Мой ребенок несовместим с учителем — такое бывает?
Учитель начальных классов, методист и глава Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга Татьяна Бибикова рассказала «Правмиру» о том, как выбирать учителя для ребенка и кто такие «сильные» учителя.

«Есть учителя, к которым очередь стоит на несколько лет вперед»

Татьяна Бибикова

— Иногда родители на какие только хитрости не пускаются, чтобы попасть в класс к определенному учителю. Насколько это имеет смысл?

— На этот вопрос нельзя ответить односложно: «да» или «нет», здесь есть несколько нюансов. Во-первых, нужно понимать, чем руководствуются родители, когда ставят перед собой задачу попасть к определенному учителю. Чаще всего — как и при выборе школы — это вопрос престижа, когда во главу угла ставятся не интересы ребенка, а амбиции. А это совсем не та мотивация, которой нужно следовать.

Во-вторых, нужно спросить себя: хороший учитель — это какой? Ведь наиболее распространенным инструментом при выборе педагога остается, увы, «сарафанное радио». Но как бы ни нахваливали педагога другие родители, ваш ребенок может не найти с ним контакта.

Очень часто родители, отдавая младшего ребенка в школу, обязательно хотят к тому учителю, у которого учился старший, потому что с этим педагогом уже есть общий язык. И тем не менее даже у этого знакомого учителя с младшим ребенком отношения могут не сложиться.

Наиболее удачный вариант — отдать ребенка перед первым классом на подготовительные занятия.

— Они есть во всех школах?

— Да, почти во всех школах больших городов. Еще несколько лет назад этим занимались различные коммерческие центры развития, но сейчас в школах очень часто организовывают дошкольные курсы, вы найдете информацию о них в разделе «подготовка к школе». Это дает возможность и родителям, и ребенку заранее познакомиться со школьной жизнью и с теми учителями, которые будут преподавать.

Также стоит посещать собрания для родителей будущих первоклассников, где обычно выступают учителя, которые будут набирать первые классы. Это поможет сделать выбор не по чужим отзывам, а опираясь на собственные впечатления.

Есть учителя, к которым запись уже на несколько лет вперед. Часто это учителя, которые ориентируются исключительно на получение знаний, заваливают огромным количеством заданий, а есть такие, которые умеют не только наладить учебный процесс, но и сплотить класс, постоянно придумывают какие-то коллективные творческие дела, и у ребенка складывается интересная, насыщенная школьная жизнь. Понятно, что к такому педагогу, зная, в каком году ребенок пойдет в первый класс, стремятся попасть. А к властным и чрезмерно требовательным обычно, кстати, не такой большой наплыв детей. Есть, конечно, родители, которые говорят: «Моего нужно держать в ежовых рукавицах». Но их не так много.

Я не сторонник натаскивания детей на определенные знания. Бывает, что дети уже в 1-м классе опережают программу, читают страницами, решают какие-то суперсложные для своего возраста задачки, потому что из них выжимают все соки.

Когда ребенок переходит в среднюю школу и становится подростком, высокий уровень знаний и академические успехи могут сохраняться, но эмоционально его полностью «сносит», он начинает странно себя вести, учителя и родители не понимают — человека как подменили. На самом деле это выход тех эмоций, которые были подавлены в начальной школе.

Наши школьные программы составлены соразмерно психологическим и физиологическим возможностям, которые есть у каждого возраста. Гнаться за опережающими результатами совершенно не нужно.

Если у кого-то есть выдающиеся способности, то учитель это сразу поймет, постарается поработать индивидуально, поговорит с родителями. Но вдалбливать знания — это в современной педагогической концепции не приветствуется. Мы все больше говорим о том, что надо реализовывать не «знаниевый» подход, а формировать универсальные навыки, которые в будущем позволят ребенку ориентироваться в быстро меняющемся информационном потоке, критически мыслить, быстро учиться новому.

— То есть научить учиться — это главная задача учителя.

— Да, и сохранить мотивацию. Любой первоклассник поначалу бежит в школу с горящими глазами, с желанием узнать что-то новое, сделать много новых открытий. И по мере того, как над ним начинают ставить вот эти эксперименты «быстрее, выше, сильнее», этот огонь угасает.

