Александр Филиппенко: Кто забывает историю, рискует ее повторить (+видео)
В Москве акция «Молитва памяти» прошла в сквере на месте взорванного Успенского храма на ул. Покровка. Сотни москвичей присоединились к заупокойной молитве, прочитали страницу из Московского мартиролога, назвали имена своих родных и близких, пострадавших в годы репрессий. Мартирологи содержат списки пострадавших в годы репрессий по регионам, они необходимы, в частности, и для того, чтобы облегчить близким расстрелянных поиск места последнего упокоения усопших.
«Число жертв репрессий не поддается нашему воображению – это миллионы людей, которые пострадали только за то, что хотели оставаться людьми, а не винтиками бездушной машины», – сказал после панихиды священник храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе.
Искусствовед Ирина Языкова поделилась историей своей семьи: «Мой двоюродный дедушка Василий Козловский был священником, уважаемым человеком в селе Рождествено Липецкой области. Моя мама помнит, как в начале 30-ых годов его посадили на телегу и увезли в неизвестном направлении. Детей у него было много, и родственники взяли их всех в свои семьи».
Народный артист России Александр Филиппенко прочитал стихи Булата Окуджавы:
Пока от вранья не отвыкнем
традиции древней назло,
покуда не всхлипнем, не вскрикнем:
куда это нас занесло?! Пока покаянного слова
не выдохнет впалая грудь,
придется нам снова и снова
холопскую лямку тянуть.
и отрывок из эссе Александра Солженицына «Жить не по лжи»:
«Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи …, или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников».
Александр Филиппенко прокомментировал акцию такими словами: «Моя дочка Сашенька – кандидат наук, сотрудник Института США и Канады. Она закончила МГИМО, помогает мне как звукорежиссер.
У нее есть личная история, связанная с репрессированными родственниками: по разным причинам она искала бабушку и дедушку моей жены Мариши. И, в конце концов, они получили даже их дело: и дед, и его старший брат работали в Госплане. Унас на руках есть признание, что они шпионы. Оба расстреляны.
Обычно 30 октября я играл в театре «Один день Ивана Денисовича». И это тоже было знаково. В позапрошлом году я читал имена репрессированных, и меня поразило, что это были абсолютно рабочие люди, не имевшие, очевидно, никакого отношения к политике… Эта акция очень актуальна сейчас, потому что те, кто забывают историю, рискуют ее повторить. А второе – нас сейчас очень много учат цифрам, но не учат анализу. Есть много людей, которые могут объяснить, что тогда происходило, но нам очень не хватает открытой дискуссии, открытого заявления, так называемых «прямых эфиров», что я застал еще в своей студенческой молодости – когда ничего нельзя вырезать, а дать людям без крика высказаться. Акция – это своего рода «прямой эфир».
Далее Филиппенко продолжил: «У меня есть несколько иное мнение от Жванецкого: «Всеми вокруг столько сказано, что к этому нечего добавить, да и в общем крике не очень хочется говорить». Поэтому сколько мы можем, мы должны говорить об этом, без крика. Когда я вывешиваю на колоннах залах Чайковского, главного филармонического центра России, плакаты, на которых метровыми буквами написано «Зощенко, Платонов, Довлатов», я очень доволен, что эти настрадавшиеся в свое время люди хоть сейчас получают свою компенсацию. Конечно, никто не думал в годы травли, что их будут читать…
И когда я на Малой сцене в Моссовете читал «Ивана Денисовича», портрет Солженицына висел на Садовом кольце. Это для меня знаковые вещи. Как и кто сколько может – тот и должен демонстрировать свою личную ответственность. Потому что личная ответственность – это еще и личный выбор: промолчать или сказать. Это важно. И дальше
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Это важный момент».
Вера Викторовна Пименова поделилась подробностями своей семейной истории:
«Мой прадед по линии отца Сучков Иван Иванович, 1886 года рождения, уроженец и постоянный житель хутора Головинка Волче-Вражского сельсовета Чембарского района Пензенской области, крестьянин-единоличник, в1932 г. был арестован Чембарским РО ГПУ. На следствии необоснованно обвинялся в проведении антисоветской агитации и в контрреволюционной деятельности, был осужден к 10 годам лишения свободы. В своем селе он был единственный обладатель Библии и читал ее соседям по вечерам. С 8 июня 1933 г. находился в Дальлаге НКВД Хабаровского края, а 30 июля 1933г. от тяжелых болезней умер в лагерной больнице, место захоронения неизвестно. 13 июля 1995 года мой прадед был реабилитирован, а моего двоюродного деда Сучкова Льва Ивановича признали пострадавшим от репрессий».
