Всем известно, что для Церкви небезразличен вопрос о власти, потому что это вопрос о безопасном и законном устроении общенародной жизни. Об этом свидетельствует ежедневное моление Церкви на ектениях и на литургии, где мы просим, чтобы Господь дал мирное правление для тихого и безмятежного жития.
Достичь этого тихого и безмятежного жития — непросто. Все мы видим, как трудно властям установить хотя бы элементарную законность в обществе. И мы хорошо знаем, что без христианской веры это даже в относительной полноте невозможно. Мы видим, что творится в странах, где живут народы верующие, но не знающие истинной Христовой веры. Попытку установить власть без Бога совсем недавно в ХХ веке сделали в России коммунисты, но это был режим террора и нравственного одичания. Последствия этого режима до сих пор очевидны во всем том, что происходит в стране сейчас на наших глазах.
Церковь не должна заниматься активной политикой; но Россия — православная страна и, как всем понятно, для Церкви желательно, чтобы власть хотя бы в некотором приближении соотносилась в своей деятельности с Божиими заповедями. Кроме этого, власть должна понимать, что такое государственность, а для этого нужно видеть духовный смысл государствования. Но, прежде всего мы должны помнить, что всякая власть — от Бога. Бог посылает власть иногда на помощь народам, а иногда – в наказание.
Церковь не занимается активной политикой, но она, однако, неизбежно присутствует в политике, и не только в силу своей массовости, но и, в первую очередь, своим духовным свидетельством. Это духовное свидетельство было и будет всегда, даже если Она численно умалится, как это и было, например, в советское время. Вместе со всеми людьми Церковь слышит, «о чем шумят народные витии», но не вдается в какие-либо оценки действий и заявлений различных партий и деятелей: одному Богу ведомо, что в душе у каждого человека и что с ним будет завтра. Но Она призвана к гораздо большему: просить Того, Кому дана «всякая власть на небе и на земле», об установлении здесь, на земле, порядка, милости, благополучия и об устроении благоприятных для духовного возрастания условий жизни через тех, кому Он захочет дать временную власть. Для этого нужны, конечно, специальные молитвенные прошения.
Поэтому, по нашему мнению, перед Церковью еще стоит общая задача выработать и сформулировать духовное отношение к принципу выборной власти. И это чрезвычайно важно. Такая задача встала перед Церковью впервые, потому что вплоть до коммунистической революции в начале ХХ века православные страны были монархическими, а теперь по всему миру распространилась т.н. демократия. В монархическое время, когда власть была наследственной и Государь был православным, был помазанником Божиим, такой вопрос не стоял, но молебны о государе всегда имели место. После падения царской власти в 1917 году Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг вполне последовательно отменил все молебствия о Государе, потому что его не стало. Тогда же Церковь заявила о положительном отношении к любой форме власти, лишь бы она опиралась на подлинную законность и заботилась о народе. Однако это не означало, что молебен о властях не нужен. Но революционные события развивались так стремительно, что до вопроса о составлении молебна о властях дело не дошло, поскольку новая власть почти сразу заняла резко враждебную позицию к религии.
В советское время все думали лишь о том, как пережить деспотическую власть, посланную в наказание за безбожие и безнравственность, распространившихся в нашем народе еще до революции. Теперь мы живем в эпоху переменной власти. Это неизбежно обостряет всеобщее внимание к проблемам государственного управления. Наш народ практически не имеет исторического опыта т.н. «демократического» управления, поэтому для нашей страны этот вопрос в настоящее время особенно сложен. В период смены власти неизбежно возникает определенная неустойчивость общества. Такова действительность. Все ощущают недоумение и не знают, что делать. Церковь не относится равнодушно к обшенародным проблемам и о всех нуждах, частных и общих, Она обращается к Богу с молитвенными прошениями. Власть – это особое и очень высокое, очень трудное и ответственное служение, чрезвычайно значимое для всех и каждого, особенно в такое беспринципное время, как переживаемое нами сейчас.. Сейчас, исходя из новозаветного учения о том, что «всякая власть — от Бога», и в период смены власти, и в период новоизбранных временных правителей мы должны сообща, все вместе, с особым вниманием, усиленно просить Господа о даровании правителям мудрости, о ниспослании народу и укреплении достойной, благорасположенной к Церкви и народу власти. Нужна власть, которая будет заботиться о духовно-нравственном состоянии народа. Иначе мы перестанем существовать.
