— Религиозный фактор играет ли какую-то роль в событиях последних недель на Украине?
— Население Украины очень неоднородно по своему менталитету. Для жителей Западной Украины характерна высокая степень политической активности, «пассионарности», выражаясь языком Льва Гумилева. Это сочетается с их приверженностью идеям национализма. Кроме того, они хорошо организованы, легки на подъем. Так что при любых политических коллизиях на киевском Майдане всякий раз оказывается значительное число галичан. Жители других областей Украины более инертны, не склонны столь бурно выражать свои политические взгляды. Население Галиции — в основном, приверженцы униатства или раскольнических сообществ. Поэтому греко-католиков в митингах на Майдане не меньше, чем православных, что, конечно, не отражает реального соотношения религиозных конфессий на Украине. При этом как римо-, так и греко-католики, разумеется, все выступают за евроинтеграцию. Среди православных можно встретить как сторонников, так и противников сближения с Евросоюзом, причем последних значительно больше.
Но все же думаю, что религиозный фактор не слишком влияет сегодня на происходящее на Украине. Множество людей тривиально выбирают для себя, прежде всего, более легкую, с экономической точки зрения, жизнь. Многие откровенно говорят, что они хотят добиться безвизового въезда в Европу, чтобы ездить туда на заработки, получить финансовую помощь. Хотя не факт, что все это будет в случае подписания соглашения с Евросоюзом. Есть те, кто верит, что в случае создания некоего союза с Европой на Украине появятся политические свободы, которые гарантирует им Европа. Много недовольных правлением Януковича, который до избрания президентом обещал одно, а в реальности делает совсем другое. Но в основном господствуют совершенно обывательские настроения. При этом очень мало трезвого понимания ситуации. То, что европейский выбор может оказаться чреват большими потерями, как экономического, так и духовно-нравственного порядка, к сожалению, большинство населения мало осознает.
— Какие могут быть негативные последствия ассоциации с Европой в религиозном плане?
— Все издержки либерализма, которые мы наблюдаем сегодня в Европе, закономерно придут и на Украину. Только что появилось сообщение, что Европейский суд по правам человека уравнял в правах гомосексуальные и гетеросексуальные браки. Если исходить из представлений, что свобода — это вседозволенность, это свобода делать грех, то Украину новые командиры из Евросоюза тоже будут заставлять принимать законы и решения, которые будут идти вразрез с православной этикой, традиционной моралью и евангельскими заповедями, к которым пока привержены большинство украинцев. Повторюсь, это сегодня почти не осознается большинством украинцев, митингующих за Евросоюз. Так же как не осознается, что и по экономике Украины может быть нанесен колоссальный удар. Партнерство Украины с Европой предполагает неравноправные отношения, от чего Украина, по-видимому, больше проиграет, чем выиграет, особенно восточно-украинская экономика, которая имеет большой потенциал и, по сути, содержит сегодня западные регионы страны.
Сиюминутная выгода движет людьми, но, конечно, далеко не всеми. И то, что мы видим на Майдане в Киеве — это отнюдь не голос всего украинского народа. Но, к сожалению, Восток Украины политически инертен, его население не выйдет протестовать на улицы (если, конечно, совсем уж не допечет), как это привыкли делать галичане, давно научившиеся оперативно организовывать массовые манифестации. Кстати, мне представляется, что нынешние события на Майдане были заблаговременно спланированы, а не явились стихийной акцией.
Если говорить о демократическом подходе к определению выбора отношений Украины с Европой и Россией, то целесообразно, наверное, было бы провести всенародный референдум, максимально «прозрачный». Его результаты позволили бы гораздо объективнее оценить настроение большинства украинцев. Пока же манифестанты вынуждают власть исполнять свои требования, угрожая тем, что ситуация в стране может дойти до критической. По сути, имеет место шантаж власти группой оппозиционных деятелей, сумевших поставить на Майдане политический спектакль с большой массовкой. Понятно, что они находятся в оппозиции, но их методы отнюдь не демократические и не конституционные, которые следовало бы применять, демонстрируя свой европейский выбор.
