1
Наиболее ярко и наиболее полно Церковь выражает себя через молитвенную жизнь. Молитва — это ее позиция, ее язык по отношению к Троичному Божеству, Которое наисовершеннейшим образом открывает нам Себя через воплощение Бога-Слова. Не существует ничего иного, так отвечающего природе человека, так необходимого ей, как непрестанное, благоговейное молитвенное устремление к Богу, доколе оно не преобразится в молитвенную стрелу, целью которой является бессмертие во Христе. Ибо человек есть существо богоподобное, а следовательно — богоустремленное. Поэтому даже поверхностное проникновение в тихий океан церковной молитвенности исполняет человеческое существо благоуханием небесным, этим живительным воздухом святых Херувимов и Серафимов, и, насколько человеческая природа вместить может, открывает нам тайну Церкви. А тайна Церкви отовсюду бездонна и безгранична, ибо представляет собой воплощение второго Лица Пресвятой Троицы, и никогда не может полностью поместиться в человеческом разуме, в человеческой речи, в человеческих образах, — действительно, все это есть лишь невнятное бормотание о Божественной Всетайне. Только вера, уходящая в глубины естества нашего, вера со всеми святыми таинствами и святыми добродетелями творит в душе нашей чудесную тайну и образ Богочеловеческого тела — Церкви.
Благодаря богочеловеческой бескрайней таинственности существа Церкви святоапостольское и святоотеческое учение о Церкви всегда проникнуто благоговейным смиренномудрием и молитвенностью. И для экклезиологии, и для христологии, и для сотериологии, и для всего, что касается Богочеловека Господа Христа и Его Богочеловеческого тела — Церкви имеет непреходящее значение живая богодухновенная истина и благая весть святого Златоуста: “Основание нашей философии есть смиренномудрие” 2, — философии богочеловеческой, апостольской, святоотеческой, православной. Если мы добавим к этому богомудрое благовестие святого Максима Исповедника: “Без смиренномудрия истина слепа” 3, — то мы получим полное представление о православной гносеологии. При этом молитвенное богословие открывает нам следующую бессмертную всеистину: святая Евхаристия — это всеполнота Церкви; она — вершина всех вершин, полнота всякой полноты. Она — это живой, всесовершенный Богочеловек Господь Христос, который в Своей Богочеловеческой всеполноте весь обитает в Церкви во все века. Ею и в ней переживается вся жизнь Богочеловека Христа на земле и на небе. В ней – Он есть все и вся; “Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый” 4; Он — и Спаситель, и Креститель, и Жертва, и Победитель смерти, и Воскреситель, и Возноситель, и Бог и Человек, то есть Богочеловек; Он и Церковь в странствовании через века и через всю вечность. Он — “совершенный Бог” и “совершенный Человек”, совершенный Богочеловек, Он — Всеистина, Он — Вселюбовь, Он — Всеправда, Он — Всемудрость, Он — Вседобро, Он — Всерадость, Он — Божество, Он — Всеархиерей, Он — все и вся для человеческого существа. Он всегда таков, каков в святой Евхаристии; всегда таков для каждого причастника и в каждом причастнике. И через все это Он — наше освящение, наше преображение, наше спасение, наше Ему присвоение, наше обожение, наше обогочеловечивание, наше отроичение, наше — все, все, все. И все это обретается в Богочеловеческом теле Церкви через причащение святым Евхаристическим телу и крови Спасителя. Обретается и постигается. Как тело Христово – Евхаристия есть Церковь, и Церковь есть Евхаристия, ибо ею и в ней мы находимся в соборном всеединстве со всеми святыми, а прежде всего — с Пресвятой Богородицей, которая родила нам тело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и тем — родила Церковь.
Все остальные богослужения в церкви Спасителя суть приготовление ко святой Евхаристии, пути, приводящие ко всецели человеческой жизни — евхаристическому соединению со Спасителем Господом Христом; вообще же, вся молитвенность Церкви служит этому. Это главное ощущение каждого истинного члена Церкви. Несомненно, в Церкви прежде всего живут молитвой, молитва — это ее сердце, ее язык, ее жизнь,— божественная жизнь.