Но нужно помнить и о том, что власть такова, каков сам народ: если народ стремится к праведности, то и власть будет благой, а если он склонен к безбожию, магии, разврату, пьянству, воровству,- то какую же он должен получить власть? Одним словом, что заслужили, то и получаем. Впрочем, есть милость Божия. В тяжелейшее последнее время истории Господь обещает сократить те дни ради избранных. Но и всегда есть избранные, которые молятся за весь мир и за нас, за наш народ и их молитвами мы еще живем. Однако это не снимает с каждого из нас личной ответственности и следует бояться прогневать Бога так, что Он не станет слушать молений праведников о народе. Это уже отчасти было в минувшем ХХ веке. Несомненно, мир погружен в безбожие. Но мы вовсе не думаем, что следует считать положение безнадежным. Именно потому и нужно своевременно молить Бога о даровании властителям и стремящимся к властительству богоугодных качеств. В любом случае и до самого конца, наша обязанность – просить Господа о своей стране. Получаем же мы то, что угодно Богу, Который милует и карает.
Мы должны понять, что выборы сами по себе не дают для населения никакого серьезного результата не только в Америке, но в России. Значимые изменения происходят в зависимости от духовного состояния народа, и вот это особенно важно именно для России, как мирового центра Православия. Вместе с тем «сердце царево в руце Божией» Если же мы вовсе не усердствуем в прошениях наших о нужной власти, а лишь злословим, посмеиваясь над немощными действиями политиков, то почему мы должны ожидать от Господа благоустроения общества и государства?
Большие, тревожные вопросы всегда требуют общественной молитвы. Во все неопределенные и смутные времена Церковь составляла соответствующие молитвенные прошения и соответствующие молебные пения для общецерковного употребления с целью умолить Господа о прощении грехов и помиловании. Так, во время революции 1917 года и гражданской войны по благословению св. Патриарха Тихона была составлена особа молитва о спасении России (молитва об Отечестве). Эта замечательная молитва соответствовала тяжелым обстоятельствам того времени и в ней содержатся соответствующие прошения о прекращении нестроений, убийств, шатаний и раздоров, попраний страны врагами. В настоящее время, когда, слава Богу, нет гражданской войны, и мы пока не переживаем окончательного разрушения страны, некоторые люди, озабоченные состоянием страны, и сейчас читают эту или другую молитву, молясь о спасении отечества. Это очень хорошо. Конечно, на каждой литургии произносятся прошения «о Богохранимой стране Российской», «о властехъ и воинстве ея». Молитва на литургии очень важна, также необходима частная, келейная молитва о властях, о державе Российской каждого человека. Но отдельная молитва (и отдельное прошение) не заменяет молебна, как соборного служения. Многие нам говорят, что келейно молятся о достойной власти и о сохранении России. Достаточна ли одна лишь келейная молитва, в условиях, когда нет гонения и никто не мешает молиться соборно и вслух? На все особые случаи Церковь установила служить молебны. Конечно, мы знаем, что мир лежит во зле и в целом склоняется к упадку с самыми серьезными последствиями для всего человечества. Однако есть православное предание, которое говорит нам, что глава последнего православного царства свой венец отдаст Христу.
Поэтому, невольно думая о всегда непростом процессе установления властвования в стране на очередной период, или о улучшении порядка, о установлении справедливых, разумных и добрых законов, о действиях власти на местах, — уместно отслужить Господу полноценный молебен, с пением тропарей, с Евангелием, с ектениями, содержащими соответствующие прошения и с особыми молитвами, посвященными утверждению как общего благого властного порядка в Отечестве, так и в каждом отдельном случае, хотя бы при смене начальника управы. У нас достаточно образцов: молитвенные последования на новолетие, об обращении заблудших, благодарственный молебен, о болящих, о путешествующих, об учащихся, о добром деле и о других нуждах. Есть молебен, поемый во время бедствия и при нападении врагов, но об устроении собственного народа и государства следует молиться, не дожидаясь бедствий. Поэтому, по нашему мнению, пришло время, когда необходимо должен быть составлен особый молебен о ниспослании Богом народу мудрой, доброй и праведной власти.
