Что должен уметь логопед
— Расскажите подробно о компетенциях логопеда, что он должен знать, уметь, какими качествами обладать?
— Где бы логопед не работал, он всегда занимается речью — формированием, коррекцией и восстановлением. Структурных компонентов речи много. Это не только базис — лексика, грамматика, связная речь, произношение и восприятие на слух. Это множество разделов внутри каждой из речевых категорий. Так, например, произношение — это не только про звуки, но и про ритмомелодику: темп, паузы, слитность, ритм, голос, плавность. В каждом из этих функциональных разделов ещё подразделы. Логопед выявляет эти нарушения, проводит диагностику, а далее осуществляет коррекцию.
Но коррекцией работа логопеда не ограничивается. Ее нужно выстраивать с опорой на потенциал ребёнка, на сохранные функции и перспективу возможностей, ресурса.
Изначально так логопедов не учили — упор больше делали на «дефект», нарушение. Сейчас для специалиста помогающей профессии, включая логопеда, важен прежде всего ребенок.
Следующая ступень — взаимодействие с родителями. Здесь возникает порой разделение: родители говорят одно, специалист другое. Специалист должен уметь слушать родительский запрос, вставать на их позицию по поводу ребенка, но и приводить профессиональные аргументы.
Логопед и родители — как помочь ребенку вместе
— Как логопеду правильно взаимодействовать с родителями?
— Если говорить об общих принципах, то первый из них — логопед должен транслировать, что основная работа идет внутри семьи. Родители переносят навыки ребенка в жизнь.
Несмотря на проблемы, жизнь не останавливается ни у кого из членов семьи. Специалисту важно поддерживать родителей в простых начинаниях, которые не отменяются из-за проблем ребенка — совместный отдых, у родителей — какие-то собственные интересы. Надо восстановить их, потому что это мощная поддержка.
— Какова роль логопеда в этом?
— В рамках сотрудничества с семьей нужно начинать логопедическую работу именно с родителей. Как бы нам ни казалась банальной история про маску в самолете, ничего более точного не придумать.
Когда ко мне на консультацию приходит потухшая мама, то в рамках общей коррекции надо отводить место для психологической работы с ней.
Иногда достаточно мягко поговорить. Иногда и так бывает — после занятий у нас в Центре у ребенка стало что-то получаться и у мамы меняется настроение. По началу на себя нет времени — быстрее добежать и отдать ребенка на занятие, а потом начинаю замечать, что и глаза подкрашены, и надета уже не толстовка, а платье. Лично я всегда отмечу: «Вы сегодня просто чудо как выглядите. Практикуйте это». Мелочь, а она формирует общее отношение к жизни. И ребенку полезно, когда мама в ресурсе.
— Порой родителям кажется, что ребенок неуспешен, его все критикуют, во дворе шушукаются, что он какой-то не такой. Как тут помочь?
— Необходимо говорить спокойно. Даже возможно тише, чем обычно: «Да, у ребенка проблема, он пока не говорит». Можно добавить, что это не заразно, что «мы в курсе и занимаемся решением проблемы, скоро ребенок заговорит». Можно также обратиться к лучшим человеческим качествам: «Потерпите, мы с вами на несколько минут, не на весь день и не на всю жизнь». Многие взрослые сейчас это даже очень понимают, а дети и тем более.
С другой стороны, может быть нет необходимости идти туда, где люди недобрые. И я уже говорила об этом.
Как помочь родителям взглянуть на ребёнка со стороны? Показать сильные стороны. Во время консультации мне часто приходится называть проблемы, перечислять «красные флажки» заболевания. Но начинаю я всегда с того, что есть положительного, на что можно опираться в коррекции. Например, «ребенок эмоционально теплый», «быстро понял и выполнил инструкцию, будем надеяться, что так будет и в коррекции».
— Как родителям увидеть в собственном ребенке не только его проблемы, но и потенциал?
— Ищем ресурс, точку опоры: плохой почерк, но хорошая слухоречевая память; читает медленно, но понимает то, о чем; не заговорил, но умеет голосом озвучивать игру. В нас должно быть заложено терпение и умение повторять одну и ту же функцию по много-много раз. Уверяю вас, успех придет. Возможно, это не полное излечение, но результата можно добиться всегда.