Вера Викторовна рассказала историю семьи подруги Бороздиной Зинаиды Ивановны:
«Священномученик отец Иоанн (Бороздин) родился в 1878 г. в селе Мстера Владимирской губернии в семье потомственного иконописца Петра Кузьмича Бороздина. В звании мастер-иконописца окончил Мстерское иконописное училище и получил духовное образование в Московском духовном училище. В 1908 г. его посвящают в дьяконы и направляют на службу в Всехсвятский единоверческий женский монастырь, в 1923 г. патриарх Тихон назначает отца Иоанна в церковь бессеребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Гончарной слободе в Москве, там он становится священником в 1928 г. С верой и убежденностью в правоте своего дела он мужественно сопротивлялся закрытию храма – писал многочисленные протесты, собирал подписи верующих, не согласных с решением властей, но все было напрасно. в 1930 г. храм был закрыт и вскоре разрушен. Церковным руководством отец Иоанн Бороздин был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем в единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище, при попытке взорвать храм, он забрался на колокольню и тем самым спас его.
Отца Иоанна часто приглашали в милицию и предлагали сотрудничество – сообщать о том, что говорили люди, приходящие на исповедь. От сотрудничества он отказался, сказав, что только один Бог может распоряжаться судьбой человека, и он не будет доносить на людей, приходящих к нему с открытой душой.
1937 г. был тяжелым для духовенства, усилились репрессии. В ночь с 5 на 6 сентября 1937 г. в храм, где жил и служил отец Иоанн, пришли три человека – следователь, солдат и дворник. Они провели обыск, арестовали и увезли священника. Через какое-то время семье сообщили, что он враг народа, осужден по 58 статье и выслан в дальние лагеря без права переписки. Через 10 лет он не вернулся и о его судьбе стало известно только 1994 г., когда были раскрыты архивы НКВД, в деле было несколько доносов и протокол заседаний Тройки НКВД, в котором отца Иоанна обвиняли в агитации против Советской власти и колхозов. Он был признан стойким церковником, не способным к сотрудничеству с властью.
Протоиерей Иоан Бороздин был расстрелян на следующий день – 27 сентября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. 27 сентября 1995 г. перезахоронен на Рогожском кладбище в родовой могиле Бороздиных. Причислен к лику святых Новомученников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания».
Дмитрий Сергеевич Гасак, председатель Преображенского братства, которое является организатором данной акции, узнал о репрессированных в семье не так давно. Оказавшись в этом году на родине своих родителей в Пензенской области он узнал, что его двоюродный дед Горин Иван Ильич был репрессирован накануне войны за частушку, служил в 152-ом отдельном штрафном батальоне, погиб в 1944 году. А дед Горин Григорий Ильич был осужден уже в 1950 году по экономической статье.
«Когда история приобретает личное измерение, возникает совсем другая ответственность и другой взгляд и на жизнь страны, и на жизнь семьи. Конечно, люди жили сложной и трудной жизнью, но машина террора не разбирала, кто хороший, кто плохой, кто добрый, кто злой. Поэтому мы поминаем всех», – подчеркнул Дмитрий Сергеевич.
Дмитрий Сергеевич сказал:
«День памяти жертв политических репрессий родился еще в советское время, и инициатива проведения такого памятного дня была рождена в советских лагерях. И вот уже много лет в разных городах России, а теперь и не только России, но и в бывших союзных республиках и даже в дальнем зарубежье, вспоминают всех тех, кто был репрессирован в советские годы, оказался обвиненным в том, что он “враг народа”, и был казнен, замучен или сослан.
Сейчас, накануне столетия революционных событий, многие вопросы обостряются. Вновь звучат прения о единстве народа, о том, что нам, ныне живущим, важно помнить историю, но важно одновременно примирить вражду и разрешить для себя внутренние конфликты, которые породили страшное советское время.
Сегодня мы вспоминаем всех: и невинных жертв, и тех, кто оказался невольным участником репрессий, будучи доносчиком или так или иначе способствуя тому, чтобы сограждане попали в ад репрессивной системы. Сегодня мы будем вспоминать даже палачей, которые затем сами оказались репрессированы. Конечно, эта память требует какого-то выхода, открытости сердца, покаяния и прощения, и поэтому, по древнему православному обычаю, мы начали наше сегодняшнее поминовение с молитвы».
Студентка Свято-Филаретовского института Ирина Сушкова рассказала о своем двоюродном прадедушке Щукине Дмитрии Васильевиче, полевом хирурге, идейном советском враче. Но неожиданно в 1940 году его арестовали за антисоветскую агитацию, сначала приговорили к пяти годам, но уже в лагере опять дали новый срок – восемь лет. Он погиб в том же году в лагере от нечеловеческих условий.
Акция прошла при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
Общегосударственный день памяти жертв советских репрессий был установлен в России в 1991 году. В июне 2016 года Синод РПЦ утвердил тексты молитв о всех невинно убиенных в годы репрессий. В течение пяти лет «Молитва памяти» проходит в разных городах России. Имена жертв советских репрессий 30 октября 2016 г. вспоминают и в других городах: Архангельске, Вельске, Воронеже, Екатеринбурге, Истре, Камышине, Коломне, Нижневартовске, Нововоронеже, Пскове, Самаре, Северодвинске, Твери, Томске, Туле, Электростали. В этом году география акции расширилась – к ней присоединились Миннеаполис (США), Париж, Рига и Саттон-Уэст (Канада).
Фото и видео: Тамара Амелина