Нужно сохранить природную тягу к знаниям, любознательность и дать ребенку учиться самому.

Иногда родители выполняют вместо ребенка какие-то заумные задания, с которыми он не может справиться сам. От этого нет никакой пользы ни детям, ни общей атмосфере в семье.

— Дети уже приходят уже в школу очень подкованные, умеют читать, писать и считать до 100 по-английски — родители вложились по полной. Это помогает учителю или мешает?

— Конечно, с подготовленным ребенком проще работать, но здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенку не было скучно на уроках. Гораздо важнее научить ребенка навыкам самообслуживания. А то бывает, что он уже и читать, и писать умеет, и по-английски знает несколько слов, а на физкультуру переодевается по 15-20 минут, не умеет завязывать шнурки, или отличать свои вещи от чужих, или не знает, что взрослому нужно говорить «вы» и выполнять его указания. Это осложняет работу учителя.

Кроме того, если учитель получает класс, где одна группа детей очень хорошо читает, а другая группа не читает совсем, то сложнее построить учебный процесс. Особенно когда в классе более 30 учеников.

«Чтобы учиться в сильном классе, нужны лидерские качества и крепкое здоровье»

— Если в начальной школе сформировать сильный класс, куда приходят более подготовленные дети, то все родители, конечно, захотят в него попасть. Это правильно?

— Раньше в детском саду дети перед началом обучения в школе проходили психологическое тестирование, и родители получали рекомендации по тому, в какой класс определять детей. Но сейчас такого тестирования никто не проводит, и классы комплектуются исходя из соотношения мальчиков и девочек.

Учитель не знает, какие дети к нему придут. Здесь тоже хорошо помогают предварительные занятия, когда учитель сам готовит детей и получает на выходе более-менее ровную группу.

Конечно, если мы говорим про гимназии и лицеи, то там без всяких тестирований ясно, что придут хорошо подготовленные ребята. Но родителям нужно в первую очередь смотреть на своего ребенка и понимать, подходит это ему или нет.

Если ребенок обидчив, плохо воспринимает критику, то вряд ли ему стоит попадать в среду, где царит жесткая конкуренция. И наоборот, если родители видят, что сын или дочь с лидерскими задатками, амбициями, то почему бы не пойти в гимназию или лицей? И еще очень важно, чтобы ребенок не болел и не пропускал занятия, ведь тогда он быстро начнет отставать.

То есть у меня нет универсального ответа, стоит ли стремиться в сильный класс. Нужно смотреть на ребенка и прислушиваться к советам педагогов, а не к своим амбициям.

— А если просто есть два учителя в школе, и к одному хотят тридцать человек, а к другому пять. Может ли он сам начать отбирать детей?

— У учителя нет такой возможности, у нас нет никаких данных про тех, кто к нам идет, если не было дошкольной подготовки. Родители подают заявление на Госуслугах, затем приносят документы в школу, а ребенок приходит уже только 1 сентября. Предварительно проводится несколько собраний для родителей, где выступают как раз те учителя, которые набирают первые классы и рассказывают о своих требованиях.

«Если ребенку плохо в классе, это всегда недоработка учителей и родителей»

— Бывают ли красные флаги, когда понятно, что ребенок несовместим с этим учителем и с этим классом?

— Я не очень понимаю, как такое в принципе может быть. Красный флаг — это всегда форс-мажор, когда плохо сложились все обстоятельства. Во-первых, не сработали родители. Не то что не научили ребенка читать или даже завязывать шнурки — учитель и этому научит — а не смогли взрастить и сохранить в нем позитивный настрой к обучению.

Иногда родители говорят: «Что вы, я про школу ничего плохого ему никогда не говорила!» Но ребенок слышит не только обращенную к нему речь. Он может услышать телефонный разговор, когда мама жалуется на учителей, или когда родители между собой начинают обсуждать, что со школой что-то не так, пересказывать друг другу ужасные истории. У ребенка рождается страх, который переходит в агрессию или нежелание идти в школу. Вот вам красный флаг.

