Предки Патриарха Московского и всея Руси Кирилла происходят из окрестностей небольшого городка Лукоянова на юге Нижегородской области.
Это подтверждает даже фамилия патриарха, в миру Владимира Гундяева. Самый известный специалист по именам и фамилиям в Поволжье профессор Семен Черных из Йошкар-Олы полагает, что Гундяев — от древнего традиционного мужского имени, которое у марийцев звучало как Кундей, а у их родственников и соседей мордвы — Гундяй. А оно в свою очередь происходит от корня «кунд», известного в поволжских финно-угорских языках, который переводят как «край, местность, родная сторона». Так что «гундяй» — практически и есть «земляк». А сама по себе связь предков патриарха с мордовским народом — это не простая догадка, которая основывается на фамилии.
«Гундяевы происходят из Лукояновского уезда Нижегородской губернии, но из той его части, где население было в основном мордовским, и поэтому сейчас она входит в состав Республики Мордовия. Их родина — село Оброчное Кемлянского района, — рассказала газете «Гудок» исследовательница истории лукояновской земли, автор книги о ней Фаина Кедяркина. — Именно там родился в 1879 году дед патриарха Василий Степанович Гундяев».
В Поволжье хорошо знают характер выходцев из мордвы: это люди сметливые, любящие и умеющие учиться и готовые до конца отстаивать свои убеждения. Всеми этими качествами обладал, например, Никон — уроженец села Вельдеманово, которое находится на юге Нижегородской области, первый мордвин, который оказался на патриаршем престоле, — тот самый, который провел самую коренную из реформ в истории Русской православной церкви.
В селе Оброчном традиционно занимались земледелием и изготовлением сундуков. Но жизнь его изменилась, когда в конце ХIХ века за околицей стали прокладывать пути линии Тимирязево (сейчас станция называется Красный Узел) — Нижний Новгород и строить станцию Оброчное. Многие ушли на строительство железной дороги, а когда она в 1903 году начала работать, так на ней и остались. Одним из таких жителей Оброчного был и Василий Гундяев.
Василий Гундяев, простой сельский парень, освоил сложную профессию машиниста-механика и перебрался жить поближе к депо в уездный город Лукоянов. Своих детей Василий Гундяев, а среди них и родившегося в 1907 году Михаила, будущего отца патриарха, определил в железнодорожную школу на станции Лукоянов. Школа эта тогда носила имя изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона.
Василий был глубоко верующим человеком. Машинисты в начале ХХ века очень хорошо зарабатывали. Большая семья Гундяева — в ней было семеро детей, среди которых приемные, — не бедствовала, но жила скромно. Василий большую часть полученных денег отсылал в монастырь Афона на вечное поминовение своих родных.
В советские годы Василий Гундяев не смирился с закрытием в городе церквей. Он собирал подписи под письмами с протестами. И был убежден, что обновленческое течение в Русской православной церкви, которое желало приспособить ее к реальности Советской власти, пагубно для верующих. Вместе со своим братом Василий создал небольшую свечную мастерскую и, отпуская свечи церковным старостам, разъяснял, как, по его убеждению, должен вести себя истинно верующий. Когда преподавание Закона Божия прекратилось в школах, Василий Гундяев стал собирать для его изучения детей железнодорожников дома у одного из местных священников. Что власти расценили как антисоветскую деятельность.
В 1922 году Василия Гундяева арестовали. Но он не отказался от своих убеждений, что, наверное, вызовет уважение у каждого — и верующего, и неверующего. Наказанием стала ссылка на Соловки, где он оказался в числе самых первых узников СЛОНа — Соловецкого лагеря особого назначения — вместе с репрессированными священниками. Всего же в его длинной 90-летней жизни было 46 тюрем. Но они не сломили, а укрепили сильный характер этого человека. После освобождения он сам стал священником, служил в Уфимской епархии.
Арест и ссылка выпали и на долю его сына Михаила. Поначалу он готовился к карьере инженера. Но, приехав в Ленинград и став студентом, поступил на Высшие богословские курсы, пел на клиросе подворья Киево-Печерского монастыря. Кстати, в хоре познакомился с будущей женой Раисой Владимировной. В 1933 году последовали арест и ссылка на Колыму. После возвращения Михаил Гундяев также стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище Ленинграда до самой своей кончины, до 1974 года.
Историей семьи Гундяевых заинтересовались в последние годы ученики бывшей железнодорожной школы Лукоянова: краеведческий кружок изучает там судьбы выпускников. Юные историки ездили в Оброчное, познакомились с живущими там потомками этой семьи, нашли на кладбище могилу жены Василия Гундяева.
Будущий патриарх Кирилл появился на свет в 1946 году в Ленинграде, но считает родной для себя лукояновскую землю, куда не раз приезжал.
— Село Оброчное — это наше родовое гнездо. Место, где жили мой дед, мой отец, — признался Митрополит Кирилл в беседе с редактором «Известий Мордовии». — Я приезжал сюда, будучи мальчиком, юношей. Потом, после долгого перерыва, в 1969 году, когда умер мой дед, я приехал в Оброчное его отпевать уже священником…
Митрополит Кирилл не скрывает искренней душевной привязанности к Мордовии: «Здесь чувствую родную землю, тепло людских отношений.
Здесь не развалилось сельское хозяйство… Это свидетельство того, что люди сохранили способность трудиться. И это очень важно.
Обращаясь к землякам, Митрополит Кирилл сказал:- …от всего сердца я хотел бы пожелать своим землякам терпения…Чтоб трудности не разрушали в человеке то прекрасное, что Бог заложил в его природу, а именно – доброту. Мы добрые люди по природе. И не дай Бог, чтобы эти экономические испытания, политический кризис нашу доброту разрушили. Если мы сохраним самое сильное, чем мы обладаем как народ, а именно – доброту и веру, то мы преодолеем эти трудности. И, конечно, я желаю большого успеха руководству республики. Я знаю об их хороших планах и намерениях и надеюсь, что они осуществятся.
Первосвятительский визит в Нижегородскую епархию. Чин великого освящения Покровского храма в городе Лукоянов Нижегородской области и Божественная литургия в новоосвященном храме. Фото Патриархия.ru
Николай МОРОХИН. Газета «Гудок»