Изрядно погуляв по столице, мы решили расширить географию наших прогулок и вывезти читателя за черту современной Москвы. Про марсианские башни, деревянное зодчество, судьбу патриарха Никона и Ново-Иерусалимский монастырь рассказывает писатель и краевед Владимир БЕРЕЗИН.
Град Новый Иерусалим
Город Истра введен в подмосковную землю недавно — в тридцатом году прошлого века. Потому что полтора века он был городом Воскресенском, и золотое солнце гордо горело в его гербе.
Зимой сорок первого Красная Армия освободила не город Истру, а печальные развалины этого города, в снегу дымились щебень и арматура, и скорбен был вид этого места. После войны город Истра-Воскресенск стал совсем иным, построили здесь заводы, а также оборонные институты. И сейчас на другом берегу реки над городом торчат марсианские башни с изоляторами, похожие на космических засланцев. Там в высоковольтном институте испытывают самолеты на молниеустойчивость, и глупо-бесстрашные путешественники пытаются пролезть через забор на испытательное поле.
Много чего интересного есть в городе Истре.
Но только ступи на Истринскую землю, как сразу видно, что сквозь город Истру прорастает Новый Иерусалим.
Смотреть на него надо прежде всего потому, что это место, где земля и река навечно сшиты с русской историей — историей Церкви, политической историей и историей военной.
Лучше всего доехать до станции Новоиерусалимская и пройти немного обратно по Волоколамскому шоссе, которое тут больше похоже на городскую улицу.
И с холма сразу встанет среди деревьев Ново-Иерусалимский монастырь.
Этот вид особенно хорош ранней весной или поздней осенью, когда в окрестных рощах пусто и сыро. Царит мокрый запах недавнего пожарища, вокруг умершая осень. Багрец исчез, и осталось в лесах только тусклое золото.
Через реку перекинут узкий мост — на месте старого, что много лет блистал начищенной табличкой «Жителям города Истра от воинов-саперов», а потом рухнул и лежал наискосок течения. Впрочем, табличка исчезла еще раньше.
И вот она, ограда монастыря с непарадной, тыльной стороны.
Путеводитель сообщает об этом месте так: «До середины XVII века на месте Истры располагались село Воскресенское и три деревни, которые в 1656 году были куплены патриархом Никоном. Он решил создать здесь особенный монастырь, подобный древнему Иерусалимскому храму в Палестине. Сразу после завершения строительства обитель получила название Нового Иерусалима. Причем так стали именовать не только монастырь, но и обширную местность вокруг него с холмами, названными Сион и Елеон, деревней Капернаум и Гефсиманским садом. И даже река Истра была официально переименована в Иордан».
Но жизнь куда прихотливее — Гефсиманский сад, то есть пространство западнее монастыря, населили деревянные постройки Архитектурно-этнографического музея. Стоит у тропинки часовня, можно зайти в добротную крестьянскую избу. Замерла, не движет крыльями, ветряная мельница. На этой мельнице раньше жили четыре кота, среди которых черный был самый наглый. Трещал огонь в печке, висели кругом пучки травы и сушеные грибы.
Основан Никоном
Еще правее (если стоять спиной к стене монастыря) находится мостик через овражек (иначе говоря — Кедронский поток), и тропинка ведет к скиту патриарха Никона, или отходной пустыни патриарха, где он жил во время постов.
Собственно, этот поворот истории и есть то, что привлекает на берег Истры-Иордана честного гражданина. Особое движение истории, в которой вполне было логично перенести град Иерусалим под бок к Москве, выстроить храм и стены, материализовать связь Божьего города с Третьим Римом.
Монастырь был основан Никоном всего через три года после того, как он предписал совершать крестное знамение тремя перстами, и спустя два года после того, как Собор положил начало исправлению московских книг по греческим образцам.
Это время Никона и Аввакума — время рождения в муках новой идеологии и новой государственности — вот что такое след истории на берегах подмосковного Иордана.
Но зимой 1666 года Никон был низложен, лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан сперва в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
При Федоре Алексеевиче Никона вернули, да только он скончался в дороге близ Ярославля. И вернулся он не в свой скит, а в северный придел Воскресенского собора, где, как говорят, «Федор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу».
Русская история такова, что принимает в себя и дело Никона, и дело Аввакума, не исключая ничего.
В монастыре работали архитекторы Заборский, Бухвостов, Казаков, Растрелли, Воронихин и Тон. Строили долго и дорого — Воскресенский собор с гробом Господним кормили и рыбная ловля на Белом море, и солеварни в Старой Руссе, и многие земли. Впрочем, в 1764 году земли поделили между тремя монастырями.
Закрыт он был, как и многие монастыри, в 1919-м, а возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь в 1994 году.
После войны монастырь представлял угрюмое зрелище: ротонда обвалилась, пространство вокруг было разорено. Да и потом тут был пересыльный лагерь, в котором успело посидеть много известных людей, в том числе Александр Солженицын и писатель Штильмарк.
