Верю — не верю
С одной стороны, с точки зрения художественной составляющей, «Молодой Папа» – качественный сериал. И это понятно: Паоло Соррентино – не рядовой режиссер и это чувствуется во всем: в каждом кадре, в темпе съемок, в неожиданном подборе актеров, в ракурсах кадра. Так что смотреть сериал было интересно.
С другой стороны, цельного впечатления после просмотра у меня не сложилось. Я не знаю, плохо это или хорошо, но, наверное, каждый будет вкладывать какие-то свои дополнительные смыслы в увиденное.
Из того, что мне кажется нелогичным – периодически возникающая тема, что герои фильма не верят в Бога. В частности, вопрос личной веры или неверия главного героя, который ставится явно с учетом чаяний массового зрителя. Можно ставить вопрос о его догматической убежденности, о личных поисках, колебаниях, спадах. Но вот так, чтобы то «верю», то «не верю» по отношению к любому устойчиво религиозному человеку, – это мне кажется, не вполне оправданно.
Живой чиновник
Интересными показались мне образы людей в Ватикане. Не банально подана фигура государственного секретаря Ватикана. Сначала могло показаться, что он – ярко выраженный бюрократ, чиновник высочайшего пошиба. Ожидалось, что у него, как это и бывает с чиновниками, мировоззренческие значимые моменты, возводящие к Богу, остаются где-то на периферии сознания. Но оказалось, что это не так, и постепенно государственный секретарь раскрывается, предстает перед зрителями как живой интересный человек, не безнадежный с точки зрения вечности.
Никого не обидеть
Интересным для дискуссии видится один из заходов фильма – идея Пия XIII уйти от популяризации и открытости Церкви путем миссионерско-проповеднического навязывания. Каждый, кто бывал в Ватикане или в католических странах, знает, до какого уровня кича доходит все то, о чем говорилось в начале в фильме: брелоки, пепельница с Папой и прочее предлагается в фантастическом количестве.
Но не только это. Лично мне в стремлении к закрытости Папы Пия XIII видится антитеза Папе Франциску, который стремится к максимальной открытости, выходит и приходит к совершенно разным людям.
Я увидел в сериале мысль о том, что нужно таинственное, мистическое сакральное пространство сделать не таким уж легко досягаемым и легко открывающимся. Чтобы у людей возникло желание пути туда.
Сам фильм, думаю, не оскорбит ничьи религиозные чувства. Просто потому, что он не провоцирует на это, в нем нет идеи заведомо спрофанировать и обидеть или принизить, вывести Католическую Церковь на уровень некоего института, заслуживающего высмеивания.
И православным не стоит обижаться на то, как в сериале в эпизоде появляется вымышленная фигура Патриарха Русской Православной Церкви. Понятно, что эта часть для создателей картины – иллюстративная, в контексте фильма мало значащая и, безусловно, не глубокая. Вероятно, это некий уровень восприятия восточного христианства частью современного западного общественного сознания.
Тем, кто надеялся с помощью этого фильма познакомиться с жизнью Католической Церкви, я бы не советовал этого делать. Сериал, в основном, для тех, кто живет в странах с католической традицией и более-менее представляет реалии, кто может соотносить его с собственным опытом, неважно, принимая, находя параллели или, напротив, не соглашаясь.
На грани святости
Если мы представим, что главный герой Папа Пий XIII действительно человек, находящийся на пути к святости, как об этом постоянно говорится, то, мне кажется, это представлено ярко и цепляюще. (Оставим за скобками курение Папы или некоторые другие моменты). Не оставляют равнодушными случаи, когда главный герой молится, и это очевидным образом приносит результат. Есть попытка показать живое непосредственное богообщение.
Поведение Папы в каких-то моментах – поведение человека на грани парадокса или юродства, что напоминает: человек, идущий к святости – не дедушка Мороз, добрый, приятный во всех отношениях. Это человек, с которым всем окружающим может быть трудно.
И чем выше он занимает иерархический пост, тем, может быть, труднее. Причем не только для него, но и для Церкви.
Фигура Папы в сериале – неоднозначная. С одной стороны – его называют святым, и по его молитвам происходят чудеса. С другой – можно сказать, что косвенно по его вине гибнут два человека. Так что, мне кажется, надо говорить не о святости, а о духовной и личностной неординарности в рамках церковного существования.
Но, при всем при том, невозможно не согласиться, что для главного героя, со всеми его недостатками, личные вопросы отношений с Богом и Вечностью являются главными. Сегодня таких людей найти не очень просто, тех, для кого такие вопросы были бы главными не в связи с личностным существованием, не в связи с церковным бытом, не в связи с общественно-политическим, национальным или каким-то еще иным пространством, а действительно – на первом месте. Почти на ветхозаветном уровне, с притягиванием, отталкиванием, с борьбой.
Наверное, начиная с этого святость и выковывается. Сначала такое отношение должно стать на первое место, а потом будет какой-то результат. А он может быть разный – или подняться, или свалиться и шею сломать.
Что произойдет с Папой из сериала? Нам оставили более-менее открытый финал. Умер ли Папа или, если будет сниматься второй сезон, мы увидим чудесное выздоровление? Возможна разная динамика развития образа. В кино, как и в жизни, не называй никого блаженным до его смерти.