«Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!». Спорт в жизни христианина. Часть 2.
«Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!». Спорт в жизни христианина. Часть 1.
Читайте также:
К победе с молитвой
Победа нас ждет, Россия вперед!
Силач-богослов
Протоиерей Владимир Силовьев: «То, что наша команда дошла до полуфинала – настоящая радость «
Спортивному воспитанию с самого раннего детства уделяют много внимания. С возрастом у одних физкультуре и спорту в жизни остается все меньше времени, другие же связывают со спортом всю жизнь.
Нередко, приходя к православной вере, человек отказывается от занятий всеми видами спорта, считая, что все, не связанное с молитвой и богослужением не составляет пользы для души. Напротив, во многих семинариях и православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, немало времени отводится для физической подготовки будущих пастырей, ведь многочасовое стояние на службах можно вынести только имея крепкие сильные ноги.
О месте спорта в жизни православного человека мы беседуем с клириком храма Христа Спасителя города Москвы, тренером по водному поло, священником Андреем Овчинниковым.
Тренировка тела и тренировка духа
— Многие тренеры, особенно те, которые занимаются с молодёжью, говорят, что одним из главных психологических компонентов в росте спортсмена является гордость: не дать победить сопернику, поражение – это позор. Что Вы, как православный священник, думаете о подобной позиции учителя, ведь тренер – это еще и учитель, и воспитатель?
— Говоря о некоем мировоззрении спортсмена, нужно понять, что главная борьба у человека идет за свою душу. Поэтому, если элементы единоборства или физических состязаний будут переходить на духовную жизнь – это будет неплохо. Например, часто в забеге, заплыве или велозаезде участвует множество спортсменов, но получают награду или медали только победители. И, говоря о победах в спорте, можно провести некие аналогии с духовной жизнью — побеждает тот, кто подвизается законно, кто использует необходимый опыт духовной жизни, кто обогащает себя различными знаниями. Православный христианин тоже именуется борцом, подвижником, воином, который сражается с невидимыми врагами ради своего спасения. Иным словом, элементы того подготовительного или учебно-воспитательного процесса, который в спорте составляется перед каждым учебным годом на каждого воспитанника, можно в некотором смысле использовать именно для духовной жизни человека. И каждый должен так же серьезно заниматься своим спасением, как профессиональный спортсмен делает все для достижения серьезных успехов, ведь он за это получает немалые деньги.
Гордыня – мать всех пороков. Где свершилось падение, там предварила гордость. Это она низвергла с неба ангелов, которые были приближены к Богу, изгнала из рая наших праотцев. Поэтому, если гордость зарождается в низших сферах нашего бытия, т.е. на спортивном состязании, есть опасность, что она перейдет и на более серьезный фон. Можно ли говорить, что гордыня может помочь победить? Нет, нельзя. Тем более, молодым людям и особенно детям. Сказать надо, наверное, о каком-то духе соревнования. О том, что побеждает тот, кому Господь дал больше силы, у кого крепче здоровье. Специально культивировать эти идеи не нужно.
— Говорят, тщеславие – двигатель спортсмена. Так ли это всегда? Некоторые выдающиеся спортсмены очень скромны, не любят вспоминать о своих титулах, хотя достигли потрясающих результатов!
— Все, что касается человеческих качеств, то, с точки зрения Евангельской, они являются далеко не совершенными. Никакая человеческая скромность даже в близком масштабе не сравнится с добродетелью смирения или кротости. Да, иногда спортсмены ведут себя как люди скромные, но глубины сердца знает только Бог. Сердце — показатель. И говорить о жизни сердца нужно очень осторожно.
А все, что касается первой фразы, что тщеславие есть двигатель многих спортивных достижений, наверное, это так. Ведь если спорт, повторюсь, зиждется лишь на сфере материальной, то тщеславие это как раз тот порок, тот недуг, та страсть, которые пропитывает любое наше дело и оскверняет его. Даже святые, которые вели духовную жизнь, упражняясь в самых возвышенных добродетелях, и то говорили, что тщеславие фактически неистребимо. Преподобный Иоанн Лествичник учил, что тщеславие можно уподобить трезубцу, который, как ни брось, он одним своим рогом все равно смотрит в небо.
— Сербский баскетбольный тренер Душан Ивкович как-то сказал: «Я выбрал правильный путь: Белград, Афины, Москва». В России играют много греческих и сербских спортсменов, они приезжают именно сюда, и не только из-за денег. Многие болельщики из этих православных стран дружат между собой. По Вашему мнению, спорт способствует православному единению и братству?