Молитвенная мысль Церкви нетленным бисером украсила Пресвятую Богородицу, которая родила нам Бога, предоставив Ему Свое тело.
Богородица — Церковь
Таким образом и Спаситель, и спасение дарованы нам через Пресвятую Богородицу. Поэтому без Пресвятой Богородицы не было бы ни Богочеловека Господа Христа, ни Церкви, ни спасения. Действительно, все богочеловеческое домостроительство осуществлено с помощью Пресвятой Богородицы. Ибо Церковь есть Ей Церковь; и спасение есть Ей спасение. На это указывают все молитвы, обращенные к Ней и все стихиры о Ней.
Молитвенная мысль Церкви благовествует: Церковь блюдома есть молитвами Пресвятой Богородицы, когда мы Ее православно славим 5. Так как Богородица есть священное жилище Слова и Церкви, Она — наших согрешений очистилище 6. Богородица есть истинная Матерь Зиждителя; Она — Ковчег Завета; Она — святая воистину трапеза; Она — очистилище наше; Она — Церковь Божия одушевленная; Она — всезлатный Свещник 7. Пресвятая Богородица есть едина радость роду человеческому; Она испрашивает мир церквам Твоим. 8
Вот одно из трогательных молитвенных восклицаний Пресвятой Богородице:
Церковь Тя Божию ведуще Дево Мати, прилежно молимся Тебе чтущии: не затвори рабом Твоим Богородице, Твоя милости двери 9.
Пресвятая Богородица Церковь всесветлая Божия бывши 10. Церковь освященная Богови явился еси, в Тя вселившемуся Дево паче ума: Того моли, грехов наших скверну очистити, яко да храмы покажемся, и жилища Духу 11. Богородица есть Церковь и священное жилище Слова 12:
Церковь освященную Тя показа, вселься в Тя Бог Дево пренепорочная 13.
Едину Ипостась во двою существу, Богородительнице, Христа Единаго без семени родила еси, странное совершающа смотрение (tѕnfriktѕnokonoman) 14.
Пресвятая Богородица есть вселенныя всея великое сокровище, яко спасение в Ней соделался мирови (swthranat dieprcqh) и оставление древних согрешений 15. Родив Богочеловека, Который есть Церковь, Пресвятая Богородица соделалась соединением разделенных: Бога и человека, неба и земли, Творца и твари, ибо благодаря Ей люди действительно стали сожителями Ангелов на небесах, и теперь всесвящении, с небесными воинствы присно славите Пресвятую Богородицу 16.
Крест — Церковь
Животворящий Крест Христов есть средоточие всех богочеловеческих сил, несокрушимый хребет Богочеловеческого тела Христова — Церкви. Если и существует какое-либо олицетворение всего Богочеловека Господа Христа, то им, несомненно, является Честной Его Крест. Поэтому диавол может принять любое обличие, кроме Креста. Молитвенное богословие Церкви исключительно прекрасно и красноречиво при величании Креста и его спасительной чудодейственности.
Молитвенная мысль Церкви благовествует: Крестом Твоим Христе, едино стадо бысть ангел и человеков, и едина Церковь, небо и земля веселится 17. Крест — это созидающая Церковь сила Спасителя, сила соединяющая, сила соборующая. Твоим Крестом Христе, едино стадо бысть ангелов и человеков, и во едином соборе небо и земля веселятся, вопия; Господи слава Тебе 18.
Руце распростер на Кресте, языки вся собрал еси, и едину явил еси Владыко Церковь воспевавшую Тя, земную и небесную 19.
Сияет яко звезда на небеси, в Церкви божественный воистину Крест Твой Христе, опаляя убо бесы, верныя же просвещая 20.
Руце распростер на Кресте, языки вся собрал еси, и едину явил еси Владыко Церковь 21.
Крест хранитель всея вселенныя; Крест красота Церкви; Крест и ангелов слава и демонов язва 22]. Крест, утверждение Церкве Христовы, — поэтому его не могут сокрушить ни люди, ни демоны 23.
Молитвенная, святая мысль Церкви провозглашает радостную истину: Крест — дверь райская Церкви 24. А сам рай — это Церковь, в которой находится древо жизни — Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся 25.
Руце распростер на Кресте, языки вся собрал еси, и едину явил еси Владыко Церковь воспевающую Тя, земную и небесную 26.
Еже древле во Едеме в раи, древо снедное прозябло есть посреде садов: Церковь же Твоя Христе, Крест Твой процвете, источающ всему миру жизнь 27.
Водою Боготворною, и Кровию Твоею, Слове, светло Церковь украшается, яко невеста 28.
Ангелы — Церковь
Своим Богочеловеческим телом — Церковью Господь Христос совершенным образом соединил Ангелов с людьми. Ангелов свел на землю, людей возвел на небо, и они воистину сделались бессмертными братьями друг для друга. И самое главное — возникло единое тело, богочеловеческое тело Церкви. И святая мысль Церкви молитвой благовествует эту истину: Тя, неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем 29.
Созданная Господом Христом, вся Церковь стремится ко Христу, вся Церковь христоцентрична: Иже мир умный всемочным чином по чину украшает невидимо, сему уподоблятися благочинию, честную Церковь благоволи 30.
Ныне сохрани ополчение архангельскими Церковь Твою, Тебе славящую православными гласы, иже от Девы неизреченно рождейся, и человеки от тли избавляяй 31.
Украшая неизреченною светлостию Христе, и тем утверждая Церковь Твою 32.
Церковь непобедима не только потому, что она есть воплощенный Бог-Слово, но еще и потому, что бессмертные и богоносные ангелы берегут и охраняют ее. Молитвенная мысль Церкви, обращаясь к святым ангелам, благовествует: Дарами многообразными ангельского чина, яко чиноначальницы являеми Архистратизи, украшаеми, Христовы Церкви твердо сохраняйте предстательствы вашими 33.
Велия ангел Твоих Христе сила: безтелесни бо суще мир протичут, сохраняюще Церкви силою, яже о Тебе Владыко, и Тебе молятся о вселенней 34.
И у ангелов и у людей один и тот же Господь Бог, одно и то же Евангелие, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одни и те же добродетели. Через святые добродетели люди уподобляются ангелам, своим небесным братьям и собратьям. Поэтому мы с молитвенным благоговением обращаемся к чудесному Спасителю: Ликом безплотных ныне Твою Церковь добродетелию подражающу покажи (di’ ўretjmimoumnhn), ограждая ангелы Христе стадо Твое 35.
Апостолы — Церковь
Святые христоносные Апостолы — и основание Церкви, и ее устроители, и ее благовестители, и ее совесть. Вся их деятельность богочеловечна по всему и во всем, ибо полностью происходит от Господа Христа, вернее: полностью от Отца через Сына в Духе Святом. Это богочеловеческое апостольство Церкви святая молитвенная мысль Церкви выражает и исповедует бесчисленным множеством образов. Устремленная ко Христу совесть Церкви благовествует: Явистеся купно во основание Церковнем, яко честное камение, зарею светлою вселенней блистающе богоразумие известно, апостоли божественнии, Троице предстоятели, и молитвенницы о душах наших 36.
Умудривый паче ритор ловцы, и пославый якоже проповедники по всей земли, неизглаголанным человеколюбием Твоим Христе Боже, теми утверди Церковь Твою 37.
Во днех Христе четыредесятих, с мудрыми и честными апостолы яве водворяяся, вверил еси божественное смотрение, имже спасл еси мир поющий Ти 38.
Земля божественными освящается мощьми благословенных апостол, божественным Духом: перворожденных же вышняя Церковь духами сих светлеется безпрестанно 39.
Господи, Ты апостол молитвами оградил еси стадо Твое сие от врагов искушения невредно сохраняя 40.
