Молитва на крыше, колотушка и чувство Пасхи
Мужской монастырь Панагия тис Вриссис – самый большой монастырь острова Сифнос. Он расположен на живописном холме к югу от столицы острова – Аполлонии. Монастырь был основан еще в XVII веке. Крестообразный храм монастыря, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, украшен характерной для Кикладских островов колокольней с двумя колоколами. На территории монастыря есть Музей духовного искусства, в котором хранятся редчайшие старинные богослужебные книги, сосуды, священнические облачения, иконы, манускрипты.
В Греции очень любят и почитают Пресвятую Богородицу. Имя Мария – едва ли не самое популярное здесь женское имя. В оживленных местах только и слышны окрики: «Мария!», «Мария!» На самом деле греки не кричат, у них просто манера разговора такая – возбужденно-радостная. Особенно это ощущается в день праздника.
Стекающиеся по каменным тропам к монастырю люди еще издали приветствуют друг друга, а сблизившись – обнимаются. У священников просят благословения и целуют руку – это обязательно. Некоторые батюшки приходят в монастырь пешком – остров маленький, все деревни близко. Приехавшие на машинах оставляют их на парковке в паре сотен метров от монастыря. Машины, как правило, простые и не новые – здесь так принято.
Монастырь и площадь перед ним пестро украшены гирляндами и флагами.
В монастырском дворе довольно шумно – во всяком случае, так кажется приезжему русскому паломнику. Нет привычной нам тишины, нарушаемой лишь перезвоном колоколов или криками ребятишек. Гомонят прибывающие прихожане, оживленно беседуют курящие на скамейках старики (отношение к курению здесь не столь строгое, как у нас), из трапезной доносится звон посуды и крики поваров – готовится праздничный ужин. Ну, и ребятишки – куда ж без них – добавляют немного хаоса.
Временами все тонет в праздничном перезвоне. Звонарям для этого не нужно подниматься на колокольню – веревки от колокольных маятников протянуты прямо до земли.
Пожилые прихожане-звонари меняются, соревнуясь в своем искусстве.
Все ждут архиерея – митрополита Сироса, Сифноса и всех Кикладских островов Дорофея. Он уже прибыл в монастырь и сейчас находится в ризнице вместе с духовенством. На высоком крыльце ризницы появляются первые священники – значит, владыка скоро выйдет и начнется праздничная вечерняя служба.
Выход митрополита предваряет процессия духовенства. В другой, не праздничный день столько батюшек сразу на острове не встретишь – сегодня здесь все десять священников Сифноса, плюс сопровождающие владыку.
Процессия движется под особый перестук, напоминающий танцевальный ритм. Это уже знакомый нам архимандрит Агафангел стучит деревянным молотком в деревянное било – особый инструмент в виде доски. Традиция созывать так народ к молитве уходит корнями в первые века христианства в Римской империи, во времена гонений христиан, когда о колоколах не могло быть и речи.
Митрополит Дорофей – сосредоточен и серьезен. Сейчас трудно представить его верхом на лошади во время конного крестного хода. Между тем, как пишут СМИ, владыка не только ездит верхом, но и духовно окормляет детский конный клуб, впрочем, как и другие учебные и воспитательные заведения своей епархии. Вообще, это один из самых известных и уважаемых в Греции архиереев. Во время последних выборов главы Элладской Православной Церкви владыка Дорофей даже рассматривался в качестве потенциального Предстоятеля.
Даже после начала праздничной службы двор монастыря остается многолюдным – храм не вмещает всех пришедших помолиться.
Часть людей собирается на стенах и крышах монастырских построек. Это не запрещается, наоборот – крыши-площадки с ведущими к ним ступеньками для этого и предназначены.
Богослужение транслируется через установленные на крыше громкоговорители. Кто-то подпевает хору, а кто-то молится молча, любуясь открывающимися с крыши видами.
Наверху не так громко и не так ярко, как на освещенном многолюдном дворе. Только хор, закатное зарево над морем и расцветающие в сгущающихся сумерках звезды.
В храме в это время царит молитвенная сосредоточенность. Поет великолепный хор, составленный сегодня как из местных певчих, так и приехавших вместе с митрополитом с острова Сироса.
Хор исключительно мужской – женщины в Греции на клиросе не поют. Зато им позволено находиться в храме без платков и в брюках – греки уделяют меньше внимания внешним традициям.
Пение хора увлекает в молитву. Не мешает ни незнание языка, ни распевов. Сознание угадывает знакомые напевы или известные греческие слова, но молится душа. «Агни Парфене, Деспина, Ахранде Феотоке…»
После службы нам удается подойти под благословение к митрополиту Дорофею. Владыка благословляет и говорит: «Я прошу русских людей молиться за Грецию, как мы молимся за Россию».
Артос, который монахи раздают всем желающим большими кусками, больше похож на наш пасхальный кулич – такой же огромный и такой же вкусный. Но главное угощение ждет в трапезной. Это ревитхада – суп из нута, или турецкого горошка, который считается чуть ли не визитной карточкой острова. Еда насколько простая, настолько же вкусная. Вареный нут и сам по себе неплох, но если его приправить разбавленным водой лимонным соком, то просто восхитителен! Съев по одной порции, не можем не попросить добавки.
Маринованные оливки – не нашего, магазинного, размера и вкуса. Тоже отдаем им должное. Ну, и стакан местного сухого вина из кувшина – сорт не знаю, но великолепное.
На праздничный ужин приглашаются все желающие, но монастырская трапезная вмещает примерно полсотни человек. Поэтому прихожане и гости ужинают в несколько смен. Поев, люди относят посуду и покидают трапезную через другой выход.
Энергичные посудомойки и разносчики в считанные минуты сервируют стол заново, уставляют свежевымытыми, еще теплыми тарелками, с ловкостью армейских кашеваров разливают суп для новой полусотни прихожан, ожидающих своей очереди снаружи.
Праздник завершился, но его ощущение осталось надолго. Особое, светлое и радостное чувство, которое испытываешь обычно на Пасху и во время Светлой седмицы. А если отпраздновать в Греции и Пасху? Ради этого, пожалуй, стоит съездить на остров весной…
Читайте также: