Вопрос. Дочке 5 лет, и она любит снимать шортс (видеоролики продолжительностью до 60 секунд. — Примеч. ред.). С монтажом и озвучкой делает небанальные сюжеты. Сама во всем разобралась. Вместе выкладываем ее контент в закрытый доступ, для себя. Смущает, что дочка смотрит ролики других людей и сталкивается с грубыми или низкоинтеллектуальными выражениями вроде «ты че», «математичка — тупая истеричка», которые копирует. Бывает, сталкивается с чем-то пугающим и из-за этого тревожится. Хотя прошу ее смотреть только полноразмерный детский контент, она все равно включает шортс. С одной стороны, хочется поддержать хобби — съемку роликов. С другой — боюсь, что взрослый YouTube принесет ребенку вред.
Оградите ребенка от взрослого контента
На мой взгляд, возрастные ограничения в случае с YouTube имеют смысл. В целом разделение контента по возрастам оправдано. Конечно, каждая семья по-своему проводит границы, определяя, какой контент соответствует возрасту ребенка, а какой нет, но в целом ограничения нужны.
Дело в том, что взрослый контент может причинить вред детской психике: перевозбудить, напугать, а иногда и серьезно ранить. Видео и онлайн-игры бывают пугающими, жестокими, там могут быть сцены насилия или сексуализированные сюжеты.
Итак, контроль контента нужен.
Ограничивайте экранное время
Второй вопрос — это объем времени, который ребенок проводит с гаджетами. На этот вопрос разные специалисты смотрят по-разному: кто-то убежден, что ребенок интуитивно сам способен организовать себе экранное время. А кто-то устанавливает определенные ограничения по времени.
Лично я придерживаюсь второго подхода: на мой взгляд, неограниченный доступ к экрану не полезен. Того же взгляда придерживаются и некоторые зарубежные профессиональные ассоциации.
Это как с едой. Если поставить перед пятилетним ребенком трехъярусный и самый вкусный на свете торт, чтобы в любое время дня и ночи он мог полакомиться, то велика вероятность, что его пищевое поведение станет нездоровым.
Так и в случае с телефоном. Не стоит давать возможность бесконтрольно и нон-стоп им пользоваться, иметь полный доступ ко всему, чего душа просит. Ограничения должны существовать, и вводить их следует самим родителям. Следить за тем, что ребенок смотрит, тоже придется взрослым.
Ограничения могут быть жесткими, например, не более часа в день. Или гибкими, «придешь с кружка, сделаешь уроки — дальше твое время». А могут общесемейными: «после 20:00 все убираем телефоны».
На мой взгляд, родителям стоит контролировать и объем, и содержание контента.
Разберитесь, что нравится ребенку в чужих видео
Третий вопрос — культура. Многих, как и автора письма, смущают грубые и глупые шутки, которых часто много в детских видео. Что с этим делать?
Низкая культура — тоже часть культуры. В низком жанре много прекрасного — взять хотя бы «Москва–Петушки» Венедикта Ерофеева. И в какой-то момент, рано или поздно, ребенок неизбежно познакомится и столкнется с низкой культурой. Какие-то взрослые считают, что можно и нужно сразу знакомиться со всем на свете, и ребенок сам сделает выбор, принять или отвергнуть эту сферу. А кто-то предпочитает оберегать детей от этой части культуры, с чем-то знакомя раньше, а с чем-то максимально позже.
Я — сторонник второго взгляда: по возможности высокие образцы культуры предъявлять детям раньше и в большем объеме. А низкие — позже и в меньшем количестве. И это не вопрос психологического здоровья, а вопрос воспитания, ценностей, принципов и культуры в вашей семье. Поэтому стоит спросить себя: каковы мои принципы, какое воспитание я хочу дать своему ребенку. И в соответствии с этим выстраивать стратегию: что раньше, что позже, чего больше, чего меньше.