Духа началохитростием создавше всю Церковь апостоли Христовы, в ней благословите Христа во веки 41. Святые Апостолы: Церкве неразоримая основания суще, и столпи непоколебимии 42.
Перворожденных же вышняя Церковь духами сих (святых Апостолов) светлеется безпрестанно 43.
Апостолы: Яко самовидцы и свидетелие Слова воплощения, ученицы пребогатии <…> яко приснотекущыя реки райския разделившеся, языческия Церкви божественными напояете водами 44.
Всечестый апостолов приспе праздник Церкви Христове, ходатайствующий спасение всем нам 45.
Молитвенная мысль Церкви открывает нам и эту святую истину о святом Иоанне Богослове: Язык твой бысть писменная трость Всесвятаго Духа, богописанно знаменующий честное твое и Божественное Евангелие 46. А вот и дополнение к этой истине: святой Иоанн Богослов — всепроникающее око Церкви 47.
Святые мученики — Церковь
Святые мученики — всепобеждающие свидетели Церкви Воскресшего Господа Христа. Они всегда суть непреодолимая сила, противостоящая любому человеческому или демонскому аду, какой только люди или демоны в своем церковоборческом бесновании могут воздвигнуть против Церкви Воскресшего. Святая молитвенная мысль Церкви раскрывает перед нами их устремленную ко Христу душу: Мученик божественный лик, Церкви основание, благовестию скончание, вы делом Спасова глаголания исполнисте: вами бо враты адовы на Церковь отверзшаяся заключишася, крове вашея литие идольския жертвы изсуши, заклание ваше породи Церковное исполнение 48.
Воинство священное, святым ангелом подобно избранное, рай, посреде имый животное древо, Христа, богокрасныя Церкве сословие честное, всеславнии страстотерпцы Спасовы явистеся 49.
Священством священным священницы и пастырие облекшеся, украсившеся удобреньми перваго добротворения, и явившеся яко непрелестная светила, онебесите Церковь Христову святии (oranиsate tѕn kklhsian), отинуду инако ту различно украсивше 50.
Славнии божественные страдальцы <…> и ныне всю первородных Церковь святую, воистинну на небех просвещают 51.
Страстотерпцы мученицы, церковнии столпи непоколебимии 52.
Светлеется присно честная Церковь, подвиги светлыми Господних страдалец 53.
Страдания святых мучеников — это апостольская сила и убедительнейшее благовестие, небесной радостью воспламеняющее сердца людей и приводящее их к Единому истинному Богу и Господу Иисусу Христу. Молитвенная мысль Церкви погружает нас в божественную мудрость: Распаляющеся Христовою любовию, святии мученицы, злочестия огнь орошением подвиг угасисте, и светильницы многосветлии Церкве явистеся, отгоняюще благостию тьму недугов и скорбей наших 54.
Иерусалима вышняго свободнаго сынове бысте мученицы, просвещающе первородных Церковь, и превозносяще Христа во веки 55.
Святые Мученики суть Церковная утверждения, благочестия передния столпы 56.
Прехвальнии мученицы, и ныне Церковь святую первородных просвещаете 57.
Страстоносцы мученицы — Церквам благолепие 58. Собра Христос страдавшия святыя явленнейше, и ныне первородных Церковь просвещают веселящеся 59.
Явльшеся мученицы яко светильницы, небо просвещают церковное 60.
Святые Мученики, благовествует святая мысль Церкви, суть истинныя веры пресветлая церковная удобрения (= украшение) 61.
Честную твердь (= небо) церковную, яко звезды величайшыя, просвещаете присно, и верныя озаряете, мученицы божественнии Христовы воины 62.
Яко звезды многосветлыя, мысленно возсиявше на Церковней тверди, всю тварь просвещаете, тму прогоняюще подвигом света, и чудес сиянием 63.
Явившеся святии яко звезды многосветлыя, Церковное небо уясняете различными дарованьми и различными добротами, в правде, целомудрии, мужестве, разуме 64.
