов. По сути, задания по русскому похожи на математические задачи, в сочинении творческого тоже немного.
Честно сказать, я не верила, что по русскому получу 100. Я технарь все-таки, да и усиленно готовиться начала только в феврале — взяла полугодовой курс в онлайн-школе. На пробнике в начале года писала сочинение не по шаблону, а так, как чувствовала, и его оценили высоко.
В исполнении Екатерины Львовны я больше любила литературу. Вот это о-очень интересно! Мы постоянно писали творческие работы. Они не были нацелены на то, что ты грамматически или по структуре все правильно сделаешь. Эти работы — твои мысли. У меня была красивая тетрадка с 8-го по 11-й класс, я там писала, рисовала, это произведение искусства.
— Расскажи про какую-нибудь работу.
— Например, один раз надо было выбрать из списка задание по «Мцыри». Я смотрела балет по этой поэме и анализировала, что означают те или иные элементы, потому что балет достаточно абстрактный. И я такие работы писала не на отвали, а прямо ждала озарения. С «Мцыри» озарение пришло в 4 утра, и я такая: «Да!»
В конце 10-го класса у нас в школе проводили шестичасовое сочинение, его организовывала тоже Екатерина Львовна. Разрешали пользоваться книгами, которые лежали в кабинете, искать цитаты, что-то отмечать, анализировать.
Я сравнивала жизненный путь Болконского и Печорина. Так увлеклась, что в какой-то момент даже начала рисовать схемы этого пути, как я его представляю.
Мы очень медленно проходили произведения. «Войну и мир» и все прочее я читала по два раза: летом и потом к урокам. Во второй раз клеила миллион стикеров, что-то отмечала. В общем, литературу я обожала, но в 11-м классе у меня не хватало времени на мою любовь. Ходила в зал тренажерный и в наушниках слушала аудиокниги, но для меня это совсем не то, что читать глазами.
Педагогическая несовместимость с родителями
— Как с этим годом справились твои родители?
— Весной мама увезла меня к морю, чтобы я просто развеялась. Некоторые родители, знаю, заставляют ходить в школу в 11-м классе, но мои относились с пониманием. Они знали, что я не лежу бревном в комнате и что с нервами у меня немножко напряг.
— Папа физик, а мама?
— Мама творческая. Окончила филфак, работала в РБК журналистом, была переводчицей, ездила в Китай — она знает китайский и еще много языков. Потом работала как репетитор по английскому, а сейчас ушла в танцы: танцует и работает в клубе танго. Папа как в МИФИ отучился, так там и работает, читает лекции, но основная занятость у него в научном центре.
— Он тебя подтягивал?
— Старшая сестра, помню, занималась с папой. Я иногда отдельно приходила спрашивать задачи до 11-го класса, но папа очень быстро раздражался. Я понимала, что у нас педагогическая несовместимость. И мама могла бы, наверное, меня по английскому подтянуть. Но я решила, что безопаснее для всех, если я буду сама (смех).
— Почему ты идешь в программирование?
— Даже когда мечтала о Физтехе, я не знала, что туда берут на программирование. Что делать дальше с физикой по жизни, тоже не представляла. Ну получу физическое образование. Кем я стану потом? Ученым? Мне не очень интересно. Преподавателем? Ни в коем случае. Приду куда-то в лабораторию? Но это тоже наука.
А когда в 10-м классе на весенних каникулах сидела и делала программу, которую задали в школе, мне так понравилось! Вставала, каждый день садилась за компьютер — с каникул даже отдохнувшей вышла. Подумала, что, возможно, это мое.
Я не люблю программировать сторонние вещи — плату, например. Мне нравится, когда вижу результат на экране.
Но физику все равно не зря сдавала. ЕГЭ подтверждало мою олимпиаду от Физтеха. В начале года я даже не знала, что эта олимпиада где-то сыграет, а она, оказывается, дает право поступать без вступительных в МИФИ, «Бауманку», Политех Петра Великого в Питере и даже в ИТМО — на физику, правда.
Адский конкурс ради учебы 24 часа в сутки
— Как у вас в Физтехе с поступлением?
