Главная Человек Наши современники

Могу назвать себя активным православным человеком

Конечно, я, как все люди, развивался. Но мне всегда было интересно работать с молодежью. В музыке я разбираюсь плохо, но тогда считал, что передача о современной музыке — лучший язык общения с молодыми людьми с экрана телевизора, и поэтому сделал «Музобоз».

— Иван, когда была задумана программа «Русский взгляд»?

— Окончательно идея программы сформировалась весной этого года. Вся моя жизнь связана с телевидением, я влюблен в свою профессию, но с годами стал понимать, что телевидение — не самостоятельная ценность, а лишь инструмент, с помощью которого мы можем донести до зрителей те или иные ценности. Сегодня (и, надеюсь, навсегда) мне интересно говорить о России и Православии. Поэтому я был очень рад, когда руководство канала «Московия» и мои друзья Владимир Желонкин и Андрей Писарев (они первыми организовали на нашем телевидении трансляции Пасхи, а в мою бытность директором канала ТВ-6 делали «Канон») предложили мне возглавить программу. В преддверии этой работы мы сняли документальный фильм о преподобном Серафиме Саровском, который в июле был показан по первому каналу. Во время съемок ездили в Саров, в Дивеево, впервые в жизни я побывал на Афоне. Целый месяц прожил с батюшкой Серафимом (может быть, звучит смело, но так я ощущал), и это укрепило меня в решении делать программу.

— Многие приняли ее в штыки только потому, что она как бы заменила «Русский дом».

— Мне понятно возмущение некоторых зрителей. «Русский дом» был единственной публицистической православно-ориентированной программой. Ни я, ни Андрей с Володей, ни руководство канала не ставили цель потеснить «Русский дом», но, видимо, в связи с тем, что Александр Николаевич Крутов баллотируется в депутаты, для моей программы нашлось именно это время. Я хотел бы, чтобы выходили и «Русский дом», и «Русский взгляд».

— Нарочницкая, Леонтьев и Дугин будут постоянными экспертами «Русского взгляда»?

— Одна из наших задач — собрать всех мыслящих политологов, философов, историков. Но это не так просто, мы же только начинаем. Между прочим, мы даже обратились за комментарием к генералу Леонову, и Николай Сергеевич поначалу проявил интерес, но потом все-таки отказался. Не знаю, в связи с обидой «Русского дома» на «Русский взгляд» или из-за выборов. Но я по-прежнему считаю, что никакого конфликта с «Русским домом» у нас нет и быть не может.

— Иван, а как вы лично пришли от «Музобоза» к «Русскому взгляду»?

— Моя история довольно простая. Я вырос в Куйбышеве, нынешней Самаре. В 4-ом классе пришел в детскую телестудию «Товарищ». (До сих пор считаю ее одной из самых сильных телевизионных студий в стране, даже детская редакция Центрального телевидения уступала ей по качеству работы с детьми). Уже в школе твердо знал, что хочу работать на телевидении. После армии приехал в Москву и устроился на телевидение осветителем. Меня заметил Владимир Яковлевич Ворошилов, и благодаря ему я попал в молодежную редакцию, где как раз создавался «Взгляд». Вместе с Сашей Любимовым, Владом Листьевым, Димой Захаровым и Андреем Разбашем был непосредственным участником процесса. Мой путь на Центральном телевидении — от «Взгляда» до «Русского взгляда».

— Но во «Взгляде» вы были за кадром?

— Да, мы с Андреем Разбашем были режиссерами.

— А телезрителям вы стали известны по «Музобозу». И, думаю, не только я воспринимаю ваш путь именно от «Музобоза» к «Русскому взгляду». Поверьте, со стороны кажется, что у вас произошла серьезная ценностная переориентация. А вам, судя по всему, ваш путь представляется более гармоничным?

— Конечно, я, как все люди, развивался. Но мне всегда было интересно работать с молодежью. В музыке я разбираюсь плохо, но тогда считал, что передача о современной музыке — лучший язык общения с молодыми людьми с экрана телевизора, и поэтому сделал «Музобоз». Потом я возглавил новый канал ТВ-6. Это был молодежный канал. Наверное, нас было за что критиковать, но многие характеризовали канал как оптимистический и доброжелательный. Это определение мне до сих пор очень дорого. Значит, нам удалось хоть как-то противостоять вошедшей тогда в моду «чернухе». Если вы помните канал, то, наверное, согласитесь, что даже такая передача, как «Я сама», все же была лучше популярной программы НТВ.