Все Святые — Церковь
Синаскарий Всем Святым раскрывает перед нами следующее евангельское благовестие: в Неделю Всех Святых празднуются памяти всех святых, ибо было необходимо святых, которые празднуются отдельно каждый день, собрать в один день, чтобы этим показать, что все они подвизались в Одном Христе и что все они шли одним и тем же путем добродетели. И таким образом все они, слуги одного Бога, были по праву увенчаны и составили Церковь; они нас побуждают на тот же подвиг, чтобы каждый всем сердцем, по мере своих сил, шел тем же путем. Необходимо знать, что сегодня мы празднуем всех святых, которых благодатью освятил Дух Святой. И таким образом мы празднуем: высочайшыя и освящательныя умы, девяти яве чинов: Праотцы и Патриархи, Пророки и священные Апостолы, Мученики и Священноначальники, Священномученики и Преподобномученики, Преподобные и Праведныя, и вся святых Жен ликования, и иныя вся безименитыя Святыя <…> Прежде же всех, и во всех, и со всеми, Святых Святую, Пресвятую, и тех пребезсравнительно лучшую ангельских чинов, Госпожу нашу и Владычицу, Богородицу Марию Приснодеву 65.
Святители — это живое воплощение святых добродетелей. Их помощью они стяжали Духа Святого, стяжали Бога Отца, стяжали Бога Сына. Словом: они стяжали отроичение, обогочеловечивание, пришли “в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф 4:13). Святая молитвенная мысль Церкви благовествует: Явившеся святии яко звезды многосветлыя, Церковное небо уясните различными дарованьми и различными добротами, в правде, целомудрии, мужестве, разуме 66.
Святыя Господь иже на земли удиви: Того бо раны и страдания в плоти восприяша, в сих красящеся, и божественными удобреньми явленно удобряеми: яже воспоим яко неуведающие цветы, яко звезды непрелестныя Церкви, яко вольная заколения 67.
Божественные святителие, яко корабль исправивше Церковь Христову, непотопляему ту соблюдоша, прелести избегше злых волн 68.
Каждый святитель исполнен благодатно-добродетельных богочеловеческих сил, при помощи которых он приобщает добродетели, освящает, обогочеловечивает, оцерковляет каждого верного по мере его веры и ревности. Молитвенная мысль Церкви учит нас: Ты (Иоанн Предтеча) не был еси трость, противными ветры колеблема, но наше божественное утверждение, и непоколеблемо Церкве укрепление: юже твоими молитвами соблюдай непреклонну, утоляя всякий соблазн 69.
Только вместе “со всеми святыми” мы укрепляемся в святых добродетелях и богочеловеческим Православием обретаем бессмертие. Поэтому молитвенная ревность Церкви призывает нас: Радостию сердца вси взыграим, священныя соборы Отец совокупльше: тех бо ради свет видехом Православия. Светильницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретением 70.
Все собравше душевное художество (tѕntjyucjpistmhn), и Божественным Духом сразсмотривше, небесный и честный Символ веры, честнии Отцы богописанне (qeogrfwj) начерташа: в немже явственнейше Рождшему собезначальнаго Слова научают, и всеистинно единосущнаго, апостольским последующе проявленно, учением, благославнии и пребогатии истинно, и богомудрии 71.
Все приемше умное сияние Святаго Духа, преестественнейшее благословие, краткими глаголы, и многим разумом богодухновенно (qeopnestwj)провещаша: яко Христовы проповедницы, евангельских предстателие учений блаженнии, и благочестивых преданий, свыше приемше сих откровение яве, и просвещшеся, изложиша веру богонаученную 72.
Все собравше пастырское искусство (poimntitѕn pistmhn=науку, знание, умение), и ярость подвигше ныне праведнейшую, отмстительне тяжкия отгнаша и пагубныя волки, пращею Духа извергше от церковнаго исполнения, падшыя яко к смерти, и яко неисцельно недуговавшыя божественнии пастырие, и яко раби истиннейшии Христовы, и божественнаго проповедания таинницы священнейшии 73.
