На сайте замечательного журнала «Фома» недавно вышла заметка Дмитрия Володихина «Только бронеступы не хватает… („Охотники на ведьм“ в российском прокате)». Это — впечатления от одного из последних голливудских блокбастеров, вышедшего недавно на российские киноэкраны. Кино наверняка видели многие. Я же, грешный, его не видел — только трейлеры, отрывки, ну и читал впечатления некоторых тех и сех, потому уподоблюсь отчасти знаменитому персонажу советских времен, заявлявшему: «Я Пастернака не читал, но я скажу!»
Так вот, фильм я не видел, но вряд ли ошибусь, если предположу, что это нечто вроде «Ван Хельсинга» — бедный Брэм Стокер!.. знал бы ты, в кого превратит Голливуд твоего пожилого профессора, персонажа, как-никак, литературы, да еще и неплохой литературы!.. (Помню, кстати, рассказ кого-то из моих знакомых: у них на приходе «Ван Хельсингом» прозвали тетушку, активно увлекающуюся кознями бесовскими и борьбой с ними…).
Собственно, не сам фильм меня привлек. А слова автора из вышеуказанной заметки, вот какие:
«К сожалению, хотя впрямую кинокартина и повествует о подвигах ведьмобоев Ганзеля и Гретель, но есть в ней и обратный смысл, несколько закамуфлированный явной борьбой с ведьмовством. И этот обратный смысл — чистая отрава.
Вводящие сей лукавый смысловой слой ключевые фразы таковы: „Молиться бесполезно!“ и „На свете есть добрые ведьмы. Немного, но есть!“.
Первую из них, допустим, произносит матерая ведьма. Мол, молитва вам, подлым врагам, не поможет, не справитесь вы со мной своею молитвой. Как ей верить? Однако содержание фильма абсолютно, на сто процентов подтверждает ее правоту. Бог вынесен за скобки фильма. Его нет. На Него нечего надеться. Лучше выйти на ведьму, вооружившись гранатометом или арбалетом с разделяющимися боеголовками. Но не с молитвой и не с упованием на помощь Господню.
А ведь это ядовитенькое представление о мире. Сильному и опасному злу, оказывается, нечего противопоставить, кроме собственной силы. Вооружайтесь! Деритесь! Никто не стоит за вашими спинами, никто вам не поможет, кроме вас самих! Хороший арсенал и знание навыков рукопашного боя отлично заменит вам чистую душу и твердую веру!»
Про «добрых ведьм» — оно правда. Добрых ведьм, как безалкогольной водки, на свете не бывает.
Я про другое — про молитву как средство борьбы с нечистой силой.
Да простит меня автор, я с ним не спорю, просто размышляю над затронутым им (я в самом деле прошу у него прощения — но, как говорил д’Артаньян в «Трех мушкетерах», только за это!..): вот в таком отношении к молитве я вижу что-то… не то что даже голливудское… что-то глубоко неправильное. Языческое — в том смысле, в котором Лесков горевал о том, что наша Русь была крещена, но толком не была просвещена.
Об этом, кстати, однажды обмолвился тот, кто вряд ли мог радеть о православии в любом из его изводов (впрочем, как знать…), кто мог бы быть одним из создателей оного фильма «Охотники на ведьм» — знаменитый «король ужасов», американский писатель Стивен Кинг.
Было время, я читал его книги пачками. Да-да. Кинг смутно понимал природу зла — но именно что смутно, в моем некрещеном сознании оставались занозы, невыясненные вопросы после чтения его книг — похоже, Кинг так и не смог принять ее смысл по-настоящему. Он точно и достоверно описывал симптомы зла — но что-то мешало ему ясно обозначить корень, мешало, возможно, не в последнюю очередь, и вот почему (это только мой домысел, простите меня, м-р Кинг): когда ясно понимаешь природу зла — тогда пропадает чарующий интерес ко злу, пропадает драйв мистического страха перед злом, замешанного на вожделении.