— Политическая позиция как-то связана с религиозными взглядами?— Конечно! Большинство верующих на Украине – это православные канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Чем дальше к западу страны — тем больше приверженцев раскольнического «Киевского патриархата», в Галиции доминируют греко-католики. Есть еще римо-католики и протестанты, но их численность невелика. Православные на Украине находятся в большинстве. Даже в Галиции около трети населения считают себя православными, хотя и принадлежат, в основном, к раскольническим сообществам — «Киевскому патриархату» и, в меньшей степени, «Украинской автокефальной православной церкви», которая в последнее время совсем деградировала. На востоке раскольников меньше, там в большинстве — приверженцы канонического Православия. Католики и раскольники, естественно, за союз с Европой, большинство православных канонической Церкви тяготеют к России. Но это тяготение больше связано с ощущением духовного единства. К сожалению, современная Россия очень мало что может предложить украинцам, чтобы привлечь их на свою сторону. Наша довольно отсталая сырьевая экономика, коррупция властных структур и многие иные наши негативные черты, увы, закономерно отпугивают многих жителей Украины.
— В своем заявлении, посвященном ситуации в стране, Блаженнейший митрополит Киевский Владимир сказал в частности, что нужно всеми силами сохранить единство страны. В прессе и блогах также обсуждают возможный сценарий распада Украины на западную и восточную часть. Насколько, с вашей точки зрения, угроза распада сейчас реальна или это не более чем слова?
— Насколько это реально в нынешней ситуации, мне судить довольно сложно, но то, что митрополит Владимир упомянул об этом в своем заявлении, говорит о том, что в Церкви считают, что такая ситуация возможна. Мне тоже кажется, что в долгосрочной перспективе, если кризис на Украине будет нарастать, это может стать реальностью. Тем более что политический кризис соседствует с экономическим. Если противоречия углубятся, то усилится и общественное напряжение. Дело в том, что Восток Украины (Восток в широком смысле, в том числе и южные регионы Украины) в ментальном плане очень отличается от Запада, в экономическом отношении также — экономика там гораздо сильнее. Если на Востоке осознают угрозы украинской экономике в случае евроассоциации, то там народ может активизироваться. Особая ситуация в Крыму, где, с одной стороны, подавляющее большинство населения русскоязычное, а с другой стороны в последние годы сильно выросло крымско-татарское исламское население, которое склонно демонстрировать свои амбиции и считает Крым исключительно своим. Так что раскол страны может произойти не на две, а на гораздо большее количество частей.
— Имеет ли свою позицию Украинская Церковь?
— Четко выраженной позиции священноначалия Украинской Церкви по вопросу о евроинтеграции, как мне кажется, не прозвучало. Конечно, Церковь должна быть вне политики. Но опасения по поводу возможного размывания христианских ценностей в случае ассоциации с Европой, вероятно, следовало как-то высказать и потребовать от власти определенных юридических гарантий в этом плане.
Конечно, здесь играет определенную роль, что Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир сейчас тяжело болен и не может выступать, разъяснять что-либо своей пастве, вести диалог с властью. Так уж получилось, что сегодня практически невозможно услышать мнение Предстоятеля Церкви о происходящем. Это создает некоторую двойственность. Например, на Майдане появились священнослужители, которые позиционируют себя как представители канонической Украинской Православной Церкви и однозначно заявляют о поддержке оппозиции. Но ведь этими настроениями не исчерпывается позиция всей Украинской Православной Церкви и ее духовенства.
— Какого ответа ждет от Церкви народ?
— Церковь в любые времена, в любой ситуации должна, прежде всего, примирять и объединять людей, способствовать их диалогу и мирному решению всех споров и конфликтов.
С Владиславом Петрушко
беседовал Александр Филиппов