Монастырь Скорбященский. Собор Всемилостивого Спаса.
Во вновь созданном в 1890-м г. Скорбященком монастыре была лишь одна небольшая домовая церковь, расположенная при доме основательницы обители Л.В.Голицыной. Возникла необходимость в новом храме, на строительство которого пожертвовала средства «воскресенская купчиха» А. А. Смирнова (тайная монахиня Рафаила). Проект нового собора во имя Всемилостивого Спаса (иначе – Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста, празд 14 авг. По н.ст.) разработал известный архитектор Иван Терентьевич Владимиров, мастер русского стиля в церковном зодчестве конца XIX в. Чертежи проекта были утверждены Строительным отделением Моск. губернского правления 27 сен. 1890 г. Закладка в присутствии Митрополита Московского Иоаникия состоялась 26 мая 1891 года.
Храмосоздательница умерла в 1893 году и заканчивал строительство собора ее «душеприказчик» И.Е. Ефимов, вложивший и собственные средства. По проекту Владимирова была постароена и ограда по линии Новослободской улицы, примкнувшая к колокольне собора по обе стороны. Собор Всемилостивого Спаса с пределами во имя иконы Богоматери «Скоропослушница» и Двенадцати Апостолов был освящен 25 октября 1894 года Митрополитом Московским Сергием.
Здание собора принимал представитель Строительного отделения инженер Петровский, который отметил, что каменные работы «очень плохо исполнены». Однако исправления не делалось, собор осадки не дал и трещин в стенах нет по сей день. Опубликованы три снимка собора – кон XIXв. и 1910-х г.г., дающие наряду с чертежами проекта исчерпывающую информацию об утраченных частях здания. Имеется также фотография интерьера храма. Резные иконостасы выполнил мастер И.А. Соколов, иконы были написаны в мастерской С.К.Шварева.
В Спасском соборе Скорбященского монастыря часто служили Московские митрополиты и другие представители высшей церковной иерархии. Собор неоднократно посещала Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
В 1929 году собор был закрыт, использовался в качестве учебного здания. В 1976 году здание передано «Станкину». После закрытия собора из него было вывезено все убранство интерьера. Живопись замазана. Снесены главы и ярус звона колокольни. В 1979 г. Станкин собирался разобрать здание. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Томского, остановило уничтожение собора. В 1982 году силами финской фирмы произведена реконструкция здания: поставлены новые перекрытия и перегородки, подшиты своды, облицованы стены, сделаны новые полы. Выломаны старые лестницы и сделаны новые. Боковые входы и западный вход с улицы обращены в окна. Из окна южного фасада притвора протесан вход. Пробиты окна нижнего света в алтаре и ряд других оконных проемов. Своды подвала заменены перекрытием по балкам.
В 1982 году по проекту института «Росреставрация» произведен косметический ремонт фасада и покрытие кровель медью. По образцу сохранившихся изготовлены не недостающие оконные решетки. Документация отсутствует. Стилизованный под XVII в. крупномасштабный, неотштукатуренный собор из красного кирпича играл прежде значительную градостроительную роль. Здание доминировало в застройке Новослободской улицы, завершая ее панораму. Собор главенствовал в монастырском ансамбле. Близкие по стилю корпуса и другие храмы играли по отношению к нему подчиненную роль. И ныне, лишенный завершения и колокольни, собор занимает заметное место в застройке современной улицы. Прямоугольный в плане основной объем соединяет в себе центральный четверик и фланкирующие его симметричные пределы. С востока примыкают три апсиды. Повышенная центральная имеет снаружи пятигранный абрис плана. Одинаковый с четвериком по ширине западный объем объединяет притвор и паперть с лестниками по сторонам. Возвышающийся над пределами четверик завершен ярусом килевидных кокошников. Декоративное пятиглавие стояло на купольном своде. Приделы завершены щипцами с фигурными фронтонами, служащими одновременно наличниками киотов. Щипцовое завершение имеют также прясла боковых фасадов притвора и центральной апсиды. Над лопатками возвышаются кокошники. От колокольни сохранился четверик промежуточного яруса над папертью и нижняя часть разрушенного восьмигранного яруса звона.
Интерьер искажен установкой междуэтажных перекрытий, перегородок, новых лестниц, облицовкой стен и обшивкой сводов. Угловые пилоны четверика скошены. В приделы, притвор и алтарь открываются широкие арки. На пилоны, арки и паруса опирается сферический свод. Своды приделов и притвора подшиты. На старой фотографии видны конхи апсид и глубокие, стрельчатые с переломом распалубки над апсидами приделов. Новая лестница на верхние этажи и в подвал поставлена в притворе. Лестницы по сторонам паперти выломаны. По ним поднимались на хоры, располагавшиеся частично над папертью и над ризничными палатками. В северную часть подвала ведет спуск с улицы. Подвал освещен небольшими окнами. Судя по проектным чертежам подвал был перекрыт сводами. Теперь здесь перекрытие по металлическим балкам.
Несмотря на утраты, здание не потеряло важного градостроительного значения.