Судя по анализу запросов поисковой системы Google, тема эсхатологии крайне привлекательна для современного человека. Словосочетание «конец света» — 1 730 000 запросов, «когда будет конец света» — 1 миллион.
С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших современников? С обыкновенной модой? С любопытством? С реальными духовными трудностями?
Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и врача-психиатра В. Г. Каледу.
Протодиакон Андрей Кураев:
— Вряд ли за этим стоит серьезное отношение к христианской вере.
Скорее, за этим стоит несерьезное отношение к религии. Это просто жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу щекотания. Ну как посещение корриды или фильма ужасов. Дополнительный топинг к этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала а) «я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи» и затем б) «я-то знаю, что это чушь, но есть же лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой как бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.
В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ:
Проблема «ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться при поверхностном рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто возможность «пощекотать нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на вопрос, ответ на который и так очевиден. Но столь высокая привлекательность этой темы свидетельствует, что есть и другие, более фундаментальные причины обращения к данной проблеме и желание найти ответ на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.
За этим стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного ощущения реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное событие (атаки террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, летняя жара, запуск адронного коллайдера) нередко приобретает апокалиптический характер.
По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году среди инвалидизирующих заболеваний 2-е место после ишемической болезни займет депрессия. Главная причина нарастания частоты встречаемости депрессивных состояний, по мнению экспертов ВОЗ, — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Для депрессивных состояний характерно появление пассивных суицидальных мыслей: «вот бы заснуть и не проснуться». При таком фоне настроения и возникает интерес к вопросу: «А когда, вообще-то, конец Света?»
Как правило, эсхатологические ожидания актуализируются при смене исторических эпох. Так, наши предки ждали конца света в 7000 году от Сотворения мира, т. е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году многие отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод. Подобные ожидания возникали и в начале ХХ века, и совсем недавно, в начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты и в отдельных кругах эти проблемы актуализировались в связи с возможностью попадания Земли в хвост кометы или падения на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой ожидают 2012 год, когда будет конец света согласно календарю майя и будет наблюдаться парад планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и таянием ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы предсказал конец света в 2020 году.
Сейчас есть немаленькая категория лиц, поглощенных проблемой глобальной катастрофы, и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как выжить после неё отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не случайно в Америке сейчас стала популярной покупка специального семейного бункера за 10 млн долларов, в котором на длительное время можно укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.
В психиатрии выделяют такое достаточно сложное понятие, как сверхценные идеи, когда человеком овладевает какая-то идея, которая эмоционально окрашена, занимает в сознание индивида неподобающее ей место, он становится как бы «заряженным» этой идеей и мало способен выслушивать какие-либо контраргументы и воспринимать явления в целом. Нередко и эсхатологические идеи, идеи о конце света, о глобальной мировой катастрофе в сознании некоторых людей приобретают характер сверхценных. Они, как правило, возникают у лиц с некоторыми патохарактерологическими особенностями.
Необходимо отметить, что есть и немало душевнобольных с эндогенным психическим заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о конце света. Недавно у меня был больной — православный юноша, который в остром психотическом состоянии заявлял, что через год будет конец света, и его миссия — готовить к этому всё человечество. По мере его выхода из психоза, срок конца света отодвигался на 5–10–15 лет, и затем он заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен в первую очередь думать о своем личном спасении.
Недавно, около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали за событиями, связанными с пензенскими затворниками во главе с Петром Кузнецовым, у которого диагностировалось выраженное психическое расстройство и которого окружили личности с отчетливыми патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной жизни.
Таким образом, на наш взгляд, повышенный интерес общества к этой проблеме свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной и душевной сферах современного человека.
Читайте также:
Судя по анализу запросов поисковой системы Google, тема эсхатологии крайне привлекательна для современного человека. Словосочетание «конец света» — 1 730 000 запросов, «когда будет конец света» — 1 млн.
С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших современников? С обыкновенной модой? С любопытством? С реальными духовными трудностями?
Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и врача-психиатра В. Г. Каледу.
Протодиакон Андрей Кураев:
— Вряд ли за этим стоит серьезное отношение к христианской вере.
Скорее за этим стоит несерьезное отношение к религии. Это просто жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу щекотания. Ну как посещение корриды или
фильма ужасов. Дополнительный топинг к этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала, а) «я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи», и затем б) «я то знаю, что это чушь, но есть же лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой
как бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.
В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ
Проблема «ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться при поверхностном рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто возможность «пощекотать нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на вопрос, ответ на который и так очевиден. Но столь высокая привлекательность этой темы свидетельствует, что есть и другие, более фундаментальные причины обращения к данной проблеме и желание найти ответ на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.
За этим стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного ощущения реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное событие (атаки террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, летняя жара, запуск адронного коллайдера) нередко приобретает апокалиптический характер.
