«Встреча по воле Господа»
Историческая встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска началась с теплого рукопожатия. Затем они троекратно облобызались и обнялись.
«Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», — сказал Патриарх Кирилл. На что Папа ответил: «Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность состоялась… В нашем сердце большие ожидания от этой беседы». «Мы — братья. То, что происходит сегодня, это воля Господа», — добавил Папа.
Гонения на христиан
Главной темой совместного заявления Первоиерархов стали притеснения христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
«Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия… Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах», — говорится в Декларации.
Патриарх и Понтифик также попросили повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года.
«Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий», — сказано в заявлении.
«Мы не соперники, а братья»
«Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшим общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству», — говорится в Декларации.
Первоиерархи призвали свои Церкви на Украине «трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта». Они выразили надежду, на то, что «раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно».
По их словам, православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования, они объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, «но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире, и «эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма».
«Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».
«Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру, — заявили Папа и Патриарх и призвали католиков и православных во всех странах «учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою».
О браке и абортах
Главы Церквей высказались в защиту традиционной семьи и против абортов, а также против эвтаназии.
«Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит принимать друг друга как дар», — говорится в заявлении.
В Декларации выражено сожаление, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а «освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания».
Папа и Патриарх призвали каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, указав, что «миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет, голос крови неродившихся детей вопиет к Богу».
Что касается эвтаназии, то, по мнению Предстоятелей, ее распространение приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.
«Это был разговор между братьями»
Папа и Патриарх обменялись символическими подарками. Глава Русской церкви подарил Понтифику Казанскую икону Богородицы и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке.
В свою очередь Папа Римский преподнес Патриарху частицу мощей его небесного покровителя — святителя Кирилла и чашу для Причастия.
«Это был разговор между братьями. Мы говорили об очевидных проблемах, которые вызывают озабоченность у нас обоих. Говорили со всей откровенностью, — заявил после встречи Папа Франциск. — Я чувствовал себя как рядом с братом, и он сказал мне то же самое. Два епископа, которые, прежде всего, говорят о положении своих Церквей, а затем о ситуации в мире, о войнах, которые сейчас грозят стать уже не только «отрывочными», но охватить все, о ситуации в Православии, о предстоящем Всеправославном Соборе», – приводит РИА «Новости» слова Папы Франциска со ссылкой на службу печати Святого престола.
По словам Понтифика, во время беседы с Патриархом он ощущал огромную внутреннюю радость. «Он говорил свободно, и я говорил свободно. Ощущалась радость», – рассказал Папа Франциск журналистам в самолете по пути из Гаваны в Мехико.
Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион напомнил в интервью «Правмиру», что первая попытка организовать подобную встречу датируется 1996 годом, когда началась подготовка к встрече между папой Иоанном Павлом II и Святейшим Патриархом Алексием. «В последующие годы подготовка встречи то возобновлялась, то снова приостанавливалась. И вот, двадцать лет спустя после первой попытки, она все же состоялась», — сказал митрополит.
«Патриарх Кирилл и Папа Франциск встречались впервые, но казалось, что они давно знакомы: по очень многим темам было зафиксировано взаимопонимание», — сообщил «Правмиру» глава пресс-службы Патриарха священник Александр Волков.
У него создалось впечатление, что «Патриарх и Папа очень хорошо чувствуют друг друга, поэтому можно сказать, что эта встреча – начало нового этапа во взаимоотношениях».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда подчеркнул, что символический характер встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска не умаляет ее практической ценности.
По его словам, нынешняя встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского «дает надежду на возможность объединения трудов Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей в деле защиты христиан Ближнего Востока и Северной Африки от гонений, а также сотрудничества по иным важным для всех христиан вопросам». «Поэтому не стоит ставить под сомнение надежду христиан всего мира на то, что этот шаг к миру и согласию является правильным и небесполезным», – добавил Владимир Легойда.
Встреча в Гаване – «итог нескольких десятилетий взаимного узнавания, контактов», — полагает секретарь Апостольского нунция в России Игорь Чабанов. — Началось это все (для меня, как для католика, это очевидно) с выдающегося события, когда во время Второго Ватиканского Собора впервые состоялись контакты представителей Католической Церкви с наблюдателями, которые представляли Русскую Православную Церковь».
«Тут нельзя не вспомнить имя митрополита Никодима и его роль в этих контактах. Его Святейшество Патриарх Кирилл с 1970-х годов бы сопричастен к этим контактам», – добавил он.