Буквально недавно на консультацию приходят родители, и у них запрос: «Будет ли ребенок такой, как все?». А я не могу сейчас про это сказать, потому что вижу ребенка впервые. А затем, в процессе обследования, родителям рассказываю: «Поймите, что на сегодняшний момент вы создали условия, когда уровень требований к вашему ребенку такой, как к обычному, беспроблемному — он ходит в обычную школу, учится по обычной программе. Потому ему, как бы он не старался, всегда будет “два”. Даже, если становится меньше ошибок или он лучше читает, но в сравнении с “нормой” он все равно плох». Родители начинают понимать, что надо начинать хвалить ребенка за то, что уже получается, а не ругать.
Во время обследования, если ребенок — школьник, я начинаю с ним разговаривать, спрашивать, на первый взгляд, несущественные вещи — чем интересуется, что любит, какие увлечения, какие секции, кружки посещает. И если он говорит, что готов целыми днями рисовать или, допустим, строит из конструктора целые города, то надо, конечно, в эту сторону смотреть — использовать интерес, а возможно и способности, талант ребенка. Если у него есть хоть в какой-то области успех, то ему проще взаимодействовать внутри детского коллектива и со взрослыми — есть же сильные стороны.
Если долго говорить ребенку про то, что он лузер, как, он выкарабкается из этой ситуации?
Любая проблема человека опускает на ступеньку ниже, и стартовые возможности у него оказываются хуже, чем у других детей. Так родителей нужно в некоторых случаях прямо убеждать, что их ребенок не просто хороший, а самый лучший. А дальше помогать им найти или заметить те качества, в которых он успешен, чтобы родители помогли, в свою очередь, их развить.
Что для нас важнее — норма или индивидуальное развитие ребенка?
«Логопед всегда должен давать прогноз»
— К вопросу у родителей, которые спрашивали, будет ли их ребенок, как все. Логопед вообще может прогнозировать какие-то результаты и до какой степени?
— Логопед всегда должен давать прогноз. Да, на первой консультации, на первых занятиях он не сможет этого сделать. Но, у разных нарушений и проблем есть определенные сроки коррекции. И даже если что-то пошло не так на определенных этапах, логопед может рассказать родителям, что открылись новые подробности.
Если речь идет, допустим, о дизартрии, то на постановку и на автоматизацию уходит до двух лет — это небыстрый процесс. Но, если логопед говорит, что теперь мы будем ставить звуки до совершеннолетия, это не правда.
Также я не люблю «прогнозы» из серии «как пойдет», а также обратное, когда логопед говорит: «Я такой уникальный специалист, сейчас за одно занятие все быстро сделаю». Так не бывает!
Еще раз — у каждого восстановления есть определенная периодизация и количественные показатели. При этом важно, один или несколько звуков необходимо «поставить» (если речь об этой проблеме), один вид дисграфии (нарушение письма) или смешанная проблема. Имеет значение и возраст ребенка, и его интеллектуальные возможности. Скажем, у детей с когнитивными трудностями процесс пойдет длительнее, нежели у ребёнка, который учится в общеобразовательной школе и получает «пятерки» по математике.
— Про врача могут сказать, что он в общении неприятный, грубый, но такой диагност, что за это ему можно многое простить. С логопедом такое возможно?
— Считаю, что нет. Этика — часть профессии, она важна и во взаимодействии с родителями, и с ребенком. Я за то, чтобы люди развивали в себе лучшие качества, и ровно доносили до родителей информацию. Сама стремлюсь хорошим специалистам с достаточным уровнем эмпатии, в том числе и в медицине.
Сейчас уровень требований к специалистам таков, что человек должен уметь и улыбнуться, и найти точки соприкосновения. Так, чтобы пациенту было комфортно с ним взаимодействовать.
Может, этому логопеда и не учат, значит, он должен сам себя к этому готовить. В конце концов есть масса разных учебных материалов: как взаимодействуют с маленькими детьми, правила ведения разговора со взрослыми, почему бы ими не пользоваться?
— Сейчас много различных занятий проводят онлайн. Возможны логопедические занятия в таком режиме?