Святых Отцев лик, от конец вселенныя стекшийся, Отца и Сына и Духа Святаго, едино существо научиша и естество, и тайну богословия ясно предаша Церкви (tomustriontjqeologaj) ихже похваляюще верою ублажим, глаголюще: О божественный полче, богоглаголивии оружницы ополчения Господня, звезды многосветлыя мысленныя тверди (toа nohtoа stereиmatoj = духовного неба, свода), таинственнаго Сиона необоримии столпи, миродохновеннии (благоухающие), цвети райстии, всезлатая уста Слова, Никейская похвало, вселенныя украшение, прилежно молитеся о душах наших 74.
Святые Отцы на Никейском соборе Ариево хуление соборне низложисте (при дословном переводе с сербского читаем: безумного Ария из Кафолической Церкви соборно изгнали. — Пер.) 75. Вера православная — всегда апостольско-святоотеческая. Поэтому Православная Церковь с благодарностью молится Господу Христу: Препрославен еси Христе Боже наш, светила на земли Отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе 76.
Светильницы пресветлии истины Христовы миру явистеся на земли воистинну блаженнейшии Отцы боговещаннии 77.
Высоким проповеданием, Божию Церковь услышим вопиющу: жаждай да грядет ко Мне и пиет чашу, юже держу, чаша есть премудрости, сие питие истины словом почерпох, воду проливающую не прекословия, но исповедания, юже пия нынешний Израиль, Бога зрит вещающа: видите, видите, яко сам Аз есмь, и не пременяюся: Аз Бог первый, Аз же и по сих, и разве Мене несть иного отнюд. Отсюду причащающиися насытятся, и восхвалят благочестия великое таинство 78.
Апостольских преданий, известии хранителие бысте, святии Отцы 79.
Молитвенная мысль Церкви благовествует: Седмию соборы священными святых Отец, честную Церковь уяснил еси Христе: якоже седмих светильники светом, прелести тму прогнав далече 80.
Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече: на седмих же соборех почи Христос, со Отцем и Божественным Духом 81.
Закону повинующеся Твоему блаженных собори, многобразными добродетельми просветившеся: наследоваша обители небесныя Владыко, радующеся 82.
Седмь столпов утверди Премудрость Божия, Твою Церковь Владыко, седмочисленными соборы священных Отец, неуклонну соблюдаему от всяких ересей 83.
Божественное, неприкосновенное, неизменяемое святое правило Церкви: Не подобает приложити (добавлять), или оставити (отнимать), что Священнаго Предания, Православныя нашея веры: в нейже бо верно крестихомся. А иже преложители сея веры, вправду предани будут прещению проклятия 84.
Радостию сердца вси взыграим, священные соборы Отец совокупльше: тех бо ради свет видехом Православия. Светильницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретением 85.
Душам испросим очищения, и благочестно житие препроводити потщимся: яко да причастницы будем святым Оцем, иже скрыша правых учении богатство, нам чадом их 86.
Император Константин Просвещен бо быв лучами Духа, (всю уяснил еси Церковь Христову), соборы верных отвсюду собрав 87.
* * *
Все во всем: Церковью (Богочеловеком) открыта вся тайна Бога и вся тайна человека, открыта через Богочеловека. А через это и вся тайна всех Божиих миров. Словом: открыта вся тайна Богочеловека — Всетайна. Ибо в Нем, в Его Богочеловеческом теле (Церкви) открыта Всетайна всех миров: От Пресвятой Троицы до крохотной букашки, и все их пути, и все их истины. И все это нашло богодухновенное и богомудрое выражение для всех времен и вечности в девятом члене Символа Веры: <верую> Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. — И в этом чудесном Богочеловеческом существе, имя которому — Церковь, открыта вся истина всех больших и малых тайн: от Святой Троицы до крохотной, но нашедшей свое место в Логосе — и поэтому святой — фиалки, да и любой из самых малых тварей.