— Конкурс адский. На гуманитарные специальности сложно попасть, потому что много желающих. В медицине много целевиков. А вот в программировании очень много олимпиадников, которые занимают почти все места. Но даже в ИТМО я прошла, у меня 303 балла (золотой значок ГТО и один балл за итоговое сочинение).
В «Вышку» я тоже поступила, хотя там обычно олимпиадники занимают все места, а иногда их больше, чем мест. «Вышка» делает «зеленую волну» за свой счет, и я в эту волну попала, но выбрала Физтех. Там надо было проходить сначала собеседование с приемной комиссией, а потом с дирекцией.
— Получается, что ЕГЭ мало? Или как?
— В Физтехе борются за хороших людей, которые к чему-то стремятся. На грант могут взять человека, у которого далеко не проходной балл, но много проектов и классных идей. Так что общаются со всеми, пытаясь из моря выловить жемчужины. Но в Физтех сложно попасть даже на платное, проходной бывает и под 285.
Студенты на меня посмотрели и, кажется, подумали, что я какая-то странная девочка. Там в основном олимпиадники с бешеными глазами (я их видела, этот блеск узнается сразу!)…
— Ты тоже пришла к ним вся в зеленом?
— Нет, я пыталась максимально слиться с их кругом, но не получилось. Сделала яркий макияж и выглядела там не слишком органично (смех). На собеседовании дали решать задачи, и, пока я с ними возилась, один студент время от времени спрашивал: «А ты вот прям сама эти 300 баллов, да? Без округления олимпиадами? А сколько ты готовилась?»
— Ты сама-то поверила в свои баллы?
— Я долго принимала этот факт.
Весь период экзаменов мне снилось, как присылают результаты. Причем с каждым сном они уменьшались.
Организм готовил меня к худшему, а потом подкидывал сны, как я все сдаю заново. Но теперь уже кошмары про вуз снятся. Боюсь, что в Физтехе меня отправят в группу со всероссниками.
— Чем закончились собеседования?
— После собеседования с приемкой ты проходишь собеседование с дирекцией. Я была на двух — от разных физтеховских школ. Одна из них новая, там сразу сказали: «Да-да, приходи к нам». В другой начали забрасывать вопросами. «А вот кем ты хочешь стать? Кем ты себя видишь?»
А я как бы и не знаю. «Ну программист…» — «Нет, ну конкретнее?» — «Ну разработчик…» Я очень плавала в этой теме. Сейчас, конечно, что-то посмотрела, почитала, вникла. Весь год у меня просто не было времени подумать на эту тему. И вот они спрашивают: «Ты не определилась, да? А ты вообще любишь учиться?»
— Странный вопрос к человеку, у которого 395 баллов.
— Это спрашивал директор, он не знал про мои баллы. А рядом сидел студент, который меня собеседовал до этого: «У нее 300 баллов». — «А-а-а, ладно». Они сделали вывод, что мне надо к ним. И в итоге я выбрала вторую школу. Посчитала, что там более фундаментальное образование, больше математики.
В мире программирования все быстро меняется. Первая школа тоже хороша, направление создается вместе с «Яндексом», студенты раз в неделю туда выезжают работать с какими-то проектами. Но я подумала, что с хорошим математическим аппаратом у меня не будет потолка в развитии. И даже если что-то изменится, я адаптируюсь. Хотя нагрузка тут будет очень большая.
— Какие планы на остаток лета?
— Активно учу C++, это программирование на первом курсе. Мне намекнули, что хорошо бы уже что-то знать. А я знаю только Python.
В остальном сейчас детокс. Планирую отдохнуть в Дубне, мы там каждый год снимаем квартиру, приятный город. Потом заселение в общежитие, тесты, по которым нас будут распределять на группы.
Физтех — московский вуз, но с сюрпризом, потому что он находится в Долгопрудном. Когда я спросила, дадут ли мне общагу, дирекция ответила: «Да-да, мы всем даем. Чтобы вы ботали 24 на 7».
Фото: Жанна Фашаян