Если в детском коллективе возникают конфликты, потому что дети еще не привыкли друг к другу, они ссорятся, пытаются отобрать друг у друга какую-то игрушку, то это нормально. Ненормально, когда родители воспринимают это в штыки и начинают усугублять ситуацию, говорить: «Вот этот ребенок — плохой, ему не место в классе». Или конфликт взрослых переносится на детей. Это второй красный флаг.

Ну и в-третьих, полностью форс-мажорная ситуация складывается, если учитель ведет себя недостаточно профессионально. Он не должен остро реагировать, если вдруг у него возникает какой-то местный пожар, но максимально стараться потушить его, направить все мастерство на то, чтобы научить и детей и родителей мирно решать конфликты между собой.

Педагог и родители — одна команда, об этом нужно помнить и поддерживать друг друга.

Самые сложные ситуации бывают с детьми, которые приходят в уже сложившийся коллектив. Однажды в третий класс ко мне пришел ученик, у которого были определенные психологические проблемы, ему необходима была помощь специалистов, а родители не хотели признавать этот факт.

Пришлось провести много встреч, бесед, прежде чем родители признали проблему. Все закончилось хорошо, взрослые в конце концов (не сразу!) прислушались ко всем рекомендациям и подобрали ребенку нужную терапию. Он остался в классе, успешно закончил начальную школу и перешел в среднюю.

Но чтобы ребенок изначально был несовместим с каким-то учителем или классом, — такого не бывает. Это всегда недоработка школы и родителей. Нежелание прислушиваться друг к другу.

«Нельзя перекидывать ребенка от учителя к учителю, как горячую картошку»

— Неужели у учителя не бывает личной несовместимости с ребенком, когда этому ребенку лучше в другой класс?

— Бывает, но здесь вопрос, победит ли в человеке профессионализм, потому что учитель — это как раз про то, чтобы подобрать ключик к каждому своему ученику. Даже в голове такого не должно быть, что, дескать, этот ребенок со мной не совместим.

Исключение — те случаи, когда ребенок не справляется с программой или это ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и поэтому ему нужно сменить образовательный маршрут. А просто сказать «заберите его у меня» — ну так он перейдет в другой класс, и там будет такая же проблема, только у другого учителя. А дальше ребенок начнет путешествовать по школам, его начнут все перекидывать друг другу, как горячую картошку, а проблема так и не будет решена. В итоге мы получим трудного подростка.

Несовместимость, о которой вы говорите, это своего рода педагогический вызов. Мы же хотим, чтобы наши дети решали задачи со звездочкой?

Нужно больше усилий, лучше подумать, может быть — звонок другу, может быть — помощь другого профессионала, но мы должны справиться. Мне кажется, это достаточно интересно.

Понятно, что мы живем не в идеальном мире, у нас большая нагрузка, много документации, но всегда в приоритете должны быть дети. Можно получить нагоняй от администрации за то, что ты вовремя не сдал отчет, но далеко идущих последствий это иметь не будет. А если отложить проблему ребенка на потом, то она только усугубится.

— Как вы относитесь к объятиям с учителем? Многие дети этого хотят, но учителям это доставляет дискомфорт.

— Потребность тактильного контакта не просто так рождается. Дети, которые дома обласканы, не имеют привычки обниматься с учителем. Их попробуй уговори обняться хотя бы для фотографии. Но в классе обычно есть несколько человек, которым вот прямо нужны объятия, и это, мне кажется, самое простое, что может сделать учитель.

Если же это становится навязчиво, то объясняешь, что объятия должны быть по какому-то радостному поводу, но если ты все время хочешь держаться за мою юбку, то это неудобно, мне нужно подготовиться к следующему уроку. Дети такие вещи, как правило, прекрасно понимают. Главное — резко не отталкивать, иначе ребенок обидится и уйдет в себя.

— Как описать «плохого» учителя? Что он делает не так?

— Не понимаю, что такое «плохой» учитель. Ты либо учитель, либо нет. Если ты нанес психологический вред ребенку, тебя уже нельзя назвать педагогом. Но я встречала скорее людей, которые профессионально выгорели — и вот они обижены на весь мир, никто и ничто их в школе не радует.

Учитель может устать по разным причинам, и тогда профессия становится источником агрессии и нелюбви. В таком случае нужно делать паузу или уходить совсем.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.