— Почти всегда я отвечаю на этот вопрос отрицательно. Во время коррекции, на занятиях ребенок должен быть рядом.
А постановка звуков вообще предполагает контактные действия, там работают инструменты, руки.
Но я сказала «почти». Потому, что бывают разные варианты. Например, позвонила моя двоюродная сестра, и сказала, что у дочери не выходит какой-то звук. А живут они от меня далековато. Поговорили с ее дочкой по видеосвязи, я поняла, что совсем ничего сложного, нужен определенный набор несложных упражнений. Другая ситуация — уезжает ребенок за границу, и остается без «своего логопеда», ведь на месте найти специалиста сразу удается далеко не всегда. Как быть — оставить ребенка совсем на произвол судьбы или все-таки как-то поддерживать? Наверное, второй вариант. Так что я за разумный подход.
Если нет такой острой необходимости, занятия все-таки должны быть в реале — в нашей профессии важна коммуникация. И главное, некоторые проблемы можно увидеть только при личном контакте: это касается, например, мышечного тонуса — расслабляется корень языка или нет, как это увидеть-пощупать по интернету?
Как понять, что логопед хороший
— Как отличить плохого логопеда от хорошего?
— Хороший логопед обязательно должен начинать с диагностики. Дальше он обязательно применяет какую-то отработанную методическую систему. У логопеда одно вытекает из другого, потому, что речь — это стройная система.
Еще один важный аспект — все должно доводиться до логического конца. Например, звуки должны быть не только поставлены, но и автоматизированы; ребенок должен изменять слово по падежам не только на уроне слова, но и уметь его употреблять в речи с применением грамматических правил.
Есть один пункт, который вообще не отслеживают родители, которые ищут логопеда: диплом об образовании. Его необходимо посмотреть.
Да, это не всегда абсолютно связанно — есть диплом хорошего вуза, значит, специалист хороший. Бывает и наоборот: вроде бы, человек окончил не самый лучший вуз, но сумел развиться до специалиста хорошего уровня. Однако, несмотря на исключения, когда человек оканчивает хороший вуз и получает адекватный диплом, вероятность того, что он специалист приличного уровня — выше.
Также мы смотрим и на какие-то внешние факторы:
- как организован кабинет;
- есть ли дезинфицирующие средства;
- как располагаются книги и пособия;
- есть ли кушетка для массажа, если человек заявляет, что он умеет делать его;
- есть ли коврик, на который логопед может сесть с маленьким ребенком.
Обязательно нужно спрашивать, какие методики человек знает, записать их, чтобы потом почитать о них в интернете. Потому что случается, когда специалисты увлекаются эффектами, а глубины понимания процесса нет. И родитель должен немного погружаться в процесс, в предмет разговора: насколько человек владеет какими-то базовыми фамилиями, методами.
Также, мне кажется, важен опыт. Но если специалист молодой, это не значит, что ему не надо доверять. Значит, нужно честно спросить: «Сколько вы работаете?» Я, например, отвечала так, когда была молодым специалистом: «Я студентка 5-го курса, но я буду серьезно готовиться и стараться».
Если же человек опытный, нужно посмотреть, насколько древнее пособие он приносит: адекватность важна во всем.
И еще важный момент: родителям нужно слушать себя. Если вдруг им что-то не понравилось, но они отгоняют от себя эту мысль: «Ой, мне показалось!», то очень даже возможно, что ничего не показалось. Важно слушать свое сердце.
Важно помнить и про экспертное мнение. Сходите к двум-трем специалистам, и, скажем так, перепроверьте услышанное от одного. Если их мнения не совпадают, значит, что-то не то. Потому, что, если все делается правильно, то неизбежно ответы совпадут. Подробнее о выборе логопеда можно прочитать здесь.
Кому еще помогает логопед
— Часто про логопеда говорят, что это тот, кто ставит звуки. Верно ли такое утверждение?
— Логопед, конечно, может поставить звуки, но было бы смешно и просто, если бы специалист, который учился пять лет (специалитет) делал только это.
Профессия логопеда уникальна тем, что она междисциплинарна. Логопедия строится многих науках. И это не смежные области, а части логопедии, то есть речь идет даже не о межсистемных (медицина и лингвистика), а внутрисистемных связях: патопсихология, нейропсихология, методика обучения русскому языку, специальная педагогика и других.
