Существует апостольское правило номер сорок пять: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо яко служителям Церкви, да будет извержен». Исходя из этого правила, как мы должны ответить на поставленный вопрос? Правильно – никак. Потому что это правило говорит только о епископах и клириках – это им запрещено молиться с еретиками.
А как же мирянам – мирянам можно? Для этого есть апостольское правило номер десять: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен». Другими словами, если вы помолились вместе с человеком, отлученным от причастия, вас тоже должны отлучить от Чаши. А за что отлучают людей от причастия? Согласно апостольским правилам, вы должны быть отлучены, если, например, обедаете в кафе или столовой (правило 54), или вы молились за литургией, но не причастились (правило 8), или ушли со службы, не дождавшись конца (правило 9), или молились вместе со священником, запрещенным в служении (правило 10), или вы досадили «царю или князю не по правде» (правило 84) – это уж истолкуйте сами.
Что это вы так загрустили? Ведь это – авторитетные правила. Им две тысячи лет. Их составили апостолы. Надеюсь, у вас не появилось желание поправить апостолов? Вы же не будете их оспаривать или уточнять, прояснять подлинный смысл древнего текста? Постойте, а за прошедшие тысячелетия никто не пробовал что-то в них поменять? Было такое.
Например, Первый Вселенский собор вопреки 37-му апостольскому правилу, предписывавшему дважды собираться епископам на собор в четко определенные даты, своим пятым правилом установил совсем другую датировку, а Шестой Вселенский собор не только изменил эту сакральную датировку, но и повелел собираться только единожды в год (правило 8), уточнив: «по причине набегов варваров». После этого Седьмой Вселенский собор, отменяя это решение, призвал возвратиться к апостольской практике.
Значит, эти правила могут уточняться и изменяться? Конечно. Потому что собор епископов – это собрание преемников апостолов, а если они не таковы, тогда и Церкви нет, не за что и бороться, нечего охранять. Но Господь Свою Церковь не покидает, и благодать всегда действует в наших церковных таинствах через руки служителей алтаря и молитву народа Божия.
Другой пример: 85-е апостольское правило содержит список канонических для Церкви книг Священного Писания, в числе которых вы найдете два послания святителя Климента и его правила для епископов. Скажите, в современном тексте нового Завета есть эти книги? Если нет, то не нарушаем ли мы тем самым апостольские правила? Прошли долгие столетия после апостольской эпохи, и святители Христовы внесли некоторые уточнения в древние каноны. Почему они дерзнули на такой шаг – поправить апостолов? Потому что Церковь водима Духом Святым, и Господь никогда не покидает детей Своих.
Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Канонично то, что полезно для Церкви». Нашли святители Христовы полезными такие уточнения, вот и были они внесены в правила. А тем людям, которые так пристрастны к букве апостольских канонов, я бы посоветовал быть последовательными и вести жизнь апостольской общины: например, принести к ногам епископов всё свое имущество и жить единой семьей в посте и молитве, довольствуясь тем, что к трапезе и к другим потребностям отделят вашей семье учиненные дьяконы.
Просто времена меняются, и на обед в столовой мы уже не смотрим как на пирушку в корчемнице. Кроме того, истолковывая сорок пятое апостольское правило, следует задаться вопросом: а что такое молитва, какая молитва имеется в виду?
Вы едете в автобусе рано утром и читаете утренние молитвы – наизусть или по книжечке, а рядом – студент-араб или католик с розарием, которые тоже молятся – про себя, беззвучно. Вы вместе молитесь или по отдельности? Как это определить? А в тот момент, когда вы думаете, что молитесь, вы молитесь?
Некрещеные послы князя Владимира – язычники-русичи, побывали в константинопольской Софии и были поражены красотой богослужения. Однако согласно древним канонам их даже на порог церкви нельзя было пустить, и уж точно не на литургию, на которой даже сейчас оглашаемым рекомендуется выйти. Если бы соблюдались эти правила в строгости, как вы думаете, смогли бы послы княжеские взволноваться благодатной красотой православного богослужения? Но сегодня мы не только разрешаем быть на наших службах всем желающим, но и ведем прямые трансляции даже из алтаря. И это хорошо и правильно, хоть и противоречит древним канонам.
Следует ли из этого, что пора забыть о запрете молиться с еретиками? Ни в коем случае! Наоборот, со святоотеческим наследием следует обращаться бережно и благоговейно, а это значит, мы должны вскрыть самый дух этих древних правил, если буква уже не может быть соблюдена.