Перевод с сербского священника Игоря Вострикова
Примечания
- Глава из книги: “Догматика Православной Церкви”. Т. 3. Догмат о Церкви. Перевод выполнен по изданию: Архимандрит Иустин Поповић. Православна философиа Истине. Догматика Православне Цркве. Книга трећа. Београд, 1978. Архимандрит Иустин (Попович, *1894–†1978), канонизирован Сербской Православной Церковью в 1993 г. Перевод. И. Ю. Востриков, 1999 ↩
- Гомилия;
// PG 51, 312. ↩ - Другие главы, 45 // PG 90, 1412A. ↩
- Молитва во время Херувимской песни. ↩
- В понедельник, на повечерьи, Канон Пресвятой Богородице, песнь 4; Глас 2; Октоих. ↩
- В среду, утро, Канон Пресвятой Богородице, песнь 3; Глас 2; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон умилительный Господу нашему Иисусу Христу и святым Его мученикам, песнь 6; Глас 3; Октоих. ↩
- В субботу, на повечерьи, Канон Пресвятой Богородице, песнь 1; Глас 5; Октоих. ↩
- В субботу, на повечерьи, Канон Пресвятой Богородице, песнь 4; Глас 5; Октоих. ↩
- В среду, утро, Канон Пресвятой Богородице, песнь 1; Глас 5; Октоих. ↩
- В среду, на повечерьи, Канон Пресвятой Богородице, песнь 4; Глас 1; Октоих. ↩
- В среду, утро, Канон Пресвятой Богородице, песнь 3; Глас 2; Октоих. ↩
- Во вторник, на повечерьи, Канон Пресвятой Богородице, песнь 4; Глас 5; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон святым мученикам, песнь 7; Глас 7; Октоих. ↩
- В неделю, утро, на утрени, седальны воскресные, Слава; Глас 8; Октоих. ↩
- В неделю Всех Святых, на утрени, Канон, песнь 9; Триодь Цветная. ↩
- В пятницу 2-й седмицы по Пасхе, на утрени, на хвалитной стихире, Кресту; Триодь Цветная. ↩
- В среду, утро, на стиховной стихире, Кресту; Глас 1; Октоих; см. также на хвалитех стихиры в пятницу на утрени той же седмицы. ↩
- В неделю, воскресный Канон, песнь 8; Глас 4; Октоих. ↩
- Во вторник, вечерня, на Господи возвах, стихира Кресту; Глас 2; Октоих. ↩
- В неделю, утро, воскресный Канон, песнь 8; Глас 4; Октоих. ↩
- Эксапостиларии в среду и пятницу. ↩
- В пятницу, утро, седальни; Глас 6; Октоих. ↩
- 3-я седмица святого Великого Поста, суббота, вечерня, на Господи возвах, стихиры; Триодь Постная. ↩
- Там же, на утрени, Канон, песнь 5. ↩
- В неделю, утро, воскресный Канон, песнь 8; Глас 4; Октоих. ↩
- В среду, утро, на стиховной стихире, Кресту; Гас. 8; Октоих. ↩
- На малом повечерьи, на стиховной стихире; Воздвижение Честного и Животворящего Креста. ↩
- Служба общая святым ангелам. Канон, песнь 9; Минея Общая. ↩
- В понедельник, утро. Канон святым ангелам, песнь 6; Глас 3; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон святым ангелам, песнь 5; Богородичен; Глас 4, Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон святым ангелам, песнь 3; Глас 5; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон святым ангелам, песнь 3; Глас 8; Октоих. ↩
- В неделю, вечерня, на Господи возвах, стихиры святым ангелам; Глас 3; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон святым ангелам, песнь 9; Глас 8: Октоих. ↩
- В среду, вечер, на Господи возвах, стихиры; Глас 8; Октоих. ↩
- В четверг 3 седмицы по Пасхе, на утрени, седален. ↩
