В «Живом общении» в этом году обязательно будет много Толстого
Михаил Павловец, учитель литературы лицея Высшей школы экономики, кандидат филологических наук
Мне кажется несколько спорной идея, что когда мы читаем книгу или смотрим фильм, мы вступаем в диалог с произведением искусства, потому что если быть честным, фильм или книга – это все-таки не совсем диалог, это немой текст. Оживает он только тогда, когда мы к нему обращаемся.
А потом мы встречаемся друг с другом, чтобы обсудить прочитанное, и начинается настоящий диалог – не с пленкой, не с партитурой, не с книжкой, а с живым человеком. Спор, глаза, тепло, переживать вместе одинаковые эмоции и сталкиваться на разных. И для этого и нужны наши литературные лекции в «Живом общении», которые в этом году мы будем проводить в соответствии с литературным календарем.
В «Живом общении» в этом году обязательно будет много Толстого – например, лекция Дмитрия Бака в октябре по «Анне Карениной». Будет лекция Михаила Павловца о стихах Маяковского, в ноябре будем говорить о Тургеневе, а в декабре проведем круглый стол по Солженицыну. Кроме того, мы продолжаем работать с Достоевским, и у нас начинается масштабный проект с библиотекой им. Достоевского под названием «Достоевский 3D», который позволит нам обсуждать писателя с разных сторон.
Кстати, могу рассказать потрясающую байку, связанную со столетием смерти Льва Толстого, – многие не верят, что это правда, но так и было.
Я был заведующим кафедрой в одном педагогическом вузе. И вот однажды, когда мы с коллегой стояли и курили, позвонил проректор и сказал: из департамента образования поступило строгое указание отметить на кафедре столетие со дня смерти Толстого. Я сразу уточнил: будет ли финансирование? «В рамках бюджета», – ответили мне. Это значит «проводите все за свой счет».
Хорошо, говорю я, записывайте: планируется выставка книг, посвященных столетию со дня смерти Толстого, открытая лекция… – слышу, что проректор записывает. Я продолжаю: торжественное заседание кафедры, посвященное столетию Толстого, пеший поход сотрудников кафедры босиком в Ясную Поляну, в общем, наговорил пять или шесть пунктов.
А в сентябре я появился на рабочем месте, прихожу к декану, а у него круглые глаза. Он показывает мне приказ из департамента образования – настоящий приказ с печатью и подписью – где написано: «Кафедре литературы провести следующие мероприятия» – и четвертым или пятым пунктом значилось: «Пеший поход босиком сотрудников кафедры в Ясную Поляну». Мало мне было этих шуток – я повесил этот приказ в соцсетях, написав, что, мол, теперь придется выполнять.
И началось. Позвонили из Ясной Поляны: «А мы вас ждем» – 10 ноября, естественно, в день смерти Толстого. Позвонили из «Московского комсомольца» – Тула: «Мы узнали, что ваша кафедра подготовила интересные мероприятия, хотим освещать». Позвонило общество босоходящих – оказывается, есть и такое: «Мы пойдем с вами, проинформируйте, когда выходим, откуда». Последней каплей стал материал о том, что в Москве покончил с жизнью студент, потому что их заставляют ходить в походы босиком. С тех пор я не люблю юбилеи смертей великих писателей и отмечаю их только в узком кругу…
В 2019 году мы отмечаем юбилей Пушкина, в сентябре было 190 лет со дня рождения Толстого, в июле 2018-го было 125 лет Маяковскому, а в марте исполнилось 150 лет Максиму Горькому.
В декабре 2018 года – столетие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Страна будет отмечать его на государственном уровне, хотя фигура Солженицына очень противоречивая, к нему по-разному относятся, но что нельзя не признать – это то, что Солженицын был мощным, действительно могучим явлением в литературе.
Еще один юбиляр – Иван Андреевич Крылов: мы отмечаем 250-летие со дня его рождения. Это вроде бы детский писатель, но он нам интересен тем, что, во-первых, его биография – это история русского эпикурейца, раблезианца, а во-вторых, конечно же, он создатель живой речи русской литературы, а потом уже – Пушкин, и с него литература заговорила понятным сегодняшнему школьнику языком.
Важная дата – 200-летие Тургенева, основоположника русской беллетристики. В русской литературе есть великие произведения, но очень мало беллетристики, то есть произведений легких, хорошо читающихся, но при этом занимательных и неглупых, которые не унижают ум и не оскорбляют чувств читателя. Вот Тургенев и есть самая настоящая качественная беллетристика, которая и затрагивает интересные проблемы, и при этом заставляет и слезу пролить, и в затылке почесать, и посмеяться.
Что мы представляем себе, когда говорим о балете Прокофьева
Марина Лебедь, руководитель центра музыкальных проектов НИУ ВШЭ, лектор-музыковед, музыкальный критик
В лектории «Живого общения» в этом сезоне мы, пожалуй, поговорим об оперной и балетной традиции ХХ века, о Стравинском и Прокофьеве, Шостаковиче и Бернстайне, посмотрим «свежие» постановки. Ведь мы нередко напрягаемся, если видим в афише крупные театральные сочинения XX века. Узнав больше про эту музыку, ее законы и язык, мы откроем для себя и этот репертуар тоже. Поверьте, он того заслуживает.