Молебен есть соборное служение, он собирает и соединяет людей для совместного обращения к Богу в каждом важном деле. Он, будучи общим молением, наставляет и воспитывает молящихся. Как, не имея такого молебна, сделать молитву о ниспослании истинной и праведной власти не келейным, частным делом, а общецерковным? Как вовлечь в нее наибольшее число людей? Всякому понятно, что у нас нет никакого навыка молиться соборно о власти, потому что в этом не было никогда никакой нужды. Но сейчас, кажется, мы обязаны научить наш народ именно такой соборной молитве. Политики собирают и приучают народ ходить на митинги, где немало демагогии и ложных обещаний. Народ в растерянности. Нам следовало бы собирать, учить и призывать народ к вере в то, что есть на самом деле — власть подлинно принадлежит Богу, и Он слышит Свой народ и дает власть, кому хочет и кому нужно для нашей пользы. Но в вопросе власти мы не фаталисты. И, приглашая людей на молебен о власти, мы скажем, что мы не занимаемся политикой, как специальной государственной активной деятельности, потому что любой правитель может стать угодным Богу, если он творит правду.
Делая выводы из исторических уроков, следовало бы, как кажется, составить такой особый молебен, чтобы каждый священник со своей паствой в любое время мог бы просить Господа о достойной власти. Молебен о властях, несомненно, должен быть свидетельством о подлинной природе властвования, которое исходит от Бога. Представляется, что это должен быть молебен с развернутыми, более подробными прошениями, в которых мысль молящихся была бы сосредоточена на многообразии и необходимости испрашиваемых у Господа духовно-нравственных достоинствах для ожидаемой власти. Полагаем, в прошениях такого молебна должны быть названы те добродетели, которых в наше время, как правило, весьма не хватает лицам, имеющим власть и к ней стремящимся. Только в молитвенном обращении к подлинному источнику власти – Богу, народ наш преодолеет ограниченность «выборов» и получит надежду в современных условиях обрести достойную власть от Бога.
В наше достаточно тяжелое время по-настоящему от правителей требуется святость, дабы противостоять темным силам — миродержителям тьмы века сего. Это, возможно, кажется невероятным, но в том-то и суть, что у Бога возможно то, что человеку представляется невозможным. В этом суть веры. По нашему мнению, не следует ограничиваться половинчатыми прошениями. Церковь должна иметь дерзновение усердно просить у Господа святых мужей во власть, а Господь, Который милует и наказует, по своему усмотрению посылает нам властителей, каких Ему угодно. Да будет воля Божия. К тому же, просить Господа о власти следует не только накануне выборов, а постоянно, не только в масштабах страны, но и в масштабах города, района, села, управы и т.д..
Все мы, верующие люди, уповаем на силу молитвы, и опыт Церкви свидетельствует: нет сомнения, что чем больше мы будем прибегать к соборной молитве, тем основательнее и духовнее будет устраиваться наша частная и общая жизнь. Можно предложить для общественного обсуждения следующий примерный порядок молебна.
Начало обычное.
Псалом 89.
Символ веры.
Ектениа великая, с дополнительными особыми прошениями (после О граде сем…):
О еже не помянути беззаконий и неправд людей своих, и отвратити от нас весь гневъ свой, праведно движимый на ны, Господу помолимся.
О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас недостойных раб своих в пренебесный свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся.
О еже учредити ко правлению мужей мудрыхъ и благоразумныхъ, аще возможно и святыхъ, не своего си ищущихъ, но к деланию богоугодному и народу нашему спасительному, Господу помолимся.
О еже власть имеющихъ наставити ко святому и мудрому житию и праведному, духъ миренъ, веру, правду, благосердие, к ближнему любовь в сердцахъ ихъ начертавати, Господу помолимся.
О еже ся готовящихъ во власть умудрити, и благоразумие, упование на Господа, милость, терпение, смирение имъ по милосердию неизреченному Своему даровати, и уставление властное, аще угодно Богови, совершити ко славе Божией и на ползу человекомъ, Господу помолимся.
О еже державу нашу, и воинство укрепити и непреоборимы соделати да бы вере и благочестию во стране нашея возрастати, а нечестию и всякому злоделанию умалитися, Господу помолимся.
(Далее обычные прошения).
Бог Господь и явися нам…
Тропарь: Всемилостивому Спасу (пока нет специального тропаря).