- В понедельник 5 седмицы по Пасхе, трипеснец, песнь 8, Слава. ↩
- В четверг, утро, Канон святым Апостолам, песнь 9; Глас 7; Октоих. ↩
- В среду, вечер, на Господи возвах, стихиры; Глас 8; Октоих. ↩
- Великий Канон святого Андрея Критского, второй трипеснец; см. также трипеснец на утрени в Четверг 5 седмицы Великого Постал, песнь 8. ↩
- В четверг, утро, Канон святым Апостолам, песнь 8; Глас 8; Октоих. ↩
- В четверг, утро, Канон святым Апостолам, песнь 9; Глас 7; Октоих. ↩
- Вечер, на Господи возвах, стихиры; Служба общая Апостолам; Минея Общая. ↩
- Там же, на утрени, по 50 псалму стихира. ↩
- Преставление святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября на утрени, Канон Апостолу, песнь 3; Минея Праздничная. ↩
- Там же, на хвалитной стихире. ↩
- Неделя Всех Святых, в субботу вечером, на 1’осподи возвах, Слава. ↩
- В пятницу, утро, Канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 9, Мученичен; Глас 3; Октоих. ↩
- Неделя Всех Святых, на утрени, Канон Всем Святым, песнь 3, Триодь Цветная. ↩
- В понедельник, утро, Канон умилительный Господу нашему Иисусу Христу и Его святым Мученикам, песнь 9; Глас 2; Октоих. ↩
- В среду, утро, Канон честному Кресту, песнь 9, Мученичен; Глас 2; Октоих. ↩
- В субботу, утро, Канон святым Мученикам, песнь 1; Гл. 4; Октоих. ↩
- В субботу, блажени; Глас 4; Октоих. ↩
- В среду, утро, Канон Кресту, песнь 8; Глас 5; Октоих. ↩
- В пятницу, утро, Канон Кресту, песнь 3; Глас 1; Октоих. ↩
- В среду, утро, Канон Кресту, песнь 1; Глас 2; Октоих. ↩
- В субботу, утро, на хвалитной стихире; Глас 2; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон покаянный, песнь 9; Глас 4; Октоих. ↩
- В субботу, утро, Канон усопшим, песнь 4; Глас 4; Октоих. ↩
- В понедельник, утро, Канон покаянный, песнь 3; Глас 8; Октоих. ↩
- Служба общая Мученикам, на утрени, седален; Минея Общая. ↩
- Служба общая Священномученикам, вечерня, на стиховной стихире; Минея Общая. ↩
- Неделя Всех Святых, на утрени, Канон, песнь 8; Триодь Цветная. ↩
- Синаксарий в Неделю Всех Святых. ↩
- В Неделю Всех Святых, Канон Всем Святым, песнь 8. ↩
- Там же, на хвалитех, стихиры Всем Святым. ↩
- В субботу, утро, Канон Святителям, песнь 7; Глас 3; Октоих. ↩
- Во вторник, утро, Канон Святому Иоанну Предтечи, песнь 9; Глас 5; Октоих. ↩
- Служба общая святым Отцам, на Соборах, Канон Отцам, песнь 9; Минея Общая. ↩
- Неделя 7 по Пасхе, на хвалите, стихиры Отцам; Триодь Цветная. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
- Неделя 7 по Пасхе, 318 святых богоносных Отцов, на литии, Слава, Отцам. ↩
- Там же, на утрени, Слава, тропарь Отцам. ↩
- Там же, седален Отцам. ↩
- Неделя 7 по Пасхе, на утрени, Икос; Триодь Цветная. ↩
- Вечерня, на литии стихира, Служба общая святым Отцем, на Соборах; Минея Общая. ↩
- Там же, на утрени, Канон, песнь 3. ↩
- Там же, песнь 4. ↩
- В неделю Всех Святых, на утрени, Канон, песнь 3; Триодь Цветная. ↩
- ]Служба общая Святым Отцем на Соборах, на утрени, Канон, песнь 6; Минея Общая. ↩
- Там же, песнь 9. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
- Служба царям Константину и Елене, вечерня, на литии, стихира. ↩