Расскажу о том, что нас ждет в сезоне 2018-2019 годов, о тех событиях в музыкальной жизни столицы, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, безусловно, одно из главных осенних событий – фестиваль Прокофьева в моем любимом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Редко когда на одной театральной площадке столь разнообразно представлено творчество одного композитора! Что мы представляем себе, когда говорим о балете Прокофьева? Конечно же, «Ромео и Джульетту». Но нам покажут «Золушку» и «Сказ о каменном цветке» – последний прокофьевский балет.
Но кульминация, конечно, – это возобновление оперы «Война и мир». Как здорово, что в юбилейный год Толстого и в год столетия оперной студии Станиславского и Немировича-Данченко театр дает такую крупную, масштабную постановку, одну из самых сложных русских опер.
Чем ответит Большой театр? В главном театре страны постановки опер Россини: «Севильский цирюльник», знакомый многим, и интересная опера, которую мы мало знаем, – «Путешествие в Реймс». Кроме того, в Большом есть и интересные балетные истории: помимо классики жанра, «Дон Кихота», «Лебединого озера» и так далее, Большой представляет вечера одноактных балетов, среди которых – неожиданный «Петрушка» Стравинского. Я никогда не видела этот балет идущим на российских сценах и думаю, на это стоит посмотреть.
Интереснейший проект филармонии – Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», который пройдет в конце ноября уже в шестой раз. Этот фестиваль показывает классику XX века, которая по ряду причин в нашей стране не звучала. Кроме того, в этом году в рамках фестиваля объявлен конкурс для молодых композиторов на написание сочинений для симфонического оркестра. Партитуры-победители прозвучат в фестивальных концертах. Это будет не просто актуальная музыка – это будет то, что в буквальном смысле этого слова было вчера написано, а сегодня уже исполнено.
Арии о войне и мире эпохи барокко и немножко современных
Анна Андрушкевич, продюсер концертного зала «Зарядье»
И вот наш зал в «Зарядье» открылся. Мы увидели абсолютно готовый зал, построенный по европейскому образцу. На открытии 5 сентября Плетнев играл Пятую симфонию Чайковского. Аплодисменты, тишина, и вдруг стук: это за спиной дирижера, где-то далеко внизу девушка вошла в зал и идет на каблуках. Так что с акустикой в нем тоже все в порядке.
Если вы даже бегло просмотрите афишу, вы увидите много ярких имен: Гидон Кремер с Kremerata Baltica, Джойс Дидонато – певица направления барокко, которая по всему миру, кстати, дает мастер-классы, после которых такая музыка слушается совершенно иначе. Джойс Дидонато привезет к нам замечательную программу «Война и мир», где она собрала арии о войне и мире эпохи барокко и немножко современных.
Из менее известных имен – Эндрю Пэррот, концерт 25 сентября, «Страсти по Иоанну» Баха. Это абсолютно особенная британская история. Эндрю Пэррот – английский дирижер из поколения Гардинера, Норрингтона, из тех, кто начинал когда-то движение исторического исполнительства и одним из первых взял скрипки с жильными, а не с металлическими струнами. Но при этом он с самого начала оказался самым радикальным. Однажды он прочитал статью, где было написано, что у Баха в духовных сочинениях не было хора.
Мы привыкли к тому, что в «Мессе» Баха, в «Страстях…» большой состав, и там обязательно хор, а автор статьи поднял документы и по количеству певцов доказал, что хора у Баха не было и что хоровые номера исполнял ансамбль солистов. Пэррот решил протестировать и исполнил крупные сочинения Баха без хора. И это на некоторое время перевернуло историческое исполнительство.
Искусство – это всегда о нас
Ольга Полуэктова, искусствовед, куратор направления «Искусство» лектория «Живое общение»
В этом году в «Живом общении» мы планируем много говорить о современном искусстве. Это сегодня самая спорная тема. Одни говорят, что это вообще не искусство, другие – что наконец-то теперь стало интересно жить и вот оно, настоящее. С нашими лекторами мы будем обсуждать, что современное искусство может рассказать нам о нас самих, ведь, как бы мы к нему ни относились, искусство – это всегда о нас.
В Пушкинском музее до 14 октября идет прекрасная выставка венецианской живописи XVIII века и очень интересная основная выставка перекрестного года культуры Японии и России – живопись и графика эпохи Эдо.
В Третьяковке ожидаются большие ретроспективные выставки из тех, на которых ломают двери: до января – большая выставка Михаила Ларионова, а с начала октября до февраля будет Куинджи.
В Кремле нас ждет выставка украшений «Булгари». Это ретроспективный показ: от этнических серебряных украшений греческих ювелиров до изделий всемирно известного итальянского ювелирного бренда, принадлежавших Лиз Тейлор, Одри Хэпберн и прочим знаменитым женщинам.
Музей русского импрессионизма покажет большую ретроспективную выставку Давида Бурлюка. Он из тех авангардистов, которые перевернули наше представление об искусстве. В Институте русского реалистического искусства очень интересная выставка художника пятидесятых-шестидесятых годов ХХ века Георгия Нисского.
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки с 25 по 30 сентября пройдет Салон изящных искусств и дизайна, в нем будут участвовать крупные коммерческие галереи. Обещают привезти шедевры от Эль Греко до Гончаровой. И это вещи, которые мы можем больше никогда не увидеть, потому что они находятся в частном владении и продаются в частные коллекции. Это уникальная возможность, которой нельзя не воспользоваться.
Ксения Кнорре Дмитриева