Апостол: к Римляном, зачало 111 (Рим. 13. 1-8: «1 Всяка душа властем предержащым да повинуется: нeсть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть. 2 Тeмже противляяйся власти, Божию повелeнию противляется: противляющиися же себe грeх приемлют. 3 Князи бо не суть боязнь добрым дeлом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имeти будеши похвалу от него: 4 Божий бо слуга есть, тебe во благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума (всуе) мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнeв злое творящему. 5 Тeмже потреба повиноватися не токмо за гнeв, но и за совeсть. 6 Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть, во истое сие пребывающе. 7 Воздадите убо всeм должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь. 8 Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга, закон исполни. 9 Еже бо: не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидeтелствуеши, не похощеши, и аще кая ина заповeдь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши искренняго твоего, якоже сам себе. 10 Любы искреннему зла не творит. исполнение убо закона любы есть. 11 И сие, вeдяще время, яко час уже нам от сна востати.»).
Евангелие: от Матфея, зачало 116 (гл. 28, 16-20: 16 Единии же надесяте ученицы идоша в галилею, в гору, аможе повелe им Иисус: 17 и видeвше его, поклонишася ему: ови же усумнeшася. 18 И приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли: 19 шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 учаще их блюсти вся, елика заповeдах вам: и се, аз с вами есмь во вся дни до скончания вeка. Аминь.»).
Сугубая ектения. После О стране нашей:
О еже милостивымъ окомъ призрети на святую Свою Церковь и соблюсти ю невредиму и непреобориму от ересей и нестроений и миром своим оградити, молимся Тебе, Спасителю наш, услыши и помилуй.
О еже укрепити единение народовъ отечества нашего и силою Святаго Духа обратити всехъ на путь мира и братолюбия, рцемъ вси, милостивно услыши и помилуй.
Давый заповедьТвою нам, еже любити Тебе, Бога нашего и ближнего своего, сотвори, да ненависть, вражда, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь и миръ Твой да царствуютъ среди народовъ отечества нашего, молимся ти, Спасителю нашъ, услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся, призри, человеколюбче Господи, милостивымъ Твоимъ окомъ на рабы Твоя народъ сей, ко Твоему благоутробию верою припадающия и услышавъ моления ихъ, дело устроения властного во стране нашей (во граде сем, в земле сей. в месте сем) благополучно волею Своею соверши во славу Твою, яко всесильному царю молимтися, услыши и помилуй.
Еще молимся, о еже укрепити державу нашу, и во властехъ и в полате сущихъ научити, да тихое и мирное житие поживемъ, во всякомъ благочестии и чистоте, Господи услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся, отъ людей лукавыхъ, неправедныхъ и нечестивыхъ защити, добрыхъ же утверди во страсе Твоемъ, и Ангела Твоего благоуветлива к деломъ сим пристави, и о еже воспятити вся препятия видимыхъ и невидимыхъ врагъ, поспешство же во всемъ ко благополучному совершению делающимъ сотвори, да устроение государское добре здати, молимтися, Преблагий Спасе, услыши и милостивно помилуй.
Возглас:Услыши ны, Боже…
Молитва Господу нашему Иисусу Христу:
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Тебе же дадеся всякая власть на небеси и на земли! Умилосердися о нас грешных, даруй стране нашей мирное правление, даруй мир и благоустроение жительству христианскому, утверди веру православную в стране нашей и во всем мире. Церковь апостольскую и соборную умалению не предаждь, умножь и укрепи веру православную в народе нашем; пощади нас и воздвигни нам во властех мужей благоразумных, аще возможно и святых, ради славы имени Твоего; молитвами всех новых мучеников и исповедников Российских и всех святых, в земле Российской просиявших; и да будет в стране нашей – правление мудрое и святое, мир, тишина, благоденствие; в народах отечества нашего мир и братолюбие; в правителех – разум богопросвещенный, милосердие и бескорыстие, в законах – истина и милость, в судах – справедливость и милость, в воинстве – вера и крепость, во училищах – наставничество и прилежание; во благих человецех – верность, в злых же – страх и боязнь, во еже престати им от зла, творити же добрая; укрепи страну нашу во благочестии и благоверии, да тако в державе нашей Царство Христово растет и множится, и да прославится в ней Бог, дивный во святых своих, Ему же слава во веки. Аминь.
Молитва Божией Матери «Царице моя преблагая…»
Отпуст.