— Пожалуй, хотя участвовавшая в ней Мария Арбатова — личность одиозная.

— Но не она была ведущей программы, а Юля Меньшова. Мне было гораздо важнее, чтобы Юля донесла до зрителей свою позицию. Я знал, что Юля — православный человек, и верил, что она не переступит допустимую черту. Думаю, что она смогла сделать интересную молодежную программу.

— Вы в то время не были верующим человеком?

— Нет, но уже чувствовал, что вера, Церковь — что-то очень важное. Поэтому в самом начале руководства каналом с помощью упоминавшихся моих друзей А. Писарева и В. Желонкина устроил встречу телеведущих ТВ-6 с Митрополитом Смоленским и Калиниградским Кириллом. На канале работали разные люди, от воцерковленных до неверующих. Многие недоумевали, зачем им это нужно. После встречи с Владыкой Кириллом, которая длилась 3 часа, я сказал ведущим: «Я не предлагаю вам сразу креститься (это не задача мирянина), но вы не можете работать на телевидении в России, не зная истоков русской культуры».

Все годы моего руководства на ТВ-6 шла программа «Канон». Ее делали для нас Андрей и Володя. По-моему, это была хорошая православная молодежная передача.

— Что помогло вам обрести веру?

— Я уже сказал, что интересовался религией давно. Когда стал телеведущим, решил, что нужно поставить речь. Меня познакомили с Дмитрием и Марией Брусникиными. Дима — любимый ученик Олега Николаевича Ефремова, актер и режиссер МХАТа. Маша — преподаватель школы-студии МХАТ, постановщик интересных поэтических спектаклей. (Рекомендую вам посмотреть ее замечательный спектакль по произведениям Виктора Астафьева). Это православная семья. Я брал у Маши уроки речи, и частое общение с ней приблизило мой приход в Церковь. Через полгода после начала занятий я крестился, и Маша стала моей крестной матерью. Мне было 33 года. Крестился я в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где служил недавно почивший Владыка Питирим.

— И стали прихожанином этого храма?

— Нет, первые 4 года после крещения я не был активным прихожанином. Потом через Андрея и Володю Господь привел меня в храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Замечательный приход, много молодежи! И, конечно, удивительный настоятель, отец Иоанн Вавилов, который стал моим духовником. Сегодня я могу назвать себя активным православным человеком.

— Именно тогда вы сделали цикл передач «Как жить по-православному?» с отцом Владимиром Вигилянским?

— Да, и задавал вопросы, которые интересовали меня как неофита — от самых простых (как правильно креститься, можно ли православному верить в приметы) до более сложных о значении икон и символике богослужения. После этого цикла многие молодые люди благодарили меня за то, что стали спокойнее входить в храм. (Я и раньше замечал, что молодежь часто не решается войти в храм из-за незнания церковного этикета). Но мне удалось сделать только несколько передач. Вскоре к нам на канал пришли наши коллеги с НТВ со своими планами и проектами. В отличие от них мы не устраивали шумных демонстраций, а молча ушли.

— А была возможность остаться?

— Была, но никто не остался. Я собрал наших ведущих и спросил: «На каком канале мы не хотим работать?». Многие высказались очень резко, но точнее всех нашу позицию выразила Юля Меньшова. Она сказала: «Мы никогда не будем работать на канале, который делает что-то назло». Это и было нашим кредо все годы.

— И два с половиной года вас не было на телевидении?

— Почти. Только поучаствовал в программе «Последний герой-2».

— Зачем?

— А вы видели программу?

— Нет, годом раньше я посмотрел одну передачу «Последний герой», и мне хватило. Если в походах, в которые я ходил в юности, царил принцип взаимовыручки, помощи слабому, то здесь действовали волчьи законы.

