— Отец Никодим, монастырь святого Павла, если не ошибаюсь, один из двух афонских монастырей, в котором не прерывалась монашеская жизнь, так что в 1970-е годы, когда произошло возрождение Афона, его возрождать было не нужно: он просто продолжил и продолжает жить. Можно ли сказать, благодаря чему удалось сохранить монастырь и непрерывность традиции?
— В прошлом году вышла книга о традициях Святой Горы. В ней собраны свидетельства святых второй половины XX века, которые очень явно показывают, благодаря чему сохранился наш монастырь и его наследие.
Я пришел в монастырь в 1970-е годы и нашел там живое наследие и живой опыт святых мужей и святых игуменов. Игумен отец Андрей, который предшествовал нынешнему нашему игумену отцу Парфению, был одним из современных святых. Тот, кто настоятельствовал перед ним, отец Евсевий, был игуменом-аскетом, его предшественник, отец Серафим, был очень достойный игумен, тот, кто управлял монастырем перед ним, был великим аскетом.
Монастырь святого Павла стал монастырем высокого духовного уровня, имел богатое духовное наследие, вероятно, именно поэтому в нем продолжает жить непрерывная традиция и не возникают особенные духовные кризисы. В обители всегда жили монахи, пусть не так много, как в других. Нынешний игумен геронда Парфений – продолжатель монастырских традиций, его цель – не привнести что-то новое, а единственно продолжать дело своих предшественников. С первого дня, когда братия вверила ему монастырь, он вел дела с большим смирением.
Действительно, после Второй Мировой войны на Святой Горе начался серьезный кризис, и монахам пришлось столкнуться с разного рода проблемами – и духовными, то есть внутренними, и внешними, например, когда в Греции начали действовать организации, которые воевали против церковной жизни и, естественно, против монашества. Это привело к тому, что в большинстве обителей число монашествующих сократилось. Монастырь святого Павла пережил этот кризис с Божией помощью и благодаря традиции, которая сохранилась от первых монахов. Но теперь кризис Афона в прошлом, очень многое изменилось, есть молодые монахи, которые ревностно относятся к преданию и стремятся следовать примерам великих насельников Святой Горы. Игумения Святой Горы, Божия Матерь, все устраивает. То, что монастырь сохранился до наших дней и не потребовалось внешнее вмешательство, это великое благословение Пресвятой Богородицы.
— Сколько монахов в монастыре святого Павла сейчас?
— 40, и это число было всегда. Также у нас есть два больших скита — Новый Скит, в котором живут греки, и скит Лак, в котором подвизаются румыны. В каждом из них около 40 человек, то есть всего к нашей обители относятся 120 монахов.
— Как Вы учите тех, кто приходит в монастырь, быть хорошими монахами, правильно молиться?
— Есть способы, живы старцы. Кто хочет найти, найдет, и кто ищет подлинного приобретения для души, получит его вне зависимости от того, в какое время живет – в древности или сейчас. Хотя это труд, который требует времени.
— Не только в монастырской традиции, но и в отношениях между людьми нередки разрывы. Как избежать разрывов в супружеских отношениях, в браке?
— Общая цель двоих в христианском браке – Господь наш Иисус Христос. Если Он и Его учение не стоит в центре, отношения становятся общественными, коммерческими, часто только плотскими. Это очевидно. Уходит чувство, люди не уступают друг другу, и на место любви к другому человеку приходит ненависть. Когда главная цель и Учитель – Иисус Христос, получается, что в браке, помимо супругов, присутствует Сам Господь. Отношения строятся совсем иначе, ведь одно дело, когда есть двое людей со своими недостатками, слабостями и прочим, чему подвержен человек, и совсем другое, когда их соединяет сам источник любви. В этом случае Господь руководит супругами во всех ситуациях — и когда они правы, и неправы ¬ учит, как терпеливо принимать друг друга, говоря словами апостола, носить тяготы друг друга, как смиряться перед другим, как вести совместную жизнь.
Брак иначе называется «супружеством». Сейчас много образованных людей, которые много читают, много чего знают, однако не могут значения некоторых простых слов. Слово «супружество» и в греческом, и в русском языке имеет один корень со словом «упряжка», то есть «ярмо». Образованные, как правило, люди городские, а мы¬то из деревни и по возрасту старше, так что знаем, как выглядит ярмо, и видели, как его используют. В ярмо всегда для работы двух волов, и всегда именно пару и никогда одного. Вол – сильное животное, способное к тяжелой работе, но он не может выполнять ее один. Когда один вол обессиливает, работает второй, а когда устает он, вступает отдохнувший первый, и таким образом работа совершается без перерывов благодаря тому, что животные связаны друг с другом ярмом. Для супругов такое ярмо – учение Христа. В жизни, в том числе в супружеской жизни, возникает немало трудностей, но когда есть учение Христа, вещи принимают иной оборот и все изменяется и происходит с пользой.
— Какие впечатления у Вас от поездки в Россию?
— Мы очень рады быть в Москве в светлые дни Рождества Христова. Большая радость для нас – то, что мы имеем возможность сопровождать эту великую святыню, которой с таким благоговением приходит поклониться множество русских людей. Мы, конечно же, ожидали, что придет много народу, но никак не думали, что людей будет так много! Это для нас очень и очень радостно. Нас спрашивают, почему мы привезли именно эти золотые украшения, а не те, которые остались в монастыре. Дело в том, что обычно мы вывозим из монастыря именно этот ковчег. Нельзя сказать, что пластины, которые находятся в нем, лучше или хуже остальных, просто так сложилось.
Меня спрашивали еще про страховку. Российская сторона и Русская Церковь нам в этом очень помогли.
— Что означают узоры на пластинах?
— На пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода. Волхвы были мудрыми людьми, они принесли Христу золото в небольшом количестве именно как символ того, что Христос – Царь. Волхвы не принесли Ему просто золотые слитки, скажем так, из экономических соображений, то есть, чтобы семья Иосифа и Марии могла на них жить.
— Дары — не только христианская реликвия, но и, можно сказать, историческая тоже. Скажите, пожалуйста, были ли попытки со стороны светских ученых изучать Дары? Не только в плане их святости, но, может быть, чисто этнографически: что это за украшения, к какому периоду времени они относятся и так далее.
— Да, были различные исследования, но мы, как монахи-святогорцы, никогда не ставили перед собой цели изучать Дары со светской точки зрения. Мы не имеем никаких сомнений в их подлинности. А что касается благодати, которую Господь посылает через эту святыню, мы неоднократно были ее очевидцами.
— Сейчас Дары впервые вывезены за пределы Греции. Когда в новейшей истории они впервые были вывезены с Афона?
— Впервые они были вывезены в 1980 году в один из городов рядом с Салониками. Раньше мы не могли этого сделать, потому что политические условия не позволяли об этом подумать: была Мировая война, диктатура «черных полковников». Сейчас в Греции мы ежегодно вывозим Святые Дары на поклонение в одну из епархий.