Логопед приходит на помощь в первые часы жизни к недоношенным малышам, ослабленным, физически незрелым, с низкой массой тела и проблемным артикуляционным аппаратом. А также помогает людям и во взрослой жизни: при очаговых поражениях мозга, кровоизлияниях и инсультах, которые могут вызвать нарушения речи, глотания, слуха. По большому счету, логопеду не важен возраст — он включается в работу с новорожденными, детьми, подростками и взрослыми, также работает с людьми с нарушениями речи при проблемах поведения, слуха, зрения, ментальных особенностях. И при распаде речи после инсульта одним из первых тоже помогает именно логопед.
Говоря о работе логопеда, нельзя не касаться неврологии: речь в системе всех высших психических функций самая молодая и самая уязвимая функция.
Опытные логопеды всегда работают в содружестве с неврологами. И обратная связь: неврологи всегда работают с логопедами.
Так все нарушения у детей, с которыми работает логопед, можно разделить условно на две группы. Первая — проблемы, связанные с задержкой психического, речевого, психо-речевого и эмоционального развития (СДВГ, аутистические, генетические синдромы). Вторая — группа проблем, связанная с нарушением речи (с алалией, дизартрией, ринолалией, дисграфией и другими).
— У логопеда есть узкая специализация?
— Дошкольные логопеды есть. Есть даже кафедра дошкольной дефектологии. Когда ее вводили, я только оканчивала институт, и, честно, мне не было это понятно. До сих пор не поддерживаю идею выделения специалиста в дефектологии, который занимается именно дошкольниками.
Мне нравится то, как создана профессия изначально: логопед — междисциплинарный специалист, человек, чей профессиональный профиль позволяет в любой момент может вынуть нужные знания и прибегнуть к ним, независимо от того, сколько лет обратившемуся за помощью человеку.
Я, например, не занималась заиканием прицельно, так сказать узко. Но, тем не менее, мое образование и компетенции позволяют работать с этой проблемой, если необходимо. И мне это не будет сложно, потому что логопед — человек, который умеет консолидировать все знания, которые он получил еще в институте. Так сказать, качественные знания — крепкие нейронные связи.
Но есть у меня и второй ответ на этот вопрос. Сегодня резко упал уровень образования в логопедии. Так что, мы, скорее всего, как раз придем к узкой специализации: сокращены часы.
Разве может логопед писать неграмотно? Естественно, нет. Но то количество часов, которое отведено на изучение русскому языку в рамках институтской программы, нещадно мало, а одних школьных знаний для профессии не хватит. Как логопед может быть не филологом, не владеть знаниями в фонетике, лексике, грамматике, языкознании, если, занимаясь, например, общим недоразвитием речи, он формирует эти категории?!
Где и как обучают логопедов
— Как-то ректор одного из педвузов сетовал, что принимать на обучение будущих педагогов, не видя их, это как во ВГИК принимать по результатам ЕГЭ.
— Это верно. Мы не знаем, насколько готов человек к профессии. Второе — совершенно нет отбора. Когда создавалась профессия, наши факультеты, был высокий конкурс, и было из кого выбирать. В процессе обучения люди сознательно получали необходимые знания. Они серьезно обучались. Их обязательно тестировали на предмет нарушений звукопроизношения, профпригодность, проводили конкурсное собеседование по мотивации к профессии.
Еще один серьезный вопрос — то, что люди долгое время получали профессию логопеда в процессе переподготовки, то есть не имея базового соответствующего высшего образования. В феврале 2023 года в свет вышел профессиональный стандарт, теперь переподготовка возможна только на базе педагогического или психологического образования.
Надеюсь, что для логопедов отстоят специалитет, то есть первичное дефектологическое образование, только высшее. Пока существует, к сожалению, и другой вариант. У человека есть психолого-педагогическое высшее образование, он проходит переподготовку, и по закону претендует на ту же должность, что и логопед с высшим дефектологическим образованием. Хорошо, если это человек из смежной профессии, скажем медик, или педагог начальных классов.