— Согласен с вами. Нравится нам это или нет, но программу смотрела большая часть российской молодежи. Я согласился хоть как-то изменить эту игру. Еще перед отъездом предупредил руководство первого канала, что буду играть против правил. Они не поверили. На острове я выяснил, что очутился среди своих — и Александр Лыков, и Марина Александрова, и Лариса Вербицкая, и Таня Овсиенко оказались православными людьми. Нам разрешалось брать с собой только одну вещь. Лара взяла Новый Завет (я, грешный, взял бритву). Мы быстро поняли друг друга и стали играть против правил — на первом же совете «племени», где надо было выкидывать друг друга, создали патовую ситуацию, проголосовав по цепочке. В дальнейшем мы придумали компромиссный вариант — жребий. В нашем «племени» не было традиционных для этой игры ссор, наоборот, у нас сложилась атмосфера, как раз напоминающая детские и студенческие походы. Все это сильно расстроило организаторов игры. Им казалось, что при доброжелательном отношении участников друг к другу зрители потеряют интерес к передаче. На самом деле рейтинг программы вырос вдвое — большинство зрителей заметило, что мы играем по другим правилам, и им это понравилось гораздо больше, чем истерики и склоки предыдущей игры. Считаю, что мы показали, как можно делать интересную игровую передачу, сохраняя человеческое достоинство.

— Вы ушли с ТВ-6 в 2001 году. Наверное, как раз тогда вы созрели для того, чтобы сделать более глубокий канал. Не обидно было уходить?

— Надо стараться во всем видеть волю Божию. Значит, мне нужен был почти трехлетний перерыв. Теперь я чувствую, что готов к работе. По мирским меркам я сделал очень хорошую карьеру, но сегодня начинаю с нуля. Свою программу закладываю как некую телевизионную экспериментальную лабораторию, на базе которой потом можно будет создать целый канал.

— Неужели вы надеетесь, что сегодня кто-то предложит вам возглавить канал?

— Если все время думать о том, предложат или не предложат, не стоит вообще браться за работу.

— Но мечта есть?

— Мечты возглавить канал у меня нет. Я хочу говорить с молодежью о вечных ценностях на понятном ей языке. Социологические исследования показывают, что активными прихожанами являются только 8% россиян, но 80(!)% считают себя православными и у них в доме есть иконы. Значительная часть из этих 80% — молодые люди, только вступающие в жизнь. Я вижу свою задачу в том, чтобы подвести этих молодых людей к дверям храма. Именно к дверям, потому что вводить в храм должны уже священники, а не мы, миряне. Чем больше будет инструментов для решения этой задачи (телепередач, газет и журналов, сайтов), тем лучше. Конечно, будет здорово, если таким инструментом станет целый телевизионный канал. Он, на мой взгляд, не должен быть религиозным, но должен освещать актуальные политические, общественные и культурные события с православной позиции.

— Вы планируете сотрудничество с другими средствами массовой информации — печатными изданиями, сайтами, радио?

— Сейчас ведем переговоры с радиостанцией «Тройка», которую возглавляют замечательные православные люди. Программный продюсер «Тройки» Степан Строев вообще позиционирует ее как идеологическую радиостанцию. Надеюсь, что в ближайшее время там появится наша радиопрограмма. Надеемся на сотрудничество с вашим сайтом. Несмотря на то, что у нас разная аудитория (церковные СМИ обращаются к воцерковленному читателю, мы — к более широкому кругу людей), мы можем дополнять друг друга и что-то делать вместе.

— «Русский взгляд» выходит в воскресенье днем. Время для привлечения зрителей не худшее, но и не лучшее.

— Конечно, хотелось бы получить вечернее время. Но для этого необходимо доказать руководству телеканала, что наша программа этого заслуживает. Доказать не только актуальностью обсуждаемых тем, но и уровнем их освещения. У коммерческого телевидения есть свои критерии оценки, достаточно жесткие, но раз мы там работаем, должны им соответствовать. Считаю, что Дима Менделеев уже доказал, и он вправе ставить вопрос перед руководством канала «Культура» о предоставлении его программе «Библейский сюжет» вечернего времени.

— Ну что ж, будем молиться, чтобы «Русский взгляд» продолжал выходить, набирал популярность и чтобы в недалеком будущем вы, Иван, если будет на то воля Божия, создали качественный православно-ориентированный канал.

— Спасибо вам за добрые слова. Надеюсь не разочаровать тех, кого волнует будущее России, для кого оно неотделимо от Православия.


Источник: Православие.ру

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.