Поступили предложения:
Включить тропарь (или молитву) иконе Божией Матери Державной; Всем святым, земле Российской просиявшим, выделив отдельно св. Патриарха Тихона и Царскую семью;
Также учесть, что молебен может совершаться на государственном, областном, епархиальном или ином уровне. Если на данном уровне руководители, возглавляющие власть православные, то можно упоминать их имена (один или два по желанию молящихся).
Могут быть утверждены наряду с указанными выше основными чтениями Апостола и Евангелия и приведенные ниже варианты, которые может выбирать служащий иерей молебен сообразуясь с обстоятельствами.
Варианты к чтению апостола:
- 1 Пт. 2. 13-17 (« Повинитеся… аще царю… аще… князем…»)
- 2. 1 Тим. 2. 1- 4 (« Молю убо … творите молитвы … за царя и за всех иже во власти суть …»)
Варианты к евангельскому чтению:
- 3. Мф. 22.15-22; или Мк. 12. 13-17; или Лк. 20. 20-25 («… воздадите убо кесарево кесареви, и Божия Богови…»)
- Мф. 17. 24-27 («… да не соблазним их … обрящеши статиръ … »)
Молитва о спасении России св. Патриарха Тихона:
Господи Боже Спасителю наш! К Тебе припадаем сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, имиже раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя. Отступихом бо от Тебе, Владыко, и заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотоворихом, якоже заповедал еси нам, Сего ради нестроением поразил еси нас, и дал еси нас на попрание врагом нашим, и умалихомся паче всех язык, и быхом в притчу и поношение соседом нашим. Боже великий и дивный, каяйся о злобах человеческих, возводяй низверженныя и утверждаяй ниспадающия! Небесную Твою силу с небесе ниспосли, уврачуй язвы душ наших, и воздвигни нас от одра болезни, яко наполнишася расслабления чресла наша, яко болим неправдою и рождаем беззаконие. Утоли шатания и раздоры в земле нашей, отжени от нас зависти и рвения, убийства и пианства, разжжения и соблазны, попали в сердцах наших всяку нечистоту, вражду и злобу, да паки все возлюбим друг друга и едино пребудем в Тебе, Господе и Владыце нашем, якоже повелел еси и заповедал еси нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко исполнихомся уничижения и несмы достойны возвести очеса наша на небо. Помяни милости, яже показал еси отцем нашим, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби. Молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе ходатайство другов Твоих: преподобных и богоносных отцев наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа, святителей Московских, священномученика Ермогена, наипаче святителя Тихона, Патриарха Московского, и всех Новомучеников и Исповедников Российских, и всех святых в земли нашей просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, от лет древних покрывавшия и заступавшия страну нашу. Вразуми всех, иже во власти суть, и возглаголи в них благая о Церкви Твоей и о всех людях Твоих. Силою Креста Твоего укрепи воинство наше и избави их от всякого навета вражия. Воздвигни нам мужей силы и разума, и даждь всем нам духа премудрости и страха Божия, духа крепости и благочестия. Господи, к Тебе прибегаем, научи нас творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, яко у Тебе источник Живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя во веки веков. Аминь.
Понятно, что вопрос о власти занимает всех, и все так или иначе обсуждают между собой этот несомненно важнейший для народной жизни вопрос. Но часто ли наши эти разговоры благоразумны и полезны? Думается, немного мы понимаем. Гораздо полезнее было бы усердно молиться, чтобы Господь сохранил нас от всякого зла и не погубил бы нас заслуживающих это своим неразумием. Будем усердно молиться о ниспослании праведной власти.
Данный проект молебна «О властехъ» предварительно был разослан ряду священнослужителей. Некоторые адресаты нам ничего не ответили, от других был получен ряд отзывов. Откликнулись, в целом положительно, собратия преимущественно из среды приходского духовенства, озабоченного и настоящим, и будущим состоянием и положением своей паствы. Поступил ряд предложений, которые вошли в предлагаемый проект. В частности, мы приводим, как вариант, под названием «Молитвы об отечестве» молитву, составленную в свое время по благословению св. Патриарха Тихона; а также и прошения на ектении, включенные по благословению Патриарха Алексия II. Кроме того, в предлагаемом проекте молебна к рассмотрению предложены прошения, отсутствующие в более ранних текстах. Публикуя, от имени участников проекта, данный текст, мы надеемся, что публичное обсуждение продолжится во славу Божию и на пользу Церкви.
Протоиерей Александр Салтыков