По данным Всемирной организации здравоохранения к 2020 году среди инвалидизирующих заболеваний 2 место после ишемической болезни займет депрессия. Главная причина нарастания частоты встречаемости депрессивных состояний по мнению экспертов ВОЗ — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Для депрессивных состояний характерно появление пассивных суицидальных мыслей: «вот бы заснуть и не проснуться». При таком фоне настроения и возникает интерес к вопросу: «А когда, вообще то, конец Света?»
Как правило, эсхатологические ожидания актуализировались при смене исторических эпох. Так, наши предки ждали конец света в 7000 году от Сотворения мира, т. е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году многие отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод. Подобные ожидания возникали и в начале ХХ века и совсем недавно, в начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты и в отдельных кругах эти проблемы актуализировались в связи с возможностью попадания Земли в хвост кометы или падением на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой ожидают 2012 год, когда будет конец света согласно календарю майя и будет наблюдаться парад планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и таянием ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы предсказал конец света в 2020 году.
Сейчас есть немаленькая категория лиц, которые поглощены проблемой глобальной катастрофы, и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как выжить после неё отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не случайно, в Америке сейчас стала популярной покупка специального семейного бункера за 10 млн. долларов в котором на длительное время можно укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.
В психиатрии выделяют такое достаточно сложное понятие как сверхценные идеи, когда человеком овладевает какая-то идея, которая эмоционально окрашена, занимает в сознание индивида неподобающее ей место, он становится как бы заряженным этой идеей и мало способен выслушивать какие-либо контраргументы и воспринять явления в целом. Нередко и эсхатологические идеи, идеи о конце света, о глобальной мировой катастрофе, в сознание некоторых людей приобретают характер сверхценных, которые как правило возникают у лиц с некоторыми патохарактерологическими особенностями.
Необходимо отметить, что есть и немало душевно больных с эндогенным психическим заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о конце света. Недавно у меня был больной православный юноша, который в остром психотическом состоянии заявлял, что через год будет конец света и его миссия готовить к этому всё человечество. По мере его выхода из психоза срок конца света отодвигался на 5 — 10 -15 лет, и затем он заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен в первую очередь думать о своем личном спасении.
Недавно, около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали за событиями связанными с пензенскими затворниками во главе с Петром Кузнецовым, у которого диагностировалось выраженное психическое расстройство, и которого окружили личности с отчетливыми патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной жизни.
Таким образом, на наш взгляд, повышенный интерес общества к этой проблеме свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной и душевной сферах современного человека.
Читайте также:
Конец света сегодня?
Апокалипсис и новолетие
Судя по анализу запросов поисковой системы Google, тема эсхатологии крайне привлекательна для современного человека. Словосочетание «конец света» — 1 730 000 запросов, «когда будет конец света» — 1 млн.
С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших современников? С обыкновенной модой? С любопытством? С реальными духовными трудностями?
Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и врача-психиатра В. Г. Каледу.
Протодиакон Андрей Кураев:
— Вряд ли за этим стоит серьезное отношение к христианской вере.
Скорее за этим стоит несерьезное отношение к религии. Это просто жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу щекотания. Ну как посещение корриды или
фильма ужасов. Дополнительный топинг к этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала, а) «я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи», и затем б) «я то знаю, что это чушь, но есть же лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой
как бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.
В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ
Проблема «ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться при поверхностном рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто возможность «пощекотать нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на вопрос, ответ на который и так очевиден. Но столь высокая привлекательность этой темы свидетельствует, что есть и другие, более фундаментальные причины обращения к данной проблеме и желание найти ответ на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.
За этим стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного ощущения реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное событие (атаки террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, летняя жара, запуск адронного коллайдера) нередко приобретает апокалиптический характер.
По данным Всемирной организации здравоохранения к 2020 году среди инвалидизирующих заболеваний 2 место после ишемической болезни займет депрессия. Главная причина нарастания частоты встречаемости депрессивных состояний по мнению экспертов ВОЗ — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Для депрессивных состояний характерно появление пассивных суицидальных мыслей: «вот бы заснуть и не проснуться». При таком фоне настроения и возникает интерес к вопросу: «А когда, вообще то, конец Света?»
Как правило, эсхатологические ожидания актуализировались при смене исторических эпох. Так, наши предки ждали конец света в 7000 году от Сотворения мира, т. е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году многие отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод. Подобные ожидания возникали и в начале ХХ века и совсем недавно, в начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты и в отдельных кругах эти проблемы актуализировались в связи с возможностью попадания Земли в хвост кометы или падением на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой ожидают 2012 год, когда будет конец света согласно календарю майя и будет наблюдаться парад планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и таянием ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы предсказал конец света в 2020 году.
Сейчас есть немаленькая категория лиц, которые поглощены проблемой глобальной катастрофы, и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как выжить после неё отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не случайно, в Америке сейчас стала популярной покупка специального семейного бункера за 10 млн. долларов в котором на длительное время можно укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.
