Любовь Божия может причинять боль. Святой Силуан Афонский однажды, дойдя до предела в скорбях и искушениях, возопил к Богу: «Ты неумолим!» Он имел в виду — Ты, Господи, не жалеешь Свое создание. И в отчаянии сказав это, святой вдруг увидел, как лик Христов ожил на иконе. Господь явился ему. Святой Силуан был потрясен — даже не потому, что стал свидетелем великого чуда, а потому, что увидел глаза Христа. Другие монахи спрашивали его после этого:
— Отче, что ты видел?
— Дети мои, я видел Его глаза. И они были исполнены такой любви! Я смотрел в них и не мог прийти в себя от мысли, что Тот, Кого я считал жестоким, так меня любит. Да, я думал, что Бог — жесток. Потому что Он заставлял меня страдать. А Господь смотрел на меня глазами, полными любви, — ибо Он есть Тот, Кто помогает, укрепляет и исцеляет.
Как один другой святой воскликнул: «Господи! Ты так меня любишь, так доверяешь и при этом посылаешь столько испытаний!» Ключевое слово здесь — «доверяешь». Да-да, Господь верит в нас! Он знает силы каждого человека, знает, какие трудности и скорби мы можем понести. «Нет, Господи, я не смогу! Но раз Ты в меня веришь…»
В конечном итоге, если посмотреть на ситуацию с этой стороны, именно доверие Бога придает нам сил и спасает душу. Господь считает нас сильными, стойкими — и потому посылает испытания. А мы воспринимаем это совершенно иначе и чуть что начинаем жаловаться: «Бог не любит меня! Он так меня мучает!»
Но Господь не рассматривает посылаемые трудности как мучения, наоборот: испытания попускаются Им для того, чтобы «повысить» нас. Так что наши скорби — не что иное, как привилегия и честь, оказанная Богом. Как в спортзале, когда ты привык поднимать 5 килограммов, а тренер вдруг дает тебе 15. Значит, он считает, что у тебя получится. И ты справляешься с заданием, укрепляешь мышцы, твое тело становится красивее, а организм — здоровее.
Так что наши проблемы — вовсе не оплеуха от Бога. А мы привыкли воспринимать это именно так: будто Господь непременно наказывает за что-то. У меня умер отец — вот, это мне за то-то. Муж попал в ДТП — потому что я то и то сделала. Ребенок стал плохо учиться — Бог нас наказал. Нет, это не Бог.
Если задуматься о том, каким мы представляем Бога — по тому, как думаем о Нем или что читаем, — впору рвать на себе волосы от отчаяния. Потому что представляем мы себе Его как ненормального, больного человека с неуравновешенной психикой. «Он меня наказал! Он мне мстит! Он на меня злится, обижается, вставляет палки в колеса…» Вот как мы рассуждаем о Боге. Но это не Бог! Бог полон любви.
«Господь любит меня, когда я хороший. Когда я грешу, Он меня не любит». Именно так мы рассуждаем, так учим и так верим. Не правда ли? Разве найдется среди нас хоть один, кто думает иначе — что в минуту заблуждения, когда мы совершаем какую-либо ошибку или грех, Господь по-прежнему рядом и любит нас?
Ведь Он Сам говорит: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И еще: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк.2:14). Я люблю вас, — говорит Господь, — люблю такими, какие вы есть. Великая тайна Божественной любви. И когда человек понимает это, его душа успокаивается, и внутри воцаряется такое спокойствие и мир, что не только мы сами становимся счастливыми, но и все вокруг.
Перестань надоедать людям. «Но он так грешит!» А ты чем занимаешься? «Нужно его исправить!» Хорошо, но как? Так, как это делает Господь. Как? Любовью. Без наказания, без мести. Один человек с «богатым» прошлым как-то поделился со мной: «Я до сих пор поражаюсь, какие идеальные условия создавал мне Бог для греха! Все ведь шло как по маслу! И только теперь я понимаю, что это было так для того, чтобы мое сердце в итоге смягчилось. Бог словно говорил: «Дитя Мое, Я нарочно не вмешиваюсь в твою жизнь, чтобы ты не начал роптать». И со временем этот человек, осознав глубину Божественной любви, возблагодарил Господа и твердо решил покончить с грехом. «Я вдруг понял, — рассказывал он, — что это тупик».
Когда, в свое время, я тоже склонялся к какому-то греху, начиналось все с мелочей, и на моем пути не возникало вообще никаких преград. Господь словно говорил мне: «Я не хочу удерживать тебя рядом силой. Не хочу насильно тащить тебя в рай. Мне хочется, чтобы ты полюбил Меня и захотел остаться со Мной с радостью, добровольно, не через силу». Воспитываем ли мы своих детей так же? Сын, дочь не ходят в церковь. Как ты к этому относишься? Стыдишь свое дитя, ругаешь его, оскорбляешь? Люби его. Люби все равно. Не постится? Все равно люби. Гримаса неудовольствия, искажающая твое лицо при поступках ближнего, показывает, что между вами нет любви. Какой-то паразит, микроб проник в вашу любовь.
Один молодой человек мне рассказывал: «Батюшка, я женился на хорошей девушке, но моим родителям она не нравится, и каждый раз, когда мы у них бываем, они это демонстрируют. Придираются постоянно. Мы уже три года женаты — делать нечего, пришлось им смириться, но какой-то повод нужен все равно. То жена плохо готовит, то одежда не выглажена — в общем, то и дело они говорят ей неприятные вещи. Почему они так делают?» Потому что не поняли, что Господь послал им это создание для того, чтобы научить их любви, а не вражде.
А мы постоянно с кем-то сражаемся, воюем. И заболеваем от этих войн. Да-да, болезни — от вражды. Именно поэтому врачи часто оценивают проблемы с желудком, головную боль, давление — как последствия какого-либо конфликта, то есть вражды, когда мы либо сами действуем через силу, либо силой принуждаем других.
Будем учиться говорить с любовью, когда дома, в семье нам что-то не нравится. «Я люблю тебя, но не согласен с тобой. Я люблю тебя, но это не значит, что ты можешь всегда делать то, что хочется». Любить — не значит быть жертвой. Нужно обозначать свои границы. «Я постоянно сдерживаюсь, чтобы не сорваться!» Но это не любовь, не самопожертвование, а самоубийство! Вы себя разрушаете. Поэтому границы необходимы — в любви.
И будем помнить, что любви нужна поддержка и забота — как пасхальному огоньку, который мы спешим принести домой. Если ветер его задует, останешься без пасхального огня. А как можно заботиться о любви? Внимательно следить за тем, как ты живешь.
Например, осуждая, мы теряем любовь. Сплетни, осуждение — все это пагубно для любви. Нельзя любить и при этом постоянно комментировать чужую жизнь. Мы ведь не знаем, как этот человек живет, почему так поступает… Например, 10 лет назад я по ошибке оговорил человека — отозвался о нем несправедливо. И этот человек теперь считает меня несправедливым. Да, но прошло уже десять лет!
Апостол Павел говорит, что любовь всегда надеется, не мыслит зла, но ищет благо. Я же все эти 10 лет исповедовался, причащался сотни раз, молился — для чего помнить то, что было тогда?
Не знаю, бывало ли у вас такое, когда смотришь на человека исключительно из прошлого — например, каким он был полгода назад. Да, он был таким. Но, может быть, теперь он изменился и стал другим. Поэтому я и говорю, что любовь уходит, если не следить за собой. Зависть, осуждение, злые слова, сплетни, комментарии — все это грех, убивающий любовь.