Кроме того, если вы хотите что-то запретить, то нужно хорошо представлять, что именно. Я бы советовал посмотреть тот контент, который нравится ребенку. Вместе с ним 10 минут полистать шортсы или поиграть в видеоигры. В этот момент приберегите осуждение. Оставайтесь в позиции ученого, задача которого понять, что же здесь привлекает ребенка. Понаблюдайте, обдумайте, обсудите со вторым родителем — и только потом устанавливайте правила.
Конечно, это непросто, ведь на ребенка влияют не только родители, но и сверстники, и рекомендации YouTube, и общий культурный фон. Если все в классе смотрят определенного блогера, то ребенку тоже хочется.
Поэтому чем старше ребенок, тем больше наша стратегия должна из «запретительной» превращаться в «предлагательную»: не «как мне не дать ему смотреть YouTube», а «что еще стоит показать, с чем познакомить, как расширить его горизонты».
Но с дошкольниками, по моему опыту, вполне полезны и разумны запретительные меры. Например, «смотрим только детский YouTube» или «шортсы 5 минут, потом Дисней».
Поддержите хобби
Про съемку шортсов стоит сказать отдельно. Думаю, что это классное хобби, и здорово, если родителям удается поддерживать в этом своего ребенка. Поощрять, помогать, вдохновлять — правильно.
Возможно, в какой-то момент можно начать публиковать видеоролики дочки даже в открытом доступе. Видео можно вместе придумывать, монтировать, смотреть, что получилось.
Но я бы разделял создание видео и их просмотр. Конечно, если девочка сама снимает шортс и как-то хочет в этом развиваться, то ей важно быть в курсе трендов, смотреть и чужие видео, чтобы разобраться в том, что сейчас актуально. Гаджет в таком случае превращается уже не только в развлечение, но и в способ развиваться в области, которая близка и интересна. А значит, полный и жесткий запрет на просмотр чужих видео не будет разумным. Но, на мой взгляд, по-прежнему нужны ограничения: например, не больше часа в день на монтаж и не больше получаса на просмотр чужих шедевров.
Такое разделение съемки и просмотра с ограничением по времени позволит соблюсти здоровый баланс.
Наблюдайте за ребенком и ищите баланс
Наконец, самый важный критерий в ситуации взаимодействия с гаджетами — состояние ребенка. Все сказанное выше можно взять и отложить в сторону, потому что это наиважнейший параметр, на который следует ориентироваться родителям.
Если дочка делает X (смотрит YouTube), у нее усиливается тревога, то вывод простой: X надо делать меньше.
Контролировать контент, который потребляет ребенок, время, которое он проводит в гаджетах, повторюсь, очень непросто. Вероятно, ребенок часто будет пытаться нарушить те ограничения, которые вы устанавливаете — это создаст напряженность в отношениях. Скорее всего, не сразу удастся подобрать ограничения так, чтобы они подходили и вам, и ребенку. Кроме того, он будет меняться, и ограничения надо будет подстраивать.
Это не значит, что ребенок плохой и не хочет слушаться маму; это не значит, что вы плохой родитель, который ограничивает свободу и лишает удовольствий. Это обычная родительская «работа». У ребенка незрелая психика, его самоконтроль еще только начинает развиваться.
Шортс и видеоигры — очень сильный стимул. Тысячи талантливых людей каждый день работают над тем, чтобы ребенку было трудно оторваться от телефона. Поэтому, конечно, удовольствие от игры в смартфоне гораздо «острее», чем от настольной или игры с игрушками. Руки сами тянутся к гаджету. Но ваша задача останавливать ребенка и учить его здоровым привычкам потребления медиаконтента.
Как именно — путем проб и ошибок. Вы балансируете между попустительством и слишком жесткими запретами. Полезно себя спрашивать: «Куда меня перекосило сегодня? Какой маленький шаг мне надо сделать, чтобы вернуть баланс?»
Верю, ваша родительская чуткость поможет на этом пути, каким бы трудным он ни был.