Елена, мама девочки с игровой зависимостью:
У нас в семье изначально упор был на отношения и общение друг с другом. Мы всегда много разговаривали, делились впечатлениями о том, что случилось с нами. Любили все вместе смотреть кино. Однажды сломался телевизор и мы долго размышляли: чинить или купить новый. Пока думали, оказалось, что без него лучше. Вместо просмотра телевизора стали вечерами всей семьей ездить на велосипедах и на роликах, если непогода – все вместе играли в настольные игры. И разговаривали, разговаривали.
Дочка училась с удовольствием, интересом, по собственной воле участвовала в олимпиадах, мы поддерживали любое ее начинание, увлечение.
Не задумываясь, подарили на шестнадцатилетие планшет. И – началось. Учеба оказалась не интересна, и с ней появились проблемы. Школьные олимпиады оказались вдруг скучными и бессмысленными. Общаться в реальности ей уже тоже не хотелось, все прежние увлечения стали не нужны.
Оказалось, что ребенок постоянно сидит в социальных сетях, общается, слушает музыку. Потом появились игры и фильмы.
К ЕГЭ отказывалась готовиться: «А какой смысл?»
Пытались разговаривать, наказывать, отнимая планшет. Никакого толку.
Помогла на тот момент работа с психологами, вновь появилась заинтересованность в учебе: дочка сдала ЕГЭ, поступила в тот вуз, в который сама захотела.
Начала учиться с воодушевлением, но после пар – планшет, до трех-четырех ночи, а в семь – вставать.
Учеба стала уже не такой интересной, малейшая неудача выбивает из колеи, причем неудачи как реальные, так и те, что происходили в виртуальной реальности.
Глобальный срыв произошел после конфликта с одним из преподавателей. Ребенок ушел в планшет с головой и (пока временно) из института – в академический отпуск.
Чем дочь занималась в отпуске – догадаться несложно: жила в планшете, ее реальность – это игры и фильмы, на улицу почти не выходила.
На просьбы помочь – огрызается, ведь она уверена – у нее нет проблем. На серьезный разговор не выходит. Только и слышу: «Мне некогда!» Раздражается, если отвлекают от планшета хоть ненадолго. Прежнее время, когда мы делились всем на свете, вспоминается как что-то далекое.
Психолог уже не помог. Новый учебный год показал, что планшет полностью победил выбранный вуз, мечты о будущей профессии. Постоянные пропуски привели к тому, что институт пришлось оставить.
Говорю, что раз не учится, нужно идти работать. Отказывается: «Я есть перестану, но работать не пойду».
Я обратилась к психиатру, он сказал, что требуется стационарное лечение. Но ребенок отказывается, угрожает сделать что-нибудь с собой, если мы пойдем против ее воли.
Я вымотана, постоянно в борьбе за дочь, ищу специалистов, думаю, что делать. А ей – хорошо в этом мерцающем виртуальном мире, ее ничего не тревожит…
Сейчас, столкнувшись со всем этим, я знаю – такое может случиться с каждым, и доверительное общение с родителями, совместные интересы – совсем, совсем не страховка.
Планшет необходимо жестко ограничивать у всех детей, зависящих от родителей. Ограничивать по времени и по контенту. У нас с мужем между собой не было четких договоренностей насчет ограничений. Это повлияло на ребенка.