Когда понимаешь главное отношение к сатане: «и дуни и плюни на него» — и забудь, не обращай внимание на мокрицу в половице, ни во чтоже вмени, сосредоточься на главном, на Христе — тогда отпадают многие увлекательные «от мира сего» фобии, фантазии, интересы и заделья. В частности, тогда не из чего ткать пряжу увлекательных и доллароприносящих романов про борьбу с неодолимым чарующим злом — тогда надо прийти к свету и простоте Христовой, а для карьеры успешного хоррор-романиста оно, сами понимаете, не очень полезно….
Так вот, пачку книг Кинга я, приняв крещение в 1996 году, выбросил на помойку. И ни разу не пожалел. Вернул, годы спустя, только две (и то — не на книжную полку, а в электронную читалку, чтобы перечитать) — романы «Необходимые вещи» и «Салимов Удел» (второй, кстати, вернул не в малой степени из-за замечательных лирических пассажей о погоде, об осени, о ветре, с которых начинаются некоторые главы…).
В «Салимовом Уделе» есть сцена, в которой борются два значимых персонажа — всемогущий вековечный вампир Барлоу и священник отец Каллахен, один — ведомый силой магической сатанинской похоти, второй — держит в руке распятие как оружие, как символ противления злу. И вот, заставляя священника-маловера отбросить крест, вроде бы только что сиявший силой, и торжествуя победу над ним (по роману — пожилым алкоголиком, подверженным «выгоранию»), вампир говорит так:
« — Слишком поздно для таких мелодрам, — отозвался Барлоу из темноты. Тон был почти скорбным. — К чему? Ведь ты забыл доктрину собственной церкви, разве не так? Крест, хлеб и вино, исповедь — только символы. Без веры крест — простое дерево, хлеб — печеная пшеница, вино — перекисший виноград».
И говорит ведь — совершенно верно.
В чем идея голливудских боевиков про борьбу с сатаной? В том, чтоб найти — в чисто материалистическом духе — могучие волшебные артефакты, могущие сокрушить демона.
Слова автора заметки в «Фоме» навели меня на размышления: такие артефакты нередко ищем и мы, современные российские христиане: святую воду, освященные на мощах иконки, земельку-маслице, и… молитву. «Эта молитва — ох, сильная!» — говорим — в чисто опять же материалистическом духе — порою мы. Чисто языческое представление…
Ведь что такое молитва? Попросту — разговор человека с Богом. Ребенка — с Отцом Небесным. Благодарность, просьба, прошение, покаяние, порой — просто невнятный лепет… разговор. Неважно, выраженный ли устоявшимися в веках формулами или просто словами «как есть», от сердца — но разговор.
А разве можно спастись — разговором? Спастись можно — только активным действием. Это всем известно в жизни житейской.
Активным противостоянием злу, то есть — исполнением заповедей Божьих.
И далее: а можно ли «спастись» самому? Приложить усилия — да. Но Спаситель у нас один — Христос…
И еще: а от какого зла можно спастись? От внешнего, от чудищ и вампиров? Мало-мальски попытавшийся жить по-христиански человек очень скоро понимает: главное зло — внутри меня. Гордость. Нелюбовь. Похоть. Лень. Трусость. Сластолюбие. Зависть. Неверие… Не чудища с клыками, налетающие извне — а неприметные внешне обыденные страсти, грызущие как паразит изнутри…
Так что если на происки зла отвечать не «молитвой-заклинанием», а обращением ко Христу, единением с Ним и жизнью по Его заповедям — то и сама жизнь изменится. Она перейдет совсем в другую область. В ту, где не будет уже так увлекающих нас ведьм, вурдалаков, чудищ из детских фантазий и американских ужастиков — но будет настоящая жизнь. Вечная. А про нее и про то, что нам действительно нужно, чтоб в ней жить — совсем другой разговор.
Читайте также:
Проблема зла в православном богословии