Историк религии, доцент Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин, комментируя «Правмиру» итоги встречи, назвал само событие «моментом вечности». Юдин считает, что Патриарху Кириллу и Папе Римскому Франциску удалось вырваться из исторического плена разногласий и по-новому посмотреть на проблемы, поставить новые задачи.
«Это событие – условие свободы, можно сказать, точка свободы на острове Свободы. И несомненно символично, что встреча произошла в Новом Свете понятном для Патриарха и почти родном для Папы», – отметил Юдин.
Историк назвал итоговое заявление интересным и здравым документом, где органически соединены важные для Патриарха Кирилла для Папы Франциска темы.
«Этот документ надо изучать, анализировать. Это не «пустышка», это серьезный документ, который может служить «дорожной картой» для дальнейших совместных действий», – сказал он.
Поэт, переводчик Ольга Седакова отметила качество языка совместного заявления Папы и Патриарха.
«Это не тот язык официальных документов, к которому мы привыкли: язык, полный советизмов и бюрократических оборотов, тяжелый и неясный в формулировках. Церковь здесь говорит на языке, происходящем из молитвы. Единственный случай проникновения в текст «языка вражды», типично советской риторики – это пассаж о «некоторых политических силах, руководствующихся идеологией секуляризма» (п.15). Так выражаются только у нас. Если известно, кто эти «некоторые», – назови, а не наводи зловещего таинственного тумана», — считает Седакова.
«В Заявлении мы слышим христианский голос Церкви: благодарность, благословение, солидарность, заботу обо всём мире (и в первую очередь о слабейших, беспомощных и гонимых в этом мире). Мы отвыкли от этого языка в официальных церковных документах», — подчеркнула она.
«Награда для всей Русской Церкви»
13 февраля 2016 года, в третий день своего визита на Кубу, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к мемориалу советским воинам-интернационалистам в Гаване, сообщает Интерфакс. Мемориал был создан при поддержке Фиделя Кастро в 1978 году, к 60-й годовщине Вооруженных сил СССР. На территории мемориала захоронены останки 68 военных специалистов — советских солдат и офицеров, погибших на Кубе в 1962-1964 гг., в том числе при спасении людей во время сильнейшего тропического урагана «Флора» осенью 1963 года.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил реабилитационный центр для детей с нарушениями развития «Солидарность с Панамой» в пригороде Гаваны.
«Вы делаете то, чего другие люди не могут сделать. А это означает, что Бог каждому дает свои дарования. У вас, может быть, нет чего-то, что есть у других детей, но у всех вас есть то, чего нет у очень многих, – у вас есть опыт особенной жизни», – сказал Патриарх, обращаясь к детям.
«Вы нам всем нужны. Вы несете особое служение людям – вы помогаете им быть добрыми, преодолевать свой эгоизм, раскрывать свое сердце навстречу другому человеку», – сказал глава Русской Церкви.
Патриарх Кирилл передал в дар центру инвалидные коляски, ноутбуки, видеопроекторы, развивающие игрушки, сладости, а также иконы Покрова Пресвятой Богородицы для учеников и педагогов.
В тот же день в церемониальном зале Дворца Революции в Гаване состоялось награждение Святейшего одной из высших государственных наград Республики Куба — орденом имени национального героя кубинского народа Хосе Марти.
Орден, учрежденный в 1972 году, вручается кубинским и иностранным гражданам, главам государств и правительств «за большие достижения в деле обеспечения мира и гуманизма, за особый вклад в развитие образования, культуры, науки и спорта, а также за выдающиеся заслуги в созидательном труде».
Выражая благодарность за высокую награду, Патриарх сказал: «Этой наградой Вы наградили всю Русскую Церковь и в каком-то смысле наш народ, который сохраняет глубокие симпатии к трудолюбивому и свободолюбивому народу Кубы».
В тот же день в Гаване Предстоятель Русской Православной церкви встретился с Фиделем Кастро и провел рабочую встречу с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом.
14 февраля Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Гаване
Первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского состоялась в пятницу 12 февраля 2016 года в международном аэропорту Гаваны (Куба). Она продолжалась два часа и закончилась подписанием совместной декларации, в которой был затронуты самые острые вопросы современности.
Со стороны Русской Православной церкви изначально было высказано пожелание, чтобы встреча проходила на нейтральной территории. Проведение ее в Европе было исключено Патриархом, так как именно с этим регионом связана история конфликтов между христианами, начиная с великой схизмы 1054 года, когда произошел исторический раскол христианского мира.