В психиатрии выделяют такое достаточно сложное понятие как сверхценные идеи, когда человеком овладевает какая-то идея, которая эмоционально окрашена, занимает в сознание индивида неподобающее ей место, он становится как бы заряженным этой идеей и мало способен выслушивать какие-либо контраргументы и воспринять явления в целом. Нередко и эсхатологические идеи, идеи о конце света, о глобальной мировой катастрофе, в сознание некоторых людей приобретают характер сверхценных, которые как правило возникают у лиц с некоторыми патохарактерологическими особенностями.
Необходимо отметить, что есть и немало душевно больных с эндогенным психическим заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о конце света. Недавно у меня был больной православный юноша, который в остром психотическом состоянии заявлял, что через год будет конец света и его миссия готовить к этому всё человечество. По мере его выхода из психоза срок конца света отодвигался на 5 — 10 -15 лет, и затем он заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен в первую очередь думать о своем личном спасении.
Недавно, около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали за событиями связанными с пензенскими затворниками во главе с Петром Кузнецовым, у которого диагностировалось выраженное психическое расстройство, и которого окружили личности с отчетливыми патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной жизни.
Таким образом, на наш взгляд, повышенный интерес общества к этой проблеме свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной и душевной сферах современного человека.
Читайте также:
Конец света сегодня?
Апокалипсис и новолетие
Судя по анализу запросов поисковой системы Google, тема эсхатологии крайне привлекательна для современного человека. Словосочетание «конец света» — 1 730 000 запросов, «когда будет конец света» — 1 млн.
С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших современников? С обыкновенной модой? С любопытством? С реальными духовными трудностями?
Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и врача-психиатра В. Г. Каледу.
Протодиакон Андрей Кураев:
— Вряд ли за этим стоит серьезное отношение к христианской вере.
Скорее за этим стоит несерьезное отношение к религии. Это просто жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу щекотания. Ну как посещение корриды или
фильма ужасов. Дополнительный топинг к этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала, а) «я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи», и затем б) «я то знаю, что это чушь, но есть же лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой
как бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.
В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ
Проблема «ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться при поверхностном рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто возможность «пощекотать нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на вопрос, ответ на который и так очевиден. Но столь высокая привлекательность этой темы свидетельствует, что есть и другие, более фундаментальные причины обращения к данной проблеме и желание найти ответ на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.
За этим стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного ощущения реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное событие (атаки террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, летняя жара, запуск адронного коллайдера) нередко приобретает апокалиптический характер.
По данным Всемирной организации здравоохранения к 2020 году среди инвалидизирующих заболеваний 2 место после ишемической болезни займет депрессия. Главная причина нарастания частоты встречаемости депрессивных состояний по мнению экспертов ВОЗ — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Для депрессивных состояний характерно появление пассивных суицидальных мыслей: «вот бы заснуть и не проснуться». При таком фоне настроения и возникает интерес к вопросу: «А когда, вообще то, конец Света?»
Как правило, эсхатологические ожидания актуализировались при смене исторических эпох. Так, наши предки ждали конец света в 7000 году от Сотворения мира, т. е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году многие отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод. Подобные ожидания возникали и в начале ХХ века и совсем недавно, в начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты и в отдельных кругах эти проблемы актуализировались в связи с возможностью попадания Земли в хвост кометы или падением на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой ожидают 2012 год, когда будет конец света согласно календарю майя и будет наблюдаться парад планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и таянием ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы предсказал конец света в 2020 году.
Сейчас есть немаленькая категория лиц, которые поглощены проблемой глобальной катастрофы, и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как выжить после неё отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не случайно, в Америке сейчас стала популярной покупка специального семейного бункера за 10 млн. долларов в котором на длительное время можно укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.
В психиатрии выделяют такое достаточно сложное понятие как сверхценные идеи, когда человеком овладевает какая-то идея, которая эмоционально окрашена, занимает в сознание индивида неподобающее ей место, он становится как бы заряженным этой идеей и мало способен выслушивать какие-либо контраргументы и воспринять явления в целом. Нередко и эсхатологические идеи, идеи о конце света, о глобальной мировой катастрофе, в сознание некоторых людей приобретают характер сверхценных, которые как правило возникают у лиц с некоторыми патохарактерологическими особенностями.
Необходимо отметить, что есть и немало душевно больных с эндогенным психическим заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о конце света. Недавно у меня был больной православный юноша, который в остром психотическом состоянии заявлял, что через год будет конец света и его миссия готовить к этому всё человечество. По мере его выхода из психоза срок конца света отодвигался на 5 — 10 -15 лет, и затем он заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен в первую очередь думать о своем личном спасении.
Недавно, около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали за событиями связанными с пензенскими затворниками во главе с Петром Кузнецовым, у которого диагностировалось выраженное психическое расстройство, и которого окружили личности с отчетливыми патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной жизни.
Таким образом, на наш взгляд, повышенный интерес общества к этой проблеме свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной и душевной сферах современного человека.
Читайте также:
Конец света сегодня?
Апокалипсис и новолетие