— Допустим, вы увидели, что ребенок смотрит что-то не то. Это может быть треш-стрим, порно, агрессивный ролик или глупый мультфильм не по возрасту. Не надо реагировать сразу, нужно чуть-чуть выждать.
Шаг первый: фиксация ситуации. «Сегодня я вошла в комнату и случайно заметила, что ты смотрел видео, где три парня избивают четвертого». Вы безэмоционально описываете факты, и ребенок не может отрицать, что такое, действительно, было. Если у него есть уточнения, он их обязательно вставит: «Нет, мама, это не то видео, ты все не так поняла» и так далее. В любом случае, он что-то скажет, начнется разговор.
Шаг второй: вы рассказываете про собственные эмоции от увиденного. Никакого осуждения в духе: «Да как ты можешь, да откуда это в тебе, да мы тебя не так воспитывали». Нет, нужно просто рассказать о своих чувствах при просмотре ролика. «Мне стало не по себе от этого видео. Очень жалко парня, которого избивают. Как ему должно быть больно и страшно, каким униженным он себя чувствует. К тому же он знает, что все это увидят, ведь ролик выложат в интернет. Как бы мне хотелось ему помочь».
Шаг третий: вы спрашиваете ребенка, что он думает по этому поводу. В идеальном случае он скажет: «Да, вот ты сейчас сказала, и я подумал, что это, действительно, стремно. А если бы со мной или моими друзьями такое случилось? Реально жесть».
Может быть, ребенок почувствует накал эмоций и уйдет от разговора. Тогда не надо давить, можно через некоторое время попробовать вернуться к этой теме: «Прости, но мне важно с тобой об этом поговорить, я чувствую недосказанность».
Есть вариант, что ребенок вступит в полемику: «Да подумаешь, все это смотрят, ты отстала от жизни». Это тоже хорошая история, тут уже можно говорить и обсуждать, по-прежнему, не переходя к обвинениям — иначе ребенок закроется.
Шаг четвертый: обсудив эмоциональную сторону, вы можете поговорить и о правовой стороне вопроса. «Слушай, а ведь это наверняка незаконно, это уголовное дело, да еще и с выкладыванием в паблик. Может быть, мы можем что-то сделать? Как минимум нажать на кнопку, что это ролик оскорбительного содержания».
Идеальный исход ситуации — когда вы смогли ее обсудить и ребенок понял, что смотреть такие ролики — не норма. Он сделал самостоятельный выбор, а вы его в этом поддержали. Плохой — это если вы не совладали с собой, сорвались, и у вас началась ссора с запретами и ограничением трафика.