А если это физик или инженер? Мы не можем на тот технический базис, где нет медицинской подготовки, психологических, лингвистических знаний, а также знаний возрастной психологии ребенка просто взять и наложить «курсы переподготовки». Ведь в нашей профессии есть и лингвистические науки, и это не только детская, зарубежная и русская литература и курс русского языка, а и психолингвистика, психология речи, а также психология, общая, возрастная и только потом специальная. И медицина — это не только анатомия, а невропатология, патопсихология, психопатология, патология ЛОР-органов, физиология, нейрофизиология, генетика. И это только навскидку, далеко не все предметы, которые жизненно необходимы логопеду по профессии.
Приведу простой пример — студента на переподготовке просят на пальцах показать, как функционируют голосовые складки. Он даже технически не представляет, как они располагаются, как и откуда идет голос — вместо горизонтального показывает вертикальное положение. Как он поможет пациенту с параличом голосовых связок?
При получении высшего образования анатомию изучают полноценно, рассматривают голосовые связки не только на картинках и схемах, но и на муляжах, буквально на органах, которые находятся в формалине.
Нужно не только анатомический атлас рассмотреть, а потом суметь вылепить мозг, нарисовать мышцы, нервную систему, кровеносные сосуды, чтобы понять, как все работает.
Сможете ли вы сдать экзамен по неврологии, переехав в другую страну, опираясь на знания, которые вам дали на дефектологическом факультете? Моя однокурсница Жанна смогла. Так она мне однажды написала: «Когда я переучивалась на физиотерапевта, мои знания по медицине (1984–1989 годы обучения) помогли сдать экзамен в Германии по неврологии — выручила латынь. Я на тот момент немецкий знала плохо».
В общем, с нетерпением ждем заявленных перемен.
Логопед и дефектолог — разные специальности?
— Логопедов готовят в педагогических вузах?
— Да, на дефектологическом факультете. Тоже, кстати, спорное название, потому что слово «дефект» считается сегрегирующим. Названия могут быть — дефектологический факультет, факультет специальной педагогики и психологии и даже факультет логопедии. Чаще все-таки в рамках факультетов — кафедра логопедии.
— Логопед и дефектолог — разные специальности или взаимозаменяемые?
— Дефектологов на сегодняшний момент четыре: логопед, логопед-сурдопедагог, тифлопедагог и олигофренопедагог. Последнее слово считается не совсем благозвучным, и необходимо придумать новое название. Но, поскольку с последней специализацией, как мы сказали, произошли метаморфозы, то олигофренопедагога назвали словом «дефектолог». Как будто все остальные три специалиста не дефектологи.
Пример из практики. Моя однокурсница одновременно работает в одном и том же учреждении и логопедом, и дефектологом. Если читать по-старому — логопедом, и олигофренопедагогом (то есть для детей с когнитивными, ментальными нарушениями). То есть две ставки, две специализации, которые можно объединить общим словом — дефектологи.
Была еще такая специализация, учитель-логопед, и дополнительная — учитель русского языка и литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. У будущих специалистов по олигофренопедагогике может быть такая специализация: логопед для детей школы восьмого вида, то есть для детей с умственной отсталостью.
Выпускники дефектологических факультетов вузов получают основную специальность (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и дополнительную — логопед. Она дает право, например, сурдопедагогу (дефектологу) работать учителем-логопедом в профильном учреждении. Звучит это примерно так: сурдопедагог и учитель-логопед в школе для детей II вида. Кроме того, дефектологические факультеты вузов имеют отделение «Логопедия», где получают специальность логопеда.
Как правило, «логопедами-дефектологами» представляются те специалисты, которые либо хотят произвести впечатление на мам, либо камуфлируют неблагозвучность слова «олигофренопедагог». «Логопедами-дефектологами» могут представляться и те, кто окончил отделения сурдопедагогики, дошкольной дефектологии.
В некоторых дипломах логопедов встречается запись «специальный психолог», это синоним к слову «дефектолог». Такая специальность дает право работать в дошкольном образовательном учреждении логопедом или дефектологом.
Логопед (дефектолог) занимается любыми речевыми нарушениями, которые могут быть как в самой речи, так и в ее оформлении. Как правило, логопед работает с нейротипичными детьми. Но и при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия, заикание) ребенком тоже занимается логопед.
Фото: freepik.com