— Если говорить о единении самом глубоком, самом тесном, самом крепком, то оно возможно только во Христе. Преподобный авва Дорофей приводит в своих душеспасительных поучениях прекрасный пример, подтверждающий эту мысль. Представим себе, что круг – это наш мир, центр круга – Бог, а лучи радиуса – пути жизни человеческой; чем ближе эти лучи приближаются к центру, тем ближе они друг к другу между собой, а удаляясь от центра, лучи все дальше расходятся друг от друга. Поэтому только Христос, только Он может по-настоящему людей объединять. Все, что касается объединений вне религиозных ценностей — это может быть и культура, и наука, и спорт, и политика и бизнес – все это носит несовершенную форму единения, являясь некоей видимостью. Ведь пока в спорте платят хорошие деньги и достигаются победы, пока крепкое здоровье, люди близки друг другу. Но, как только один из этих факторов нарушается, все это рассыпается как карточный домик.
Посещение зрелищ возбуждает самые низменные страсти
— А мешает ли активная деятельность болельщика не навредить его православному духу? Скажем, болельщик какого-либо клуба посещает все матчи любимой команды, находясь именно в фан-секторе, следящий за новостями, состоящий в какой-либо группе, но при этом посещающий храм еженедельно, причащающийся…
— Мешает, однозначно. Посещение зрелищ возбуждает самые низменные страсти, это несовместимо с духовной жизнью.
— Болельщики «Спартака» перед матчем поют «Боже, «Спартак» храни, дай ему сил…», т.е. этот фактически их гимн, переделанный из гимна императорской России «Боже, царя храни». Можно ли расценивать эту песню кощунством?
— Да, это является кощунством.
— И в продолжение темы о болельщиках. Иногда на матче болельщики соперничающих команд кричат друг другу: «Православные! Православные!». Но те и другие поют, мягко говоря, нелицеприятные песенки в адрес друг друга. Разве такие вещи совместимы?
— Нет, они несовместимы. Страсть и добродетель никогда не уживутся, Христос и дьявол, грех и благочестие – никогда не найдут общего языка.
Слава страны слагается из многих факторов
— В прошлом году мы стали Чемпионами Европы по баскетболу среди мужчин и среди женщин, такого не случалось несколько десятилетий. 2008 год был тоже очень удачным для России в спортивном смысле. Мы стали Чемпионами Мира по хоккею, обыграв в драматическом финале, казалось, непобедимых канадцев, и доказали, наконец, что в России есть высококлассный футбол, и мы можем не только бороться в престижных футбольных турнирах, но и выигрывать их. А еще грядёт Олимпиада в Пекине… Нужно ли русскому православному человеку гордиться своей страной, своими спортсменами и этими достижениями, по-христиански ли это?
— Гордиться-то, наверное, вообще ничем не нужно. Потому что гордость — это грех. А слава страны слагается из многих факторов, и насколько спорт в этой системе ценностей занимает свое место, я не берусь судить. Но все это — вещи довольно условные и относительные. Я думаю, что славу страны, если говорить о православной державе российской, составляли ее святые и подвижники. Недаром наше отечество Святой Русью. Никогда нельзя было таким словом назвать Англию, Францию, Германию. Потому что наша страна была просвещена тысячу лет назад светом Христовой Истины и породила на своих просторах множество угодников Божиих, молитвами которых она превратилась в могучую державу. Слава страны, даже внешняя, на международном уровне обусловлена была, в первую очередь, тем, что духовная жизнь на Руси была на высоте. После революции 1917 года начались жестокие гонения на Церковь, были уничтожены наши святыни, разрушены традиции православной жизни, и сразу наступил экономический и политический кризис. Возвращение к процветанию страны, к ее славе идет через возрождение духовной жизни. Чем больше будет в у нас праведников, тем Господь больше даст благословения, и жизнь наша станет лучше именно из-за этого. А спортсмены? Внешне, да — так же, как космонавты, как музыканты, как целинники, создают свою славу, которая для христианина является внешней и малозначащей.
— Как Вы считаете, достижения наших спортсменов повлияют на рост интереса к этим видам спорта и к спорту вообще в России? Приведёт ли это к открытию многочисленных спортивных школ, секций и притоку людей в спорт?
— Мы должны привлекать детей не в спортивные секции, а в храмы Божии. Если человек начнет свой христианский путь, то, врачуя от страстей свою душу, он исцелит и тело. Это известное изречение… В Евангелии от Иоанна говорится об исцелении болящего, 38 лет лежащего в городе Иерусалиме у одной из купален. И Господь, исцеляя, сказал ему, «ты стал здрав и больше не греши, чтоб с тобой не случилось чего хуже». То есть в основе любого заболевания полагается грех. Поэтому здоровье нации прямым образом связано с благочестием. Если просто заниматься спортом и не беспокоиться о нравственности, о своем духовном состоянии, не бороться с грехом и со страстями, то здоровье не будет иметь ценности. Оно будет оторвано от жизни и превратится в средство. А мы знаем, что средство не должно превышать цель. Господь дает человеку крепкое здоровье для служения Богу и ближним. Здоровье – это дар Божий, который нужно беречь и пользоваться им для совершения добрых дел.
Беседовала Мария Патрашко