У монастыря — горькая судьба. Его старались отстроить, но то и дело в строительство вмешивалась природа. Во время знаменитого урагана 1998 года обвалилась макушка ротонды, то и дело происходили иные мистические происшествия. Тогда, в ураганном году, директор музея со слезами на глазах рассказывал, что было у них три беды: в восемнадцатом веке обвалился купол, в сорок первом немцы взорвали все что могли, а теперь ураган повалил кресты, посносил крыши и деревья. Причем рухнули и трехсотлетние деревья в Гефсиманском саду — уцелел только Никоновский скит.
Сейчас и главный храм, и надвратная церковь снова в лесах. Да церковь, деревянную церковь в Архитектурном музее, на паперти которой славно было сидеть путнику, сожгли лет десять назад. Ее специально сожгли какие-то негодяи, как рассказывают сотрудники музея.
Пустой гроб
Среди достопримечательностей Ново-Иерусалимского монастыря не исторического, а привнесенного плана есть еще одна, и связана она с кладбищем на его территории.
Дело в том, что у известного беллетриста Акунина есть роман «Внеклассное чтение», который своим сюжетом отсылает к «Путешествию из Петербурга в Москву». Только не аристократ едет там между столицами, а маленький мальчик Митенька-Митридат, что влип в дворцовые истории, не менее для него опасные, чем бандитские разборки ХХ века. Там вместо логических размышлений, ведущих к вечеру у камина, когда, пыхая трубкой, сыщик назовет убийцу, — дорожная пыль, снег по колено, суета, масоны, хирурги из тех, кто лепят лица как пластилин, милиционеры с простреленным горлом, красивая девушка, взятая заложницей, миллионные контракты, потомок сыщика, предки сыщика… В итоге маленького героя Митю Карпова спасают от смерти, а в монастыре хоронят вместо него пустой гроб.
И вот на страницах акунинского романа современная героиня разглядывает некрополь:
«Смотри, какая смешная надпись, — сказала она, водя пальцем по полустершимся буквам. — «На сем месте погребен конной гвардии вахмистр Дмитрий Алексеевич Карпов на седмом году возраста своего веселившимся успехам его в учении родительским сердцам горестное навлекший воспоминание преждевременною 16 марта 1795 года своею кончиною. Покойся милый прах до невечерня дня»».
«Вахмистр на седьмом году возраста» — удивляются герои.
Но, действительно, такая могила в старом некрополе есть. Однако похоронен там не Дмитрий Алексеевич Карпов, а Дмитрий Александрович, к тому же рядом есть плита с надписью: «На сем месте погребен тайный советник и ордена св. равноапостольного князя Владимира большого креста второй степени кавалер Александр Дмитриевич Карпов», который скончался «в возрасте 69 лет декабря 15 дня 1815 года».
Экскурсии по монастырю, как и посещение музея, платные, бесплатен вход в храмы. За умеренные деньги можно забраться на стены. Впрочем, разумный путешественник должен прислушаться к своим желаниям — зайти в Воскресенский собор в общем-то необходимо, и желание это очевидно, а вот сам музей, который существует внутри монастыря, остается как бы в тени храмов. Меж тем этот музей весьма примечателен: ранее он был областным музеем, где можно увидеть, помимо обычного краеведческого ассортимента наконечников стрел и черепков, немало примечательных экспонатов.
В 1991 году музей разделился на несколько независимых, и в трапезных палатах осталась только основная часть, где можно увидеть предметы церковного обихода, галерею иконописи, золотое шитье и изделия народных промыслов.
К тому же сюда были свезены коллекции местных усадеб. Работает музей по стандартному графику: выходной — понедельник, а также последняя пятница месяца. Картинная галерея находится на отшибе, за стенами монастыря.
Война останется
Тот путешественник, что торопится дальше, для которого Новый Иерусалим лишь остановка в пути, все же должен посмотреть хотя бы один из экспонатов музея деревянного зодчества — стоит зайти внутрь крестьянской усадьбы Кокориных, упомянутой раньше. Эта сложная конструкция включает избу-пятистенок, клети и внутренний двор. Примечательно, что это сооружение, построенное в середине ХIХ века, было перевезено сюда с противоположной окраины Москвы — тогда из села Выхино Люберецкого района. В избе много интересного, не меньше, пожалуй, чем в иной дворянской усадьбе. Разглядывая большую русскую печь, образцово выстроенные интерьеры, можно сделать для себя много открытий из области крестьянского быта.
Только надо помнить, что деревянные постройки, как это обычно бывает в нашем климате, открыты для посещения лишь в летнее время, с мая по октябрь.
Однако у человека, решившего отдать поездке день целиком и путешествующего пригородными поездами, иной путь.
Выйдя из монастыря, следует свернуть через парк, мимо стадиона — это как раз по дороге к станции Истра, которая в четверти часа пути отсюда.
Там, скрытый деревьями от стороннего взгляда, гудит на ветру жестяной самолет. Это ввинчен в небо штурмовик «Ильюшин-2», тот самый, что нужен был «Красной Армии как хлеб, как воздух».
Война все равно навеки сопряжена с этим местом, и, когда время уничтожит следы разрушения в монастыре, все равно останется память о ней.