Сорок пятое правило запрещает совершать с еретиками совместное богослужение, потому что вопросы веры – это очень серьезно. Однако всегда находятся люди, которые лишены этой вероучительной чуткости и позволяют себе дерзость утверждать, что догматические различия – неважны, несущественны, «лишь бы человек был хороший», и не только утверждать, но и совместными богослужебными действиями обнаруживать свое богословское безразличие и невежество на соблазн простым людям. Вот о чём это правило.
Единство в богослужении есть демонстрация единства в вере, и если православный священник будет совершать совместное богослужение, скажем, со свидетелями Иеговы, которые отрицают божественное достоинство Иисуса Христа, это будет просто жалкая клоунада и пародия как на православие, так и на учение иеговистов.
Однако кроме таких явных и упорных еретиков, как свидетели Иеговы, есть инославные общины и просто ищущие христиане, которые искренне стремятся к единству с православными. Более того, наша вера и нас должна побуждать к поиску этого единства, разве мы не молимся на богослужении о соединении Церквей, о единстве в вере учеников Христовых?
Например, есть католики, которых, кстати, мы и еретиками назвать не можем, – нет соборного решения о еретичности католицизма, просто нет, – но и совершать вместе литургию мы тоже не дерзаем, поскольку раны, наносимые Церкви нашими совместными усилиями, заживают веками. Именно поэтому аргумент «пусть принимают нашу веру и тогда молятся» не работает: как стать православным человеку, который даже и не слышал о православии?
Каждый пятый житель земли – католик, а православных гораздо меньше, и наше православие бывает таким разным, что рядовые католики, особенно в Азии и Африке, с трудом принимают тот факт, что православные – это совсем другая Церковь. Тем не менее, мы почитаем одни святыни и вместе молимся, скажем, у мощей святителя Николая в Бари. Мы приглашаем католических иерархов и простых мирян на наши богослужения, и сами отзываемся на их приглашение посетить мессу или другое торжественное служение.
Молятся они, стоя на наших службах? А как это определить? С другой стороны – а зачем вообще на службу ходят, как не для молитвы? Поглазеть на красивые облачения, послушать хор? А если апостол заповедовал христианам молиться непрестанно, значит, и в таких местах нас не должна покидать молитва?
На церковном макроуровне, на уровне иерархии и богословских дискуссий вопрос совместной молитвы обретает порой черты острой политической проблемы. Но мы – люди простые, и если такой же простой верующий, как и я, но родившийся в католической стране человек скажет мне: «Я всегда молюсь за тебя», посмею ли я осудить или свысока отвергнуть его молитвенный труд, труд любви и искренней дружбы? Не стоит ли и мне помянуть его в своих молитвах?
Мы, взрослые люди, слишком хорошо знаем, что жизнь куда сложнее любых правил. Недавно я отпевал православную маму моего друга католика. Он стоял рядом со мной и плакал. Он молился со мной? Очевидно. Мы молились вместе, и никакие правила не заставили бы меня выставить его за порог дома на время отпевания.
И сколько подобных эпизодов я могу вспомнить, связанных и с крещением деток, и с венчанием! Мир стал слишком тесным. Нам никуда не спрятаться друг от друга. Наши жизни и молитвы переплелись, и слава Богу! Тот, кто собственные страхи и болезненное недоверие маскирует за древними канонами, вряд ли подходит на роль хранителя Предания.
Каноны запрещают единство в Евхаристии, и я не могу поминать инославных за литургией, но ведь есть молитвы и не литургические, к примеру, молебны, неусыпаемая Псалтирь или просто домашняя молитва. Можем ли мы позволить себе такое молитвенное дерзновение? Ответ должны дать те, в чьи обязанности входит установление церковных правил и истолкование канонов. Я говорю о епископах. Это их работа и профессиональная обязанность – заниматься церковным законотворчеством, они имеют монополию на каноническую деятельность. Однако тему молитвы с инославными монополизировали «бдительные» товарищи, которые зорко следят за соблюдением канонов и чистотой веры. Уточню: за соблюдением некоторых канонов, я бы даже сказал, весьма немногих.
Из среды этих ревностных стражей довольно часто несутся нервные восклицания и пугающие пророчества о гибели православия и «продаже веры». Любимые мои, не поддавайтесь провокациям, доверяйте своим пастырям и просто иногда позволяйте себе роскошь вдумчивого чтения и честной мысли.